2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2171_ 2071_ 1971 гр__plx_Иноязычная письменная речь_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Иноязычная письменная речь
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык

 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Мухтарова Р.Й. _________________
 
 
Иноязычная письменная речь
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой доцент, канд. филол. наук Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины "Иноязычная письменная речь" является формирование умений деловой коммуникации на английском языке, предполагающее комплексное развитие коммуникативной и профессиональной компетенций обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить оформлять иноязычную письменную речь, в том числе посредством сети Интернет;
1.4
развивать умения отбора языковых средств для выражения коммуникативных функций высказывания;
1.5
формировать умения передачи социокультурных стереотипов речевого поведения на иностранном и государственном языках;
1.6
сформировать навыки работы с письменным текстом для достижения  предметных результатов в предметной области "Иностранный языык".
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.2
История языка
2.1.3
Иностранный язык
2.1.4
Внеклассная деятельность по иностранному языку
2.1.5
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
2.1.6
Основы работы с иноязычным научно-публицистическим текстом
2.1.7
Практикум по иноязычному чтению
2.1.8
Деловой иностранный язык
2.1.9
Практическая грамматика  иностранного языка
2.1.10
Практическая фонетика  иностранного языка
2.1.11
Русский язык и культура речи
2.1.12
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.13
Учебная языковая практика по профилю
2.1.14
2.1.15
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
2.1.16
Практикум по иноязычному чтению
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и практика перевода
2.2.2
Работа с иноязычным художественным текстом
2.2.3
Аналитическое чтение
2.2.4
Межкультурная коммуникация
2.2.5
Теория и практика перевода
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Практикум по иноязычному  аудированию
2.2.10
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Иностранный язык"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Иностранный язык"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
УК-4.2: Демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на иностранном языке с учетом социокультурных особенностей
 
УК-4.3: Демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормы делового общения на иностранном языке, требования программы по предмету "Иностранный язык".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
различать особенности орфографического и грамматического оформления текста;
3.2.2
выявлять и понимать значение лексических средств и грамматических явлений в письменной речи;
3.2.3
логически верно и аргументировано строить письменную речь на английском языке;
3.2.4
использовать навыки работы с письменным текстом для достижения образовательных реультатов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
первичными навыками письменной коммуникации в профессиональной деятельности;
3.3.2
системой знаний основных лексических и грамматических явлений и правилами оформления письменного текста;
3.3.3
навыками организации образовательного процесса
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Writing about Routine and Procedure.

 
1.1
Handwriting: making handwritten work clear and easy to read. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
1.2
Checking your writing: paragraph content. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
 
Раздел 2. Writing a Letter or Email.

 
2.1
Writing a letter, email /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
2.2
Writing letters formal and informal /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
 
Раздел 3. Writing a Summary.

 
3.1
Writing a summary /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
3.2
Summaries: summarizing the main points of a text. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
3.3
Summaries: summarizing the main points of a text.Organizing ideas: structuring your ideas logically, e.g. chronologically. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

22
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
 
Раздел 4. Writing an Opinion Essay.Argumentative essay

 
4.1
Writing an opinion essay . Stages. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
 
Раздел 5. Writing a Discursive Essay.

 
5.1
Writing a discursive essay /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
5.2
Подготовка к экзамену /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
5.3
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-4.2 УК-4.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к экзамену

Подготовьте письменное сообщение на тему, приведите аргументы, обьясните свою точку зрения.

1.Writing about People.

2. Writing about Routine and Procedure.

3. Writing a Letter or Email.

4. Writing a Summary.

5. Writing a Discursive Essay.

6. Writing a Formal Email.

7. Writing from Research.

8. Writing a Paragraph.

9. Writing a Persuasive Article.

10. Writing to Describe and Explain.

11. Writing an Opinion Essay.

12. Giving a Presentation.

13. A formal invitation.

14. A summary of the text "Scientists on the decline".

15. A biography of a famous person from my academic field / from my country.

16. A comparative essay.

17. A persuasive article.

18. A descriptive essay.

19. A narrative essay.

20. An opinion essay.

21. An evaluation essay.

22. A summary of the text

23. A discursive essay.

задание: Подготовьте сообщение на тему,напишите письменную работу.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы письменных работ:

1. My groupmate (personal information0.

2. My partner's daily routine.

3. My study habits.

4. A description of a famous building.

5. A letter or email to the Admissions Office at IEC.

6. A description of a modern design.

7. The most important food or drink in my culture (for a foreign visitor).

8. A summary of the text about sleep.

9. A description of the statistics on life expectancy in different regions of the world.

10. An informal email about staying with a host family for a short course.

11. A description of my country (about 150 words).

12. A discursive essay "Technology - good or bad?".

13. A formal invitation.

14. A summary of the text "Scientists on the decline".

15. A biography of a famous person from my academic field / from my country (150 words).

16. Computer crime.

17. The soap-making process.

18. An essay comparing the education system in my country with Englanf / Japan (150 - 200 words).

19. Vaccinations (80 - 100 words).

20. The prevention of diseases (80 - 100 words).

21. A persuasive article to hold one of the events below in your city / town:

    - an international sporting event,

    - an international conference on university education,

    - a national marathon,

    - a national cultural event.

22. An essay "The importance of energy conservation" (200 words).

23. An essay "Ways to reduce pollution" (200 words).

24. An opinion essay "Consumerism" (200 - 250 words).

25. An evaluation essay "The role of historic sites".

26. A summary of the text "The Sydney Opera House" (100 - 120 words).

27. A discursive essay "Should the Olympics have a permanent home?" (250 - 300 words).

28. A report "Population trends" (150 - 200 words).

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
29. A presentation "Interpreting and translating".
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гаврилов, А. Н. 
Английский язык. Разговорная речь. Modern American English. Communication Gambits : учебник и практикум для вузов / А. Н. Гаврилов, Л. П. Даниленко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09168-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/angliyskiy-yazyk-razgovornaya-rech-modern-american-english-communication-gambits-427335
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Л. А. Вертоградов
A guide to effective communication in English : учебное пособие по практике устной и письменной речи английского языка .  : A guide to effective communication in English: учебное пособие по практике устной и письменной речи английского языка / Л. А. Вертоградова, Е. В. Манжелеевская, Е. С. Милькевич, О. А. Рубанова.  — Ростов- на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. — 157 c. — ISBN 978-5-9275-2004-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL : http://www.iprbookshop.ru/78731.html 
Издательство Южного федерального университета, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
составители Г. М. Полькина, Р. Й. Мухтарова.
Основы письменной речи английского языка: Основы письменной речи английского языка : учебно-методическое пособие / составители Г. М. Полькина, Р. Й. Мухтарова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. — 72 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83831.html 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет,, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

Практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса «Иноязычная письменная речь».

При изучении материала обучающийся должен использовать как учебники, так и предложенные мультимедиа ресурсы, периодические издания и интернет-ресурсы.

При выполнении письменных упражнений необходимо письменное выполнение всего упражнения, это касается и подстановочных упражнений.

При выполнении письменных работ необходима работа со словарем и справочными источниками.

При эссе необходимо максимально использовать все лексические и грамматические конструкции, изученные на уроке и на предыдущих уроках, соблюдать коммуникативную целостность и достигать коммуникативной задачи, соблюдать правила.

Как писать эссе.  How should you write your descriptive essay?

If there's one thing you should remember as you write your descriptive essay, it's the famous saying: show,  don't tell. But what's the difference between showing and telling?

Consider these two simple examples:

I grew tired after dinner.

As I leaned back and rested my head against the top of the chair, my eyelids began to feel heavy, and the edges of the empty plate in front of me blurred with the white tablecloth.

The first sentence tells readers that you grew tired after dinner. The second sentence shows readers that you grew tired. The most effective descriptive essays are loaded with such showing because they enable readers to imagine or experience something for themselves.

As you write your descriptive essay, the best way to create a vivid experience for your readers is to focus on the five senses.  1. Sight. 2. Sound. 3. Smell. 4. Touch. 5. Taste

When you focus your descriptions on the senses, you provide vivid and specific details that show your readers rather than tell your readers what you are describing.

What is a Descriptive Essay?

The descriptive essay is a genre of essay that asks the student to describe an object, person, place, experience, emotion, situation, 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
etc. This genre encourages the student’s ability to create a written account of a particular experience. What is more, this genre allows for a great deal of artistic freedom (the goal of which is to paint an image that is vivid and moving in the mind of the reader).

One might benefit from keeping in mind this simple maxim: If the reader is unable to clearly form an impression of the thing that you are describing, try, try again!

Here are some guidelines for writing a descriptive essay:

Take time to brainstorm

If your instructor asks you to describe your favorite food, make sure that you jot down some ideas before you begin describing it. For instance, if you choose pizza, you might start by writing down a few words: sauce, cheese, crust, pepperoni, sausage, spices, hot, melted, etc. Once you have written down some words, you can begin by compiling descriptive lists for each one.

Use clear and concise language.

This means that words are chosen carefully, particularly for their relevancy in relation to that which you are intending to describe.

Choose vivid language.

Why use ‘horse’ when you can choose ‘stallion’? Why not use ‘tempestuous’ instead of ‘violent’? Or why not ‘miserly’ in place of ‘cheap’? Such choices form a firmer image in the mind of the reader and often times offer nuanced meanings that serve better one’s purpose.

Use your senses!

Remember, if you are describing something, you need to be appealing to the senses of the reader. Explain how the thing smelled, felt, sounded, tasted, or looked. Embellish the moment with senses.

What were you thinking?!

If you can describe emotions or feelings related to your topic, you will connect with the reader on a deeper level. Many have felt crushing loss in their lives, or ecstatic joy, or mild complacency. Tap into this emotional reservoir in order to achieve your full descriptive potential.

Leave the reader with a clear impression.

One of your goals is to evoke a strong sense of familiarity and appreciation in the reader. If your reader can walk away from the essay craving the very pizza you just described, you are on your way to writing effective descriptive essays.

Be organized!

It is easy to fall into an incoherent rambling of emotions and senses when writing a descriptive essay. However, you must strive to present an organized and logical description if the reader is to come away from the essay with a cogent sense of what it is you are attempting to describe.

Методические указания к экзамену

Экзамен служит формой проверки усвоения учебного материала практических занятий.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки  обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития языка.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на подготовку. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет  самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов эссе, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) эссе с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.