2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Основы устойчивого развития_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы устойчивого развития
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Основы устойчивого развития
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения: формирование и развитие компетенций, направленных на критический анализ информации по экологическим проблемам современности и на повышение уровня экологической культуры обучающихся
1.2
Задачи освоения:
1.3
ознакомление с понятием и основными принципами устойчивого развития;
1.4
обозначение  основных проблем, существующих в мире на сегодняшний день;
1.5
рассмотреть перспективы устойчивого развития в России.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Концепции современного естествознания
2.1.3
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по безопасности жизнедеятельности
2.2.2
Валеология
2.2.3
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.4
Гигиена физического воспитания и спорта
2.2.5
Физическая рекреация
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.10
Физическая рекреация
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Безопасность жизнедеятельности"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины и понятия в области   устойчивого развития
3.1.2
основные принципы устойчивого развития;
3.1.3
о взаимосвязи организмов и среды обитания;
3.1.4
экологические принципы рационального природопользования;
3.1.5
состояния природных условий и ресурсов Республики Татарстан и Российской Федерации;
3.1.6
глобальные экологические проблемы человечества.
3.1.7
инструменты для достижения устойчивого развития
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.2.1
развивать интерес  обучающихся  к экологическому содержанию  дисциплин;
3.2.2
оценивать  экологическое состояние   объектов окружающей среды;
3.2.3
отыскивать информацию по экологическим и общественным проблемам;
3.2.4
рассчитывать  собственный экологический след и проектировать безопасный образ жизни
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами поиска и использования справочной литературы  по устойчивому развитию
3.3.2
методикой расчета собственного "экологического следа"
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Основы устойчивого развития

 
1.1
Появление концепции устойчивого развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.2
Основные документы концепции устойчивого развития /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.3
Элементы концепции устойчивого развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.4
Принципы устойчивого развития /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.5
История взаимоотношений Человека и планеты Земля /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

16
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
 
Раздел 2. Критическое состояние мира: глобальные проблемы современности

 
2.1
Современное состояние атмосферы

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.2
Источники загрязнения атмосферы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
2.3
Мониторинг состояния атмосферы в РТ и РФ и в мире /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
2.4
Современное состояние гидросферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.5
Источники загрязнения гидросферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.6
Состояние водных ресурсов РФ и РТ. Загрязнение Мирового океана: мониторинг в онлайн режиме.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2.7
Современное состояние экосистем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
2.8
Основные экосистемы и их устойчивость /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
2.9
Биоразнообразие в Российской федерации и Республике Татарстан /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
 
Раздел 3. Критическое состояние мира: проблемы общества

 
3.1
Ресурсы и отходы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
3.2
Экологический след и день экологического долга /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.3
Демографический кризис /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.4
Урбанизация. Урбанизация  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.5
Вызовы концепции устойчивого развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.6
Роль общественных организаций на пути к устойчивому развитию  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.7
Мифы об устойчивом развитии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
 
Раздел 4. Инструменты для достижения устойчивого развития

 
4.1
Возобновляемая энергия, устойчивое сельское хозяйство, устойчивое производство  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
4.2
Роль общественных организаций на пути к устойчивому развитию  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
4.3
Переход России к устойчивому развитию: цели и задачи  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

6
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
4.4
Образование в области устойчивого развития

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
 
4.5
Системные изменения в России на пути к устойчивому развитию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
4.6
Успехи глобального сотрудничества на пути к устойчивому развитию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
4.7
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттествация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Элементы концепции устойчивого развития

2.Принципы концепции устойчивого развития

3.История взаимоотношений Человека и планеты Земля

4.Современное состояние атмосферы

5.Источники загрязнения атмосферы

6.Современное состояние гидросферы

7.Источники загрязнения гидросферы

8.Источники загрязнения литосферы

9.Ресурсы и отходы

10.Переход России к устойчивому развитию: цели и задачи

11.Система норм и правил отношения к природе. Основание экологических умений и навыков по изучению природы и ее охране.

12.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: междисциплинарный подход изучения объектов окружающей среды; систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

13.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: единство интеллектуального  и эмоционально – волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

14.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

15.Структура менталитета, представленная через экологическое мышление и экологическое сознание в учебно – воспитательном процессе: развитие чувства и осознание вечной неиссякаемой  красоты природы.

16.Сформированность привычек бережного отношения к окружающему природному миру, установка на участие  в практической деятельности по охране окружающей природной среды).

17.Роль общественных организаций на пути к устойчивому развитию.

18.Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.  

19.Возобновляемая энергия, устойчивое сельское хозяйство, устойчивое производство

20.Успехи глобального сотрудничества на пути к устойчивому развитию

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы эссе

1. Мой вклад в устойчивое развитие

2. Роль экообразования в развитии экологической культуры

3. Устойчивое развитие: миф или реальность?

 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Медведев, В. И.   
Социальная экология. Экологическое сознание : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 335 с. — URL : urait.ru/book/socialnaya-ekologiya-ekologicheskoe-soznanie-441927
Москва : Издательство Юрайт , 2019. 
 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Ващалова, Т. В. 
Устойчивое развитие : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Ващалова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07850-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438478 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пьядичев, Э. В
Охрана окружающей среды и основы природопользования  : учебное пособие / Э. В. Пьядичев. —  Санкт-Петербург : Проспект Науки, 2015. — 224 c. — ISBN 978-5-906109-20-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80095.html  
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Михаилиди А.М
Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Устойчивое развитие-стратегия планеты Земля.- https://stepik.org/course/1818
 
Э2
Экологические проекты в России. Информационная система. - http://www.ecoprojects.ru
 
Э3
«Красная книга» Российской Федерации. -  http://www.sevin.ru/redbook/index.html 
 
Э4
Основы экологической культуры - http://mdl.tatngpi.ru/course/view.php?id=35
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.