2022-2023_m44_04_01 ГОУО 248_ 148 гр__plx_История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
экзамен 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
52
52
52
52
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
76
76
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доктор пед.наук,  проф. , Маликов Р.Ш.;д-р пед. наук,  проф. , Мухаметшин А.Г. _________________
 
 
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  системы знаний об основных концепциях, механизмах государственного управления развитием образования, а также практической готовности к осуществлению  организационно-управленческой деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть основные механизмы государственного управления развитием российской системы образования;
1.4
ориентировать обучающихся организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации;
1.5
научить определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки;
1.6
научить управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России" обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин предыдущего уровня образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативные модели управления в сфере образования
2.2.2
Лучшие практики государственно-общественного управления образованием в России
2.2.3
Международные мониторинговые исследования в социальной сфере
2.2.4
Мониторинг воспитательной деятельности в образовании
2.2.5
Мониторинг качества образования
2.2.6
Общественная оценка качества образования
2.2.7
Педагогическая диагностика в образовательном процессе
2.2.8
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.9
Социальный маркетинг в образовании
2.2.10
Тайм-менеджмент в образовании
2.2.11
Государственная политика в области школьного образования
2.2.12
Демократические традиции управления в европейском образовании
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способность организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации
 
ПК-1.1: Знает: теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
ПК-1.2: Умеет: отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием
 
ПК-1.3: Владеет: адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.5: Публично представляет результаты проекта, вступает в обсуждение хода и результатов проекта
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
теорию и историю создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием
3.1.2
положения действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующие основные положения организации и осуществления государственного управления  в области развития системы образования в России
3.1.3
модели взаимодействия государства и общества в образовании
3.1.4
психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы
3.2.2
анализировать государственную политику и тенденции в сфере развития системы образования в России
3.2.3
разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием
3.2.4
демонстрировать интерес к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
3.2.5
публично представлять результаты проекта и вступать в обсуждение хода и результатов проекта
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
3.3.2
навыками работы с  действующим законодательством, основными нормативно-правовыми актами в сфере образования и профессиональной деятельности
3.3.3
действиями по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов всех уровней образования
3.3.4
навыками демонстрирации интереса к учебе и использования предоставляемых возможностей для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
3.3.5
опытом публично представлять результаты проекта и вступать в обсуждение хода и результатов проекта
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историко-педагогическая характеристика этапов становления государственно-общественного управления российским образованием в XIX - начале XXI вв.

 
1.1
Методологические основания  становления государственно-общественного управления образованием в России  /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
1.2
История становления государственно-общественного управления образованием /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2

Э3

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
1.3
Опыт становления государственно-общественного управления образованием /Ср/
Л1.2Л2.2

Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
1.4
Историко-педагогический анализ школы социального института /Ср/
Л1.3Л2.2

Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.5
Подготовка к учительской службе в России в XVIII веке /Ср/
Л1.2Л2.2

Э4

6
ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
1.6
Первый этап становления государственно-общественного управления  образованием -государственная инициатива и общественный отклик (начало XIX в.- середина 50-х гт.ХГХв.) /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-6.5
2
0
 
1.7
Социальные реформы и начало общественного движения в сфере образования (середина 50-х гг.ХIХ в. - начало 90-х гг.ХIХ в.) /Пр/
Л1.3Л2.1 Л2.2

Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-2.5
2
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
1.8
Состояние педагогического образования и его место в образовательной политике России в XIX веке /Пр/
Л1.2Л2.2

Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-6.5
2
0
 
1.9
Генезис государственно-общественного управления в сфере педагогического образования в дореволюционный период /Ср/
Л1.2Л2.2

Э3

6
ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
1.10
Создание и совершенствование новых форм взаимодействия государства и общества в  образовании (ноябрь 1917г.- 1931г.) /Лек/
Л1.3

Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.11
Развитие государственно-общественного управления образованием  в России после Октябрьского переворота. /Пр/
Л1.2Л2.1

Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
1.12
Возрождение государственно-общественного управления  образованием после Второй мировой войны.

/Ср/

Л1.3

Э4

6
ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
1.13
Эволюция форм участия общества в управлении  образованием в 30-80-е годы XX в. /Пр/
Л1.2

Э2

6
ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
1.14
Возможность включения историко-педагогического знания в практику государственно - общественного управления образованием /Ср/
Л1.3

Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.15
Современные тенденции развития образования государственно-общественного управления  образованием /Ср/
Л1.3Л2.1

Э3

4
ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
 
Раздел 2. Теоретико-методологические основы  становления государственно-общественного управления образованием в России 

 
2.1
Государственно-общественное управление образованием — социальный и педагогический феномен /Лек/
Л1.1

Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.2
Государственная политика

в сфере образования /Пр/

Л1.4Л2.1

Э4

6
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-2.5
2
0
 
2.3
Принципы государственно-общественного управления образованием  /Лек/
Л1.4

Э3

4
ПК-1.1 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
2.4
Нормативноправовые основы становления государственно-общественного управления образованием    /Пр/
Л1.1

Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.5
Теоретико-методологическое обоснование построения модели государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1

Э3

8
ПК-1.1 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
2.6
Законодательство,регулирующее отношения в области государственно-общественного управления образованием в России  /Ср/
Л1.4

Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.3 УК-6.5
2
0
 
2.7
Международное и Российское правовое

регулирование государственно-общественного управления образованием  /Ср/

Л1.1

Э3

8
ПК-1.1 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
стр. 6
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
2.8
Социокультурный контекст развития современного российского образования, взаимодействие государства и общества  в образовании.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.9
Модели государственно-общественного управления  в образовании в современный период. /Пр/
Л1.4

Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
2.10
Государственно-общественное управление образованием в начале XXI в. в российской системе образования /Пр/
Л1.1

Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.5
2
0
 
2.11
Проблемы подготовки кадров для государственно-общественных структур управления. /Ср/
Л1.4

Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-6.5
2
0
 
2.12
Все разделы и темы дисциплины /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

36
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.5 УК-2.5
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1.История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России как область научного знания.

2.Феномен древневосточных цивилизаций как прародины государственно-общественного управления образованием.

3.Система воспитания и обучения Киевской Руси и Русском государстве (IX-XVIII вв.).

4.Система воспитания и обучения в период правления Петра I.

5.Государственно-общественное управление образованием в России   в первой половине 19 века (устав 1804г., реформы Александра I).

6.Педагогические взгляды К.Д.Ушинского на государственно-общественное управление образованием в России.

7.Общественно-педагогическое движение в России до 90-х годов XIX в. (Н.И.Пирогов, Н.А.Корф, В.Стоюнин, Н.Бунаков, А.Острогорский).

8.Идеи свободного воспитания в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

9.Социально ориентированная педагогика Советского государства (А. С. Макаренко).

10.Ведущие тенденции мирового образовательного процесса.

11.Цели, задачи, приоритеты, направления становления государственно-общественного управления  образованием в России

12.  Технологии применения методов научного познания к решению профессиональных задач в сфере становления государственно-общественного управления образованием в России

13. Современные правовые механизмы становления государственно-общественного управления образованием в России

14. Реализация приоритетных национальных проектов в становления  государственно-общественного управления образованием в России

15. Принципы, современные методы и механизмы становления государственно-общественного управления образованием в России

16. Современные механизмы становления государственно-общественного управления образованием в России условиях модернизации образования.

17. Становление государственно-общественного управления образованием в России: актуальный вектор государственной образовательной политики.

18. Успешные практики становления государственно-общественного управления образованием в России.

19. Анализ и оценка практики становления государственно-общественного управления образованием в России.

20. Инновационные проекты как механизм включения образовательных организаций в становление государственно- общественного управления образованием в России.

21. Методологические основания становления государственно- общественного управления образованием в России.

22. История становления государственно- общественного управления образованием.

23. Основные подходы к изучению процессов становления и развития образования и государственно-общественного управления образованием в России .

24. Государственно-общественное управление образованием в России  во второй половине XVIII века.

25. Просветители России о государственно-общественном управлении образованием в России .(Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Н.Новиков, И.Бецкой).

26. Типы учебных заведений в России.(приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).

27. Развитие идей личностно ориентированной педагогики в трудах  П.П. Блонского, С. Т. Шацкого.

28.Педагогические идеи В. А. Сухомлинского.

29. Опыт становления государственно- общественного управления образованием.

30. Историко-педагогический анализ школы социального института.

 
стр. 7
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
31. Подготовка к учительской службе в России в XVIII веке.

32. Первый этап становления государственно-общественного управления  образованием - государственная инициатива  и общественный отклик (начало XIX в.- середина 50-х гт.ХIХв.).

33. Социальные реформы и начало общественного движения в сфере образования (середина 50-х гг.ХIХ в. - начало 90-х гг.ХIХ в.).

34. Состояние педагогического образования и его место в образовательной политике России в XIX веке.

35. Генезис государственно-общественного управления в сфере педагогического образования в дореволюционный период.

36. Создание и совершенствование новых форм взаимодействия государства и общества в  образовании (ноябрь 1917г. - 1931г.).

37. Развитие государственно- общественного управления образованием  в России после Октябрьского переворота.

38. Возрождение государственно- общественного управления образованием после Второй мировой войны.

39. Эволюция форм участия общества в управлении  образованием в 30-80-е годы XX в.

40. Возможность включения историко- педагогического знания в практику государственно - общественного управления образованием.

41. Современные тенденции развития образования государственно- общественного управления образованием.

42. Государственно-общественное управление образованием — социальный и педагогический феномен.

43. Государственная политика .в сфере образования.

44.  Принципы государственно- общественного управления образованием.

45. Нормативно-правовые основы становления государственно- общественного управления образованием .

46. Теоретико-методологическое обоснование построения модели государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях.

47. Законодательство, регулирующее отношения в области государственно- общественного управления образованием в России.

48. Международное и Российское правовое регулирование государственно- общественного управления образованием.

49. Социокультурный контекст развития современного российского образования, взаимодействие государства и общества в образовании.

50. Модели государственно-общественного управления  в образовании в современный период.

51. Государственно-общественное управление образованием в начале XXI в. в российской системе образования.

52. Проблемы подготовки кадров для государственно-общественных структур управления.

53. Цели, задачи и базовые педагогические парадигмы, определяющие результативность работы системы общего образования России.

54. Задачи, определяющие психологическое содержание педагогических процессов в разных парадигмах.

55. Теоретико-методологические основы исследования развития государственной педагогики в России.

56. Теория  и история создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием.

57. Тенденции в сфере развития системы образования в России.

58. Современная система образования в свете проводимых реформ в России.

59.Причины и факторы полилингвизма в современных образовательных процессах России.

60. История становления информационных технологий и Интернета как фактор глобальной интеграции в современных процессах образования.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы для письменных сообщений

1.Становление государственно-общественного управления образованием  в период правления Петра I. Система воспитания и обучения во второй половине XVIII века. Просветители России о воспитании и образовании.(Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Н.Новиков, И.Бецкой)

2.Становление государственно-общественного управления образованием в России в первой половине 19 века (Устав 1804г., реформы Александра I). Типы учебных заведений в России.(приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).

3.Педагогические взгляды К.Д.Ушинского.

4.Становление государственно-общественного управления образованием в России до 90-х годов XIX в. (Н.И.Пирогов, Н.А.Корф, В.Стоюнин, Н.Бунаков, А.Острогорский).

5.Идеи свободного воспитания в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

6.Становление государственно-общественного управления образованием Советского государства (А. С. Макаренко). 7.Развитие идей личностно ориентированной педагогики в трудах П. П. Блонского, С. Т. Шацкого. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского.

8.Ведущие тенденции мирового образовательного процесса.

9.Инновационные проекты как механизм включения образовательных организаций в становление государственно- общественного управления образованием в России.

10. Методологические основания становления государственно- общественного управления образованием в России.

11. История становления государственно- общественного управления образованием.

12. Основные подходы к изучению процессов становления и развития образования и государственно-общественного управления образованием в России .

13. Подготовка к учительской службе в России в XVIII веке.

14. Первый этап становления государственно-общественного управления  образованием - государственная инициатива  и общественный отклик (начало XIX в.- середина 50-х гт.ХIХв.).

15. Социальные реформы и начало общественного движения в сфере образования (середина 50-х гг.ХIХ в. - начало 90-х гг.ХIХ в.).

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
16. Состояние педагогического образования и его место в образовательной политике России в XIX веке.

17. Генезис государственно-общественного управления в сфере педагогического образования в дореволюционный период.

18. Создание и совершенствование новых форм взаимодействия государства и общества в  образовании (ноябрь 1917г. - 1931г.).

19. Развитие государственно- общественного управления образованием  в России после Октябрьского переворота.

20. Возрождение государственно- общественного управления образованием после Второй мировой войны.

21. Эволюция форм участия общества в управлении  образованием в 30-80-е годы XX в.

22. Возможность включения историко- педагогического знания в практику государственно - общественного управления образованием.

23. Современные тенденции развития образования государственно- общественного управления образованием.

24. Государственно-общественное управление образованием — социальный и педагогический феномен.

25. Государственная политика .в сфере образования.

26.  Принципы государственно- общественного управления образованием.

27. Нормативно-правовые основы становления государственно- общественного управления образованием .

28. Теоретико-методологическое обоснование построения модели государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях.

29. Законодательство, регулирующее отношения в области государственно- общественного управления образованием в России.

30. Международное и Российское правовое регулирование государственно- общественного управления образованием.

Примерные вопросы и задания для письменных работ

1. В чем состояли особенности становления государственно-общественного управления образованием в России первой трети XX в. и как они выразились в образовании? В чем причины позитивистско-прагматической реакции против классического образования?

2. В чем причины роста интереса к философским основаниям становления государственно-общественного управления образованием в России?

3. В чем сущность становления государственно-общественного управления образованием в России?

4. Назовите основных представителей реформаторской педагогики и их роль в становлении государственно-общественного управления образованием в России.

5.Современные механизмы становления государственно-общественного управления образованием в России условиях модернизации образования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД, ФОС учебной дисциплины
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Трапицын, С.Ю.
Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 478 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14107-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511654: (Высшее образование)
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Иванов, Е. В.
Иванов, Е. В.  История и методология педагогики и образования : учебное пособие для вузов / Е. В. Иванов. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 173 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07233-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514963 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, , 2023
 
Л1.3
Бим-Бад, Б. М.
История и теория педагогики. Очерки : учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08058-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436489 
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л1.4
Приказчикова, О. В. 
Государственно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации: учебное пособие / О. В. Приказчикова, И. А. Терентьева, И. С. Черепова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 378 c. — ISBN 978-5-4486-0187-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71559.html
Ай Пи Эр Медиа, 2018.
 
стр. 9
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ксензова, Г. Ю. 
Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования : учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06899-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442099 : учебное пособие для вузов
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Ушинский, К. Д.  
Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07424-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452546 
Москва : Издательство Юрайт, 2020.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
«Становление государственно-общественного управления образованием в России» URL: https://www.zavuch.ru/news/announces/214/
 
Э2
Документальные фильмы - История Советского образования   URL: : https://www.youtube.com/watch?v=nbr6-ivUIOI
 
Э3
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие 

 
стр. 11
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно-творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России» проводится в форме текущего контроля успеваемостий и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (письменные  работы, коллоквиум);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Все формы текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.  

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости:  письменные сообщения, коллоквиум, письменные  работы.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине «История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование(уровень магистратуры) в форме экзамена.

Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных  компетенций.  

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как 

 
стр. 12
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости  лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.