2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Современные исследования в области управления образованием_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные исследования в области управления образованием
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Современные исследования в области управления образованием
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеровап Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: сформировать знания и умения о современной методологии и методах исследования системы управления в образовании.
1.2
Задачи:
1.3
представить обучающимся актуальные вопросы исследования в сфере образования и управления образовательными процессами;
1.4
освоить пути решения профессиональных задач в области управления с помощью исследовательских методов;
1.5
развивать умения и навыки проведения, планирования и организации исследования системы управления образованием.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины требуются знания и умения, полученные на предыдущем уровне высшего образования
2.1.2
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.3
Технологии электронного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа
 
ПК-2.1: Знает: особенности организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией

на соответствующем уровне образования

 
ПК-2.2: Умеет: работать в команде, использовать комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности на соответствующем уровне образования
 
ПК-2.3: Владеет: приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способен осуществлять их оценку
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.2: Определяет проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта
 
 
УК-6: Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.1: Применяет рефлексивные методы в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности управления проектом
3.1.2
рефлексивные методы, приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования
3.1.3
основные подходы к применению количественных и качественных методов исследования в управлении образованием.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать современные исследовательские методы в проектировании образовательной деятельности; разрабатывать программу проекта и управлять проектом на всех этапах жизненного цикла
3.2.2
применять рефлексивные методы в процессе оценки разнообразных ресурсов  
3.2.3
использовать современные исследовательские методы в организационно-управленческой деятельности
3.2.4
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками управления проектом
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.3.2
рефлексивными методами, необходимыми для решения задач самоорганизации и саморазвития
3.3.3
методами экспертной оценки деятельности образовательной организации
3.3.4
приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Системный подход в управлении образованием

 
1.1
Понятие о системе управления образованием и основных системных процессах /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
2
0
 
1.2
Управление образованием как система /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
2
0
 
1.3
Методология и методы исследования системы управления образованием /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-2.2
2
0
 
1.4
Современные подходы и проблемы исследования системы образования /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-2.2
2
0
 
 
Раздел 2. Концепция исследования и методы исследования системы образования

 
2.1
Разработка концепции исследования систем управления /Пр/
Л1.1Л2.1

Э2

2
УК-2.2
2
0
 
2.2
Методы проведения исследования систем управления в образовании /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

4
УК-2.2
2
0
 
2.3
Характеристика этапов проведения исследования системы управления в образовании /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

6
УК-2.2
2
0
 
2.4
Проблемы проектирования и планирования исследований в системе образования /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

6
УК-2.2
2
0
 
 
Раздел 3. Исследование и проектирование целей и функций управления системы образования

 
3.1
Порядок проектирования формирования целей и состава функций управления /Пр/
Л1.1Л2.2

2
УК-6.1
2
0
 
3.2
Исследование и проектирование целей управления образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.2

4
УК-6.1
2
0
 
3.3
Исследование и проектирование функций управления образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.2

4
УК-6.1
2
0
 
3.4
Проблемы современных исследований и проектирования целей и функций в системе образования /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3

6
УК-6.1
2
0
 
 
Раздел 4. Экспертные оценки в исследовании систем управления образованием

 
4.1
Понятие экспертизы. Этапы экспертизы в образовательной организации /Пр/
Л1.1Л2.2

2
ПК-2.3
2
0
 
4.2
Методы коллективных экспертных оценок /Ср/
Л1.1Л2.2

6
ПК-2.3
2
0
 
4.3
Организация экспертного оценивания /Ср/
Л1.1Л2.2

6
ПК-2.3
2
0
 
4.4
Проблемы проведения экспертизы в образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3

6
ПК-2.3
2
0
 
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Раздел 5. Проектирование, моделирование и прогнозирование в исследовании системы управления образовательной организацией

 
5.1
Метод проектирования в исследовании управления образовательной организации /Пр/
Л1.1Л2.3

Э4

2
ПК-2.2
2
0
 
5.2
Методы моделирования в исследовании управления образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.3

Э4

4
ПК-2.2
2
0
 
5.3
Методы прогнозирования в исследовании управления образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.3

Э4

4
ПК-2.2
2
0
 
5.4
Проблемы методов проектирования, моделирования и прогнозирования при исследованиях в системе образования /Ср/
Л1.1Л2.3

Э4

4
УК-6.1
2
0
 
 
Раздел 6. Методы исследования персонала образовательной организации

 
6.1
Методы исследования личности и диагностики персонала образовательной организации /Пр/
Л1.1Л2.3

2
УК-2.2
2
0
 
6.2
Деловая и групповая оценка персонала образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.3

4
ПК-2.2
2
0
 
6.3
Методы исследования конфликтов в образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.3

4
ПК-2.1
2
0
 
6.4
Проблемы изучения персонала образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.3

5
ПК-2.1
2
0
 
6.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.2 УК-6.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Исследование в области управления образованием: понятия, назначение, приложение, причины изучения, функциональные задачи.

2. Предмет и объект исследований в области управления образованием.

3. Цели, задачи и место исследований в области управления образованием в совершенствовании действующих систем управления и проектировании вновь создаваемых.

4. Этапы исследований в области управления образованием.

5. Определение понятия системы образования, основные характеристики, признаки системы образования. Параметры системы образования.

6. Виды систем. Принципы функционирования систем.

7. Понятие анализа системы образования.

8. Понятие управления в системе образования. Понятие системы управления образованием.

9. Основные характеристики и требования, предъявляемые к системам управления образованием. Факторы, влияющие на систему управления образованием.

10. Подсистемы системы управления образованием, их характеристика. Виды систем управления образованием.

11. Понятие методологии, объект, предмет методологии исследований в области управления образованием.

12. Понятие системного подхода как общеметодического принципа исследований в области управления образованием. Системные представления разных типов.

13. Понятия системного анализа.

14. Этапы системного анализа систем управления образованием.

15. Системные процессы.

16. Классификация методов, используемых при исследовании систем управления образованием с точки зрения системного подхода.

17. Формализованные методы исследования, в области управления образованием содержание, характеристика, примеры применения: аналитические методы, статистические методы, теоретико-множественные методы, логические методы, лингвистические и семиотические методы, графический метод, метод моделирования.

18. Метод моделирования. Виды моделирования. Этапы моделирования. Задачи и принципы моделирования.

19. Классификация моделей. Требования, предъявляемые к моделям. Оценка адекватности моделей. Использование 

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
моделей при исследовании систем управления образованием.

20. Специфика моделей систем управления образованием.

21. Методы проведения исследований систем управления образованием с использованием опыта и интуиции специалистов-экспертов, их содержание, характеристика, принципы проведения, место в исследовании систем управления.

22. Методы типа «Мозгового штурма», «Сценариев», методы экспертных оценок.

23. Методы типа Дельфи-метод, метод «древа», морфологический метод, метод «Деловые игры».

24. Исследование потоков информации в рамках исследований систем управления образованием. Понятие потока информации в деятельности системы управления образованием. Исследование потоков информации как формализованный метод исследования управленческой информации.

25. Методы исследования потоков информации: методы анализа состава и содержания информации; анализа документопотока, метод построения матрично-информационной модели систем управления образованием.

26. Комплексированные методы и их место в исследованиях систем управления образованием.

27. Исследование систем управления  образованием посредством социально-экономического эксперимента. Понятие и виды экспериментов в исследованиях в области управления образованием.

28. Понятие управленческого эксперимента. Социальный эксперимент. Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств достижения поставленных целей.

29. Планирование процессов исследования. Концепция исследований в области управления образованием.

30. Разработка гипотез и прогнозирование исследований в области управления образованием.

31. Исследования качества образования.

32. Исследования деятельности руководителя в образовании.

33. Структурное моделирование как метод структурного анализа систем управления образованием. Структурные модели, их виды и особенности построения.

34. Правила оптимизации организационных структур систем управления образованием и методы организационного развития систем управления.

35. Организационная структура и задачи организационного проектирования систем управления образованием. Принципы построения организационного проектирования структур. Этапы проектирования системы управления методом организационного моделирования.

36. Разработка логики и дизайна исследований в области управления образованием.

37. Организация исследовательской работы в системе образования.

38. Постановка проблемы - как исходный этап исследования. Типы гипотез в области управления образованием.

39. Лидерство как одной из основных понятий современного управления. Исследования лидерства в образовании.

40. Социологические методы исследований в области управления образованием.

41. Методы исследования личности и диагностики персонала образовательной организации.

42. Деловая и групповая оценка персонала образовательной организации.

43. Методы исследования конфликтов в образовательной организации.

44. Методы изучения персонала образовательной организации.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Комплект контрольных заданий по вариантам.

Вариант 1. Контрольная работа проводится по материалам семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» - URL: https://ioe.hse.ru/seminar. Составить аналитический обзор отечественных и зарубежных исследований качества образования, в которых использовались экспертные методы.

Вариант 2. Провести экспертизу и дать оценку локальному нормативному акту образовательной организации, являющейся базой для исследования магистранта. Разработать предложения по совершенствованию данного локального акта.

Тематика устных сообщений

1. Система показателей структурного анализа систем управления образованием.

2. Функциональный анализ систем управления образованием. Понятие функции системы управления образованием.

3. Функциональные подсистемы системы управления образованием, их место и роль в системе управления образованием.

4. Цель и последовательность анализа функций системы управления образованием.

5. Функциональное моделирование как метод функционального анализа систем управления образованием. Функциональные модели, их виды и особенности построения.

6. Методы и показатели функционального анализа.

7. Роль и место исследования деятельности отдельного руководителя в составе анализируемой системы управления образованием в процессе исследования системы управления.

8. Критерии оценки деятельности в области управления образованием. Правила эффективного руководителя.

9. Роль и место исследований систем управления в проектирования систем управления образованием. Значение проектирования организационной структуры систем управления образованием.

10. Диагностика систем управления как механизм совершенствования систем управления образованием. Содержание, цели и задачи диагностики.

11. Схема диагностики систем управления образованием.

12. Сущность и виды управленческих решений. Порядок анализа состава управленческих решений в образовании.

13. Учет степени риска при принятии управленческого решения в образовании.

14. Исследование управленческой информации в образовании методами формализации. Задачи, требования и методы формализации информации (классификация, кодирование).

15. Анализ структуры информации. Виды информации в образовании.

16. Матрично-информационная модель систем управления образования. Цели, задачи, принципы построения, значение.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
17. Современные базы исследовательских данных в области управления образованием.

18. Виды исследовательских программ для прояснения ситуации в области управления образованием.

19. Современные модели исследований в области управления образованием.

20. Количественные и качественные методы современных исследований в области управления образованием.

21. Примеры выбора методов исследований в международных исследовательских проектах.

22. Результаты международных и национальных исследований в области образовательного лидерства.

23. Влияние современных исследований в области управления образованием на подготовку управленческих кадров.

24. Интерпретация данных для обсуждения и выбора вариантов решения для улучшения качества и эффективности образования.

25. Исследовательская деятельность как способ получения нового знания о наличии проблем в области управления образованием.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С. Ю. Трапицын [и др.]
Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00364-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450776: учебник и прктикум
Москва, Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мокий, М. С. 
Методология научных исследований : учебник для магистратуры/ Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432110
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Осипова О.П., Анзорова А.У., Белова И.О. и др.
Проектирование и экспертиза образовательных систем : учебно-методическое пособие/Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79038.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016
 
Л2.3
Савинков, В. И.
Социальная оценка качества и востребованность образования : учебное пособие/ Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445335
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Исследование систем управления - https://www.youtube.com/watch?v=uAeE_rPXeRI
 
Э2
Исследование систем управления - https://www.youtube.com/watch?v=Na6Xd45yRhE
 
Э3
Основные международные сравнительные исследования качества школьного образования - https://www.youtube.com/watch?v=JL9NXKPg4iw
 
Э4
Семинар "Актуальные исследования и разработки в области образования" - https://ioe.hse.ru/seminar
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.  

Серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной  дискуссии,  диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, сборники конференций  и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; подготовка к участию в учебной конференции и  эссе.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: устные сообщения как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор контрольных работ  (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

.

Методические указания к экзамену.

Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться федеральными программами в области развития образования, а также, с разрешения экзаменатора, нормативными документами в области образования.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на  вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.