Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна
на соответствующем уровне образования
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
государственно-общественного управления в оценке качества образования. Формы представления результатов общественности. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы для подготовки к зачету
1. Участие общественности в оценке качества образования.
2. Принципы общественной оценки: соответствие содержания и процедуры оценки требованиям законодательства и нормативных актов в системе образования; обоснованный и согласованный выбор показателей и методов оценки; использование широкого круга надежных источников; открытость и доступность результатов оценки для всех заинтересованных лиц и сторон.
3. Эффекты участия общественности в оценке качества образования: оформление общественного заказа к образованию; становление партнерских отношений ; стимулирование всех участников образовательного процесса на конкретные действия, направленные на повышение качества образования; повышение объективности оценивания школы и др.
4. Участие управляющего совета в оценке качества образования в образовательной организации.
5. Цели и задачи проведения общественной оценки качества образования.
6. Источники, методы получения и анализа информации при проведении общественной оценки качества.
7. Основные параметры общественной оценки качества образования.
8. Особенности разработки и согласования инструментария и процедуры проведения общественной оценки качества образования.
9. Процесс оценивания: особенности сбора данных, их обработка и анализ данных.
10. Внешняя оценка качества образования со стороны потребителей образовательной услуги, образовательного результата.
11. Ключевые показатели общественной оценки.
12. Качество образования и ключевые понятия внутренней оценки качества образования. Оценка образовательных результатов обучающихся.
14. Основные тенденции систем оценки качества образования в российском образовании.
15. Нормативное регулирование общественного участия в оценке качества образования в РФ: права и возможности; обязанности и ограничения.
16. Технология реализации общественной оценки качества образования.
17. Принципы, формы и механизмы участия общественности в оценке качества образования.
18. Привлечение родителей и органов коллегиального управления образовательных организаций к общественной оценке качества образования (реализация принципа государственно-общественного управления образованием).
19. Общественный контроль и общественная экспертиза на примере деятельности управляющих советов образовательных организаций.
20. Основные источники данных для проведения общественной оценки: образовательная статистика, социологические опросы, мониторинговые исследования их характеристика.
21. Оценка как элемент управления качеством образования. Аудит качества
22. Общественная аттестация школы на основе экспертизы образовательных результатов.
23. Роль органов государственно-общественного управления в оценке качества. Формы представления результатов общественности.
24. Защита прав обучающихся, их родителей (законных представителей) общественными объединениями в системе образования
25. Субъекты общественной аттестации образовательной организации( родительские организации, независимые профессиональные эксперты).
26. Роль руководителя и педагогов образовательной организации в активизации деятельности родительской общественности в оценке качества образования.
27. Этапы проведения общественной экспертизы. Инициация экспертизы и создание единого информационного пространства
28. Формы представления открытой информации о деятельности образовательной организации: публичный доклад, сайт, публикация в средствах массовой информации, издание отдельной брошюрой и др.
29. Публичный отчет школы в формировании имиджа образовательной организации, системы взаимоотношений с социальными структурами, общественными организациями, общественностью.
30. Эффекты и риски представления открытой отчетности.
Задания к зачету.
1. Проведите анализ основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации и определите объекты общественной оценки.
2. Проведите анализ основной образовательной программы среднего общего образования образовательного учреждения и определите объекты общественной оценки.
3. В соответствии с выявленными в рамках практического занятия показателями по каждому комплексу требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего (среднего общего) образования проведите общественную экспертизу сформированных условий в конкретной образовательной организации.
4. Определите перечень локальных актов, в которых регламентируются процедуры общественного наблюдения и общественной экспертизы.
5. Раскройте нормативно-правовые основания и механизмы участия общественных структур в процедурах оценки качества образования
Раздел 1. Подходы к оценке качества образования
1. Понятие качества и мониторинга качества.
2 Механизмы реализации модели оценки качества образования.
3. Правовые аспекты развития систем управления качеством.
4. Российские и европейские модели оценки качества и их применение в образовании.
5. Современные тенденции в управлении качеством образования.
6. Системы оценки качества образования и образовательных услуг.
7. Мониторинг качества образовательных услуг и продукции.
8. Виды и направления мониторинга в системе оценки качества образования на разных уровнях системы управления.
9. Cоциальный заказ. Основные группы потребителей образовательных услуг, их требования и ожидания.
10. Мониторинг результатов обучения в системе оценки качества образования и образовательных услуг.
11. Правовые основы проведения общественной экспертизы.
12. Роль органов государственно-общественного управления в оценке качества.
13. Оценка качества образования и образовательных услуг.
14. Синтез внешней (государственной и общественной) оценки и самооценки образовательной системы любого уровня как основа эффективной оценки качества образования.
15. Объект и задачи общественной экспертизы.
16. Функции общественной экспертизы.
Раздел 2. Практики общественного участия в оценке качества образования
1. Этапы проведения общественной экспертизы.
2. Инициация экспертизы и создание единого информационного пространства
3. Формы представления результатов качества образования общественности.
4. Особенности работы с социальной статистикой в процессе проведения общественной экспертизы.
5. Метод экспертных оценок как инструмент при проведении общественной экспертизы качества образования.
7. Метод формализованного опроса как инструмент при проведении общественной экспертизы качества образования.
8. Сложности и риски общественной экспертизы.
9. Социальная оценка качества и востребованность образования.
10. Использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образования.
11. Общественная оценка как условие реализации принципов современной образовательной политики.
12. Социальное партнерство как механизм обеспечения качества образования.
13. Факторы удовлетворенности потребителя качеством образовательных услуг.
14. Инструменты (методы) общественной оценки качества образования
Темы эссе:
1. Качество образования и качественное образование.
2. Оценка качества образования с позиций общественных ожиданий общества от школы.
3. Удовлетворенность педагогов и родителей качеством и количеством образовательных услуг.
4. Система оценки качества как важнейший инструмент управления качеством образования
5. Что такое качество образования и как его оценивать?
6. Как сказывается разнообразие и обилие потребителей образовательных услуг на требованиях к качеству образования?
7. Роль государственно-общественных органов управления в развитии системы оценки качества образования.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка исследовательских задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение письменных домашних заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.
Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.