(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Зарипова Р.С.
ции
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э4 Э6
Э4
экологической грамотности. /Пр/
Э1 Э4
Э4
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4
Э4
Э4
Э2 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы для подготовки к зачету
1.Введение. Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления.
2.Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия.
3.Критерии определения развитости экологической культуры личности будущего учителя.
4.Личностные компетенции экологического мышления. Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся.
5.Формирование компетенций экологического мышления в общественно-научной учебной предметной области.
6.Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области.
7.Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании.
8.Основы экологической культуры – наука о методах, формах, закономерностях и условиях формирования бережного отношения к объектам окружающей среды у студентов.
9.Цели и задачи формирования экологической культуры. Объект и предмет изучения экологической культуры. Место экологической культуры в профессиональной деятельности. Роль дисциплин естественнонаучного цикла в формировании экологической культуры.
10.Ретроспективный анализ развития экологического образования в России в период ХХ века. Основные закономерности, категории и понятия экологической педагогики. Цели, задачи и принципы экологического образования.
11.Система норм и правил отношения к природе. Основание экологических умений и навыков по изучению природы и ее охране.
12.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: междисциплинарный подход изучения объектов окружающей среды; систематичность и непрерывность изучения экологического материала.
13.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: единство интеллектуального и эмоционально – волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.
14.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
15.Структура менталитета, представленная через экологическое мышление и экологическое сознание в учебно – воспитательном процессе: развитие чувства и осознание вечной неиссякаемой красоты природы.
16.Сформированность привычек бережного отношения к окружающему природному миру, установка на участие в практической деятельности по охране окружающей природной среды).
17.Введение в экологию. История, этапы развития экологии.
18.Экологические факторы и их классификация. Адаптация организмов к условиям среды.
19.Экологическое взаимоотношение организмов. Природные экосистемы биосферы
20.Виды загрязнения: биологические, физические и химические. Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.
1.Образы природы в творчестве (поэтов, писателей, художников, композиторов). Анализ произведений
2.Экологическая антропология
3.Экологическое воспитание
4.Берегите природу
5.С природой будь на Вы или пример родителей в формировании у обучающихся экологической культуры
6.Экология и здоровье
7.Природа родного края
8.Береги лес от пожара
9.Чистый берег
10.Неделя экологической культуры
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.