Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумеровап Марина Миннегалиевна
на соответствующем уровне образования
ции
Э1
Э1
Э1
Э1
Э2
Э2
Э2
Э2 Э3
Э3
Э3
Э4
Э4
Э4
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену
1. Исследование в области управления образованием: понятия, назначение, приложение, причины изучения, функциональные задачи.
2. Предмет и объект исследований в области управления образованием.
3. Цели, задачи и место исследований в области управления образованием в совершенствовании действующих систем управления и проектировании вновь создаваемых.
4. Этапы исследований в области управления образованием.
5. Определение понятия системы образования, основные характеристики, признаки системы образования. Параметры системы образования.
6. Виды систем. Принципы функционирования систем.
7. Понятие анализа системы образования.
8. Понятие управления в системе образования. Понятие системы управления образованием.
9. Основные характеристики и требования, предъявляемые к системам управления образованием. Факторы, влияющие на систему управления образованием.
10. Подсистемы системы управления образованием, их характеристика. Виды систем управления образованием.
11. Понятие методологии, объект, предмет методологии исследований в области управления образованием.
12. Понятие системного подхода как общеметодического принципа исследований в области управления образованием. Системные представления разных типов.
13. Понятия системного анализа.
14. Этапы системного анализа систем управления образованием.
15. Системные процессы.
16. Классификация методов, используемых при исследовании систем управления образованием с точки зрения системного подхода.
17. Формализованные методы исследования, в области управления образованием содержание, характеристика, примеры применения: аналитические методы, статистические методы, теоретико-множественные методы, логические методы, лингвистические и семиотические методы, графический метод, метод моделирования.
18. Метод моделирования. Виды моделирования. Этапы моделирования. Задачи и принципы моделирования.
19. Классификация моделей. Требования, предъявляемые к моделям. Оценка адекватности моделей. Использование
20. Специфика моделей систем управления образованием.
21. Методы проведения исследований систем управления образованием с использованием опыта и интуиции специалистов-экспертов, их содержание, характеристика, принципы проведения, место в исследовании систем управления.
22. Методы типа «Мозгового штурма», «Сценариев», методы экспертных оценок.
23. Методы типа Дельфи-метод, метод «древа», морфологический метод, метод «Деловые игры».
24. Исследование потоков информации в рамках исследований систем управления образованием. Понятие потока информации в деятельности системы управления образованием. Исследование потоков информации как формализованный метод исследования управленческой информации.
25. Методы исследования потоков информации: методы анализа состава и содержания информации; анализа документопотока, метод построения матрично-информационной модели систем управления образованием.
26. Комплексированные методы и их место в исследованиях систем управления образованием.
27. Исследование систем управления образованием посредством социально-экономического эксперимента. Понятие и виды экспериментов в исследованиях в области управления образованием.
28. Понятие управленческого эксперимента. Социальный эксперимент. Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств достижения поставленных целей.
29. Планирование процессов исследования. Концепция исследований в области управления образованием.
30. Разработка гипотез и прогнозирование исследований в области управления образованием.
31. Исследования качества образования.
32. Исследования деятельности руководителя в образовании.
33. Структурное моделирование как метод структурного анализа систем управления образованием. Структурные модели, их виды и особенности построения.
34. Правила оптимизации организационных структур систем управления образованием и методы организационного развития систем управления.
35. Организационная структура и задачи организационного проектирования систем управления образованием. Принципы построения организационного проектирования структур. Этапы проектирования системы управления методом организационного моделирования.
36. Разработка логики и дизайна исследований в области управления образованием.
37. Организация исследовательской работы в системе образования.
38. Постановка проблемы - как исходный этап исследования. Типы гипотез в области управления образованием.
39. Лидерство как одной из основных понятий современного управления. Исследования лидерства в образовании.
40. Социологические методы исследований в области управления образованием.
41. Методы исследования личности и диагностики персонала образовательной организации.
42. Деловая и групповая оценка персонала образовательной организации.
43. Методы исследования конфликтов в образовательной организации.
44. Методы изучения персонала образовательной организации.
Комплект контрольных заданий по вариантам.
Вариант 1. Контрольная работа проводится по материалам семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» - URL: https://ioe.hse.ru/seminar. Составить аналитический обзор отечественных и зарубежных исследований качества образования, в которых использовались экспертные методы.
Вариант 2. Провести экспертизу и дать оценку локальному нормативному акту образовательной организации, являющейся базой для исследования магистранта. Разработать предложения по совершенствованию данного локального акта.
Тематика устных сообщений
1. Система показателей структурного анализа систем управления образованием.
2. Функциональный анализ систем управления образованием. Понятие функции системы управления образованием.
3. Функциональные подсистемы системы управления образованием, их место и роль в системе управления образованием.
4. Цель и последовательность анализа функций системы управления образованием.
5. Функциональное моделирование как метод функционального анализа систем управления образованием. Функциональные модели, их виды и особенности построения.
6. Методы и показатели функционального анализа.
7. Роль и место исследования деятельности отдельного руководителя в составе анализируемой системы управления образованием в процессе исследования системы управления.
8. Критерии оценки деятельности в области управления образованием. Правила эффективного руководителя.
9. Роль и место исследований систем управления в проектирования систем управления образованием. Значение проектирования организационной структуры систем управления образованием.
10. Диагностика систем управления как механизм совершенствования систем управления образованием. Содержание, цели и задачи диагностики.
11. Схема диагностики систем управления образованием.
12. Сущность и виды управленческих решений. Порядок анализа состава управленческих решений в образовании.
13. Учет степени риска при принятии управленческого решения в образовании.
14. Исследование управленческой информации в образовании методами формализации. Задачи, требования и методы формализации информации (классификация, кодирование).
15. Анализ структуры информации. Виды информации в образовании.
16. Матрично-информационная модель систем управления образования. Цели, задачи, принципы построения, значение.
18. Виды исследовательских программ для прояснения ситуации в области управления образованием.
19. Современные модели исследований в области управления образованием.
20. Количественные и качественные методы современных исследований в области управления образованием.
21. Примеры выбора методов исследований в международных исследовательских проектах.
22. Результаты международных и национальных исследований в области образовательного лидерства.
23. Влияние современных исследований в области управления образованием на подготовку управленческих кадров.
24. Интерпретация данных для обсуждения и выбора вариантов решения для улучшения качества и эффективности образования.
25. Исследовательская деятельность как способ получения нового знания о наличии проблем в области управления образованием.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.
Серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, сборники конференций и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; подготовка к участию в учебной конференции и эссе.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: устные сообщения как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор контрольных работ (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
.
Методические указания к экзамену.
Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться федеральными программами в области развития образования, а также, с разрешения экзаменатора, нормативными документами в области образования.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.