(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Перечень вопросов и заданий к экзамену.
1. Цели, задачи, приоритеты, направления государственного управления развитием системы образования в России
2. Технологии применения методов научного познания к решению профессиональных задач в сфере государственного управления развитием системы образования
3. Современные правовые механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации.
4. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы
5. Принципы, современные методы и механизмы государственного управления развитием образования в РФ.
6. Современные механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации в условиях модернизации образования.
7. Принципы, технологии и инструменты анализа, планирования и прогнозирования в области государственного управления развитием системы образования в России.
8. Методы научного анализа развития институтов государственно-общественного управления развитием образования в Российской Федерации в условиях открытого образования.
9. Методы научного анализа процессов государственного управления развитием системы образования и современные технологии их применения в профессиональной сфере.
10. Основные этапы развития теоретического знания о процессах государственного управления развитием системы образования.
11. Современные технологии и инструменты анализа, планирования и прогнозирования в области государственного управления развитием системы образования.
12. Современные правовые механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации.
13. Контроль и мониторинг в системе государственного управления развитием системы образования: принципы, механизмы и технологии.
14.Управление изменениями в сфере развития образования, принятие и реализация организационных управленческих решений, в том числе и в кризисных ситуациях.
15. Технологии разработки, принятия и реализации организационных управленческих решений по повышению эффективности государственного управления образованием, в том числе и в кризисных ситуациях.
16. Современные механизмы формирования и реализации концепции открытости системы государственного управления развитием системы образования в России.
17. Цифровое образование как концепция государственного управления развитием образования в информационном обществе.
18. Развитие механизмов взаимодействия государства и общественности в обеспечении открытости отечественного образования.
19. Технологии поиска и принятия организационных управленческих решений в сфере государственного управления развитием системы образования в условиях перехода на цифровое образование.
20. Анализ современных принципов государственного управления развитием системы образования в России.
21. Расширение публичных функций органов государственной власти по отношению к обществу, институтам гражданского общества, гражданам в вопросах развития образования.
22. Теоретические основы исследования становления и развития системы государственного управления развитием системы образования в России.
22. Принципы и содержание деятельности институтов государственного управления развитием системы образования в
23. Современные модели государственного управления развитием образования, исследование их влияния на трансформацию государственной политики России.
24. Современные механизмы реализации государственной политики в области развития системы образования в России.
25. Целевые программы как механизмы управления развитием образования (муниципального, (регионального, российского уровней).
26. Государственно-частное партнерство: возможности, преимущества в области управления развитием системы образования в России.
27. Развитие общественного участия в управлении образованием: актуальный вектор государственной образовательной политики.
28. Успешные практики государственно-общественного управления развитием образованием в России.
29. Анализ и оценка практики государственного управления в системе (общего, среднего профессионального и высшего) образования.
30. Инновационные проекты как механизм включения образовательных организаций в управление развитием образования на современном этапе.
31. Цели и базовые педагогические парадигмы российской системы образования.
32. Проявление деятельностной парадигмы в системе российского образования.
33. Характеристика современной системы образования.
34. Государственно-общественный характер управления системой образования.
35. Федеральная программа развития образования как организационная основа государственной политики в области образования
36. Принципы государственной политики в области образования.
37. Государственные органы управления образованием, содержание их деятельности.
38. Коллективные органы управления образованием, содержание их деятельности
39. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
40. Компетенции государственных органов управления системой образования.
41. Признаки государственного и общественного управления образованием.
42. Особенности взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами.
43. Социокультурная обусловленность образования.
44. Сущность Концепции модернизации российского образования
45. Приоритетный национальный проект «Образование» как документ определяющий основные направления развития общего образования.
46. Отличительные особенности развития современной системы образования.
47. Тенденции развития государственно-общественного управления образованием
48. Социальное партнерство как одно из важных тенденций развития образования в РФ.
49. Принципы социального партнерства. Принцип согласования интересов всех участников. Принцип добровольности и равновыгодности и п.т.
50. Публичный отчет школы как средство информационной открытости прозрачности государственной или муниципальной организации.
Задание.
Назовите внешние проблемы территориальной (муниципальной) системы образования.
Назовите внутренние проблемы территориальной (муниципальной) системы образования
Внутренние проблемы территориальной (региональной) системы образования
Внешние проблемы территориальной (региональной) системы образования
Внутренние проблемы на уровне образовательной организации
Проведите анализ указанных вами проблем, используя метод SWOT- анализа.
1. Причины определенного расхождения социальной стратегии и образовательной политики и практики реформирования образования в современный период социальных трансформаций в России
2. Аргументы за и против оценки современного состояния развития системы российского образования, как кризисного.
3. Ресурсы открытого образования в педагогической деятельности: как их использовать
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание реферата и эссе.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор кейс-заданий заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины "Государственное управление развитием системы образования в России" осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.