2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Личностное развитие и тайм-менеджмент_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Личностное развитие и тайм-менеджмент
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доц., Краснова Е.Л. _________________
 
 
Личностное развитие и тайм-менеджмент
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций на основе знаний и способах личностного саморазвития, повышения самоэффективности, решения проблем самоорганизации и осознания необходимости развития профессионально значимых личностных качеств, необходимых для управления собственными ресурсами
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о  способах  и технологиях личностного  развития;
1.4
формирование представлений о технологияъх  тайм-менеджмента;
1.5
развитие умений планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе обучения на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.2
Информационный менеджмент
2.2.3
Проектный практикум
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Знает типологию и факторы формирования команд, способы социального взаимодействия
 
УК-3.2: Умеет действовать в духе сотрудничества; принимать решения с соблюдением этических принципов их реализации; проявлять уважение к мнению и культуре других; определять цели и работать в направлении личностного, образовательного и профессионального роста
 
УК-3.3: Владеет навыками распределения ролей в условиях командного взаимодействия; методами оценки своих действий, планирования и управления временем
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Знает основные принципы самовоспитания и самообразования, исходя из требований рынка труда
 
УК-6.2: Умеет демонстрировать умение самоконтроля и рефлексии, позволяющие самостоятельно корректировать обучение по выбранной траектории
 
УК-6.3: Владеет способами управления своей познавательной деятельностью и удовлетворения образовательных интересов и потребностей
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основы  личностного  саморазвития, самоорганизации и самообразования
3.1.2
основы способности к применению технологий тайм-менеджмента в процессе самоорганизации
3.1.3
основы формирования бюджета затрат на работу в команде и контроля его исполнения
3.1.4
основы контроля за использованием рабочего времени при командной работе
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять технологии тайм-менеджмента в процессе самоорганизации
3.2.2
оценивать свои реальные резервы времени и рационально их использовать в процессе самоорганизации
3.2.3
различать на практике понятия «управление временем» и «руководство временем»
3.2.4
выбирать наиболее эффективные способы управления временем
3.2.5
определять «поглотителей» времени и корректировать процесс управления временем
3.2.6
определять приоритеты деятельности и ставить адекватные цели
3.2.7
формулировать стратегические и тактические цели в соответствии с критериями SMART
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.2.8
делегировать дела с низким уровнем приоритетности
3.2.9
выделять временные резервы рабочего времени под новые задачи или проекты
3.2.10
планировать и высвобождать время для отдыха и восстановления своих сил
3.2.11
разрабатывать личную систему тайм-менеджмента
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками контроля за использованием рабочего времени
3.3.2
навыками оценки и анализа своих временных ресурсов
3.3.3
навыками эффективного использования рабочего времени
3.3.4
способами и методами тайм-менеджмента
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Саморазвитие личности и самоменеджмент

 
1.1
Личностное и профессиональное саморазвитие  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
1.2
Концепция самоэффективности как психологический феномен саморазвития личности  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
1.3
Психологическая устойчивость личности как фактор экономии времени  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
 
Раздел 2. Сущность и определение понятия «тайм-менеджмент»

 
2.1
Тайм-менеджмент как система: основные понятия и уровни  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
2.2
Основные понятия и определения целеполагания  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
2.3
Ценности как основа целеполагания  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
2.4
Инструменты стратегического целеполагания  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
 
Раздел 3. Хронометраж

 
3.1
Особенности времени как ресурса. Поглотители времени  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
3.2
Формирование бюджета затрат на персонал и контроля его исполнения  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
3.3
Техники хронометража  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
3.4
Способы минимизации неэффективных расходов времени  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.5
Типичные затруднения ведения хронометража и способы их преодоления  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
 
Раздел 4. Планирование времени

 
4.1
Неоднородность времени: линейное и нелинейное время /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
4.2
Планирование рабочего дня  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
4.3
Определение понятия, задачи и техники контекстного планирования  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
4.4
Горизонты планирования времени  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
 
Раздел 5. Эффективный обзор задач

 
5.1
Обзор задач в тайм-менеджменте  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
5.2
Технология Майнд-менеджмент с использованием интеллект-карт  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
5.3
Контрольные списки  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
5.4
Управленческая полезность применения инструментов создания обзора задач  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
 
Раздел 6. Приоритеты. Методы расстановки приоритетов

 
6.1
Определение, суть расстановки приоритетов в тайм-менеджменте  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
6.2
Самомотивация /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
6.3
Основные способы и методы расстановки приоритетов  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
6.4
Определение приоритетности целей и задач  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
6.5
Эффективное решение больших трудоемких задач  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Вопросы и задания к зачету:

1.Предпосылки, условия и движущие силы становления и развития личности профессионала.

2.Траектории профессионального развития личности.

3.Акмеологические основы профессионального развития.

4. Кризисы профессионального становления личности

5. Саморегуляция как механизм личностно-профессионального самосовершенствования.

6. Культура как интегральный показатель развития профессионала

7. Рефлексивная и акмеологическая культуры как механизмы личностно-профессионального развития специалиста.

8. Профессиональные деструкции личности

9 Социально-психологическая профилактика профессионально обусловленных деструкций личности.

10. Эмоциональное выгорание работника и профессиональная деформация личности

11.Коучинг как технология раскрытия профессионального потенциала.

12. Методика разработки своих жизненных планов

13. Технологии достижения профессионального успеха

14.Стратегия «управление временем» как управление собственной деятельностью, рациональная организация выполнения задач и распределения собственных ресурсов в процессе жизнедеятельности.

15.  Сущность и генезис самоменеджмента.

16.  Процесс целеполагания в самоменеджменте.

17.  Техники самоменеджмента в «управлении временем» практика применения.

18.  Процесс определения жизненных целей.

19.  Управление стрессами как неотъемлемый элемент рациональной организации собственной трудовой активности.

20.  Основные цели персонального менеджмента и концепция тайм - менеджмента.

21.  Определение жизненных приоритетов в контексте постановки профессиональных задач.

22.  Система планирования в самоменеджменте как метод достижения успеха.

23.  Способы повышения эффективности технологии персонального менеджмента.

24. Эффективная самопрезентация.

25. Развитие личности в процессе профессионализации.

Задания:

1.  Выполнение письменного задания по хронометражу рабочего дня согласно методике.

2.  Выполнение письменного задания: составление ежедневного плана на неделю вперед с применением методик рассмотренных на семинарском занятии, включая: Принцип Парето, Матрицу Эйзенхауэра.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1. Самопознание (познание самого себя, своего места и своей роли в этой действительности);

2. Самоорганизация (организация своей жизни и деятельности);

3. Самовоспитание (формирование приоритетных качеств);

4. Саморегуляция (поддержание внутреннего равновесия);

5. Самоконтроль (оценка и корректирование своей деятельности);

6. Выбор целей жизни и личной работы;

7. Планирование личного времени;

8. Информационная поиск;

9. Рационализация мышления;

10. Самообразование (повышение качества жизни);

11. Технология здоровья (сохранение и укрепление здоровья как первоосновы высокой трудоспособности и полноценной жизни);

12. Общение, работа в группе, работа с конфликтами;

13. Риск творческого мышления.

14. Стратегия «управление временем» как управление собственной деятельностью, рациональная организация выполнения задач и распределения собственных ресурсов.

15. Первый шаг на пути к овладению искусством управления временем – изменение его восприятия.

16. Основные причины нерационально потраченного времени.

17. Основные способы организации жизни. Управление стрессами.

18. Само-менеджмент – умение управлять собой. Управление временем, управляя знаниями.

19. Функции и цели самоменеджмента. Основной принцип самоменеджмента – принцип роста и изменений.

20. Определение жизненных приоритетов и постановка задач.

21. Оптимальная система планирования в самоменеджменте.

22. Технология принятия решения в разрешении и конфликта между долгосрочными и краткосрочными целями.

23. Техники самоменеджмента в управлении временем. Правила повышения эффективности персонального менеджмента.

24. Искусство делегирования полномочий.

25. Выбор инструмента для эффективного планирования времени.

26. Визитная карточка как необходимый атрибут делового общения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд  оценочных  средств в приложении  к РПД
 
 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Маралов, В. Г. 
Психология саморазвитияучебник и практикум для бакалавриата и магистратуры . -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/437869: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Парахина, В. Н. 
Самоменеджмент : учебное пособие / В. Н. Парахина, В. И. Перов, Ю. Р. Бондаренко ; под редакцией В. Н. Парахина, В. И. Перов. — Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2012. — 368 c. — ISBN 978-5-211-06254-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13157.html
Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гумерова М.М.
Учебно-методическая разработка по дисциплине «Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие» [Электронный ресурс] / сост. М. М. Гумерова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 39 с. — http://bibl:81/books/Эл.Библ/Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие_сост ММ Гумерова.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профессиональное выгорание и вторичный травматический стресс. - URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=85&v=j08Z99FNqXs 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других

 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к 

 
стр. 10
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.