2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Основы экологического мышления (экология природы_ культуры и человека)_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы экологического мышления (экология природы, культуры и человека)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.биол.наук, доц., Зарипова Р.С. _________________
 
 
Основы экологического мышления (экология природы, культуры и человека)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: развитие экологического мышления, необходимого для  формирования  научного мировоззрения  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с основными принципами экологического мышления,
1.4
ознакомление с принципами устойчивого развития
1.5
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Основы экологического мышления» обучающиеся  используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия», «Физика» и «География» на предыдущем (школьном) уровне образования.
2.1.2
Философия
2.1.3
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.4
История дизайна, науки и техники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
 
Знать:
 
основные категории и понятия дисциплины  в аспекте формирования научного  мировоззрения
 
характеристики экологического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки экология в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
использовать понятийный аппарат  дисциплины для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики дисциплины  в аспекте практического использования  в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе жизненных ситуаций,  опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по  дисциплине  в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа экологических первоисточников  по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции
 
 
 
ПК-12: способностью применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений
 
Знать:
 
экологические принципы рационального природопользования 
 
методы экологических исследований 
 
особенности я экологических проектов
 
 
Уметь:
 
отбирать методы исследований
 
ообосновывать свой выбор
 
оценивать соответствие проектов экологическим нормативам
 
 
Владеть:
 
методами научных исследований
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
навыками отбора методик
 
навыками применения методик исследований в профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины и понятия в области   экологического образования;
3.1.2
условия для формирования экологической культуры;
3.1.3
критерии определения сформированности  экологической культуры;
3.1.4
о взаимосвязи организмов и среды обитания;
3.1.5
экологические принципы рационального природопользования;
3.1.6
состояния природных условий и ресурсов Республики Татарстан и Российской Федерации;
3.1.7
глобальные экологические проблемы человечества.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать  экологическое состояние   объектов окружающей среды;
3.2.2
использовать  имеющиеся экологические знания при создании дизайн-проектов
3.2.3
обосновывать концептуальные решения при создании дизайн-проектов (ландшатфный дизайн)
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения методов экологических исследований при создании дизайн-проектов
3.3.2
навыками анализа экологических первоисточников  для формирования научного мировоззрения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Экологическое мышление и экологическая культура. Образовательная стратегия и компетенции экологического мышления

 
1.1
Введение. Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
1.2
Анализ принципов экологического мышления в процессе подготовки к разработке образовательной стратегии формирования компетенций экологического мышления. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
1.3
Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
1.4
Инструменты формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций экологического мышления. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
1.5
Критерии определения развитости экологической культуры личности  обучающихся    /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ОК-1 ПК-12
4
0
 
1.6
Методы диагностики типа доминирующих установок обучающихся в отношении окружающей среды и сформированности экологической культуры. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
1.7
Личностные компетенции экологического мышления.   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
1.8
Формирование личностных, предметных и метапредметных компетенций экологического мышления. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОК-1 ПК-12
4
0
 
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Раздел 2. Формирование компетенций экологического мышления в  предметной области изучения

 
2.1
Введение в экологию. История, этапы развития экологии.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.2
Методы, формы, закономерности  и условия формирования бережного отношения к объектам окружающей среды. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.3
Экологические факторы и их классификация. Адаптация организмов к условиям среды.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.4
Общие закономерности действия экологических факторов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.5
Экологическое взаимоотношение организмов. Природные и искусственные экосистемы    /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.6
Методы исследований в целях проведения экомониторинга части территории региона. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.7
Виды загрязнения: биологические, физические и химические. Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.8
Определение факторов антропогенного и техногенного воздействия.  Прогнозирование экологических рисков, возникающих в результате воздействия антропогенных и техногенных факторов в субъектах РФ. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.9
Работа над терминологией. Подготовка сообщения с презентацией на тему "Экологическое состояние выбранного района России".  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-1 ПК-12
4
0
 
2.10
Экологический след и экологические даты /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

6
ОК-1 ПК-12
4
0
 
 
Раздел 3. Экологическая культура и устойчивое развитие  

 
3.1
Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные   технологии в экологическом образовании. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
3.2
Эффективные формы и виды   работ по  формированию компетенций экологического мышления   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
3.3
Устойчивое развитие- основные концепции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
3.4
Устойчивый образ жизни /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОК-1 ПК-12
4
0
 
3.5
Работа над  проектом  мероприятия по экологической тематике    /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

8
ОК-1 ПК-12
4
0
 
3.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-1 ПК-12
4
0
 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД 
 
5.2. Темы письменных работ
  Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кузнецов, Л. М
Экология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. М. Кузнецов, А. С. Николаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 280 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-5402-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433104 .
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Фортунатов А.А.
Научно-теоретические основы развития экологической культуры студентов вуза [Электронный ресурс]: : монография/А.А Фортунатов — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2016.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74731.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: Московский гуманитарный университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Чугайнова Л.В.
Основы экологической культуры : учебно-методическое пособие/ Чугайнова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013.— 140 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47884.html.— ЭБС «IPRbooks»
Соликамский государственный педагогический институт, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
«Красная книга» Российской Федерации – Режим доступа:    . http://www.sevin.ru/redbook/index.html
 
Э4
Основы экологической культуры.  – Режим доступа:   http://mdl.tatngpi.ru/course/view.php?id=35
 
Э5
Устойчивое развитие — стратегия планеты Земля: https://stepik.org/course/1818 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: планшетный компьютер, интерактивная панель, доска, комплект оборудовании для образовательных программ по предмету Биология.
 
7.4
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.