2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры _Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры 
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Гайфутдинова Т.В. _________________
 
 
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование знаний и умений об особенностях и способах перемещения на дистанции по спортивному ориентированию с помощью компаса и карты с учетом содержательной специфики предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
усвоение техники и тактики ориентирования на местности;
1.4
изучение технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности; самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей через занятия ориентированием на местности;
1.5
освоение способов разработки и реализации культурно-просветительские программы с элементами ориентирования на местности.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.2.2
Правовая база деятельности учителя физической культуры
2.2.3
Правовые основы физической культуры и спорта
2.2.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.5
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.6
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
2.2.11
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.12
Производственная преддипломная практика
2.2.13
2.2.14
Правовые основы физической культуры и спорта
2.2.15
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
средства преподаваемого учебного предмета;
 
приемы использования средства преподаваемого учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения;
 
возможности средств преподаваемого учебного предмета для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
 
 
Уметь:
 
работать со средствами преподаваемого учебного предмета;
 
использовать средства преподаваемого учебного предмета для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
 
выбирать средства преподаваемого учебного предмета для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
 
 
Владеть:
 
навыками работы со средствами преподаваемого учебного предмета для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса;
 
навыками использования средств преподаваемого учебного предмета для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
опытом выбора средств преподаваемого учебного предмета для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
 
 
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
 
способы разработки и  реализации культурно-просветительских программ;
 
методы разработки и реализации  культурно-просветительских программ.
 
 
Уметь:
 
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ;
 
разрабатывать культурно-просветительские программы;
 
использовать способы разработки и реализации культурно-просветительские программы.
 
 
Владеть:
 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ;
 
навыками разработки  культурно-просветительских программ;
 
навыками разработки и реализации  культурно-просветительских программ.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Средства преподаваемого учебного предмета, особенности организации занятий по спортивному ориентированию в школьных кружках и секциях
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать со спортивной картой, организовывать соревнования по спортивному ориентированию, использовать средства преподаваемого учебного предмета для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации соревнований по спортивному ориентированию и  работы со средствами преподаваемого учебного предмета для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Ориентирование как вид спорта. История спортивного ориентирования  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4 ПК-14
4
0
 
1.2
Правила соревнований по спортивному ориентированию  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4 ПК-14
4
0
 
 
Раздел 2. Технико-тактическая подготовка спортсмена- ориентировщика

 
2.1
Держание карты. Держание компаса. Сопоставление карты с местно¬стью. Снятие азимута. Выдерживание азимута. Измерение расстояний на местности парами шагов. Определение точки стояния  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4 ПК-14
4
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.2
Простейшая топографическая съемка местности вдоль линейных ориентиров. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Ориентирование при смене направления вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Взятие КП, расположенных в пределах видимости от линейных ориентиров. Выбор варианта движения между КП. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами. Кратчайшие пути, срезки  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4 ПК-14
4
0
 
2.3
Способы планирования путей движения на дистанции. Факторы, влияющие на спортсмена при работе на дистанции  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4 ПК-14
4
0
 
2.4
Физическая и психологическая подготовка ориентировщика  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4 ПК-14
4
0
 
2.5
Особенности изображения рельефа на спортивных картах  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4 ПК-14
4
0
 
2.6
Условные знаки спортивных карт /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4 ПК-14
4
0
 
2.7
Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4 ПК-14
4
0
 
2.8
Ориентирование на местности  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-4 ПК-14
4
0
 
2.9
Техника работы со спортивной картой  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4 ПК-14
4
0
 
 
Раздел 3. Подготовка ориентировщиков в школьных кружках

 
3.1
Планирование занятия кружка по спортивному ориентированию  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

26
ПК-4 ПК-14
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы и задания к зачету.

1.Ориентирование как вид спорта

2.Этапы история спортивного ориентирования

3.Правила соревнований по спортивному ориентированию

4.Основные элементы технической подготовки

5.Правила держания спортивной карты

6.Правила держания компаса. Составьте алгоритм определения сторон горизонта с помощью компаса.

7.Алгоритм снятия азимута. Составьте алгоритм определения азимута по компасу.

8.Способы выдерживания азимута.

9.Измерение расстояний на местности парами шагов. Опишите способ определения длины своего шага.

10.Ориентирование вдоль линейных ориентиров.

11.Ориентирование при смене направления вдоль линейных ориентиров.

12.Основные приемы чтения объектов с линейных ориентиров

13.Способы взятия КП, расположенных в пределах видимости от линейных ориентиров.

14.Факторы выбора варианта движения между КП.

15.Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами.

16.Факторы выбора кратчайшего пути, срезок.

17.Особенности тактической подготовки спортсмена-ориентировщика.

18.Роль физической подготовки как основы для достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
19.Общеразвивающие упражнения физической подготовки.

20.Специальная физическая подготовка спортсмена-ориентировщика

21.Психологические действия спортсмена-ориентировщика.

22.Сбивающие факторы дистанции на соревнованиях. Классификация сбивающих факторов.

23.Основные этапы психологических действий в нормальных условиях и при сбивающих факторах.

24.Ступени подготовки ориентировщиков в школьных кружках

25.Примерная учебная программа для групп начальной подготовки.

26.Примерная учебная программа для учебно-тренировочных групп (УТГ).

27.Подготовка групп спортивного совершенствования.

28.Методы и приемы повышения умственной работоспособности учащихся.

29.Методы и приемы физической подготовки учащихся.

30.Методы и приемы психологической подготовки учащихся.

31.Символы и легенды контрольных пунктов (КП)

32.Уровни обучения технике ориентирования

33.Эмоциональное и психологическое состояние спортсмена-ориентировщика: а) предстартовое состояние и методы его регуляции; б) эмоциональное и психическое состояние спортсмена-ориентировщика на дистанции.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Контрольная работа.

1 вариант.

Задание 1. Составьте описание движения по направлению (по заданию преподавателя)

Задание 2. Определите азимут по спортивной карте (по заданию преподавателя)

Задание 3. Определите азимут на объект (по заданию преподавателя)

Задание 4. Предложите одно упражнение на формирование умений чтения спортивной карты

Задание 5. Разработайте и представьте фрагмент занятия по спортивному ориентированию по теме (по выбору обучающегося)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева
Методика обучения: уроки ориентирования: Методика обучения: уроки ориентирования: учебное пособие для вузов / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 329 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-07355-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:  https://urait.ru/bcode/438524 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов
Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование: Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов ; под общей редакцией Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13274-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/465848
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гайфутдинова, Т.В.
Туризм в школе:  [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.В. Гайфутдинова, А.М. Гайфутдинов .— Н.Челны : НГПУ, 2018 .— 52 с. — Электронная версия печатной публикации. - URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Туризм в школе_для ВО_Гайфутдиновы.pdf.
НГПУ, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Спортивное ориентирование в Татарстане. - URL: http://kazanorient.my1.ru/ 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.