2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Социальный маркетинг в образовании_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социальный маркетинг в образовании
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Краснова Е.Л. _________________
 
 
Социальный маркетинг в образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать знания  обучающихся о применении концептуальных основ и технологий маркетинговой деятельности в образовании, принципов социальной ответственности и компетентности, методов социального партнерства в образовании
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать навыки организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в соответствии с целями развития образовательной организации;
1.4
развивать умения отбирать и использовать нормативные документы, соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации;
1.5
развивать умения осуществлять мониторинг деятельности коллегиальных органов управления образованием;
1.6
развивать умения осуществлять анализ проблемных ситуаций, вырабатывать стратегию действий.
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.2
Технологии электронного образования
2.1.3
Организация добровольческая (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально-ориентированными  НКО
2.1.4
2.1.5
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.6
Технологии электронного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
2.2.5
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способность организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации
 
ПК-1.1: Знает: теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
ПК-1.2: Умеет: отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием
 
ПК-1.3: Владеет: адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументированно формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
специфику маркетинга образовательных услуг;
3.1.2
нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления,
3.1.3
модели взаимодействия государства и общества в образовании,
3.1.4
психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.2.1
анализировать деятельность системы образования в контексте социального маркетинга;
3.2.2
отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы,
3.2.3
разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием;
3.2.4
аргументированно формулировать собственные суждения и оценки, предлагать стратегию действий 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками маркетинговой деятельности различных типов образовательных учреждений;
3.3.2
адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Образование как социальная услуга

 
1.1
Деятельность системы образования в контексте маркетинга услуг /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 УК-1.4
2
0
 
1.2
Современные тенденции рынка образования России /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
1.3
Специфика некоммерческих образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
1.4
Рынок образования как рынок некоммерческих продуктов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.5
Эффективность некоммерческих услуг /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.6
Социально-экономические детерминанты рынка

образовательных услуг /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
 
Раздел 2. Маркетинговая деятельность на рынке образования

 
2.1
Комплекс маркетинга образовательных услуг /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 УК-1.4
2
0
 
2.2
Маркетинговая деятельность различных образовательных

учреждений /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.3
Высшее профессиональное образование /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.4
Среднее и начальное профессиональное образование /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.5
Школьное образование /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
2
0
 
2.6
Учреждения дополнительного образования /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.7
Дошкольные образовательные учреждения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.8
Повышение квалификации и переподготовка кадров /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
 
Раздел 3. Конкурентоспособность образовательного учреждения

 
3.1
Ценовая конкуренция на рынке образования  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 УК-1.4
2
0
 
3.2
Качество и эффективность образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
3.3
Дифференцированность требований потребителей

к качеству образования /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.4
Оценка эффективности работы образовательного учреждения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
3.5
Имидж образовательного учреждения как фактор

конкурентоспособности /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
 
Раздел 4. Маркетинг партнёрских отношений на рынке образования

 
4.1
Поведение потребителей образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
4.2
Изучение и формирование потребительских запросов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
4.3
Мониторинг отношений потребителей к образовательному

учреждению /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
4.4
Влияние на потребление образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
4.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

1. Нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно- общественного управления.

2. Модели взаимодействия государства и общества в образовании.

3. Психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием.

4. Современные тенденции рынка образования России

5. Деятельность системы образования в контексте маркетинга услуг

6. Специфика некоммерческих образовательных услуг

7. Рынок образования как рынок некоммерческих продуктов

8. Стоимость и финансирование некоммерческих образовательных услуг

9. Эффективность некоммерческих услуг

10. Социально-экономические детерминанты рынка образовательных услуг.

11. Комплекс маркетинга образовательных услуг

12. Маркетинговая деятельность различных образовательных учреждений

13. Высшее профессиональное образование

14. Среднее и начальное профессиональное образование

15. Школьное образование

16. Учреждения дополнительного образования

17. Дошкольные образовательные учреждения

18. Повышение квалификации и переподготовка кадров

19. Ценовая конкуренция на рынке образования

20. Качество и эффективность образовательных услуг

21. Дифференцированность требований потребителей к качеству образования

22. Оценка эффективности работы образовательного учреждения

23. Имидж образовательного учреждения как фактор конкурентоспособности

24. Поведение потребителей образовательных услуг

25. Изучение и формирование потребительских запросов

26. Мониторинг отношений потребителей к образовательному учреждению

27. Влияние на потребление образовательных услуг

28. Управление содержанием образования и образовательным процессом в логике федеральных государственных образовательных стандартов

29. Управление воспитательной системой образовательной организации

30. Управление маркетинговой деятельностью в образовательной организации

31. Качество образования: понятие и сущность

32. Управление качеством образования

33. Процессный подход к управлению образовательной организацией

34. Контроль в управлении образовательной организацией

35. Проблемы управления коллективом образовательного учреждения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Темы письменных работ:

1. Понятие и система государственно-общественного управления образованием.

2. Принципы и цели государственно-общественного управления образованием.

3. Формы государственно-общественного управления образованием.

4. Организация управления в сфере образования: структура управления, федеральные и региональные органы управления образованием,

5. функции управления. Особенности управления образованием.

6. Управление образованием как вид социального управления

7. Методология менеджмента в образовании

8. Закономерности и принципы менеджмента в образовании

9. Функции менеджмента в образовании

10. Методы менеджмента в образовании

11. Образовательная организация: понятие, признаки, структура

12. Организационная структура образовательной организации

13. Организационная культура образовательной организации

14. Управленческая культура как системное понятие: сущность, структура, тенденции изменения

15. Законодательная база функционирования и развития образовательной организации

16. Правовое положение участников образовательного процесса

17. Управление содержанием образования и образовательным процессом в логике федеральных государственных образовательных стандартов

18. Управление воспитательной системой образовательной организации

19. Управление маркетинговой деятельностью в образовательной организации

20. Организация рекламной деятельности и PR в образовательной организации

21. Качество образования: понятие и сущность

22. Управление качеством образования

23. Процессный подход к управлению образовательной организацией

24. Контроль в управлении образовательной организацией

25. Проблемы управления коллективом образовательного учреждения.

26. Межличностные отношения как основа делового общения в педагогическом коллективе

27. Функции лидера в современной образовательной организации

28. Аттестация персонала образовательной организации

29. Самоменеджмент как условие профессионального роста персонала образовательной организации 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Социальный маркетинг в образовании"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына.
Менеджмент в образовании : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 413 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00364-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433372 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 413 с. , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Захарова, И. В.
Маркетинг образовательных организаций: учебное пособие / И. В. Захарова .— Москва : КНОРУС, 2021 .— 244 с. : ил. — (Серия "Магистратура") .— Рекомендовано УМО 
Москва : КНОРУС, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Светлана Герасимова - Социальный маркетинг в образовании. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=x1NLPYLiXWg  
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для  лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением  электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.