Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Цыганова Евгения Борисовна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Рассказ Кейт Шопен «История одного часа» /Ср/
Э1 Э2 Э3
Рассказ Натаниеля Готорна «Молодой Браун».
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к зачету (9 семестр)
Перечень вопросов к зачету:
1. Принципы работы с художественным текстом
2. Способы передачи содержания художественного текста. Смысловой анализ текста
3. Деление текста на логические части.
4. Работа с художественным текстом. Структура сюжета
5. Работа с художественным текстом. Композиция
6. Место и время действия в художественном тексте
7. Манера письма автора
8. Настроение в художественном произведении
9. Сюжет как элемент анализа художественного текста.
10. Композиционное построение художественного произведения.
11. Тема и проблемы.
12. Система персонажей художественного произведения, их характеристика.
13. Виды повествования.
14. Тон и настроение произведения.
15. Типы композиционного построения текста
16. Типы героев и конфликтов в художественном произведении
17. Виды повествования
18. Тон и настроение произведения
19. Тема и идея в художественном тексте. Работа с художественным текстом.
20. Проблема в художественном тексте.
21. Способы характеристики героев
22. Символизм, аллегория в художественном произведении
23. Идея художественного произведения.
24. Символ и образ в художественном произведении
25. Идейная нагрузка художественного произведения
26. Система образов в художественном произведении
На зачете обучающемуся также необходимо выполнить комплексный анализ отрывка из художественного произведения или короткого рассказа.
Список художественной литературы:
1. W.S. Maugham “The Painted Veil” (extract) [С. 5]
2. E. Caldwell “The Windfall” (extract) [С. 7]
3. I. Shaw “The Young Lions” (extract) [С. 6]
4. S. Lewis “Dance While You Can” (extract) [С. 8]
5. S.Sheldon “Rage of Angels” [С. 3]
6. A.Hailey “Airport” (extract) [C.162-168]
7. E. Hemingway “The Sort Happy Life of Francis Macomber” (extract) [С. 126-130]
8. W.S. Maugham “A Man with Conscience” (extract) [C. 286-290]
9. E. Waugh “On Guard” (extract) [С. 312-316]
10. James Joyce “The Boarding House” (extract) [С. 121-125]
11. R. Lardner “Who Dealt?” (extract) [C. 246-250]
12. M. Spark “The Black Madonna” (extract) [C. 28-35]
13. М. Spark “The Very Fine Clock” [C. 161-165]
14. F.S. Fitzgerald “The Great Gatsby” (extract) [C. 161-165]
15. W.S. Maugham “The Painted Veil” (extract) [С. 8]
16. E. Caldwell “The Windfall” (extract) [С. 43]
17. I. Shaw “The Young Lions” (extract) [С. 12]
18. S. Lewis “Dance While You Can” (extract) [С. 45]
19. S.Sheldon “Rage of Angels” [С. 12]
20. A. Hailey “Airport” (extract) [C.35]
21. E. Hemingway “The Sort Happy Life of Francis Macomber” (extract) [С. 136]
22. W.S. Maugham “A Man with Conscience” (extract) [C. 53]
23. E. Waugh “On Guard” (extract) [С. 56-57]
24. James Joyce “The Boarding House” (extract) [С. 105-106]
25. R. Lardner “Who Dealt?” (extract) [C. 46-48]
26. M. Spark “The Black Madonna” (extract) [C. 30-33]
28. F.S. Fitzgerald “The Great Gatsby” (extract) [C. 75-77]
Вопросы и задания к экзамену (10 семестр)
Перечень вопросов:
1. Narrative prose.
2. The nature of narrative prose.
3. The function of narrative prose.
4. Manner. Point of view.
5. Lexis.
6. Speech. Free indirect speech.
7. The plot. Concentric and complex plot.
8. Foreshadowing in the text.
9. Flashback in the text.
10. The setting. Explicit/implicit setting.
11. The functions of the setting in the story.
12. Plot structure techniques.
13. The conflict. External/ internal conflict.
14. The system of images. Major/minor, flat/round, static/dynamic characters.
15. Direct method of characterization.
16. Indirect method of characterization.
17. Types of indirect presentation.
18. The functions of atmosphere in the story.
19. The narrator.
20. Entrusted narrative.
21. A third person narrative.
22. Intrusive author.
23. Unintrusive author.
24. The theme.
25. The message.
26. Narrative methods. Narration, description, dialogue, interior monologue, stream of consciousness, represented speech, digression.
На экзамене обучающемуся необходимо также выполнить комплексный анализ отрывка из художественного произведения или короткого рассказа.
Список художественной литературы:
1. E. Caldwell “The Windfall” (extract) [C. 3]
2. Shaw “The Young Lions” (extract) [C. 3]
3. S. Lewis “Dance While You can” (extract) [C. 7]
4. S.Sheldon “Rage of Angels” [C. 3]
5. A. Hailey “Airport” (extract) [C.162-168]
6. E. Hemingway “The Sort Happy Day of Francis Macomber” (extract) [С. 126-130]
7. W.S. Maugham “A Man with Conscience” (extract) [C. 286-290]
8. E. Waugh “On Guard” (extract) [С. 312-316]
9. James Joyce “The Boarding House” (extract) [С. 121-125]
10. R. Lardner “Who Dealt?” (extract) [C. 246-250]
11. M. Spark “The Black Madonna” (extract) [C. 28-35]
12. М. Spark “The Very Fine Clock” [C. 161-165]
13. F.S. Fitzgerald “The Great Gatsby” (extract) [C. 161-165]
14. W.S. Maugham “Theater” (extract) [C. 3]
15. E. Caldwell “The Windfall” (extract) [C. 10]
16. I. Shaw “The Young Lions” (extract) [C. 15]
17. S. Lewis “Dance While You can” (extract) [C. 56]
18. S.Sheldon “Rage of Angels” [C. 34]
19. A. Hailey “Airport” (extract) [C.189-190]
20. E. Hemingway “The Sort Happy Day of Francis Macomber” (extract) [С. 123-125]
21. W.S. Maugham “A Man with Conscience” (extract) [C. 150-151]
22. E. Waugh “On Guard” (extract) [С. 143-144]
23. James Joyce “The Boarding House” (extract) [С. 32-33]
24. R. Lardner “Who Dealt?” (extract) [C. 23-25]
25. M. Spark “The Black Madonna” (extract) [C. 55-57]
26. М. Spark “The Very Fine Clock” [C. 12-15]
27. F.S. Fitzgerald “The Great Gatsby” (extract) [C. 11-13]
28. W.S. Maugham “Theater” (extract) [C. 15-16]
2. Место и время действия в художественном тексте. Способы их передачи и их влияние на идейное содержание текста.
3. Манера письма автора. Настроение в художественном произведении.
4. Тема и идея в художественном тексте. Проблема в художественном тексте.
5. Способы характеристики героев в художественном произведении.
6. Идея художественного произведения. Символ и образ в художественном произведении.
7. Типы героев и конфликтов в художественном произведении.
8. Виды повествования. Тон и настроение произведения.
9. Сюжет как элемент анализа художественного текста. Композиционное построение художественного произведения. Тема и проблемы.
10. Основные стилистические приемы и выразительные средства в художественном тексте.
Лабораторные занятия ориентируют обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей лабораторных занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Лабораторная работа проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любой лабораторной работы – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
Для более точного понимания материала лабораторных занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Также необходим
На занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На лабораторных занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги лабораторных работ, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Основной целью лабораторных занятий (далее ЛЗ) по дисциплине является формирование навыков многоаспектного анализа художественного текста, умения проникнуть в замысел автора и грамотно анализировать стилистические приемы, использованные автором.
Необходимо ознакомиться с основными этапами и аспектами анализа художественного текста. Рекомендуется начинать работу с сюжетом художественного текста, далее учиться определять и интерпретировать композиционное построение художественного произведения, выделять основные темы и идею. Данная работа строится на использовании тренировочных упражнений, и анализе отрывков из художественных произведений и коротких рассказов современных английских и американских авторов. Таким же образом выстраивается работа с системой персонажей, видами повествования, анализом тона и настроения произведения. Таким образом, студент пошагово подводится к выстраиванию комплексного связного анализа художественного произведения и к концу курса должен уметь выступать с докладом и/или презентацией анализа художественного произведения и его стилистических особенностей.
Одной из форм групповой работы на ЛЗ является работа в малых группах или взаимообучение. Такую интерактивную форму работы можно использовать как при обсуждении теоретических вопросов, так и при выполнении анализа художественного текста. Методически организация такого ЛЗ выглядит следующим образом: студенты готовятся по 4 вопросам ЛЗ, но каждый из них особенно тщательно изучает один из вопросов. К примеру, если их 12 человек, то можно распределить по 2 человека на один вопрос. На занятии обучаемые рассаживаются за столами попарно, либо в группах по 4 человека, в соответствии с изученными вопросами. По знаку преподавателя обучаемые в указанное время должны пересказать друг другу содержание, обсудить спорные моменты, прийти к общему мнению. Затем один из рядов смещается на одно место. 1-й обучаемый объясняет 4-му содержание первого вопроса, уточненное и расширенное в беседе со 2-м обучаемым. 4-й объясняет 1-му содержание 2-го вопроса и т.д. За полный круг все слушатели могут обменяться мнениями по всем вопросам. Преподаватель дает короткие консультации тем, кто обращается к нему. Такая форма организации ЛЗ позволяет максимально эффективно разобрать необходимый материал, повышает чувство ответственности каждого студента за результат своей работы, способствует формированию навыков взаимоконтроля и развивает умения взаимодействия в группе.
Такой комплексный подход к организации лабораторных занятий способствует развитию научно-исследовательских, общекультурных и профессиональных компетенций студента, что согласуется с требованиями ФГОС нового поколения.
Тренировочные упражнения на узнавание в художественном тексте стилистических приемов и выразительных средств языка предлагаются по принципу «от простого к сложному», т.е. анализ начинается с отдельных предложений, затем студентам предлагаются короткие отрывки из художественных произведений, и, наконец, законченный текст, т.е. короткий рассказ.
Важное значение при подготовке к лабораторному занятию имеет чтение. Читая (не менее трех раз) анализируемое произведение, необходимо выписывать из текста примеры употребления автором стилистических приемов и изобразительных средств языка; сформулировать цели употребления данных приемов, основную идею, тему; прокомментировать особенности композиционного построения текста; привлечь для анализа биографические сведения об авторе, времени создания произведения и другую информацию, помогающую более полно анализировать замысел автора и его воплощение. После окончания работы следует систематизировать свои записи, свести их вместе, сгруппировать (например, характеристики героев, портреты, пейзажи, лейтмотивы и т.д.) и на основании этого изложить в письменном виде свои выводы по прочитанному.
Методические рекомендации по лингвистическому анализу иноязычного текста
Лингвистический анализ отрывка или законченного художественного текста опирается на смысловую составляющую текста. Прежде чем приступить к стилистическому анализу, нужно полностью, в мельчайших деталях понять содержание полученного отрывка. Рекомендуется прочесть его несколько раз, выписывая и идентифицируя стилистические приемы (перевод незнакомых слов нужно посмотреть в словаре). Подумайте, для передачи каких конкретных смыслов используются найденные вами стилистические средства. Затем изложите ваш анализ в виде рецензии, кратко формулируя содержание и более подробно рассматривая языковой аспект экспрессивности.
Обучающимся предлагается выполнять комплексный анализ художественного произведения или отрывка из него по следующей схеме:
Scheme of Extract Analysis
1. Give general information about the extract. Say what or who is described/portrayed, where, when or under what circumstances.
2. See if the extract/fragment can be divided into logical parts. Say what is presented in each item.
3. State how many characters are involved into narration. Come out with as much information about them as you can, making the best of the hints and clues of the extract.
4. Say whether the extract is a description/narration/exposition.
5. Analyse the opening sentence of the extract. Say whether it is advantageous/disadvantageous to start this way.
6. Exemplify the details, which create the general mood of the extract.
7. Specify the described situation and say what expressive means plunge the reader into the atmosphere in question or help him to visualize the characters vividly.
8. Group the tropes and figures of speech used by the author in accordance with the image(s) (the mood) they create or the situation(s) (the environment, the characters’ inner state etc) they describe.
9. Speak on the symbolic function of images or symbolic implications evoked by certain words/phrases etc.
10. Say whether the extract is (the characters are) presented statically or dynamically.
11. Note rhythmical sentences and dwell on the effect they produce.
12. Speak on the role of syntax in creating certain effects.
13. Dwell upon the peculiarities of the extract:
a) say what method of character drawing is used in the extract (direct or indirect) and support your idea with some facts from the extract;
b) account for the personal touch of the author, if any;
c) note the style and language peculiarities, if they are striking;
d) express your own vision of the problem(s) raised, analyse the characters’ behaviour in thought-provoking fragments.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям; выполнение контрольных работ.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется студентом в следующем виде:
•самостоятельное изучение теоретического материала;
•подготовка к лабораторным занятиям с конспектированием тематических материалов;
•выполнение упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;
•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.
Основной целью организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к лабораторным занятиям. Обучающимся следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым дисциплинам, связанным с лексикологией междисциплинарными отношениями.
Выполняя задания, связанные с анализом художественного текста, отрывков и отдельных предложений, рекомендуется подробно записывать все выходные данные источника, и кроме этого, использовать как примеры из классической литературы, так и современной англоязычной литературы.
Методические рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта;
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль
- Соблюдайте единый стиль оформления
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон
Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
- Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации
- Используйте короткие слова и предложения.
- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
- Для заголовков – не менее 24.
- Для информации не менее 18.
- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
- Следует использовать:
o рамки; границы, заливку;
o штриховку, стрелки;
o рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более
- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.