2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Вариативные модели управления в сфере образования_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Вариативные модели управления в сфере образования
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент,  Хакимова Н.Г.  _________________
 
 
Вариативные модели управления в сфере образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области вариативных моделей управления в сфере образования, формирование у обучающихся способности осуществлять критических анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;  организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с теорией и историей, нормативно-правовыми актами создания и функционирования органов государственно-общественного управления, моделями взаимодействия государства и общества в образовании;
1.4
ознакомление с раличными вариантами решения проблемной ситуации на основе системного подхода, разработки стратегии действий;
1.5
обучение отбору и использованию соответствующих целям и условиям деятельности образовательной организации нормативных документов, разработке локальных актов при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием;
1.6
формирование способности определять и оценивать практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации;
1.7
формирование навыка владения адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО
2.1.2
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.3
Технологии электронного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способность организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации
 
ПК-1.1: Знает: теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
ПК-1.2: Умеет: отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием
 
ПК-1.3: Владеет: адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
системный подход, различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода
3.1.2
нормативные акты в области государственно-общественного управления развитием образования, психолого-педагогические особенности построения коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием, соответствующих целям развития образовательной организации
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.2.1
от рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивать их преимущества и риски; осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий; определять и оценивать практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации выбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы
3.2.2
отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты образовательной организации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умениями и навыками определения и оценки практических последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации
3.3.2
нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность;адекватными конкретной ситуациями действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические аспекты модели управления системой образования

 
1.1

Общественное участие в управлении образованием: нормативно-правовая база.

Цели, принципы, основные понятия, формы

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-1.1 УК-1.3
2
0
 
1.2
Организационные модели и функции управления вариативным образованием. Разработка нормативных документов и локальных актов при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.3 УК-1.5
2
0
 
1.3
Организация взаимодействия участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.3 УК-1.3
2
0
 
1.4
Модели взаимодействия государства и общества в образовании /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

4
ПК-1.1 УК-1.3
2
0
 
1.5
Технологии и организационные модели вариативного образовательного процесса /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

6
ПК-1.1 ПК-1.3 УК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Теоретическое обоснование конструирования вариативной образовательной среды 

 
2.1
Управление вариативным образовательным процессом в образовательной организации.Системный подход. Выработка стратегий действий. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.3 УК-1.5
2
0
 
2.2
Педагогическая концепция вариативного образовательного процесса в школе. Проектирование и реализация системы управления вариативным образовательным процессом в школе   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-1.3 УК-1.5
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
2.3
Интегральная модель систем государственно-общественного управления. Перспективные модели управления образованием и механизмы их реализации в сфере общего образования образованием /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
ПК-1.1 УК-1.3
2
0
 
2.4
Создание и развитие вариативных моделей образования на уровне образовательной организации и муниципальном уровне. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.3 УК-1.5
2
0
 
2.5
Создание и развитие вариативных моделей образования на уровне образовательной организации и региональном уровне. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

16
ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.6
Вариативная организационно-правовая модель сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.1 УК-1.3
2
0
 
2.7
Анализ практики государственно общественного управления в системе общего образования  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.3 УК-1.5
2
0
 
2.8
Проектирование и построение вариативных систем государственно-общественного управления образованием на муниципальном и школьном уровнях на основе интегральной модели /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

6
ПК-1.3 УК-1.3
2
0
 
2.9
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.3 УК-1.5
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Концептуальные и нормативные основы реализации целей и задач вариативной модели управления образованием в современных условиях

2. Образовательные и организационные модели школ

3. Конструирование вариативной образовательной среды.

4. Успешные практики управления образованием, социального партнерства в образовании

5. Особенности выстраивания взаимодействия с различными организациями, органами власти и управления, их представителями

6. Функциональная модель управления образованием на основе анализа образовательного процесса

7. Интегративная модель государственно-общественного управления развитием образования.

8. Проектирование эффективного социального партнерства

9. Коммуникативное поле взаимодействия в образовании

10. Модель управления образовательной организацией: структура и функции

11  Образовательные модели школ

12. Организационные модели школ

13. Оптимизационная  модель управления образованием на основе анализа образовательного процесса

14. Технологии и организационные модели вариативного образовательного процесса

15. Современные модели государственно-общественного управления развитием образования,  их влияние на трансформацию государственной политики России

16. Развитие общественного участия в управлении образованием: актуальный вектор государственной образовательной политики.

17. Государственно-частное партнерство: возможности, преимущества в области управления развитием системы образования в России

18. Успешные практики государственно-общественного управления развитием образованием в России.

19. Тенденции и предпосылки развития вариативного образования в России

20. Уровневая дифференциация как начальная стадия формирования вариативного образовательного процесса в школе.

21. Историко-культурные предпосылки вариативного образования В России.

22. Гуманистическая методология вариативного образования.

23. Педагогическая концепция вариативного образовательного процесса в школе

24. Создание и развитие вариативных моделей образования на уровне образовательной организации и муниципальном 

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
уровне.

25. Разработка модели управления качеством школьного образования на основе сетевого взаимодействия

26. Инновационная  управления образованием

27. Модель тьюторского сопровождения образования

28. Модели сетевого взаимодействия в образовании

29. Организационный вариант сетевого взаимодействия вуз- школа в практико-ориентированной модели образования

30. Формирование и реализация системы управления вариативным образовательным процессом в школе

Задание.

1. Напишите обоснование представленной Вами структуры вариативной модели управления образовательной организацией

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Проектные задания

1. Разработка кейса "Вариативные модели управления образованием»

2. Разработка кейса «Образовательные и организационные модели школ"

3. Разработка кейса "Коллегиальные органы управления образованием"

4. Разработка кейса "Социальное партнерство в образовании».

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воробьева, С. В.  
Управление образовательными системами : учебник и практикум для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07307-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ксензова, Г. Ю.  
Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования : учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06899-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/455439
Москва : Издательство Юрайт, 2020.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Валиева, Р. З.
Учебно-методическое пособие по освоению дисциплин (модулей) по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)и 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс] / Авторы-составители Р. З. Валиева, М. М. Гумерова, Т. А. Магсумов, И. Н. Федекин, Ф. В. Хазратова, Н. Г. Хакимова .— Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020 .— 360 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/УМП по освоению дисциплин (модулей)_Пед образование-магистратура _Образование и пед науки_подготовка кадров высш квалиф_руковод кол. И.Н. Федекин.pdf>.
Красноярск :  Научно-Инновационный  центр, 2020.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Модели образования – модели жизни. Инновационная модель системы образования. Презентация. - URL:   https://ppt-online.org/450834
 
Э2
Вариативная организационно-правовая модель сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности. Презентация.-URL- http://www.myshared.ru/slide/764494/
 
Э3
Вариативные модели государственно общественного управления образованием

в  условиях реализации ФЗ No 273 «Об образовании в Российской Федерации»и  внедрения ФГОС ООО. Перезентация.- URL :https://studylib.ru/doc/5021712/variativnye-

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной  дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание эссе, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; анализ выполнения проектных заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.