2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психология личности и профессиональное самоопределение_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология личности и профессиональное самоопределение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
8
8
8
8
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ахмеров Р.А.;канд.психол.наук, доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Психология личности и профессиональное самоопределение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: сформировать компетенции по применению психологических знаний о личности и профессионального самоопределения для решения задач личностного саморазвития в профессиональном и жизненном пути
1.2
Задачи
1.3
сформировать представления о структуре личности и особенностях профессионального самоопределения
1.4
сформироватьпредставления о мире профессий и способах профессионального самоопределения
1.5
сформировать компетенции по проектированию профессионального и жизненного пути с учетом личностных возможностей и индивидуальных и характерологических особенностей, целей, мотивов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по модулю 6
2.1.2
Логопедическая ритмика
2.1.3
Логопедические технологии
2.1.4
Логопедия (Ринолалия)
2.1.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.6
Онтогенез речевой деятельности
2.1.7
Планирование логопедической работы
2.1.8
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.1.9
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.11
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.12
Возрастная психология
2.1.13
Логопедия (Дизартрия)
2.1.14
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.15
Общая психология
2.1.16
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.17
Социальная психология
2.1.18
Специальная психология
2.1.19
Теории обучения и воспитания
2.1.20
Формы логопедической работы
2.1.21
Коммуникативный практикум
2.1.22
Литература с основами литературоведения
2.1.23
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.24
Логопедия (Дислалия)
2.1.25
Общая педагогика
2.1.26
Противодействие коррупции
2.1.27
Психолого-педагогический практикум
2.1.28
Современный русский язык
2.1.29
Социальная педагогика
2.1.30
Специальная педагогика
2.1.31
татарская литература
2.1.32
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.33
Коммуникативный практикум
2.1.34
Онтогенез речевой деятельности
2.1.35
Психолого-педагогический практикум
2.1.36
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.3
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.4
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.7
Специальная методика преподавания математики
2.2.8
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса
 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями; основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам; различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат; навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах
 
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
Особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
Использовать психолого-педагогические средства во взаимодействии с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
Использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
Выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения
 
Способами взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
Методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Структуру личности.
3.1.2
Мир профессий и факторы, влияющие на выбор профессии.
3.1.3
Методы диагностики личности и профессиональной ориентации, технологии проектирования жизненного пути.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Проводить методы диагностики личности и профессиональной ориентации.
3.2.2
Выделять и анализировать факторы, влияющие на выбор профессии и значимые для личности сферы самореализации.
3.2.3
Проектировать профессиональный и жизненных путь в целом во взаимосвязи с другими сферами самореализации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Проведения методов диагностики личности и профессиональной ориентации.
3.3.2
Выделения и анализа факторов, влияющих на выбор профессии и значимых для личности сфер самореализации.
3.3.3
Проектирования профессионального и жизненного пути в целом во взаимосвязи с другими сферами самореализации.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие личности и ее структура.

 
1.1
Макрохарактеристики человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура личности: мотивационная сфера, темперамент, характер, способности. Самосознание /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
1.2
Структура личности: мотивационная сфера, темперамент, характер, способности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
1.3
Структура личности: мотивационная сфера, темперамент, характер, способности.  /Лаб/

4
4
0
 
1.4
Макрохарактеристики человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура личности: мотивационная сфера, темперамент, характер, способности. Самосознание.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

24
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Раздел 2. Сферы самореализации.

 
2.1
Классификация жизненного пути и профессионального становления. Единство профессиональной и жизненной перспективы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 3. Мир профессий и профессиональное самоопределение.

 
3.1
Классификация профессий. Востребованные профессии настоящего и будущего. Факторы, способствующие выбору профессии: способности, потребности, ценности, интересы, социальная среда, значимые другие, возможности. Понятие «профессиональное самоопределение»: профессиональная ориентация.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

21
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 4. Проектирование профессионального пути и личностного развития.

 
4.1
Проектирование профессионального пути и личностного роста. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
4.2
Проектирование профессионального пути и личностного роста. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
4.3
Проектирование профессионального пути и личностного роста. /Лаб/

4
4
0
 
4.4
Методы и технологии проектирования профессионального пути: Оценивание пятилетий жизни, каузометрия, коучинг, ролевые и деловые игры.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

26
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
4.5
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы к экзамену

Понятие личности и ее структура.

Макрохарактеристики человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Понятия: самореализация, самоактуализация, самоосуществление.

Мотивационная сфера личности.

Темперамент, теории, типы темперамента.

Характер. Теории.

Акцентуация характера.

Способности. Виды способностей, концепции.

Самосознание. Структура самосознания.

Индивидуальностная концепция самосознания.

Методы диагностики мотивационной сферы.

Методы диагностики темперамента.

Методы диагностики характера.

Методы диагностики способностей

Методы диагностики самосознания.

Сферы самореализации.

Классификации жизненного пути.

Концепция жизненного пути Ш.Бюлер.

Классификация этапов жизненного пути по критерию решения жизненных задач.

Этапы профессионального становления.

Единство профессиональной и жизненной перспективы.

Проблема профессионального самоопределения в современном мире.

Классификация профессий.

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Востребованные профессии настоящего и будущего.

Факторы, способствующие выбору профессии: способности, потребности, ценности, интересы, социальная среда, значимые другие, возможности.

Понятие «профессиональное самоопределение».

Содержание профессиональной ориентации.

Диагностика профессиональных интересов.

Методы и технологии проектирования профессионального пути.

Жизнестойкость как психобиографическая характеристика.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

Понятие личности и ее структура.

Макрохарактеристики человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Понятия: самореализация, самоактуализация, самоосуществление.

Мотивационная сфера личности. Теории.

Темперамент, теории, типы темперамента.

Характер. Теории.

Акцентуация характера.

Способности. Виды способностей, концепции.

Самосознание. Структура самосознания.

Индивидуальностная концепция самосознания.

Методы диагностики мотивационной сферы.

Методы диагностики темперамента.

Методы диагностики характера.

Методы диагностики способностей

Методы диагностики самосознания.

Сферы самореализации.

Классификации жизненного пути.

Концепция жизненного пути Ш.Бюлер.

Классификация этапов жизненного пути по критерию решения жизненных задач.

Этапы профессионального становления.

Единство профессиональной и жизненной перспективы.

Проблема профессионального самоопределения в современном мире.

Классификация профессий.

Востребованные профессии настоящего и будущего.

Факторы, способствующие выбору профессии: способности, потребности, ценности, интересы, социальная среда, значимые другие, возможности.

Понятие «профессиональное самоопределение».

Понятие «профессиональное самоопределение».

Диагностика профессиональных интересов.

Методы и технологии проектирования профессионального пути.

Жизнестойкость как психобиографическая характеристика.

Портфолио.

Задания для портфолио: написать по результатам проведения методик диагностики личности и профессиональной ориентации психологическую характеристику на себя и определить свои ближайшие, среднесрочные и долгосрочные целевые ориентиры в профессиональной самореализации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С. В. Панина, Т. А. Макаренко.
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для  бакалавриата / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 312 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04267-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —  URL: https://www.urait.ru/bcode/510714 : Учебник и практикум
  Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. 
Диянова, З. В.  Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16263-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530704: Учебное пособие
Москва: Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
О. П. Елисеев.
Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. П. Елисеев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 390 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10962-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/praktikum-po-psihologii-lichnosti-436456: Учебник
Москва: Юрайт, 2019
 
Л2.2
И. В. Дубровина [и др.]
Руководство практического психолога. Психолог в школе : практ. пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с. — (Серия : Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08757-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434604  : Практическое пособие
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профессиональное и личностное самоопределение школьника. Презентация.
 
Э2
Методики профессионального и личностное самоопределения. Презентация.
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.