2022-2023_m44_04_01 ГОУО 248_ 148 гр__plx_Лучшие практики государственно-общественного управления образованием в России_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лучшие практики государственно-общественного управления образованием в России
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.н., доцент, Сафина Аэлита Маратовна _________________
 
 
Лучшие практики государственно-общественного управления образованием в России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Федекин Игорь Николаевич

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области лучших практик государственно-общественного управления образованием в России, формирование у обучающихся на этой основе готовности изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа, способности управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний особенностей организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией на соответствующем уровне образования;
1.4
формирование умения работать в команде, использовать комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности на соответствующем уровне образования;
1.5
формирование умения выстраивать этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определять этапы жизненного цикла проекта;
1.6
формирование навыка владения приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способности осуществлять их оценку;
1.7
формирование навыка качественно решать конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности) за установленное время, оценивать риски и результаты проекта.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.2
Современные исследования в области управления образованием
2.1.3
2.1.4
Технологии электронного образования
2.1.5
Экономика и маркетинг в образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Модели государственно-общественного управления образованием
2.2.2
Технологии сотрудничества образовательного учреждения с семьёй
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа
 
ПК-2.1: Знает: особенности организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией

на соответствующем уровне образования

 
ПК-2.2: Умеет: работать в команде, использовать комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности на соответствующем уровне образования
 
ПК-2.3: Владеет: приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способен осуществлять их оценку
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.1: Выстраивает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта
 
УК-2.4: Качественно решает конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности) за установленное время. Оценивает риски и результаты проекта
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
о том, что управление образовательной орагнизацией в своей деятельности основывается на привлечение микро-макроокружения,
3.1.2
о том, как устанавливать совместный диалог с родителями и потенциальными инвесторами по вопросам доступности и качества представления образования,
3.1.3
приемы и инструменты экспертизы локальных актов организационно-управленческой деятельности,
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
3.1.4
о том, как привлекать и поощрять рост сознательности родительской общественности и других органов общественности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
привлекать потенциал микро и макро-окружения к управлению образованием,
3.2.2
объединяя совместные усилия родителей и инвесторов идти к достижению целей,
3.2.3
проводить стратегический и оперативный анализ управленческой деятельности
3.2.4
соблюдать принципы государственно-общественного управления образованием.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком привлечения к управлению образованием микро и макро- окружения,
3.3.2
навыком объединения усилий государственно-общественного управления школой,
3.3.3
приемами, методами, инструментами экспертизы необходимых актов организационно-управленческой деятельности,
3.3.4
навыком привлечения родителей к участию в деятельности образовательного учреждения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Практика организации общественного участия в управлении образованием

 
1.1
Сущность и специфика государственно-общественного управления образованием.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
1.2
Попечительские советы, основные функции и возможности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
1.3
Совет образовательного учреждения как орган государственно-общественного управления.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

0
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
1.4
Деятельность российских центров изучения и внедрения опыта государственно-общественного управления образованием /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
1.5
Участие родителей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
1.6
Участие представителей общественности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
1.7
Объединение усилий детей, родителей, школы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
 
Раздел 2. Практика организации работы "Управляющего совета"

 
2.1
Соблюдение принципов государственно-общественного управления образованием /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
2.2
Сущность и компетенции Управляющего совета общеобразовательного учреждения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
2.3
Федеральная и региональная нормативная основа создания и функционирования совета образовательного учреждения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
Раздел 3. Организация общественного участия в управлении муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей

 
3.1
Диалог между родителями и инвесторами /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
3.2
Система поощрения родительской общественности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
3.3
Сущность и компетенции Управляющего совета общеобразовательного учреждения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
3.4
Изучение практики реализации моделей государственно-общественного управления в инновационных образовательных учреждениях России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-2.1 УК-2.4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания к зачету:

1.Практика организации общественного участия в управлении образованием.

2.Сущность и специфика государственно-общественного управления образованием.

3.Попечительские советы, основные функции и возможности.

4.Совет образовательного учреждения как орган государственно-общественного управления.

5.Деятельность российских центров изучения и внедрения опыта государственно-общественного управления образованием.

6.Участие родителей.

7.Участие представителей общественности.

8.Объединение усилий детей, родителей, школы.

9.Практика организации работы "Управляющего совета".

10.Соблюдение принципов государственно-общественного управления образованием.

11.Сущность и компетенции Управляющего совета общеобразовательного учреждения.

12.Федеральная и региональная нормативная основа создания и функционирования совета образовательного учреждения.

13.Организация общественного участия в управлении муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей.

14.Диалог между родителями и инвесторами.

15.Система поощрения родительской общественности.

16.Сущность и компетенции Управляющего совета общеобразовательного учреждения.

17.Изучение практики реализации моделей государственно-общественного управления в инновационных образовательных учреждениях России.

18.Особенности лучших практик государственно-общественного управления образованием.

19.Принципы привлечения к управлению образованием общественности.

20. В чем суть привлечения родительской общественности к управлению образованием.

21.Характеристика лучшей практики государственно-общественного управления образованием.

22.Система организации работы "Управляющего совета".

23. В чем суть привлечения родительской общественности к управлению образованием.

24.Описание лучших практик государственно-общественного управления образованием.

25.Сущность понятия лучшая практика управления образованием.

26. В чем суть привлечения родительской общественности к управлению образованием.

27.История формирования государственно-образовательной политики в 1930-х по 1980-е годы.

28. Изучение механизмов государственно-общественного управления образованием в европейских странах

29.К вопросу о легитимизации устойчивых форм участия общества в управлении школой (начало XIX в. - середина 50-х гг. XIX в.

30.Опыт стран ЕС по привлечению общества к управлению школой.

Задания:

Вариант 1.

1.Особенности лучших практик государственно-общественного управления образованием.

2.Принципы привлечения к управлению образованием общественности.

3. В чем суть привлечения родительской общественности к управлению образованием.

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
Вариант 2.

1.Характеристика лучшей практики государственно-общественного управления образованием.

2.Система организации работы "Управляющего совета".

3. В чем суть привлечения родительской общественности к управлению образованием.

Вариант 3.

1.Описание лучших практик государственно-общественного управления образованием.

2.Сущность понятия лучшая практика управления образованием.

3. В чем суть привлечения родительской общественности к управлению образованием.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика заданий для письменных работ:

1.Особенности лучших практик государственно-общественного управления образованием.

2.Принципы привлечения к управлению образованием общественности.

3.Характеристика лучшей практики государственно-общественного управления образованием.

4.Система организации работы "Управляющего совета".

5.Описание лучших практик государственно-общественного управления образованием.

6.Сущность понятия лучшая практика управления образованием.

7.В чем суть привлечения родительской общественности к управлению образованием.

8.Научные представления об образовательных системах.

9.Руководитель в системе управления общеобразовательной организацией.

10.Субъект-объектная позиция в управлении образовательными системами.

11.Организация как объект педагогического менеджмента.

12.Педагогический менеджмент в управлении образовательными системами.

13. Взаимоотношения между центральными, местными и институциональными управляющими структурами школы (в британском образовании).

14. Столкновение между индивидуальным выбором и общественной гарантией качества в британском образовании.

15. Стандарт и качество предоставляемого образования в Британии как основа проблем ГОУО.

16. Программа распределения бюджетных средств между отдельными школами на примере России.

17. Реальная работа общественного Управляющего Совета школы на примере России.

18. Условия делегирования полномочий школам в России.

19. Развитие школьных систем в Европе на примере отказа от государственной школы и перехода к гражданской школе.

20.Земства в истории осуществления общественно-государственного управления на региональном и муниципальном уровнях в образовании. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Более подробнее материал представлен в ФОС.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Трапицын, С.Ю.
Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 478 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14107-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511654: (Высшее образование)
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Ксензова, Г. Ю. 
Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования : учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06899-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442099 : учебное пособие для вузов
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Воробьева,С.В.
Воробьева, С. В.  Управление образовательными системами : учебник и практикум для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07307-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513857: Высшее образование
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут 

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно-творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России» проводится в форме текущего контроля успеваемостий и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (письменные  работы, коллоквиум);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Все формы текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.  

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости:  письменные сообщения, коллоквиум, письменные  работы.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине «История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование(уровень магистратуры) в форме экзамена.

Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных  компетенций.  

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных 

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости  лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.