Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.
ции
Э1 Э2 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Виды внеклассной деятельности по предмету «Иностранный язык»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Формы внеучебной деятельности по предмету «Иностранный язык»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету
1.Специфика внеучебной деятельности по иностранному языку.
2.Принципы внеучебной деятельности по иностранному языку.
3.Задачи организациии внеучебной деятельности по иностранному языку.
4.Виды внеучебной деятельности по иностранному языку.
5.Формы внеучебной деятельности по иностранному языку.
6.Психолого-педагогические аспекты организации внеучебной деятельности по иностранному языку.
7.Планирование внеучебной деятельности по иностранному языку.
8.Соревновательные формы внеучебной деятельности по иностранному языку.Конкурсы, игры.
9.Методика организации соревновательных форм работы по иностранному языку.
10.Культурно-массовые формы работы. Вечер, встреча, концерт, спектакль, фестиваль.
11.Методика организации культурно-массовых форм работы по иностранному языку.
12.Кружок и клуб иностранного языка как синтетическая форма внеклассной работы.
13.Методика организации синтетических форм работы по иностранному языку.
14.Требования к организации внеучебной деятельности по иностранному языку.
15.Проектная деятельность обучающихся по иностранному языку во внеурочное время.
16.Планирование проектной деятельности по иностранному языку.
17.Игровые формы внеучебной деятельности по иностранному языку.
18.Методика организации игровых форм работы по иностранному языку.
19.Факультативные занятия по иностранному языку.
20.Календарные и тематические праздники по иностранному языку.
21.Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку.
22.Использование компьютерных программ на внеклассных занятиях по иностранному языку.
23.Требования к разработке программы внеклассной деятельности по иностранному языку.
24.Составление сценария внеурочного занятия.
25.Самоанализ проведенного внеурочного занятия.
Задания к зачету
1. Проанализируйте сценарий внеурочного занятия по английскому языку по плану.
2. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по английскому языку в 5 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого модуля.
3. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по английскому языку в 6 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого модуля.
4. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по английскому языку в 7 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого модуля.
5. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по английскому языку в 8 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого модуля.
6. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по английскому языку в 9 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого модуля.
7. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по английскому языку в 10 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого модуля.
8. Разработайте план мероприятий для недели иностранного языка для обучающихся 5-8 классов.
9. Разработайте план мероприятий для недели иностранного языка для обучающихся 9-10 классов.
10.Разработайте тематический план кружка "Увлекательный английский" для обучающихся 5-8 классов.
11.Разработайте тематический план кружка "Юный переводчик" для обучающихся 8-9 классов.
12.Предложите план элективного курса по английскому языку для обучающихся 5-6 классов.
13.Предложите план элективного курса по английскому языку для обучающихся 7-8 классов.
14.Предложите план элективного курса по английскому языку для обучающихся 8-9 классов.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Целью практических занятий (ПЗ) выступает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, приобщение к научно-практическим знаниям, готовность и способность к подготовке и организации внеклассной деятельности обучающихся.
Практические занятия являются традиционной формой аудиторных занятий, также они дают возможность применить современные образовательные технологии, осуществить персонифицированный подход к обучающемуся, тренировать навыки практической работы.
На практическом занятии формируются предметные, общекультурные и профессиональные компетенции. Темы занятий выступают продолжением лекционных и посвящены углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний, совершенствованию того или иного вида деятельности с целью приобретения студентами знаний, умений и навыков организации внеучебной деятельности.
Вопросы, выносимые для обсуждения на ПЗ, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. В течение ПЗ актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы на них можно было дать абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень владения фактическим и теоретическим материалом, степень освоения обучающимися определенного лекционного материала, а так же способности в нем ориентироваться. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Студент должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при воспроизведении и анализе того или иного факта.
Преобладающей формой организации практического занятия является работа в группах. Работа в группах организуется на
В систему обсуждения материала, помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические выступления: обучающийся выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.
Такая организация ПЗ способствует формированию навыков организации внеучебной деятельности учащихся, а также создает потенциал для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Для самостоятельной работы обучающихся предлагается разработать сценарии ряда мероприятий страноведческого характера с учетом тем, изучаемых в различных классах. Обязательна опора на возрастные возможности учащихся конкретного класса. Обучающиеся должны уметь придумать посильные задания для учащихся разного уровня обученности, чтобы помочь всем ученикам ощутить прогресс в изучении языка. Спектакли, концерты на иностранном языке могут быть представлены для родителей и для учеников школы.
В ходе подготовки к практическим занятиям обучающиеся должны ознакомиться с методической литературой, публикациями ведущих учителей иностранного языка в журнале «Иностранные языки в школе», приготовить собственные сценарии, апробация которых проходит во время педагогической практики в школе и во время недели иностранного языка в университете.
Требования к организации внеклассной деятельности
обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;
заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;
информативность используемого материала;
привлекательность форм внеурочной работы;
обязательность выполнения взятых учащимися поручений;
целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;
массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.
Формы проведения внклассных мероприятий
В организации и проведении внеклассных мероприятий различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.
К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы.
Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/ комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.
Содержание этих мероприятий составляют знаменательные даты, встречи с представителями страны изучаемого языка, творческие отчеты кружков, факультативных занятий, спецкурсов, литературные вечера.
Однако некоторые эпизодические и периодические массовые мероприятия могут стать постоянными мероприятиями, как, например, олимпиады (школьные, районные, городские, краевые/областные, всероссийские и т.д.) и «Недели иностранных языков», проводимые ежегодно в установленное время, подготовка к которым требует заранее разработанной программы для каждого класса и которые завершаются заключительным вечером – концертом.
Групповые формы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).
Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д.
Структура подготовительной работы внеклассного мероприятия
1. Консультации с администрацией школы, с классным руководителем, с учителем-куратором, с групповым методистом по вопросу организации и проведения мероприятия.
2. Определение темы и даты проведения мероприятия.
3. Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия.
4. Определение формы проведения мероприятия.
5. Разработка программы-сценария мероприятия.
6. Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.
7. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).
8. Распределение ролей и поручений.
9. Проведение консультаций и репетиций.
10. Оформление места проведения мероприятия.
11. Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов.
12. Организация демонстрационных стендов (если это необходимо).
13. Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.).
14. Анализ мероприятия, выводы.
Схема анализа внеклассного мероприятия по иностранному языку
1. Дайте краткую характеристику класса, в котором проходило внеклассное мероприятие, уровень знаний, умений, навыков учащихся по иностранному языку.
3. Обоснуйте постановку цели проводимого мероприятия (воспитательные, развивающие, образовательные). Оцените степень достижения поставленной цели.
4. Выскажите свое мнение о выборе формы проведения мероприятия; докажите, что именно эта форма была наиболее оптимальной.
5. Количество учащихся, занятых в мероприятии.
6. Работа по подготовке мероприятия; какие задания были даны классу, отдельным ученикам; как эти задания были выполнены;
7. Соответствие содержания и формы запланированной цели;
- познавательная ценность мероприятия;
- использование лингвострановедческой информации;
- воспитательная ценность мероприятия;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- осуществление межпредметных связей;
- способ оценки деятельности учащихся, подведения итогов мероприятия.
8. Определите вашу роль в проведенном мероприятии.
9. Отношение учащихся к мероприятию: активность, дисциплинированность, заинтересованность, креативность.
10. Ваше впечатление от мероприятия, его эффективность и результативность.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие у них исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем виде:
•самостоятельное изучение теоретического материала;
•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;
•выполнение упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;
•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.
Методические указания к зачету
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.