2022-2023_m44_04_01 ГОУО 248_ 148 гр__plx_Технологии сотрудничества образовательного учреждения с семьёй_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии сотрудничества образовательного учреждения с семьёй
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Гумерова М.М. _________________
 
 
Технологии сотрудничества образовательного учреждения с семьёй
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Минннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций в области технологии сотрудничества образовательного учреждения с семьёй, теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональных функций по  выработке командной стратегии с учетом состояния и потенциала управляемой системы и ее макро-и микрокружения, а также разнообразия культур в процессе межкультурного  взаимодействия.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о  механизмах функционирования и развития управляемой системы и ее макро- и микроокружения, требующей адекватного регулирования инструментами экспертной оценки  и анализа результатов организационно-управленческой деятельности по  вопросам сотрудничества и межкультурного  взаимодействия с семьей;
1.4
развитие профессионального  мышления, командности и  способностей для решения  задач взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных  особенностей;
1.5
содействие в приобретении опыта выполнения профессиональных функций ходе межкультурного взаимодействия с учетом в совместной деятельности особенностей поведения и общения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Лучшие практики государственно-общественного управления образованием в России
2.1.2
Общественная оценка качества образования
2.1.3
Организация состязательной деятельности одаренных детей и талантливой молодежи
2.1.4
Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми и талантливой молодежью
2.1.5
Планирование профессии и карьеры
2.1.6
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.7
Психология одаренности
2.1.8
Тайм-менеджмент в образовании
2.1.9
Современные исследования в области управления образованием
2.1.10
Технологии электронного образования
2.1.11
Экономика и маркетинг в образовании
2.1.12
Психология одаренности
2.1.13
Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми и талантливой молодежью
2.1.14
Организация состязательной деятельности одаренных детей и талантливой молодежи
2.1.15
Планирование профессии и карьеры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа
 
ПК-2.1: Знает: особенности организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией

на соответствующем уровне образования

 
ПК-2.2: Умеет: работать в команде, использовать комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности на соответствующем уровне образования
 
ПК-2.3: Владеет: приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способен осуществлять их оценку
 
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы оценки состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
3.1.2
особенности организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией;
3.1.3
способы организации и  руководства работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
3.1.4
социально-психологическую характеристику современных родителей;специфику родителей из разных типов семей, социальных, возрастных и профессиональных групп;образовательные запросы родителей
3.1.5
социокультурные особенности людей, приемы толерантного и конструктивного взаимодействия в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать в команде, используя комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности;
3.2.2
толерантно и конструктивно взаимодействовать с родителями как участниками образовательного процесса;
3.2.3
анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
3.2.4
учитывать в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способен осуществлять их оценку;
3.3.2
способами совместной деятельности с учетом особенности поведения и общения разных людей;
3.3.3
приемами толерантного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и образовательной организации 

 
1.1
Семья как психолого-педагогический феномен: типы и функции семьи /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.2 УК-5.3
4
0
 
1.2
Нормативно-правовые документы о взаимодействии образовательной организации и семьи /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
1.3
Родительство как социокультурный феномен. Взаимодействие с родителями обучающихся в образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.2 УК-5.3
4
0
 
 
Раздел 2. Системный подход к взаимодействию с семьями обучающихся

 
2.1
Педагогическая культура и психолого-педагогическое просвещение родителей /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-3.2 УК-5.3
4
0
 
2.2
Взаимодействие образовательной организации  и семьи как технологический процесс /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.3
Формы взаимодействия с семьей: современные классификации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.2 УК-5.3
4
0
 
 
Раздел 3. Технологии эффективного взаимодействия с семьями обучающихся

 
3.1
Технологии сотрудничества с семьями обучающегося /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
3.2
Технологии психолого-педагогической помощи семье обучающегося /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.2 УК-5.3
4
0
 
3.3
Технология диагностики психологического здоровья семьи /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
3.4
Моделирование психолого-педагогических ситуаций в семье и путей ее разрешения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

16
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.2 УК-5.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1. Технологии психолого-педагогической помощи семье обучающегося

2. Технология диагностики психологического здоровья семьи

3. Моделирование психолого-педагогических ситуаций в семье и путей ее разрешения

4. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

5. Психолого-педагогическая литература и нормативно-правовые документы о взаимодействии ДОО и семьи.

6. Семья как психолого-педагогический феномен.

7. Особенности детско-родительских отношений в семье.

8. Формы взаимодействия ОО и семьи: современные классификации.

9. Психолого-педагогическая культура родителей школьника: понятие, структура, уровни.

10. Пути повышения педагогической культуры родителей школьника.

11. Дошкольник в семье: типичные и особые ситуации развития и воспитания.

12. Воспитательный потенциал ОО и психолого-педагогическая работа с родителями.

13. Семейное консультирование.

14. Семья как психолого-педагогический феномен: типы и функции семьи

15. Нормативно-правовые документы о взаимодействии ОО и семьи

16. Родительство как социокультурный феномен.

17. Взаимодействие с родителями школьников в ОО.

18. Педагогическая культура и психолого-педагогическое просвещение родителей

19. Взаимодействие ОО  и семьи как педагогический процесс

20. Формы взаимодействия ОО с семьей: современные классификации

21. Сотрудничество ОО с семьями школьников

22. Способы психолого-педагогической помощи семье школьника

23. Диагностика  психологического состояния семьи

24. Моделирование психолого-педагогических ситуаций в семье школьника и путей ее разрешения

25. Семья как объект научного познания

26. Особенности детско-родительских отношений в семье

27. Нарушения семейного воспитания и их коррекция

28. Анализ модели психолого-педагогического взаимодействия с семьей школьника

29. Информационно-воспитательное сопровождение психолого-педагогической поддержки проблемных семей.

30. Социальное партнерство как форма взаимодействия ОО и семьи обучающегося

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Государственная политика во взаимодействии ОО и семьи

2. Законодательные документы о приоритете семейного воспитания и защите прав детей.

3. Модели семейного воспитания

4. Стили семейного воспитания

5. Особенности влияния семьи на ребенка

6. Проблемы семейного воспитания

7. Понятие о родительстве, типология родительства

8. Родительская позиция как направленность воспитательной деятельности семьи

9. Педагогическая культура родителей: структура и уровни

10. Компоненты взаимодействия ОО и семьи

11. Целевой компонент взаимодействия ОО и семьи

12. Содержательный компонент взаимодействия ОО и семьи

13. Организационный компонент взаимодействия ОО и семьи

14. Деятельностный компонент взаимодействия ОО и семьи

15. Функции взаимодействия ОО и семьи

16. Традиционные формы взаимодействия ОО и семьи

17. Нетрадиционные формы взаимодействия ОО и семьи

18. Наглядные формы взаимодействия ОО и семьи

19. Интерактивные формы взаимодействия ОО и семьи

20. Понятие о социальном партнерстве

21. Законодательная основа социального партнерства

22. Особенности социального партнерства в образовании

23. Особенности проектной деятельности в ОО

24. Типы и виды проектов в ОО

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
25. Этапы проектирования в ОО. Паспорт проекта

26. Понятие о качестве образования

27. Диагностика удовлетворенности родителей качеством образования

28. Критерии и показатели оценки качества  образования

29. Методы оценки качества  школьного образования

30. Психолого-педагогические исследования взаимодействия образовательной организации и семьи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Прохорова, О. Г.  
Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08301-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472126
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коротаева, Е. В.
Педагогическое взаимодействие : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08443-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473560
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Психология семьи и семейное воспитание : учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01631-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438328 - видеоматериалы 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении 

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.