2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Функционально-содержательные типы диалогов_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Функционально-содержательные типы диалогов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
         Кандидат филологических наук,         доцент,    Глухова Ольга Петровна                                 _________________
 
 
Функционально-содержательные типы диалогов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева К.А.

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке с соблюдением всех норм профессиональной этики и речевой культуры.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
1.5
совершенствовать навыки речевой культуры;
1.6
осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;
1.7
привить навыки определения функционально-содержательных типов диалогов в соответствии с ведущими функциями:
1.8
информационно-коммуникативной (логической), реляционно-коммуникативной (волевой), аффективно-коммуникативной (эмоционально-аффективной) для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Старославянский язык
2.1.2
2.1.3
Фольклор
2.1.4
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Активные процессы в современном русском языке
2.2.2
История русской литературы
2.2.3
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.4
Русская диалектология
2.2.5
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.2.6
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.7
История русского литературного языка
2.2.8
Методика обучения русскому языку
2.2.9
Стилистика
2.2.10
Теория литературы
2.2.11
История зарубежной литературы
2.2.12
Методика обучения литературе
2.2.13
Выразительное чтение
2.2.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.15
Профессиональная этика
2.2.16
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.19
Курсовая работа по русскому языку
2.2.20
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.21
Курсовая работа по литературе
2.2.22
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.23
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.24
Современная зарубежная литература
2.2.25
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.26
Теория и практика русской орфографии
2.2.27
Филологический анализ текста
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.30
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.31
Производственная преддипломная практика
2.2.32
Современная русская литература
2.2.33
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.34
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.35
Педагогическая риторика
2.2.36
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.37
Типология текстов
2.2.38
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.39
Функциональная грамматика русского языка
2.2.40
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.2.41
Литература русского зарубежья
2.2.42
Основы этимологического анализа
2.2.43
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.44
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности функционирования языковых единиц разных уровней;
3.1.2
основные единицы речевого общения, специфику  публичной речи, речевые тактики;
3.1.3
модели речевой коммуникации;
3.1.4
основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности
3.1.5
языковые нормы, типы и виды речевой коммуникации
3.1.6
закономерности коммуникации, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
3.1.7
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления
3.1.8
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка
3.1.9
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их семантики, структуры и функционирования речи
3.2.2
анализировать языковые явления и факты, публичную речь, речевые тактики
3.2.3
использовать модели речевой коммуникации
3.2.4
применять  технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;
3.2.5
использовать знание языковых норм, типов и видов речевой коммуникации;
3.2.6
вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;
3.2.7
анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;
3.2.8
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.9
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приёмами лингвистического анализа единиц разных уровней
3.3.2
приёмами анализа языковых явлений и фактов, приёмами анализа публичной речи, речевых тактик
3.3.3
приёмами анализа  моделей речевой коммуникации
3.3.4
навыками профессиональной коммуникации на русском языке;
3.3.5
лексическими, орфоэпическими и грамматическими нормами русского литературного языка для создания на русском языке грамотных  текстов;  
3.3.6
навыками использования моделей вербальной коммуникации;
3.3.7
основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;
3.3.8
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
3.3.9
умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные направления исследования диалогической речи в современной отечественной и зарубежной лингвистике

 
1.1
Традиционные и новые постановки вопроса /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
1.2
Ведущие зарубежные центры изучения диалога. Исследовательский центр во Фрейбурге. Исследовательская группа Лейпцигского педагогического института. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
1.3
Коммуникативно-социологическое направление исследований диалога. Американская и западноевропейская лингвистические школы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
1.4
Отечественные центры изучения диалога. Саратовская школа исследования диалогической речи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
 
Раздел 2. Соотношение естественной и литературной коммуникации

 
2.1
Коммуникативная организация естественного диалога. Роль теории речевых актов в раскрытии механизма диалогической речи. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
2.2
Художественный диалог как разновидность человеческой деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
2.3
Коммуникативная организация художественого диалога /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
2.4
Предпосылки моделирования коммуникативного действия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
2.5
Национальная коммуникативная культура /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.6
Коммуникативные традиции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
2.7
Социолингвистический фактор в коммуникативной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
2.8
Психолингвистический фактор в коммуникативной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
2.9
Языковая компетенция /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
 
Раздел 3. Функционально-содержательные типы диалогов

 
3.1
Факторы, влияющие на классификацию диалогов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.2
Логический диалог и его разновидности. Диктальные диалоги /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.3
Диалог-сообщение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.4
Диалог-беседа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.5
Диалог-расспрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.6
Одномодальный и разномодальный диалоги /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.7
Диалог-унисон /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.8
Диалог-спор /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.9
Интенциональный диалог /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.10
Функциональный статус волевого диалога /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.11
Диалог-приказ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.12
Диалог-просьба (совет, предложение) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.13
Разновидности эмоционально-аффективного диалога /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.14
Диалог-ссора, диалог-объяснение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.15
Способы и средства достижения стратегической цели коммуникативной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
2
0
 
3.16
Зачет по курсу "Функционально-содержательные типы диалога" /Зачёт/
Л1.2Л2.1Л3.1

0
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету                                                                

1.Назовите основные традиционные направления исследования диалогической речи в отечественной лингвистике.

2.Трактовка диалога в широком и узком смысле.

3.В чем сущность новых постановок вопроса?

4.Сопоставление  монолога и диалога.

5.Новые аспекты исследования диалогической речи.

6.Ведущие зарубежные центры изучения диалога.

7.Отечественная школа изучения диалога.

8.Коммуникативная организация естественного диалога.

9.Роль теории речевых актов в раскрытии механизма диалогической речи.

10.Роль референтной ситуации в организации диалогического взаимодействия.

11.Культурный план референтной ситуации.

12.Предметный план референтной ситуации.

13.Инструментальный план  референтной ситуации.

14.Художественный диалог как разновидность человеческой деятельности.

15.Коммуникативная организация художественного диалога.

16.Коммуникативные традиции

17.Социолингвистический фактор в коммуникативной деятельности

18.Психолингвистический фактор в коммуникативной деятельности

19.Языковая компетенция

20.Логический диалог и его разновидности. Диктальные диалоги

21.Диалог-сообщение

22.Одномодальный и разномодальный диалоги

23.Диалог-унисон

24.Диалог-спор

25.Функциональный статус волевого диалога

26.Диалог-приказ

27.Диалог-просьба (совет, предложение)

28.Разновидности эмоционально- аффективного диалога

29.Диалог-ссора, диалог-объяснение

30.Способы и средства достижения стратегической цели коммуникативной деятельности

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе                                                                    

1.Художественный диалог как коммуникативное единство, конструируемое последовательностью коммуникативных актов.

2.Коммуникативное действие.

3.Предпосылки моделирования коммуникативного действия.

4.Национальная коммуникативная культура.

5.Коммуникативные традиции.

6.Социолингвистический фактор в коммуникативной деятельности.

7.Психолингвистический фактор в коммуникативной деятельности.

8.Языковая компетенция.

9.Моделируемые коммуникативные действия.  

10.Клишированные коммуникативные действия.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
11.Воспроизводимые коммуникативные действия.

12.Объем коммуникативных действий.  

13.Прагматический сценарий.

14.Составляющие художественного диалога.

15.Факторы, влияющие на классификацию диалогов.

16.Экстралингвистические моменты, связанные с осуществлением речи.

17.Способы и средства достижения стратегической цели коммуникативной деятельности.

18.Характер реакции собеседника на исходное высказывание.

19.Семантическое наполнение  диалога.

20.Логический диалог и его разновидности.

21.Функциональный статус волевого диалога.

22.Разновидности эмоционально-аффективного диалога.                             

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                            
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П. Панфиловой
Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04378-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/kultura-rechi-i-delovoe-obschenie-v-2-ch-chast-1-432918 (дата обращения: 01.05.2019).: учебник и практикум для академического бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, , 2019.
 
Л1.2
А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П. Панфиловой
Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04380-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/kultura-rechi-i-delovoe-obschenie-v-2-ch-chast-2-434230 (дата обращения: 01.05.2019).: учебник и практикум для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, ,  2019. 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. Д. Черняк [и др.] 
  Риторика : учебник для академического бакалавриата /
Москва : Издательство Юрайт, , 2016. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Каримова И.Р.
Фунционально-содержательные типы диалогов
, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ

 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                  Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.                                                                                                    Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.                                                                                                                                                     Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.                                                                                                                                                                                                                             Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.