2022-2023_azb44_03_01 Г а1861_plx_Методы географических исследований_География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы географических исследований
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  География

 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.социол.наук, зав.каф. , Ахметова М.Х. _________________
 
 
Методы географических исследований
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 г. № 1426)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  География

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование знаний и представлений о методах географических исследований, подготовка обучающихся к самостоятельным комплексным географическим исследованиям, развитие способности применения возможности образовательной среды для достижения результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов, педагогического сопровождения и руководства учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрытие основ методики и организации географических исследований;
1.4
формирование способности руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
1.5
формирование способности осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
1.6
формирование способности использовать возможности образовательной среды для достижения личностных
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДВ.12
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Геология
2.1.2
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.3
Основы топографии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физическая география материков и океанов
2.2.2
Этногеография и география религий
2.2.3
Основы ландшафтоведения
2.2.4
Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства
2.2.5
Учебная комплексная ландшафтная практика
2.2.6
Географические информационные системы
2.2.7
Геоинформатика
2.2.8
Методика обучения отдельным курсам географии в основной школе
2.2.9
Методика обучения отдельным курсам географии в полной средней школе
2.2.10
Общая экономическая и социальная география
2.2.11
Производственная  культурно-просветительская практика
2.2.12
Физическая география России
2.2.13
Введение в исследовательскую деятельность учащихся в школьных курсах географии
2.2.14
Исследовательская деятельность учащихся в школьных курсах географии
2.2.15
Междисциплинарная курсовая работа по модулю 10
2.2.16
Междисциплинарная курсовая работа по модулю 11
2.2.17
Производственная  педагогическая практика
2.2.18
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.19
Технология изучения ключевых вопросов содержания школьных курсов физической географии
2.2.20
Технология изучения ключевых вопросов содержания школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.21
Учебная комплексная практика по экономической и социальной географии
2.2.22
Экономическая и социальная география России
2.2.23
Внеурочная работа в школьных курсах географии
2.2.24
Геоэкология
2.2.25
Система воспитательной работы учителя географии
2.2.26
Экономическая и социальная география зарубежных стран
2.2.27
География Республики Татарстан
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Природа, население и хозяйство Республики Татарстан
2.2.30
Производственная преддипломная практика
2.2.31
Географические информационные системы
 
стр. 4
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
 
2.2.32
Введение в исследовательскую деятельность учащихся в школьных курсах географии
2.2.33
Природа, население и хозяйство Республики Татарстан
2.2.34
Технология изучения ключевых вопросов содержания школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.35
Внеурочная работа в школьных курсах географии
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География»;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География»;
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География».
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География»;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География»;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География».
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами предмета «География»;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География»;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами предмета «География».
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
Знать:
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
способы социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
 
Уметь:
 
применять способы социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
отбирать способы социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
 
Владеть:
 
навыками применения способов педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
 
навыками педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.
 
 
 
ПК-12: способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся 
 
Знать:
 
стр. 5
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
 
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, некоторые особенности научной специфики предметной области «География»;
 
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской работы;
 
методику организации исследовательской деятельности обучающихся с учѐтом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования.
 
 
Уметь:
 
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности обучающихся;
 
выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
 
планировать и организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся.
 
 
Владеть:
 
навыками организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
 
навыками оценки исследовательской деятельности обучающихся по заданным критериям;
 
профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы географических исследований;
3.1.2
средства преподаваемого учебного предмета «География»;
3.1.3
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения географии;
3.1.4
свойства и особенности формирования географических процессов;
3.1.5
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся в предметной области «География»;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять возможности образовательной среды для достижения результатов обучения географии в школе;
3.2.2
проводить мероприятия по социализации и профессиональному самоопределению обучающихся в школьных курсах географии;
3.2.3
организовывать исследовательскую деятельность обучающихся в школьных курсах географии; организовывать и проводить географические исследования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования различных средств преподаваемого учебного предмета «География» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.3.2
навыками разработки программ педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения географии; навыками организации комплексных географических исследований в школьных курсах географии.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методы географии. Классификация методов географии

 
1.1
Методы географических исследований /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-5
2
0
 
1.2
Географические информационные системы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
 
Раздел 2. Характеристика методов физико-географических исследований.

 
2.1
Описательный и картографический методы. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
2
0
 
2.2
Объект комплексных физико- географических исследований. Свойства географических комплексов как объектов исследований. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
2.3
Методы общенаучных комплексных физико-географических исследований. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
2
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
 
2.4
Методика полевых физико- географические исследований. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
2.5
Метод комплексного ландшафтного профилирования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
2.6
Методы прикладных комплексных физико-географических исследований. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-5
2
0
 
2.7
Микроклиматические наблюдения.Подходы к классификации географических исследований /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
2.8
Стационарные и полустационарные исследования.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
 
Раздел 3. Характеристика методов экономико-географических исследований.

 
3.1
Методика комплексного экономико- географического изучения территории. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
2
0
 
3.2
Составление комплексной экономико- географической характеристики территории. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
2
0
 
3.3
Методы определения экономической эффективности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
3.4
Экономико-географическое изучение населенных пунктов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

6
ПК-5
2
0
 
3.5
Составление экономико- географической характеристики города. / /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
3.6
Методы размещения отраслей и предприятий промышленности и сельского хозяйства. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
3.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-12 ПК-4 ПК-5
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к зачету:

1. Цель и объект научных исследований.

2. Основные понятия научного исследования.

3. Развитие методов в физической географии. Классификация методов.

4. Сущность сравнительно-географического метода.

5. Сравнительно-описательный метод и история его применения.

6. Геофизический и геохимический методы при изучении функционирования ПТК.

7. Объект комплексных физико-географических исследований. Свойства ГК как объектов исследований.

8. Природные и природно-антропогенные геосистемы как объект исследований.

9. Ландшафтно-геохимический подход к изучению ПТК.

10. Экспедиционный метод. Подготовительный период (предполевой камеральный).

11. Полевой период. Методика полевого исследования.

12. Полевые наблюдения и порядок записи наблюдаемого.

13. Рекогносцировка и выбор ключевых участков. Наблюдения на опорных точках.

14. Комплексное описание подурочищ, урочищ, ландшафтов.

15. Методика изучения геологического строения.

16. Методика изучения рельефа.

17. Микроклиматические наблюдения.

18. Исследование почвенного покрова.

19. Исследование растительного покрова и животного мира.

20. Первичная полевая обработка данных полевого картографирования.

21. Камеральный период физико-географических исследований. Составление карт природных территориальных комплексов.

22. Прикладные комплексные физико-географические исследования.

 
стр. 7
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
 
23. Методические приемы решения эколого-географических задач.

24. Космические снимки и система глобального мониторинга как источники информации.

25. Компьютерные технологии как техническое средство решения задач на глобальном уровне. Геоинформационные системы.

Задания к зачету:

1. Разработать темы исследовательских работ для обучающихся по одному из разделов школьного курса географии (по выбору преподавателя).

2. Составить описание территории на основе одного из методов географических исследований.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов:

1. Основоположники сравнительно-географического метода К.Риттер и А. Гумбольдт.

2. Классификация методов физико-географических исследований.

3. Экспедиционные исследования. Соотношения длительности этапов исследования

4. Методика изучения структуры ландшафта.

5. Подготовительный период. Сбор и систематизация материалов.

6. Рекогносцировка. Задачи рекогносцировки при разных масштабах исследования

7. Организация полевых работ.

8. Методические приемы наблюдения на точках.

9. Основные, опорные, картировочные и специализированные точки

10.Методика изучения рельефа и микрорельефа.

11. Изучение карстовых явлений.

12. Изучение оползней.

13. Методика изучение геологического строения

14. Микроклиматические наблюдения.

15. Исследование поверхностных вод.

16. Описание подземных вод.

17. Исследование почвенного покрова.

18. Описание растительного покрова.

19. Описание животного мира.

20. Послеполевая камеральная работа.

21. Методика полевого исследования пространственной структуры ландшафта.

22. Метод комплексного ландшафтного профилирования.

23. Изучение динамики ландшафтов.

24. Космические снимки и система глобального мониторинга как источники информации.

25. Компьютерные технологии как техническое средство решения задач на глобальном уровне

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение – Фонд оценочных средств по дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Перцик Е.Н.
История, теория и методология географии : учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Перцик. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с.  — ISBN 978-5-534-07582-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434173
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Перцик, Е. Н. 
Теория и методология географии : учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Перцик. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 141 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-10088-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434632 
Москва : Издательство Юрайт, 2019. , 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гайфутдинова, Т.В.
Основы ландшафтоведения (методические указания к комплексной ландшафтной практике): [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Т. В. Гайфутдинова, А. М. Гайфутдинов .— Набережные Челны : НГПУ, 2019 .— 51 с  - URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ/Основы ландшафтоведения_Гайфутдиновы.pdf
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-401 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-401а Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: стеллажи, наборы демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.5
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло.

Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, 

 
стр. 9
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
 
когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;

•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;

•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

•составление плана семинара из отдельных вопросов;

•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;

•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);

•создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.

Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

•полнота и конкретность ответа;

•последовательность и логика изложения;

•связь теоретических положений с практикой;

•обоснованность и доказательность излагаемых положений;

•наличие качественных и количественных показателей; •уровень культуры речи; •использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: •качество подготовки; •степень усвоения знаний; •активность; •положительные стороны в работе обучающихся; •ценные и конструктивные предложения; •недостатки в работе обучающихся; •задачи и пути устранения недостатков. Методические указания к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа 

 
стр. 10
УП: azb44.03.01 Г а1861.plx
 
обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины. Методические указания к зачету. Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой. Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса. Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования).

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.