2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Основы экологической культуры_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы экологической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Зарипова Р.С.;ст.преподаватель, Махубрахманова В.Р. _________________
 
 
Основы экологической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины : формирование экологического мышления и готовности обучающихся к взаимодействию со школьниками  и родителями по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды с учетом  нормативно-правовых актов  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с основными принципами экологического мышления, устойчивого развития
1.4
освоение методик диагностики уровня  экологической культуры обучающихся
1.5
развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в профессиональной сфере с учетом требований ФГОС ООО
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История философии
2.1.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.3
Восрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.5
Общая психология
2.1.6
Противодействие коррупции
2.1.7
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Социология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия дисциплины  в аспекте формирования научного  мировоззрения
 
характеристики экологического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки экология в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
использовать понятийный аппарат  дисциплины для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики дисциплины  в аспекте практического использования  в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе жизненных ситуаций,  опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по  дисциплине  в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа экологических первоисточников  по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно- правовых актов в сфере образования
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования
 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины и понятия в области   экологического образования;
3.1.2
условия для формирования экологической культуры;
3.1.3
критерии определения сформированности  экологической культуры;
3.1.4
требования ФГОС по организации внеучебной деятельности;
3.1.5
о взаимосвязи организмов и среды обитания;
3.1.6
экологические принципы рационального природопользования;
3.1.7
состояния природных условий и ресурсов Республики Татарстан и Российской Федерации;
3.1.8
глобальные экологические проблемы человечества.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
развивать интерес  школьников  к экологическому содержанию  дисциплин;
3.2.2
создавать и поддерживать благоприятную эколого-педагогическую среду;
3.2.3
оценивать  экологическое состояние   объектов окружающей среды;
3.2.4
использовать  имеющиеся экологические знания при создании проектов
3.2.5
проектировать мероприятия с экологическим содержанием.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами    диагностики  сформированности экологической культуры
3.3.2
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
3.3.3
способами анализа экологических первоисточников  для формирования научного мировоззрения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Экологическое мышление и экологическая культура. Образовательная стратегия и компетенции экологического мышления

 
1.1
Введение. Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
1.2
Анализ принципов экологического мышления в процессе подготовки к разработке образовательной стратегии формирования компетенций экологического мышления. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
1.3
Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.4
Методы диагностики типа доминирующих установок обучающихся в отношении окружающей среды и сформированности экологической культуры. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
1.5
Анализ разделов  ФГОС в связи с определением содержания компетенций экологического мышления /Ср/
Л1.1Л2.1

Э4 Э6

4
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
 
Раздел 2. Формирование компетенций экологического мышления в общественнонаучной и естественнонаучной  предметной области изучения

 
2.1
Формирование компетенций экологического мышления в общественнонаучной учебной предметной области. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.2
Педагогические инструменты формирования основ

экологической грамотности. /Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.3
Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.4
Междисциплинарный подход изучения объектов окружающей среды. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.5
Введение в экологию. История, этапы развития экологии.  /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.6
Методы, формы, закономерности  и условия формирования бережного отношения к объектам окружающей среды. /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.7
Экологические факторы и их классификация. Адаптация организмов к условиям среды. Экологическое взаимоотношение организмов. Природные экосистемы биосферы   /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.8
Определить методы исследований в целях проведения экомониторинга части территории региона. /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.9
Виды загрязнения: биологические, физические и химические. Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.   /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.10
Определение факторов антропогенного и техногенного воздействия.  Прогнозирование экологических рисков, возникающих в результате воздействия антропогенных и техногенных факторов в субъектах РФ. /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
2.11
Работа над терминологией. Подготовка сообщения с презентацией на тему "Экологическое состояние выбранного района России".  /Ср/
Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
 
Раздел 3. Компетенции экологического мышления и экология культуры

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1
Личностные компетенции экологического мышления.  Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-4
6
0
 
3.2
Инструменты формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций экологического мышления. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-4
6
0
 
3.3
Критерии определения развитости экологической культуры личности будущего учителя /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОПК-4
6
0
 
3.4
Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные   технологии в экологическом образовании. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-4
6
0
 
3.5
Эффективные формы и виды   работ по  формированию компетенций экологического мышления   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
3.6
Составление сценария проекта мроприятия по экологической тематике для обучающихся образовательных учреждений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
ОК-1 ОПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Введение. Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления.

2.Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия.

3.Критерии определения развитости экологической культуры личности будущего учителя.

4.Личностные компетенции экологического мышления. Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся.

5.Формирование компетенций экологического мышления в общественно-научной учебной предметной области.

6.Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области.

7.Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании.

8.Основы экологической культуры – наука о методах, формах, закономерностях  и условиях формирования бережного отношения к объектам окружающей среды у студентов.

9.Цели и задачи формирования экологической культуры.  Объект и предмет изучения экологической культуры. Место экологической культуры в профессиональной деятельности. Роль дисциплин естественнонаучного цикла в формировании экологической культуры.

10.Ретроспективный анализ развития экологического образования в России в период ХХ века. Основные закономерности, категории и понятия экологической педагогики. Цели,  задачи и принципы экологического образования.

11.Система норм и правил отношения к природе. Основание экологических умений и навыков по изучению природы и ее охране.

12.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: междисциплинарный подход изучения объектов окружающей среды; систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

13.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: единство интеллектуального  и эмоционально – волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

14.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

15.Структура менталитета, представленная через экологическое мышление и экологическое сознание в учебно – воспитательном процессе: развитие чувства и осознание вечной неиссякаемой  красоты природы.

16.Сформированность привычек бережного отношения к окружающему природному миру, установка на участие  в практической деятельности по охране окружающей природной среды).

17.Введение в экологию. История, этапы развития экологии.

18.Экологические факторы и их классификация. Адаптация организмов к условиям среды.

19.Экологическое взаимоотношение организмов. Природные экосистемы биосферы

20.Виды загрязнения: биологические, физические и химические. Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Темы проектов

1.Образы природы в творчестве (поэтов, писателей, художников, композиторов). Анализ произведений

2.Экологическая антропология

3.Экологическое воспитание

4.Берегите природу

5.С природой будь на Вы или пример родителей в формировании у обучающихся  экологической культуры

6.Экология и здоровье

7.Природа родного края

8.Береги лес от пожара

9.Чистый берег

10.Неделя экологической культуры

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Медведев, В. И.   
Социальная экология. Экологическое сознание : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 335 с. — URL : urait.ru/book/socialnaya-ekologiya-ekologicheskoe-soznanie-441927
Москва : Издательство Юрайт , 2019. 
 
Л1.2
Тотай, А.В. и др.
Экология : : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Тотай [и др.] ; под общей редакцией А. В. Тотая, А. В. Корсакова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01759-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431783
М.:Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Чугайнова Л.В.
Основы экологической культуры : учебно-методическое пособие/ Чугайнова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013.— 140 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47884.html.— ЭБС «IPRbooks»
Соликамский государственный педагогический институт, 2013
 
Л2.2
Михаилиди А.М
Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова, Р.С.
Основы экологической культуры. Текст лекций [Электронный ресурс].-: Методическое пособие для организации самостоятельной работы  обучающихся / сост. Р.С.Зарипова, В.Р.Махубрахманова — Н.Челны : НГПУ, 2019 .— Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Основы экол культуры_ Зарипова Р.С.pdf>.
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
«Красная книга» Российской Федерации – Режим доступа:    . http://www.sevin.ru/redbook/index.html
 
Э4
Основы экологической культуры.  – Режим доступа:   http://mdl.tatngpi.ru/course/view.php?id=35
 
Э5
Устойчивое развитие — стратегия планеты Земля: https://stepik.org/course/1818 
 
Э6
Федеральные государственные образовательные стандарты: https://fgos.ru/
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.