2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Гайфутдинова Т.В. _________________
 
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся профессиональных и предметных компетенций учителя географии средней школы.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование умений реализовывать образовательные программы по географии в соответствии с требованиями образовательных стандартов средней школы;
1.4
изучение современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.5
совершенствование умений проектировать образовательный процесс с использованием возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География».
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и культура стран изучаемого языка
2.1.2
Коммуникативный практикум английского языка
2.1.3
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.4
Общая экономическая и социальная география
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Физическая география России
2.1.7
Лексикология английского языка
2.1.8
Литература стран изучаемого языка
2.1.9
Методический практикум
2.1.10
Стилистика английского языка
2.1.11
Страноведение
2.1.12
Теория и методика обучения географии
2.1.13
Основы вожатской деятельности
2.1.14
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.15
Физическая география материков и океанов
2.1.16
Биогеография
2.1.17
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.18
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.19
Ландшафтоведение
2.1.20
Общее землеведение
2.1.21
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.22
Психология воспитательных практик
2.1.23
Учебная практика по физической географии
2.1.24
Географические информационные системы
2.1.25
География почв с основами почвоведения
2.1.26
Межкультурная коммуникация
2.1.27
Практическая грамматика
2.1.28
Практическая фонетика
2.1.29
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.30
Геология
2.1.31
Картография с основами топографии
2.1.32
История иностранного языка
2.1.33
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Геоэкология
2.2.3
Интерпретация иноязычного текста
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.5
Этногеография и география религий
2.2.6
География населения
2.2.7
География РТ
2.2.8
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Фсодержание предметной области "География"
3.1.2
ФГОС, требования к составлению рабочих программ
3.1.3
основные современные образовательные технологии,формы, методы и средства обучения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы с использованием современных технологий;
3.2.2
конструировать отдельные компоненты урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
3.2.3
проектировать, реализовывать отдельные элементы средств и технологий достижения личностных, метапредметных и предметных результатов и их оценки в рамках учебного предмета.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами проектирования образовательного процесса на основании образовательной программы с использованием современных технологий;
3.3.2
навыками применения предметных знаний для конструирования отдельных компонентов урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Цель и содержание курса физической географии

 
1.1
Цели, структура и особенности содержания курса /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.2
Основное содержание курса географии основной школы: "География Земли", "География России"  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.3
Цели изучения географии в основной школе  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
1.4
Требования к предметным результатам курса в ФГОС общего образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.5
Методика изучения курса «География Земли» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.6
Методика изучения раздела "Источники географической информации"  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.7
Личностные, метапредметные и предметные результаты  обучения географии в основной школе   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.8
Методика изучения раздела "Природа Земли и человек"  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.9
Методика изучения раздела "Материки, океаны и страны"  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.10
Методика изучения материков и океанов Земли  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.11
Практические работы по курсу  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.12
Разработка инструкций практических работ  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
1.13
Требования к проведению практических работ  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
 
Раздел 2. Планирование учебной работы по курсу

 
2.1
Требования к составлению рабочей программы и планов-конспектов по курсу /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
2.2
УМК по курсу  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.3
Разработка КТП по одному из разделов курса  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
 
Раздел 3. Методика изучения географии России

 
3.1
Содержание раздела и планируемые результаты   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
3.2
Методика изучения разделов "Особенности географического положения России", "Природа России"   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
3.3
Проектная деятельность учащихся в изучении географии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

44
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
3.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-1.2 ПК-1.3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы и задания к экзамену.

1.Цель и содержание курса физической географии в школе

3.Методика изучения географии Земли

4.Методика изучения географии России

5.Методика изучения районов России

6.Задание: Назовите особенности преподавания физической географии в школе

7.Изучение рельефа в курсе География Земли

8.Система практических работ в курсе география Земли и география России

9.Диагностика результатов обучения

10.Содержание, планирование и методика проведения разных форм внеклассной работы

11.Методика организации проектной деятельности учащихся

12.Методика изучения курса география Республики Татарстан

13.Географии Земли. Составьте план урока по теме курса (по выбору обучающегося)

14.Географии России. Составьте план урока по теме курса (по выбору обучающегося)

15. Задание: Разработайте план урока практической работы по теме (по выбору обучающегося)

16. Задание: Предложите темы проектов по курсу География Земли

17. Задание: Предложите темы проектов по курсу География России

18. Задание: Опишите систему практических работ в курсе География Земли

19. Задание: Опишите систему практических работ в курсе География России

20. Задание: Составьте план урока по курсу География Республики Татарстан

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Примерные темы рефератов:

1.Роль К.Д. Ушинского в формировании отечественной методики обучения географии.

2.Вклад Н.Н.Баранского в развитие методики обучения географии.

3.Вклад В.П. Максаковского в развитие школьной географии и методики  ее обучения.

4.Этнокультурный компонент в обучении географии.

5.Преподавание географии в зарубежной школе

6.Технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.

7.Технология применения опорных логических конспектов (сигналов).

8.Игровая технология.

9.Технология коммуникативно-диалоговой деятельности.

10.Технология проблемного обучения.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
11.Технология проектной деятельности обучающихся.

12.Информационно-коммуникативные технологии в обучении географии.

13.Технология проектной  деятельности в обучении географии (на примере курса «География Республики Татарстан»)

14.Организация научно-исследовательской работы обучающихся в ходе изучения географии

15.Применение проблемного обучения в школьной географии

16.Геоэкологические учебные экскурсии и методика их проведения в условиях города

17.Особенности изучения физической географии РТ

18.Применение проектной деятельности обучающихся

19.Применение технологии коммуникативной деятельности в обучении географии Формирование геолого- геоморфологических знаний в процессе изучения физической географии РТ

20.Формирование климатических знаний в процессе изучения физической географии РТ

21.Особенности изучения зональных природно-территориальных комплексах в обучении географии.

22.Использование логических опорных конспектов в обучении географии

23.Педагогический рисунок как способ формирования опыта творческой деятельности в обучении географии.

24.Реализация краеведческого подхода в обучении географии (на примере определенного курса географии).

25.Организация фенологических наблюдений в ходе изучения географии.

26.Использование учебных географических атласов

27.Проверка и оценка компонентов содержания географического образования

28.Формирование картографических знаний и умений

29.Использование ГИС-технологий на уроках физической географии

30.Организация полевых исследований при обучении физической географии в школе

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ситаров, В. А.  
Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/425332
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Финаров, Д. П
Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студ. вузов /Д. П. Финаров. – М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с. : ил. – (Высшая школа)
М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Константинова, Т.В.
Теория и методика обучения географии. Карта на уроке географии : [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Т.В. Константинова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 143 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82227.html.— ЭБС «IPRbooks»
Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
Л2.2
Т.К. Петровская
Методика обучения географии. Изучение географической номенклатуры курса «Физическая география и ландшафты мира»: Методика обучения географии. Изучение географической номенклатуры курса «Физическая география и ландшафты мира» : [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Т.К. Петровская [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 59 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82226.html.
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Обучение географии в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019
 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Методическая лаборатория географии. - URL: http://www.geoclass.ru
 
Э2
Всероссийский педагогический портал. - URL: http://методкабинет.рф/ 
 
Э3
Сообщество взаимопомощи учителей. - URL: http://pedsovet.su/ 
 
Э4
Российское образование. - URL: http://www.edu.ru 
 
Э5
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». - URL: https://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-412 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.