(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М.
ции
Э1
Э3
Э4
Э4
Э4
Э3
Э4
Э3
Э3
Э4
Э4
/Ср/
Э4
Э2
Э4
Э3
Э3
в сфере образования /Пр/
Э4
Э3
Э4
Э3
Э4
регулирование государственно-общественного управления образованием /Ср/
Э3
Э4
Э3
Э4
Э3
Э1 Э3 Э4
Вопросы для подготовки к экзамену
1.История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России как область научного знания.
2.Феномен древневосточных цивилизаций как прародины государственно-общественного управления образованием.
3.Система воспитания и обучения Киевской Руси и Русском государстве (IX-XVIII вв.).
4.Система воспитания и обучения в период правления Петра I.
5.Государственно-общественное управление образованием в России в первой половине 19 века (устав 1804г., реформы Александра I).
6.Педагогические взгляды К.Д.Ушинского на государственно-общественное управление образованием в России.
7.Общественно-педагогическое движение в России до 90-х годов XIX в. (Н.И.Пирогов, Н.А.Корф, В.Стоюнин, Н.Бунаков, А.Острогорский).
8.Идеи свободного воспитания в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.
9.Социально ориентированная педагогика Советского государства (А. С. Макаренко).
10.Ведущие тенденции мирового образовательного процесса.
11.Цели, задачи, приоритеты, направления становления государственно-общественного управления образованием в России
12. Технологии применения методов научного познания к решению профессиональных задач в сфере становления государственно-общественного управления образованием в России
13. Современные правовые механизмы становления государственно-общественного управления образованием в России
14. Реализация приоритетных национальных проектов в становления государственно-общественного управления образованием в России
15. Принципы, современные методы и механизмы становления государственно-общественного управления образованием в России
16. Современные механизмы становления государственно-общественного управления образованием в России условиях модернизации образования.
17. Становление государственно-общественного управления образованием в России: актуальный вектор государственной образовательной политики.
18. Успешные практики становления государственно-общественного управления образованием в России.
19. Анализ и оценка практики становления государственно-общественного управления образованием в России.
20. Инновационные проекты как механизм включения образовательных организаций в становление государственно- общественного управления образованием в России.
21. Методологические основания становления государственно- общественного управления образованием в России.
22. История становления государственно- общественного управления образованием.
23. Основные подходы к изучению процессов становления и развития образования и государственно-общественного управления образованием в России .
24. Государственно-общественное управление образованием в России во второй половине XVIII века.
25. Просветители России о государственно-общественном управлении образованием в России .(Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Н.Новиков, И.Бецкой).
26. Типы учебных заведений в России.(приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).
27. Развитие идей личностно ориентированной педагогики в трудах П.П. Блонского, С. Т. Шацкого.
28.Педагогические идеи В. А. Сухомлинского.
29. Опыт становления государственно- общественного управления образованием.
30. Историко-педагогический анализ школы социального института.
32. Первый этап становления государственно-общественного управления образованием - государственная инициатива и общественный отклик (начало XIX в.- середина 50-х гт.ХIХв.).
33. Социальные реформы и начало общественного движения в сфере образования (середина 50-х гг.ХIХ в. - начало 90-х гг.ХIХ в.).
34. Состояние педагогического образования и его место в образовательной политике России в XIX веке.
35. Генезис государственно-общественного управления в сфере педагогического образования в дореволюционный период.
36. Создание и совершенствование новых форм взаимодействия государства и общества в образовании (ноябрь 1917г. - 1931г.).
37. Развитие государственно- общественного управления образованием в России после Октябрьского переворота.
38. Возрождение государственно- общественного управления образованием после Второй мировой войны.
39. Эволюция форм участия общества в управлении образованием в 30-80-е годы XX в.
40. Возможность включения историко- педагогического знания в практику государственно - общественного управления образованием.
41. Современные тенденции развития образования государственно- общественного управления образованием.
42. Государственно-общественное управление образованием — социальный и педагогический феномен.
43. Государственная политика .в сфере образования.
44. Принципы государственно- общественного управления образованием.
45. Нормативно-правовые основы становления государственно- общественного управления образованием .
46. Теоретико-методологическое обоснование построения модели государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях.
47. Законодательство, регулирующее отношения в области государственно- общественного управления образованием в России.
48. Международное и Российское правовое регулирование государственно- общественного управления образованием.
49. Социокультурный контекст развития современного российского образования, взаимодействие государства и общества в образовании.
50. Модели государственно-общественного управления в образовании в современный период.
51. Государственно-общественное управление образованием в начале XXI в. в российской системе образования.
52. Проблемы подготовки кадров для государственно-общественных структур управления.
53. Цели, задачи и базовые педагогические парадигмы, определяющие результативность работы системы общего образования России.
54. Задачи, определяющие психологическое содержание педагогических процессов в разных парадигмах.
55. Теоретико-методологические основы исследования развития государственной педагогики в России.
56. Теория и история создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием.
57. Тенденции в сфере развития системы образования в России.
58. Современная система образования в свете проводимых реформ в России.
59.Причины и факторы полилингвизма в современных образовательных процессах России.
60. История становления информационных технологий и Интернета как фактор глобальной интеграции в современных процессах образования.
Темы для письменных сообщений
1.Становление государственно-общественного управления образованием в период правления Петра I. Система воспитания и обучения во второй половине XVIII века. Просветители России о воспитании и образовании.(Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Н.Новиков, И.Бецкой)
2.Становление государственно-общественного управления образованием в России в первой половине 19 века (Устав 1804г., реформы Александра I). Типы учебных заведений в России.(приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).
3.Педагогические взгляды К.Д.Ушинского.
4.Становление государственно-общественного управления образованием в России до 90-х годов XIX в. (Н.И.Пирогов, Н.А.Корф, В.Стоюнин, Н.Бунаков, А.Острогорский).
5.Идеи свободного воспитания в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.
6.Становление государственно-общественного управления образованием Советского государства (А. С. Макаренко). 7.Развитие идей личностно ориентированной педагогики в трудах П. П. Блонского, С. Т. Шацкого. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского.
8.Ведущие тенденции мирового образовательного процесса.
9.Инновационные проекты как механизм включения образовательных организаций в становление государственно- общественного управления образованием в России.
10. Методологические основания становления государственно- общественного управления образованием в России.
11. История становления государственно- общественного управления образованием.
12. Основные подходы к изучению процессов становления и развития образования и государственно-общественного управления образованием в России .
13. Подготовка к учительской службе в России в XVIII веке.
14. Первый этап становления государственно-общественного управления образованием - государственная инициатива и общественный отклик (начало XIX в.- середина 50-х гт.ХIХв.).
15. Социальные реформы и начало общественного движения в сфере образования (середина 50-х гг.ХIХ в. - начало 90-х гг.ХIХ в.).
17. Генезис государственно-общественного управления в сфере педагогического образования в дореволюционный период.
18. Создание и совершенствование новых форм взаимодействия государства и общества в образовании (ноябрь 1917г. - 1931г.).
19. Развитие государственно- общественного управления образованием в России после Октябрьского переворота.
20. Возрождение государственно- общественного управления образованием после Второй мировой войны.
21. Эволюция форм участия общества в управлении образованием в 30-80-е годы XX в.
22. Возможность включения историко- педагогического знания в практику государственно - общественного управления образованием.
23. Современные тенденции развития образования государственно- общественного управления образованием.
24. Государственно-общественное управление образованием — социальный и педагогический феномен.
25. Государственная политика .в сфере образования.
26. Принципы государственно- общественного управления образованием.
27. Нормативно-правовые основы становления государственно- общественного управления образованием .
28. Теоретико-методологическое обоснование построения модели государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях.
29. Законодательство, регулирующее отношения в области государственно- общественного управления образованием в России.
30. Международное и Российское правовое регулирование государственно- общественного управления образованием.
Примерные вопросы и задания для письменных работ
1. В чем состояли особенности становления государственно-общественного управления образованием в России первой трети XX в. и как они выразились в образовании? В чем причины позитивистско-прагматической реакции против классического образования?
2. В чем причины роста интереса к философским основаниям становления государственно-общественного управления образованием в России?
3. В чем сущность становления государственно-общественного управления образованием в России?
4. Назовите основных представителей реформаторской педагогики и их роль в становлении государственно-общественного управления образованием в России.
5.Современные механизмы становления государственно-общественного управления образованием в России условиях модернизации образования.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно-творческих заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России» проводится в форме текущего контроля успеваемостий и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях (письменные работы, коллоквиум);
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Все формы текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.
Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.
Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:
1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).
2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.
3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.
4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, коллоквиум, письменные работы.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине «История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование(уровень магистратуры) в форме экзамена.
Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных компетенций.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.