2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Государственное управление развитием системы образования в России_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Государственное управление развитием системы образования в России
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Государственное управление развитием системы образования в России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в сфере государственного управления развитием системы образования, формирование у обучающихся на этой основе способности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики, планировать и  организовывать взаимодействие всех участников образовательных отношений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с приоритетными направлениями развития системы образования РФ, законами и нормативно-правовыми актами в сфере образования, с педагогическими основами построения взаимоотношений с субъектами образовательного процесса
1.4
формирование готовности применению основных нормативно-правовых актов в сфере образования и профессиональной деятельности с учетом норм этики
1.5
овладение технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Государственное управление развитием системы образования в России" обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе обучения на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Знает: приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации
 
ОПК-1.2: Умеет: применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности с учетом норм профессиональной этики, выявлять актуальные проблемы в сфере образования с целью выполнения научного исследования
 
ОПК-1.3: Владеет: действиями по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций; действиями по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования
 
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.1: Знает: педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения
 
ОПК-7.2: Умеет: использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов; составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы организаторской деятельности
 
ОПК-7.3: Владеет: технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности образовательной среды образовательной организации,  педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса
3.1.2
приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в
3.1.3
РФ, требования ФГОС всех уровней
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.2.1
учитывать особенности образовательной среды организации для реализации взаимодействия субъектов образовательного процесса
3.2.2
применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности , руководствоваться требованиями ФГОС всех уровней
3.2.3
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
3.3.2
нормативно-правовыми актами в сфере образования; требованиями ФГОС всех уровней образования
3.3.3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Приоритетные направления развития системы образования в России.

 
1.1
Теоретические основы управления развитием системы образования.Основы общей теории систем. Образовательные ситемы. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-7.1
1
0
 
1.2
Характеристика основных тенденций развития систем образования на современном этапе.Типология образовательных систем.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
1.3
Становление российской системы образования: историко-педагогический анализ  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

12
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
 
Раздел 2. Условия становления и развития системы образования России 

 
2.1
Государственные механизмы поддержки российской системы образования как условие ее становления и развития  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-7.1
1
0
 
2.2
Правовое обеспечение становления и развития национальной системы образования  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
2.3
Управление развитием системы образования. Основные показатели развития образовательных систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

12
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
2.4
Проблемы государственного управления развитием системы образования на современном этапе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

12
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
 
Раздел 3. Ведущие направления государственно- управленческого обеспечения развития системы отечественного образования 

 
3.1
Интеграция науки и образования как фундаментальная основа государственно-управленческого обеспечения развития системы отечественного образования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.2
Инновационные проекты как механизм включения образовательных учреждений и организаций в развитие системы образования  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
3.3
Перспективные направления государственно-управленческого обеспечения развития системы отечественного образования в современных условиях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

12
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
3.4
Информационное сопровождение государственно-управленческого обеспечения развитием системы отечественного образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

12
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
3.5
Функционирование и развитие, содержание деятельности образовательной системы Российской Федерации.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

23
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
3.6
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Цели, задачи, приоритеты, направления государственного управления развитием системы  образования в России

2.  Технологии применения методов научного познания к решению профессиональных задач в сфере государственного  управления развитием системы образования

3. Современные правовые механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации.

4. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы

5. Принципы, современные методы и механизмы государственного управления развитием образования в РФ.

6. Современные механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации в условиях модернизации образования.

7. Принципы, технологии и инструменты анализа, планирования и прогнозирования в области государственного управления развитием системы образования в России.

8. Методы научного анализа развития институтов государственно-общественного управления развитием образования в Российской Федерации в условиях открытого образования.

9. Методы научного анализа процессов государственного управления развитием системы образования и современные технологии их применения в профессиональной сфере.

10. Основные этапы развития теоретического знания о процессах государственного управления развитием системы образования.

11. Современные технологии и инструменты анализа, планирования и прогнозирования в области государственного управления развитием системы образования.

12. Современные правовые механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации.

13. Контроль и мониторинг в системе государственного управления развитием системы образования: принципы, механизмы и технологии.

14.Управление изменениями в сфере развития образования, принятие и реализация организационных управленческих решений, в том числе и в кризисных ситуациях.

15. Технологии разработки, принятия и реализации организационных управленческих решений по повышению эффективности государственного управления образованием, в том числе и в кризисных ситуациях.

16. Современные механизмы формирования и реализации концепции открытости системы государственного управления развитием системы образования в России.

17. Цифровое образование как концепция государственного управления развитием образования в информационном обществе.

18. Развитие механизмов взаимодействия государства и общественности в обеспечении открытости отечественного образования.

19. Технологии поиска и принятия организационных управленческих решений в сфере государственного управления развитием системы образования в условиях перехода на цифровое образование.

20. Анализ современных принципов государственного управления развитием системы образования в России.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
21. Расширение публичных функций органов государственной власти по отношению к обществу, институтам гражданского общества, гражданам в вопросах развития образования.

22. Теоретические основы исследования становления и развития системы государственного управления развитием системы образования в России.

22. Принципы и содержание деятельности институтов государственного управления развитием системы образования в России.

23. Современные модели государственного управления развитием образования, исследование их влияния на трансформацию государственной политики России.

24.  Современные механизмы реализации государственной политики в области развития системы образования в России.

25. Целевые программы как механизмы управления развитием образования (муниципального, (регионального, российского уровней).

26.  Государственно-частное партнерство: возможности, преимущества в области управления развитием системы образования в России.

27. Развитие общественного участия в управлении образованием: актуальный вектор государственной образовательной политики.

28. Успешные практики государственно-общественного управления развитием образованием в России.

29. Анализ и оценка практики государственного управления в системе (общего, среднего профессионального и высшего) образования.

30. Инновационные проекты как механизм включения образовательных организаций в управление развитием образования на современном этапе.

31. Цели и базовые педагогические парадигмы российской системы образования.

32. Проявление деятельностной парадигмы в системе российского образования.

33. Характеристика современной системы образования.

34. Государственно-общественный характер управления системой образования.

35. Федеральная программа развития образования как организационная основа государственной политики в области образования

36. Принципы государственной политики в области образования.

37. Государственные органы управления образованием, содержание их деятельности.

38. Коллективные органы управления образованием, содержание их деятельности

39. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

40. Компетенции государственных органов управления системой образования.

41. Признаки государственного и общественного управления образованием.

42. Особенности взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами.

43. Социокультурная обусловленность образования.

44. Сущность Концепции модернизации российского образования

45. Приоритетный национальный проект «Образование» как документ определяющий основные направления развития общего образования.

46. Отличительные особенности развития современной системы образования.

47. Тенденции развития государственно-общественного управления образованием

48. Социальное партнерство как одно из важных тенденций развития образования в РФ.

49. Принципы социального партнерства. Принцип согласования интересов всех участников. Принцип добровольности и равновыгодности и п.т.

50. Публичный отчет школы как средство информационной открытости прозрачности государственной или муниципальной организации.

Задание.

Назовите внешние проблемы территориальной (муниципальной) системы образования.

Назовите внутренние проблемы территориальной (муниципальной) системы образования

Внутренние проблемы территориальной (региональной) системы образования

Внешние проблемы территориальной (региональной) системы образования

Внутренние проблемы на уровне образовательной организации

Проведите анализ указанных вами проблем, используя метод SWOT- анализа.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов.

1. Цели, задачи, приоритеты, направления государственного управления развитием системы  образования в России.

2.  Технологии применения методов научного познания к решению профессиональных задач в сфере государственного  управления развитием системы образования.

3. Современные правовые механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации.

4. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы.

5. Принципы, современные методы и механизмы государственного управления развитием образования в РФ.

6. Современные механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации в условиях модернизации образования.

7. Принципы, технологии и инструменты анализа, планирования и прогнозирования в области государственного управления развитием системы образования в России.

8. Методы научного анализа развития институтов государственно-общественного управления развитием образования в Российской Федерации в условиях открытого образования.

9. Методы научного анализа процессов государственного управления развитием системы образования и современные 

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
технологии их применения в профессиональной сфере.

10. Основные этапы развития теоретического знания о процессах государственного управления развитием системы образования.

11. Современные технологии и инструменты анализа, планирования и прогнозирования в области государственного управления развитием системы образования.

12. Современные правовые механизмы государственного управления развитием системы образования в Российской Федерации.

13. Контроль и мониторинг в системе государственного управления развитием системы образования: принципы, механизмы и технологии.

14.Управление изменениями в сфере развития образования, принятие и реализация организационных управленческих решений, в том числе и в кризисных ситуациях.

15. Технологии разработки, принятия и реализации организационных управленческих решений по повышению эффективности государственного управления образованием, в том числе и в кризисных ситуациях.

16. Современные механизмы формирования и реализации концепции открытости системы государственного управления развитием системы образования в России.

17. Цифровое образование как концепция государственного управления развитием образования в информационном обществе.

18. Развитие механизмов взаимодействия государства и общественности в обеспечении открытости отечественного образования.

19. Технологии поиска и принятия организационных управленческих решений в сфере государственного управления развитием системы образования в условиях перехода на цифровое образование.

20. Анализ современных принципов государственного управления развитием системы образования в России.

21. Расширение публичных функций органов государственной власти по отношению к обществу, институтам гражданского общества, гражданам в вопросах развития образования.

22. Теоретические основы исследования становления и развития системы государственного управления развитием системы образования в России.

22. Принципы и содержание деятельности институтов государственного управления развитием системы образования в России.

23. Современные модели государственного управления развитием образования, исследование их влияния на трансформацию государственной политики России.

24.  Современные механизмы реализации государственной политики в области развития системы образования в России.

25. Целевые программы как механизмы управления развитием образования (муниципального, регионального, российского уровней).

26.  Государственно-частное партнерство: возможности, преимущества в области управления развитием системы образования в России.

27. Развитие общественного участия в управлении образованием: актуальный вектор государственной образовательной политики.

28. Успешные практики государственно-общественного управления развитием образованием в России.

29. Анализ и оценка практики государственного управления в системе (общего, среднего профессионального и высшего) образования.

30. Инновационные проекты как механизм включения образовательных организаций в управление развитием образования на современном этапе

Текущий контроль успеваемости

Тематика эссе

1. Причины определенного расхождения социальной стратегии и образовательной политики и практики реформирования образования в современный период социальных трансформаций в России

2. Аргументы за и против оценки современного состояния системы российского образования, как кризисного.

3. Ресурсы открытого образования в педагогической деятельности: как их использовать

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воробьева, С. В.  
Управление образовательными системами : учебник и практикум для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07307-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Ксензова, Г. Ю.  
Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования : учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06899-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/455439
Москва : Издательство Юрайт, 2020.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Трапицын, С. Ю.
Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 478 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14107-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511654 
Юрайт, 2023.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Валиева, Р. З.
Учебно-методическое пособие по освоению дисциплин (модулей) по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)и 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс] / Авторы-составители Р. З. Валиева, М. М. Гумерова, Т. А. Магсумов, И. Н. Федекин, Ф. В. Хазратова, Н. Г. Хакимова .— Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020 .— 360 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/УМП по освоению дисциплин (модулей)_Пед образование-магистратура _Образование и пед науки_подготовка кадров высш квалиф_руковод кол. И.Н. Федекин.pdf>.
Красноярск :  Научно-Инновационный  центр, 2020.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru 
 
Э2
Министерство просвещения Российской Федерации.  -  URL: Министерство просвещения Российской Федерации.  -  URL: https://edu.gov.ru (дата обращения: 28.08.2019).
 
Э3
Национальный проект "Образование". - URL: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Институт развития государственно-общественного управления образованием. - URL: http://www.gouo.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, поскольку слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Запись лекции лучше осуществлять по плану предложенному преподавателем. Принципиальные места, определения следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Такая работа с лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников инфоримации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельную учебную деятельность и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,формирование умений не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются  прочтение и анализ  основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные вопросы, подходы и концепции в тетрадь.

На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. В процессе самостоятельной работы у обучающегося формируются умения работать с информацией, находить необходимую информацию, анализировать и критически ее осмысливать. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, поиск решения проблемы, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует исследовательский уровень его подготовки.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, подготовка эссе.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей является: собеседование, прием и разбор кейс- заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на  вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины "Государственное управление развитием системы образования в России" осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.