(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э1 Э2 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к экзамену в 8 семестре
Античная литература
2. Отличительные признаки и специфика античной литературы.
3. Мифология как основа античной культуры (происхождение, периодизация, основные особенности).
4. Социально-историческая и мифологическая основа гомеровских поэм.
5. Художественные особенности гомеровских поэм.
6. Древнегреческая лирика: основные мотивы и жанры.
7. Происхождение и основные особенности древнегреческой трагедии.
8. Трагедии Эсхила и становление афинской демократии.
9. Трагедии Софокла и расцвет афинской демократии.
10. Трагедии Еврипида и упадок афинской демократии.
11. Эволюция древнегр3еческой комедии: от древнеаттической к новоаттической.
12. Происхождение и основные особенности исторической прозы древней Греции.
13. «Поэтика» Аристотеля: основные эстетические понятия и принципы.
14. Римское общество и культура: формирование особой нравственности и ее роль в развитии римского государства и культуры.
15. Эволюция древнеримской драматургии.
16. Проза древнего Рима: основные жанры, их рождение и эволюция.
17. Образ главного героя и основной конфликт трилогии Эсхила «Орестея».
18. Образ героической женщины в трагедии Софокла «Антигона».
19. Основной конфликт комедии Аристофана «Всадники».
20. Основные проблемы и художественные особенности поэмы Вергилия «Энеида».
21. Смысл названия и основные образы поэмы Овидия «Метаморфозы».
22. Лирика Горация: основные мотивы и жанры.
23. Образ главного героя в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой Осел». Роль вставной новеллы в произведении.
24. Основные Олимпийские боги и их функции.
25. Герои античной мифологии и их подвиги (Геракл. Тезей, Персей, Аргонавты).
26. Любовь в античной мифологии (Орфей, Одиссей, Пигмалион, Нарцисс и др. на выбор).
27. Образ Прометея в трагедии Эсхила.
28. Суть «трагической иронии» в «Царе Эдипе» Софокла.
29. Психологическая характеристика образа Медеи в трагедии Еврипида.
30. Психологическая характеристика образа Федры в трагедии Еврипида «Ипполит».
31. Философский смысл и актуальность комедии Аристофана «Облака».
32. Греческие вожди и их характеристика в «Илиаде» Гомера.
33. Женские образы в поэмах Гомера.
34. Ахилл и Гектор: сравнительный анализ образов.
35. Характеристика образа Одиссея в поэмах Гомера.
Литература Средних веков и Возрождения
1. Характеристика литературы раннего Средневековья.
2. Ирландские саги как образец раннего средневекового героического эпоса.
3. «Старшая Эдда» - эпос скандинавских народов.
4. Общая характеристика лирики вагантов.
5. Общая характеристика французских героических поэм.
6. «Песнь о Роланде» как лучший образец французского героического эпоса.
7. «Песнь о моем Сиде» как образец испанского героического эпоса.
8. Мифологические и исторические элементы в «Песни о Нибелунгах».
9. Характеристика основных жанров рыцарской лирики.
10. Характеристика основных циклов рыцарских романов.
11. Характеристика основных жанров городской литературы.
12. Каковы основные черты эпохи Возрождения?
13. Характеристика поэмы Данте «Божественная комедия».
14. Роман Боккаччо «Фьяметта» как первый психологический роман в литературе Нового времени.
15. «Декамерон» Боккаччо. Характеристика основных групп новелл. Проблематика новелл «Декамерона».
16. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Основные проблемы романа.
17. Периодизация творчества Шекспира. Характеристика основных произведений каждого периода.
18. Общая характеристика трагедии «Ромео и Джульетта».
19. «Дон Кихот» Сервантеса. Эволюция образа главного героя
Литература 17-18 веков
1. Характеристика основных направлений в литературе 17 века (ренессансный реализм, барокко, классицизм).
2. Ренессансный реализм и драматургия Лопе де Вега.
3. Барокко и драматургия Кальдерона.
4. Классицизм как основное литературное направление 17 века.
5. Первый этап французского классицизма. Его особенности. Драматургия Корнеля.
6. Второй этап французского классицизма. Его особенности. Драматургия Расина.
7. Жизнь и творчество Мольера.
8. Характеристика основных литературных направлений 18 века (просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм).
10. Зрелое английское Просвещение. Свифт. Публицистика. Роман «Путешествия Гулливера».
11. Семейно-бытовой роман Ричардсона.
12. Г. Филдинг. Особенности драматургии. Романы Филдинга как «комические эпопеи в прозе». «История Тома Джонса, найденыша».
13. Английский сентиментализм и творчество Стерна.
14. Поэзия Р. Бернса.
15. Общая характеристика литературы французского Просвещения.
16. Вольтер. Драматургия. Философские повести.
17. Дидро и «Энциклопедия». Эстетика Дидро. Философские повести.
18. Ж.-Ж. Руссо и французский сентиментализм.
19. Драматургия Бомарше.
20. Общая характеристика литературы немецкого Просвещения.
21. Лессинг. Эстетика. Драматургия.
22. Периодизация литературной деятельности Гете – поэта, драматурга, прозаика, эссеиста.
23. Немецкий сентиментализм и роман Гете «Страдания юного Вертера»
24. Лирика Гете.
25. Трагедия Гете «Фауст».
26. Ранние драмы Шиллера. «Разбойники», «Коварство и любовь».
27. Лирика Шиллера.
Романтизм
1. Романтизм как художественный метод в европейском литературном процессе первой половины XIX века (культурно-философские и социально-исторические предпосылки возникновения, периодизация).
2. Немецкий романтизм. Этапы развития. Эволюция эстетических принципов.
3. Философия и эстетика йенского романтизма. Модель мира и концепция личности (по «Фрагментам» Новалиса и Ф. Шлегеля).
4. Философско-эстетические идеи Новалиса.
5. «Генрих фон Офтердинген» Новалиса: жанр, композиция, концепция мира и человека, символика голубого цветка.
6. Поэтика и проблематика поздних произведений Новалиса «Гимны к ночи», «Духовные песни».
7. Общая характеристика творчества Л. Тика. Воплощение эстетических принципов романтизма в новелле «Белокурый Экберт».
8. Философия и эстетика гейдельбергского романтизма: концепция мира и человека, ориентация на фольклор.
9. Новеллистическое творчество Г. фон Клейста.
10. Поэтика повести А. фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля».
11. «Фантазии в манере Калло» Э.Т.А. Гофмана (поэтика новелл «Кавалер Глюк», «Дон Жуан»).
12. Мотив двойничества и романтическая ирония в повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок».
13. Христианские мотивы в «Эликсирах дьявола» Э.Т.А. Гофмана.
14. Романтическое двоемирие и функции фантастики в повести Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес».
15. Поэтика романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (особенности композиции, конфликта, роль гротеска, ирония).
16. Сборник Г. Гейне «Книга песен». Структура книги, основные темы и образы. Эволюция лирического героя.
17. Творчество Г. Гейне 1840-х гг. Поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка».
18. Английский романтизм: предпосылки возникновения, этапы развития, основные эстетические принципы.
19. Воплощение романтического мировосприятия в «Песнях Невинности и Опыта» У. Блейка (принцип соответствия, контраст, воображение, мифология).
20. «Озерная школа» в истории английского романтизма. «Предисловие к Лирическим балладам».
21. Лирика У. Вордсворта (классификация, проблематика, романтическая образность).
22. Творчество С. Кольриджа («Сказание о старом мореходе», «Кристабель», «Кубла-Хан»).
23. Христианская проблематика в балладах Р. Саути.
24. Эстетические идеи П.Б. Шелли (трактат «Защита поэзии»).
25. Лирика П. Б. Шелли.
26. Лирическая драма П.Б. Шелли «Освобожденный Прометей».
27. Основные этапы творческого пути Дж.Г. Байрона. Лирика Дж. Г. Байрона.
28. «Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона (специфика жанра, композиции, конфликта, лирического героя, концепции мира).
29. «Восточные поэмы» Дж.Г. Байрона («Гяур», «Корсар», «Лара»).
30. Философские драмы Дж.Г. Байрона «Манфред» и «Каин» (жанровые особенности, хронотоп, символика).
31. Концепция истории В. Скотта. Поэтика романа «Айвенго».
32. Концепции историзма В. Скотта и В. Гюго.
33. Особенности развития французского романтизма.
34. Французский исповедальный роман. Ф.Р. де Шатобриан «Рене». Б. Констан «Адольф». А. де Мюссе «Исповедь сына века».
35. Общая характеристика творчества Жорж Санд. Поэтика и проблематика романа Жорж Санд «Индиана».
36. Философия любви и брака в романе Жорж Санд «Жак».
37. Творческий путь В. Гюго. «Предисловие» к драме Гюго «Кромвель» как эстетический манифест французского романтизма.
38. Принципы историзма В. Гюго. Поэтика исторического романа «Собор Парижской богоматери».
40. Своеобразие американского романтизма. Предпосылки формирования. Этапы развития.
41. Романтическая новеллистика В. Ирвинга.
42. Общая характеристика творчества Дж.Ф. Купера. Поэтика романа «Последний из могикан» (проблема национальной ментальности, концепция естественной личности, семантика оппозиции природное/цивилизованное).
43. Философско-эстетическая концепция Э.А. По (статьи «Эстетический принцип», «Философия творчества»).
44. Новеллистическое творчество Э.А. По.
45. Американский трансцендентализм. Философско-эстетические идеи Р. Эмерсона, их влияние на американскую литературу.
46. Художественно-философская картина мира в «Уолдене, или Жизни в лесу» Г.Д. Торо.
47. «Листья Травы» У. Уитмена (композиция книги, особенности философии и лирического героя).
Реализм
1. Философские, политические, эстетические взгляды Ф. Стендаля.
2. Понятие «романтизма» у Стендаля. Трактат «Расин и Шекспир».
3. Романтическое и реалистическое начала в новелле Стендаля «Ванина Ванини».
4. Социально-психологический роман Ф. Стендаля «Красное и черное».
5. «Пармская обитель» Ф. Стендаля. Л.Н. Толстой о романе.
6. О. де Бальзак. Основные этапы жизни и творчества.
7. Предисловие к «Человеческой комедии» – манифест эстетики реализма.
8. Общая характеристика «Человеческой комедии».
9. Повесть «Гобсек» как отражение конфликтов современной действительности.
10. Личность и среда в романе Бальзака «Евгения Гранде».
11. Отец Горио – король Лир XIX века.
12. П. Мериме. Жизненный и творческий путь писателя. Мериме и русская литература.
13. Новеллы Мериме из светской жизни.
14. Экзотические новеллы Мериме.
15. Генрих Гейне – последний поэт немецкого романтизма и его первый критик.
16. Поэзия и проза Гейне в контексте общественно-литературного развития 30-40-х годов.
17. Эстетика английского реализма. «Блестящая школа английских романистов».
18. Ч. Диккенс. Этапы жизни и творчества.
19. Характеристика каждого периода творчества писателя. Анализ одного из самых ярких романов каждого периода.
20. Обзор творчества В. Теккерея.
21. «Ярмарка тщеславия» – вершина реалистического мастерства Теккерея.
22. Роман Ш. Бронте «Джен Эйр» в контексте английской литературы 40-х годов.
23. Своеобразие реализма Ш. Бронте. Романтическое начало в ее творчестве.
24. Особенности французского реализма 50-60-х годов.
25. Философские и политические взгляды Флобера. Его эстетические принципы.
26. Исторический роман Флобера «Саламбо».
27. Тема утраченных чувств в «Воспитании чувств» Флобера.
28. Роман «Госпожа Бовари» – новое слово во французской и европейской литературе.
Литература 1 пол. ХХ века
1. Основные философские и эстетические принципы экзистенциализма.
2. Основные эстетические принципы модернизма.
3. Основные эстетические принципы экспрессионизма.
4. Франц Кафка. Мировоззрение. Анализ одной новеллы («Превращение», «Процесс», «Посторонний» и др.).
5. Литература потерянного поколения. Примеры.
6. Ремарк и литература «потерянного поколения». Раскрыть на примере романа «На западном фронте без перемен».
7. Хемингуэй и литература «потерянного поколения». На примерах из творчества.
8. Творчество А. Камю.
9. Творчество Ф. Мориака.
10. Творчество Т. Манна.
11. Творчество А. Сент-Экзюпери.
12. Творчество Д.Олдриджа.
20. Общая характеристика литературы Франции во 2 пол. ХХ века. Проблематика произведений Робера Мерля
экзамен в 10 семестре
Литература 2 пол. ХХ века
1.Охарактеризуйте лит. ситуацию 2 пол. ХХ в.
2.Дайте определение экзистенциализму.
3.Определите тему и идею произведения «Старик и море» Э.Хемигуэйя. Охарактеризуйте образ старика Сантьяго.
4.Общая характеристика литературы Франции во 2 пол. ХХ века. Проблематика произведений Робера Мерля
5.Немецкая литература во 2 пол. ХХ века. Проблематика прозы Генриха Бёлля.
6.Литература Великобритании во 2 пол. ХХ века. Особенности прозы Айрис Мердок.
7. Литература США во 2 пол. ХХ века
Современная литература (экзамен в 10 семестре)
1. Современная англоязычная литература.
2. Современная немецкоязычная литература.
3. Современная франкоязычная литература.
4. Творчество Хорхе Луиса Борхеса.
5. Творчество Хулио Кортасара.
6. Творчество Гарсиа Маркеса.
7. Творчество Милорада Павича.
8. Творчество Милана Кундеры.
9. Литература Японии.
10. Творчество Умберто Эко.
11. Творчество Мишеля Уэльбека и Фредерика Бегбедера.
12. Творчество Джулиана Барнса.
13. Современные тексты о евангельских событиях.
14. Современная массовая литература (интеллектуальный вариант): Коэльо, Бах, Вербер, Паланик, Браун.
15. Постмодернизм в зарубежной литературе. Возникновение, эстетика.
16. Проблематика романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
17. Образ главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
18. Проблематика романа П. Зюскинда «Парфюмер».
19. Образ главного героя в романе П. Зюскинда «Парфюмер». Психологический портрет героя.
20. Проблема гения в романе П. Зюскинда «Парфюмер».
21. Ирония в романе П. Зюскинда «Парфюмер».
22. «Черный юмор» в прозе Д. Бартельми.
23. Проявление «черного юмора» в прозе Т. Пинчона.
24. Проблематика произведений П. Коэльо. «Алхимик» Коэльо.
Темы для сообщений
Новеллы Г.Манна.
Э.М.Ремарк как писатель-баталист.
Герои-фронтовики Ремарка в мирной жизни.
Образ Испании в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол».
Идейно-композиционное единство книги Хемингуэя «В наше время».
Ирония и сарказм в структуре романа Д.Олдингтона «Смерть героя»э
Образы героев Хемингуэя - представителей творческих профессий.
Рассказы Я.Гашека. Особенности конфликта.
Я.Гашек-журналист.
Прием журналистского расследования в репортажах Э.Э.Киша.
Рассказы К.Чапека. Герои и проблемы.
«РУР» К.Чапека как драма-антиутопия.
Материнство и война в драматургии К.Чапека («Мать») и Б.Брехта («Винтовки Терезы Каррар»).
«Взлет и падение города Махагони» Б.Брехта как пьеса-парабола.
Шиллеровские аллюзии в драме Б.Брехта «Святая Иоанна скотобоен».
Б.Брехт как «соавтор» В.Шекспира («Круглоголовые и остроголовые», «Кориолан»).
Л.Ренн как писатель «потерянного поколения» («Война», «После войны»).
Внутренний монолог в прозе Т.Вулфа.
Образ повествователя в рассказах и повестях Т.Вулфа.
Женские образы в романе С.Фицджеральда «Ночь нежна».
Великая крестьянская война как тема драматургии ХХ века («Флориан Гайер» Г.Гауптмана, «Бедный Конрад» Ф.Вольфа.).
Образ заглавного героя в драме Д.Осборна «Лютер».
Тема бунта и смирения в драме Сартра «Дьявол и господь Бог».
Образы нацистов в драме ФЫ.Вольфа «Профессор Мамлок».
Образ Германии в драме Б.Брехта «Страх и отчаяние Третьего рейха».
«Пляска смерти» Б.Келлермана как антифашистский роман.
Тема искусства в романе Л.Франка «Слева, где сердце».
Экзистенциальная проблематика в драме А.Миллера «Это случилось в Виши».
Образ заглавной героини в романе Л.Франка «Матильда».
Проблема нравственного выбора в драме А.Миллера «Вид с моста».
Проблема отчуждения людей в драматургии Э.Олби.
Поэтика экспрессионизма в драме В.Борхерта «Там, за дверью».
Конфликт личности и системы в драме Д.Ардена «Последнее прости Армстронга».
Уроки гуманизма в драме Ю.О’Нила «Луна для пасынков судьбы».
Байроновские аллюзии в драме О’Нила «Душа поэта».
Эсхиловские аллюзии в трилогии Ю.О’Нила «Траур – участь Электры».
Распад семейных отношений как проблема западной драмы («Играем Стриндберга» Ф.Дюрренматта и «Не боимся
«Имя розы» У.Эко как исторический роман.
«Имя розы» У.Эко как детектив
Поэтика и проблематика рассказов И.Б.Зингера
Аргентинская проблематика в рассказах Л.Х.Борхеса.
Тема Востока в рассказах Л.Х.Борхеса.
Тема всемирной культуры в рассказах Л.Х.Борхеса.
Образ повествователя в романе Г.Миллера «Тропик рака»
Поэтика абсурда в пьесе С.Беккета «В ожидании Годо».
Проблема выбора в романе А.Мердок «Алое и зеленое».
Конфликт нового и старого в романе Д.Апдайка «Ферма».
Гуманистический пафос повести Д.Олдриджа «Удивительный монгол».
«Шпиль» У.Голдинга как повесть-притча.
Образы неандертальских людей в повести У.Голдинга «Наследник».
Тема безумия в романе А.Силлитоу «Дерево в огне».
Образ Гарри Халлера в романе Г.Гессе «Степной волк.
Образ пустыни в произведениях Экзюпери.
Образы писателей в фантастических рассказах Р.Бредбери.
Образы марсиан в «Марсианских хрониках» Р.Бредбери.
Тема исключительной памяти в рассказах С.Цвейга («Мендель-букинист», «Шахматная новелла»).
Образы детей в новеллах С.Цвейга («Жгучая тайна», «Гувернантка»).
Герои «одной страсти» в новеллах С.Цвейга.
Тема преступной совести в новеллах С.Цвейга («Улица в лунном свете», «Амок»).
Поэтика барокко в романе Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества».
Образ карнавала в повести Ж.Амаду «Исчезновение святой».
Тема безумия в повести М.Фриша «Человек появляется в эпоху голоцена».
Образ Перегрина в драме М.Фриша «Санта-Крус».
Образ Огюста Конта в романе Р.Мерля «Мальвиль».
Образ «Земли» в романе Р.Мерля «Мадрапур» и в произведениях Экзюпери
«Любовь под вязами» Ю.О’Нила как вариант «американской трагедии».
Традиции Ю.О’Нила («Косматая обезьяна») в пьесе Э.Олби «Это случилось в зоопарке».
Своеобразие конфликта в пьесе Ю.О’Нила «Все дети божьи имеют крылья».
Проблемы эстетики в книге Э.Хемингуэя «Зеленые холмы Африки».
Модернизм как художественное направление в литературе ХХ века.
Литература «потока сознания». Джеймс Джойс.
URL: http://biblio-online.ru/bcode/450603
При изучении дисциплины обучающиеся выполняют следующие задания:
конспектируют рекомендованную учебную и научную литературу; готовят доклады и сообщения к практическим занятиям; выполняют самостоятельные творческие работы.
Программа предусматривает такие формы учебной работы, как лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельная работа обучающихся.
Лекционный курс ориентирован на исследования развития зарубежной литературы. Семинарские занятия направлены на изучение художественных явлений, стилей (методов), катнгорий, жанров и конкретных художественных произведений в их национальной и общеевропейской специфике.
Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что обучающиеся пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену. Задача лектора - дать обучающимся возможность осмысленного конспектирования. Средства, помогающие конспектированию, - акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существен-ной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.
Требования к лекции:
- научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фатов, обоснований, документов и научных доказательств;
- активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления, четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
- разъяснение вновь вводимых терминов и названий, формулирование главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их;
- эмоциональность формы изложения, доступный и ясный язык.
По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое ему следование.
В системе литературоведческих дисциплин, предусмотренных учебным планом, практические занятия по зарубежной литературе занимают существенное место. Лекции, как правило, предполагают более общее, концептуальное освоение историко-литературного материала. На практических занятиях решаются иные задачи. Главным объектом изучения является, как правило, одно произведение; основная задача связана с его целостным анализом, в процессе которого выявляются заключенные в произведении эстетические ценности. Таким образом, практические занятия призваны углубить знания обучающихся по ряду наиболее значимых тем курса и, развивая и совершенствуя имеющиеся знания и навыки, научить самостоятельно анализировать художественное произведение. Опыт показывает, что анализ текста – слабое звено в подготовке филолога. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить обучающихся внимательно и вдумчиво
Изучение зарубежной литературы предусматривает систематическую работу обучающихся над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. При подготовке к каждому занятию студенты готовят конспекты ответов по изучаемым теоретическим вопросам. Необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям, чтобы уточнить терминологию.
Обучающимся следует стремиться к активизации знаний и по другим гуманитарным дисциплинам, связанным с зарубежной литературой междисциплинарными отношениями.
Рекомендуется обратить внимание на некоторые аспекты изучения истории зарубежной литературы.
В истории мировой культуры античная литература занимает особое место. Исключительная содержательность, разнообразие художественных форм и стилистических средств, осознанное выстраивание литературоведческих приемов определило значительное влияние античности на духовную культуру Средневековья, XVII - XVIII веков и Нового времени.
Изучение античной литературы у обучающихся филологического факультета вызывает объективные трудности, обусловленные как незнанием мифологии и истории античных народов, так и необходимостью знакомиться с многочисленными произведениями писателей, известных им, как правило, только по именам.
Остановимся на проблемах, затрагиваемых на лекциях, но ввиду ограниченности аудиторного времени требующих дополнительных разъяснений.
Общая характеристика античной культуры и литературы.
Под термином «античность» понимается культура греко-римского рабовладельческого общества, которая является древнейшей в Европе (цивилизации Египта, Вавилона и Индии сформировались значительно раньше, но не были европейскими).
Литература древней Греции.
Периодизацию древнегреческой литературы (как и любой другой) можно осуществлять по-разному. Например, так:
1.Архаический (литература «ранней Греции») - до начала V в. до н.э.
(время разложения родового строя и перехода к рабовладельческому
государству).
2.Аттический (литература «классический Греции») - V - IV вв. до н.э.
(время расцвета и кризиса рабовладельческих эллинских полисов до
потери ими государственной независимости).
3.Эллинистический (литература эллинистического общества) - с конца
IV в. до конца I в. до н.э.
4.Римский (греческая литература времен Римской империи) - с конца I
г. до н.э до V в. н.э.
Мы используем другой способ периодизации:
1.Период дописьменного развития древнегреческой литературы (до XI в. до н.э.).
2.Литература гомеровского периода (XI – VIII вв. до н. э.).
3.Литература периода архаики (VIII – VI вв. до н. э.).
4.Литература классического периода (V-IV вв. до н.э.).
5.Литература эллинистического периода (конец IV в. до н.э. – V в. н.э.).
При всей своей условности периодизация литературы – важный инструмент, так как позволяет обнаруживать те изменения в литературе, которые обусловлены движением времени.
Следует обратить внимание на то, что термин «художественная литература» объединяет два родственных, но не тождественных явления: с одной стороны, литературу устную (бесписьменную, дописьменную), которую называют также устным народным творчеством и фольклором, и литературу письменную. Литература письменная развивается, как правило, на основе устного творчества народа, но при этом вырабатывает собственный, все более усложняющийся со временем, комплекс художественных приемов.
В древней Греции существовал богатый фольклор, представленный произведениями разных жанров (обрядовые песни, лирические песни, загадки, сказки и т.д.), от которого до нашего времени дошло немного текстов, записанных в V - IV вв. Важной частью греческого фольклора была мифология, прошедшая сложный путь развития.
Литература гомеровского периода
Древнейшими литературными памятниками, относящимися к концу VIII - VII вв. до н.э., являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Отсутствие прямых исторических свидетельств, совокупность семантических и стилистических несоответствий в «Илиаде» и «Одиссее» составляют сложный и до конца еще не разрешенный гомеровский вопрос. Обучающимся следует обратить внимание на концепцию героя в эпосе, композицию поэм, а также на особую роль в эпосе предметов материальной культуры (щит Ахилла, описание дома Одиссея и др.).
Поэма Гесиода «Работы и дни» восходит к Гомеру, но в отличие от его героических эпических поэм относится к другому жанру – дидактическому эпосу, возникшему в эпоху перехода от родового общества к государству.
VII – VI вв. до н.э. - эпоха социально-политической борьбы, в процессе которой сформировалось в Греции рабовладельческое общество и государство, старые родовые связи разрушались с ростом полисов, развитием торговли и ремесла, нарастающими классовыми противоречиями. Важнейшими литературными процессами данного периода являются:
1.Упадок и отмирание старинного эпоса.
2.Расцвет лирики: декламационной (элегии Тиртея, Солона, ямбы Архилоха), монодической (лесбосская лирика Алкея и Сапфо,творчество Анакреонта), хоровой (оды Алкмана и Пиндара).
3.Зарождение литературной прозы (философские сочинения Гераклита, Эмпедокла и др., прозаические басни Эзопа).
Следует подчеркнуть, что термин «лирика» не принадлежит рассматриваемой эпохе: он возник позже, во времена александрийских филологов, заменив более ранний термин «мелика» от «песня».
Литература классического периода
Греческое рабовладельческое общество переживает в V в. до н.э. период своего наивысшего расцвета - экономического, политического, художественного. Расцвет этот связан с последовавшим за греко-персидскими войнами возвышением Афин и развитием афинской демократии. С 50-30 гг. до н.э. продолжается «век Перикла», во время которого развивается философия (софистика Горгия и Протагора, школа Сократа), театр, естественные науки (деятельность Гиппократа), архитектура (оформление Фидием афинского акрополя).
Основной проблемой литературы становится проблема человека и его задач в обществе равных ему людей, проблема выбора своего пути, этического самоопределения и моральной ответственности за свободно принятое решение. Активное осмысление данной проблемы принадлежит трагедии Эсхила, Еврипида и комедии Аристофана.
Имена трех великих трагиков Греции знаменуют этапы в развитии аттической трагедии и в истории афинской демократии.
Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии. Для его произведений характерна убежденность в прогрессивности принятых афинским государством законов, отсутствие углубленной индивидуальной характеристики персонажей, которые являются представителями нравственных (Орест) и даже космических сил (Прометей), малая динамичность сюжета и торжественный, «дифирамбический» стиль.
Софокл - поэт эпохи высшего расцвета, "эпохи Перикла". В его трагедии все внимание обращено на изображение человека, его решений, поступков, борьбы. По словам Гегеля, герои Софокла воплощают «право бодрствующего сознания», право деяния. Софокл модернизировал трагедию: ввел третьего актера, сократил партии хора, нашел гармоническое соотношение между отдельными частями композиции.
Еврипид принадлежит эпохе кризиса полисной идеологии, эпохе Пелопоннесской войны (431 - 404 гг.). В творчестве Еврипида нашла свое отражение критика мифологической системы, института рабства, традиционных государственных и семейных устоев. Еврипида отличал интерес к внутреннему миру человека, стремление изобразить человека реального с его личными стремлениями и страстями.
В конце V - начале IV в. до н.э. развивается проза. Устанавли¬ваются три основных направления - историография (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), красноречие (Лисий, Исократ, Демосфен), философский диалог (школа Сократа, Платон).
Особое место в истории античной культуры принадлежит ученику Платона Аристотелю, автору сочинений по различным областям знания, в том числе и трактата «О поэтическом искусстве». В нем исследовались вопросы эстетики и теории искусства, принципы худо¬жественной оценки, происхождения и особенности композиции трагедии и эпоса.
Литература эллинистического периода
Битва при Херонее (338 г.), установившая в Греции македонское господство и завоевание Персии Александром Македонским (334 - 330 гг.) открывают новую страницу греческой истории.
Огромная держава, созданная Александром, распалась после его смерти и была поделена между македонскими полководцами. Образовался ряд новых государств-монархий: Египет (монархия Птолемеев), Сирия (монархия Селевкидов) и др. Государства эти, в которых происходило скрещение восточных и греческих элементов, принято называть эллинистическими. В них значительно меняется социально-политический и психологический статус человека: материальный уровень его жизни резко повышается, но человек перестает чувствовать себя гражданином, хозяином своей судьбы и окружающего мира - он становится подданным монарха. Указанные изменения находят свое отражение во влиятельнейших философских системах эпохи - эпикурействе и стоицизме.
Искусство и литература существенно меняются в эпоху эллинизма. Небывалой высоты достигает книжная культура, а важнейшими культурными центрами становятся библиотеки (Александрийская, Пергамская). В целом для литературы эллинизма характерны следующие черты:
1. Космополитизм - следствие невиданного расширения горизонта греческой публики.
2. Элитарность, выразившаяся в ориентации литературы на высокообразованную часть публики.
3. Разрыв с традицией.
В Александрии, столице Птолемеев и новом культурном центре Греции, развивается поэзия. Александрийские поэты свободно экспериментируют, выбирая малые поэтические формы - элегию, послание, дидактическую поэму, создают новые, например, малый эпос - эпиллий (Каллимах), буколику (Феокрит).
Существенные изменения претерпевает комедия: на смену поли¬тическим темам Аристофана приходят бытовые, на смену публицистической агитации - моральное поучение, фантастическим сюжетам - характеры и ситуации современной жизни. Лучшим мастером новой комедии считается афинянин Менандр (342 - 293 гг.).
II и 1 вв. до н.э. - период экспансии Рима на восток, в Грецию и страны эллинизма - отмечен социально-политическим, экономическим и культурным упадком.
Для этого периода характерно развитие прозы: красноречия (риторические трактаты Дионисия Геликарнасского), историография (сочинения Плутарха), романа (Харитон, Лонг, Ахилл Татий). Основ¬ное внимание студенту следует уделить изучению особенностей сюжетостроения и композиции античного романа.
Особое место в поздней греческой литературе принадлежит Лукиану (120-180 гг.), в творчестве которого
Литература древнего Рима
Римская литература развивалась значительно позже греческой, поэтому активно использовала богатейший опыт своей предшествен¬ницы. Историческая роль римской литературы состоит в том, что она явилась передаточным звеном между литературами греческой и западно-европейской.
Периодизацию римской литературы можно осуществить так:
1.Архаический период - до начала литературной деятельности Цицерона - до 81 г. до н.э.
2.Золотой век римской литературы:
а)время Цицерона - расцвет римской прозы (81 - 43 гг. до н.э.);
б)время Августа - расцвет римской поэзии (43 г. до н.э. - 14 г.
н.э.);
3. Серебряный век римской литературы - до 476 г.:
а)до смерти императора Трояна (14 - 117 гг.);
б)позднейшая римская литература (117 - 476 гг.).
Другой способ периодизации литературы Рима может быть таким:
1. До 240 г. до н.э. – эпоха устного народного творчества;
2. 240 г. до н.э. (в 240 г. до н.э. была осуществлена первая театральная постановка по греческому образцу, с этого момента принято отсчитывать развитие письменной римской литературы) - 82 г. до н.э. – эпоха ранней римской литературы (творчество Ливия Андроника, Гнея Невия, Квинта Энния, Плавта, Теренция).
3. 82 - 43 г. до н.э. – литература эпохи гражданских войн (творчество Лукреция, Цицерона, неотериков).
4. 43 г. н.э. - 14 г. н.э. – литература эпохи начала Империи.
5. 14 г. н.э. - 192 г. н. э. - литература эпохи ранней Империи.
6. 193 г. - 476 г. н.э. – литература эпохи поздней Империи.
Литература Рима периода Республики и эпохи гражданских войн
Для древнейшего этапа развития римской литературы характерны фольклорные песни (гимны, фесценнины, нэнии и др.) и мифология. Важно отметить, что космогония Рима не сохранилась, известны лишь отдельные имена старинных богов: Янус, Юпитер, Веста, Лары, Пенатры и др. Наибольшую известность получили мифы об образовании города Рима, его первых царях и героях.
Во II в. до н.э. появляются художественные произведения латин¬ской письменности. Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий, Квинт Энний) начинают переводить греческие памятники, создают римскую драму.
В творчестве Плавта и Теренция активно развивается комедия, на которую значительное воздействие оказала новоаттическая комедия Менандра и южноиталийский фарс - ателлана.
В обстановке социальной и политической борьбы конца II - начала I в. до н.э., приведшей к гражданским войнам, значительное развитие получила проза: красноречие, историография (Саллюстий, Корнелий Непот), мемуарная («Записки о галльской и гражданских войнах» Юлия Цезаря) и эпистолярная литература (письма Цицерона, Плиния Младшего).
Крупнейшим представителем римского красноречия был Цицерон, выработавший в своих речах и теоретических трактатах («Брут», «Об ораторе») принципиально новый, «средний стиль» - синтез азианского и аттического стиля.
В творчестве Лукреция развивается просветительская дидактическая поэма. Его произведение «О природе вещей» иллюстрировало популярную в Риме философию Эпикура.
Влияние эллинистической традиции нашло отражение в поэзии неотериков и Катулла.
Литература Рима периода империи
Приход к власти Августа (43 г. до н.э.) принес в Рим мир и граж¬данское спокойствие. Официальная поддержка литераторов способствовала образованию и активной деятельности кружков Мецената и Мессалы. Век Августа - золотой век римской поэзии.
В творчестве Вергилия развиваются следующие поэтические жанры: созданная Феокритом буколика («Эклоги»), дидактическая поэма («Георгики»), героический эпос («Энеида»).
Обучающемуся следует обратить внимание на сюжетное сходство двух частей «Энеиды» с поэмами Гомера, а также на существенные различия, например, в концепции героя и способе его изображения в поэме Вергилия.
Жанровое, тематическое и стилистическое разнообразие харак¬терно для творчества другого крупнейшего поэта Рима - Горация.
Традиции неотериков, культивировавших любовную элегию, продолжили Галл, Тибулл, Проперций и Овидий.
Студенту следует подробно ознакомиться с «Метаморфозами» и «Начальными элегиями» Овидия, оказавшими значительное влияние на русскую поэзию (Пушкин, Мандельштам).
Литература империи стремится к возвышенному пафосу, но при отсутствии значительного содержания это приводит к господству риторическо - декламационного стиля. Лучший мастер этого нового стиля - Сенека - стремился возродить высокую греческую трагедию. Наиболее значительными произведениями эпохи Нерона являются: исторический эпос Лукана «Фарсалия», роман «Сатирикон» Петрония, исторические произведения Тацита, сатиры Ювенала.
Со II века в римской литературе наступает оскудение. Решающую роль в этом сыграло возвышение провинций.
В это время в творчестве Светония продолжает развиваться исто¬риография, однако наиболее значительным литературным явлением становится творчество Апулея.
Студенту следует подробно проанализировать концепцию героя, сюжетостроение и композицию романа Апулея «Метаморфозы».
Слушая лекции, обучающиеся получают основные знания, связанные с особенностями истории, культуры и литературы
Сложность изученная материала связана с несколькими обстоятельствами.
1.Современному человеку трудно понять мировоззрение европейцев времен Средневековья и Возрождения. Однако без этого оказывается невозможным полноценное восприятие изучаемых художественных произведений.
2.Произведения писателей Средневековья и Возрождения имеют длительную историю бытования и в своей собственной, и в русской культуре. Студентам, осваивающим произведения иноязычных культур в переводах, необходимо обращаться к критическим работам, в которых комментируются важные эпизоды и детали, традиционно оказывающиеся не переведенными или принципиально не переводимые на другой язык.
3.Обучающемуся приходится знакомиться с различными концепциями мироздания и разными религиозными системами многих племен и народов, населявших Европу в эпоху раннего Средневековья. Кроме того, обучающемуся приходится принимать во внимание и сложные проблемы, связанные с историей христианизации Европы.
4.Освоение литературы Средневековья и Возрождения предполагает знакомство обучающихся с важными проблемами литературоведения. С изучением средневековой культуры связаны вопросы о том, что такое литература, как и с чего начинается литературный процесс, что такое авторство, чем оно отличается от писательства, как соотносятся и взаимодействуют фольклор и литература, как складывается система жанров словесного творчества с средние века, как она изменяется в эпоху Возрождения.
5.Обучающиеся знакомятся с полемикой ученых о правомочности выделения Возрождения в отдельную эпоху. В современных исследованиях, прежде всего историографических, усиливается тенденция рассматривать эпоху Возрождения как органическое завершение развития культуры Средневековья, как последний, третий, этап ее развития (XIV-XVI в.в.). Происшедший революционный переворот в духовной жизни не исключает глубокой преемственности между Ренессансом и Средневековьем(см., напр., полемическую работу Г.К. Косикова в кн.: Методологические проблемы филологических наук. - М.,1987 с.222-253). Но многие культурологи и литературоведы считают необходимым выделять Возрождение как полноценную эпоху, аргументируя это тем, что, начиная с XIV в., проиходят существенные изменения в отношении к Человеку, Миру, к проблемам Смерти, Любви, человеческого Достоинства. Важно и то, что именно деятели Возрождения ввели термин «Средние века», тем самым указав на осознание принципиального отличия своих взглядов на мир и человека от средневекового мировоззрения.
Термин «Возрождение» означал применительно к данной эпохе прежде всего возврат к античной культурной традиции, ее новое творческое восприятие. Возрождение опиралось на философию «гуманизма». Гуманистами называли в эту эпоху ученых, литераторов, которых в первую очередь интересовала сфера гуманитарного (в нынешнем смысле) знания, т.е. свод наук, связанных с изучением человека, его естественной природы и духовной деятельности. Культивируя мудрость, знание, гуманисты связывали идеал человека не только с природной его красотой, но и с его образованностью и просвещенностью. Отсюда идея гармоничной универсальной личности, характерная для ренессансного гуманизма.
Возрождение прошло несколько этапов: раннее Возрождение (иногда употребляется термин Предвозрождение, или Треченто), зрелое, или Высокое, Возрождение, позднее Возрождение. Хронологические границы каждого периода в разных странах имеют специфику и не являются едиными.
Для понимания специфики Возрождения необходимо учитывать роль религиозно-политического движения Реформации, которое оказало существенное воздействие на общественную жизнь, особенно в северных европейских странах.
Возрождение в Италии
Именно в Италии раньше всего формируется и достигает расцвета Возрождение, оказавшее огромное воздействие на культуру других стран. В Италии складываются классические формы Ренессанса, особое внимание следует уделить специфике развития итальянского гуманизма, где решающую роль играет античное наследие и раньше всего оформляются философско-этические и эстетические идеи гуманизма. Итальянское Возрождение проходит несколько этапов. Раннее Возрождение связано с теоретическим и художественным наследием Данте. Обучающийся должен познакомиться с книгой Данте «Новая жизнь», заключающей важнейшую для понимания дантовского творчества эстетическую и психологическую проблематику. Необходимо представить содержание политических идей Данте, для чего нужно познакомиться с основными идеями его трактатов «Монархия», «Пир», а также «О народном красноречии». Главное внимание студент должен уделить «Божественной комедии» - выдающемуся памятнику европейской культуры. Нужно разобраться в художественном новаторстве Данте, которое проявилось во всех основных параметрах его великого произведения: в проблематике, концепции героя, жанре, композиции. Студенту необходимо прочесть 1-ю часть поэмы «Ад» и иметь общее представление о «Чистилище» и «Рае». Важно четко представить себе структуру дантовского мироздания(глубоко и детально данный аспект раскрыт в книге А.Л. Доброхотова «Данте Алигьери» . - М., 1990).
Франческо Петрарка принадлежит другой эпохе в истории итальянского гуманизма. Вместе с Д. Боккаччо он создал основы гуманистической культуры в Италии, которая достигает в их творчестве полной завершенности.
Деятельность Петрарки должна быть изучена студентом во всем ее масштабе - как ученого-гуманиста, общественного деятеля и поэта. Особенно следует обратить внимание на специфику поэтического творчества Петрарки, на созданную им концепцию человека, которая определила и изображение любовного чувства в его знаменитых «Сонетах». Изучая «Сонеты», следует остановиться на внутренней противоречивости лирического героя и драматизме его переживаний, на образе возлюбленной поэта. Необходимо проследить внутренний лирический сюжет поэтической книги Петрарки.
Творчество Д. Боккаччо, второго выдающегося гуманиста итальянского Возрождения, также заслуживает внимания. Наравне со знаменитыми новеллами студент должен изучить и ранние романы Боккаччо, уделив особое внимание психологическому роману «Фьяметта» и пасторали «Амето» , где утверждались новые гуманистические идеалы автора. В центре изучения должен быть знаменитый «Декамерон» Боккаччо. Студент должен уметь объяснить его название, структуру, определить круг основных проблем, глубинную связь с народной традицией, с жанрами городской литературы, с куртуазными сюжетами и идеями. Заслуживает внимания анализ образов рассказчиков, воплощающих гуманистическую утопию автора.
Следующий этап в развитии итальянского гуманизма – кватроченто (конец XIV- первая половина XV вв.). В это время с появлением новых культурных центров при феодальных дворах и в крупных городах (Флоренция, Феррара) гуманистическое движение в Италии приобретает во многом ученый, а порою и придворно-элитарный характер. В эту
На следующем этапе, в литературе чинквеченто (конец XV - XVI столетие), указанные черты получают дальнейшее развитие. Героико-рыцарская поэма достигает своего расцвета в творчестве Ариосто, автора «Неистового Роланда».
К концу XVI века с усилением религиозной и феодальной реакции усиливается кризис гуманистических идей в Италии, который нашел выражение в творчестве последнего поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо, автора поэмы «Освобожденный Иерусалим». С последними двумя этапами в развитии итальянского Возрождения студенту рекомендуется познакомиться обзорно, а с соответствующими текстами - по хрестоматии.
Эволюция итальянского гуманизма, его политических и этических идей нашла своеобразное воплощение в творчестве Н. Макиавелли, автора книги «Государь», оказавшей глубокое воздействие на последующую европейскую культуру.
Северное Возрождение
Особенности Реформации как религиозного и общественного движения во многом определяют специфику развития гуманизма в северных странах Европы. Формирование этих идей начинается в Германии и Нидерландах в конце XV- начале XVI века, в обстановке богословских споров, которые расшатывали основы схоластики. В литературе преимущественное развитие получают сатирические и дидактические жанры, соответствующие назревшей общественной потребности.
Студенту следует познакомиться с творчеством выдающихся деятелей немецкой Реформации - У. Фон Гуттена, С.Бранта, М.Лютера, Т.Мюнцера, Г. Сакса.
Особое внимание следует уделить выдающемуся мыслителю и художнику Нидерландов - Эразму Роттердамскому, творчество которого в наибольшей мере свободно от прямого морализирования и узкопартийных пристрастий. Студент должен внимательно изучить прославленное произведение Э.Роттердамского «Похвала глупости» - художественно-философский трактат, где автор рассматривает систему современных общественных отношений. Следует раскрыть особенности иронии писателя.
Возрождение во Франции
В развитии французского Возрождения выделяются три основных этапа. Зарождение гуманистического миросозерцания можно проследить уже во французской культуре XV века. Особенно ярко переход от средневекового к возрожденческому взгляду на жизнь выразился в поэзии Ф.Вийона, отразившей кризис авторитарных идей и предрассудков, принцип свободомыслия и индивидуального самоопределения человека.
На рубеже XV-XVI в.в. начинается активное распространение гуманистических идей во Франции, во многом под влиянием итальянской культуры. Создаются многочисленные ученые кружки гуманистов, из которых наиболее значимым являлся кружок Маргариты Наваррской. В рамках первого этапа студент должен иметь представление о творчестве выдающегося французского поэта Клемана Маро, создавшего особый стиль, насыщенный смелым эпикуреизмом, интересом к воспроизведению чувственно-телесной стороны мира. Необходимо также ознакомиться с «Гептамероном» Маргариты Наваррской, отразившим гуманистическую концепцию человека и своеобразие мировоззрения писательницы.
Второй этап в развитии французского Возрождения (вторая треть XVI века) ознаменован расцветом гуманистической культуры. Крупнейшим писателем этого периода является Франсуа Рабле, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Этот роман должен быть внимательно прочитан студентом. Следует обратить внимание на особенности жанра романа, разобраться в сложной гуманистической проблематике произведения, сочетающей сатирическое обличение действительности с гуманистической утопией, уяснить природу «смеховой культуры», воплощенной в романе Рабле. Необходимо постичь идейно-художественное единство книги, имеющей прихотливую композицию, определить функции каждого персонажа.
Расцвет французского Возрождения связан также с деятельностью поэтов Плеяды, способствовавшей формированию теории и практики национальной поэзии и французского литературного языка. Особое внимание следует уделить творчеству двух поэтов - Жоашена дю Белле и Ронсара.
Во второй половине XVI обнаруживается кризис французского Возрождения, выразившийся в утрате гуманистической цельности миросозерцания и оптимизма. Осознание трагических противоречий действительности начинает звучать в творчестве Мишеля Монтеня, автора знаменитых «Опытов». Обучающийся должен уяснить своеобразную концепцию человека, предложенную Монтенем, и постичь жанровое своеобразие выдающегося литературного памятника XVI века.
Возрождение в Англии
Как и изучение любого периода истории литературы, этот раздел следует начинать с анализа историко-социального развития Англии в период Возрождения.