2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Современная русская литература_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современная русская литература
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
100
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
100
100
100
100
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Окишева Карина Анатольевна _________________
 
 
Современная русская литература
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: ознакомление обучающихся с лучшими образцами современной русской литературы, культурой постмодернизма, с его нравственно-философскими исканиями для формирования научного мировоззрения и решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить навыки научного анализа литературоведческих явлений, возникающих в учебно-воспитательном процессе
1.4
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих явлений, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.5
Основы экологической культуры
2.1.6
Общая психология
2.1.7
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.8
История зарубежной литературы
2.1.9
История русской литературы
2.1.10
Курсовая работа по литературе
2.1.11
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.12
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.1.13
Современная зарубежная литература
2.1.14
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.15
Современный литературный процесс
2.1.16
Теория и практика русской орфографии
2.1.17
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.18
Курсовая работа по русскому языку
2.1.19
Методика обучения литературе
2.1.20
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.21
Производственная педагогическая практика
2.1.22
Современный русский язык
2.1.23
Теория языка
2.1.24
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.25
Методика обучения русскому языку
2.1.26
Теория литературы
2.1.27
Выразительное чтение
2.1.28
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.30
Детская литература
2.1.31
История русского литературного языка
2.1.32
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.33
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.34
Стилистика
2.1.35
Активные процессы в современном русском языке
2.1.36
Русская диалектология
2.1.37
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.38
Противодействие коррупции
2.1.39
Старославянский язык
2.1.40
Фольклор
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.41
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.42
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.43
Типология текстов
2.1.44
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.45
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.46
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.47
Литература русского зарубежья
2.1.48
История литературной критики
2.1.49
Основы этимологического анализа
2.1.50
История лингвистических учений
2.1.51
Лингвистический анализ художественного текста
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
 
анализировать основные характеристики литературоведческих явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Владеть:
 
навыками формулирования  целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
 
навыками разрабатывания программ  воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.3
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.4
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.6
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.7
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.8
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.9
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.2
анализировать основные характеристики литературоведческих явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих явлений, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.4
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.5
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
3.2.6
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.7
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.8
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.9
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.2
анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
3.3.4
формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.5
планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.6
разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.7
анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.8
конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.9
проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Обзор современной русской прозы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.2
В.Ерофеев. Поэма "Москва-Петушки". Игровое начало, переживание трагедии богооставленности, время и пространство /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.3
Постмодернизм, его феномен, истоки, специфика, эстетические признаки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.4
Творчество В. Ерофеева /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.5
А.Битов. Роман "Пушкинский дом". Пушкинские образы и мотивы, хронотип Петербурга; проблема "отцов и детей"; своеобразие композиции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.6
Проза Саши Соколова. Роман "Школа для дураков". Раздвоение сознания, особенности сюжета; герои романа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.7
Женская постмодернистская проза (Т.Толстая, Л. Улицкая, Л. Петрушевская) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.8
Целостный анализ романа Л. Улицкой "Казус Кукоцкого" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.9
Игра с классикой в прозе Т. Толстой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.10
Т. Толстая. Роман " Кысь". Мифологизация художественного мира и сознания главного героя, трансформация пушкинской темы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.11
Игра с читателем в прозе Е. Попова.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.12
Мифотворчество в прозе Ю. Буйды. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.13
Специфика литературного диалога в прозе В. Ерофеева /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.14
Деконструкция советского мифа в произведениях В. Сорокина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.15
Сатирическая направленность прозы Р. Киреева /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.16
Проза Л.Улицкой. Целостный анализ романа "Медея и её дети" /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.17
Специфика прозы В.Токаревой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.18
Творчество В.П. Астафьева /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.19
Разоблачительный пафос в произведениях В.П. Астафьева ("Печальный детектив", "Людочка") /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.20
Тема войны в прозе В. Астафьева ("Пастух и пастушка", "Обертон") /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.21
Творчество Л. Леонова. Роман "Пирамида" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.22
Натуралистический реализм в прозе С. Каледина ("Стройбат", "Смиренное кладбище") /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.23
Метафорический реализм в прозе В. Пелевина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.24
Проза А. Варламова  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.25
Религиозно-нравственная проблематика прозы А. Варламова ("Лох") /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.26
Анализ книги А. Варламова "Булгаков" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.27
Бытийное направление в творчестве Н. Садур и М.Палей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.28
Языковая игра в творчестве В. Нарбиковой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.29
Постмореднистская драма /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.30
Г. Владимов. Дегероическая направленность в произведениях о войне /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.31
Художественное своеобразие прозы Б. Акунина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.32
Проза В. Аксенова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.33
Проза В. Маканина. Диалог с классикой /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.34
Критический сентиментализм в лирике С. Гандлевского /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.35
Элементы сюрреализма и экзистенциализма в прозе 1990-х гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.36
Школьный миф в повести А. Иванова "Географ глобус пропил" /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.37
Лирика Ю.Левитанского /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.38
Дрматургия Н. Садур ("Чудная баба", "Панночка") /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3 ПК-4 ОК-1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Постмодернизм, его эстетика и философия

2. Творчество Вен.Ерофеева ("Москва- Петушки"). Время и пространство, игровое начало

3. А.Битов. Роман "Пушкинский дом". Пушкинские образы и мотивы

4. Проза Саши Соколова (цлостный анализ одного произведения по выбору студента)

5. Поток сознания как основная форма повествовавния в прозе В. Нарбиковой

7. Игра с читателем в прозе Евгения Попова

8. Философия жизни героев в художественном мире Т. Толстой (целостный анализ двух произведения по выбору)

9. Интертекстуальность художественного мира в прозе Ю. Буйды

10. Автор и герои в прозе Л. Петрушевской

11. Роль литературного диалога в романе Вик. Ерофеева "Русская красавица"

12. Деконструкция советсвкого мифа в произведениях В. Сорокина (по выбору)

13. Элементы экзинстенциализма в прозе В. Маканина (по выбору)

14. Роль мифологического  сюжета в романе Л.Улицкой "Медея и ее дети"

15. Разрушение связи времен в прозе В.П.Астафьева (два произведения по выбору)

16. Философский и элегический характер в лирике И.Бродского

17. Л.Леонов. Роман "Пирамида". Целостный анализ

18. Проза А.Варламова. Религиозно-нравственная проблематика, специфика сюжета

19. Натуралистический реализм в прозе С.Каледина

20. Метафорический реализм в прозе В. Пелевина (одно произведение по выбору)

21. Проза В.Аксенов и Б.Акунина (по выбопу)

22. Дегероическая направленность произведений Г. Владимова (по выбору)

23. Художественная специфика постмодернисткой драмы ( по выбору)

24. Бытийное направление в постмодернисткой прозе Н. Садур и М.Палей (по выбору)

25. Сатирическое направление в постмодернисткой прозе (по выбору)

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы сообщений (эссе)

1. Жанровые формы в современной прозе (по выбору)

2. Судьба русской классики в эпоху постмодернизма (по выбору)

3. Парадигма комического в прозе Т.Толстой

4. Интертекстуальность в прозе Ю.Буйды

5. Римские элегии в лирике И.Бродского

6. В чем заключается языковая игра?

7. Проанализируйте одно произведение с точки зрения постмодернизма

6. Мифологическое сознание в прозе Л. Улицкой (по выбору)

7. Хронотоп хаосмоса в прозе В. Маканина

8. Роль символики в прозе Л. Петрушевской (по выбору)

9. Языковая игра в творчестве В. Нарбиковой (по выбору)

10. Пушкинские образы и мотивы в романе "Пушкинский дом" А. Битова

11. Время и пространство в поэме Вен.Ерофеева "Москва- Петушки"

12. Метофорическое сознание в прозе В. Пелевина (по выбору)

13. Гротескная основа в прозе Ф.Искандера (по выбору)

14. Хронотом Петербурга в романе А.Битова "Пушкинский дом"

15. Проблема "отцов и детей" в постмодернистской прозе (по выбору)

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черняк, М.А.
Современная русская литература: учебник для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Мескин, В.А.
История русской литературы xx-XXI веков: учебник и практикум для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Агеносов, В. В. 
История русской литературы XX века в 2 ч. : Учебник для бакалавриата / В. В. Агеносов ; ответственный редактор В. В. Агеносов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 795 с. — (Бакалавр). — ISBN 978-5-9916-3491-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425564 
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова, З.Ф.
Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Современная литература»
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                 Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения зачета (устно, письменно, по билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

При проведении зачета в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.