2022-2023_m44_04_01 ГОУО 248_ 148 гр__plx_Мониторинг качества образования_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мониторинг качества образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
экзамен 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Гумерова М.М. _________________
 
 
Мониторинг качества образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций обучающихся  по  организации и проведению мониторинга качества образовательного процесса в образовательной организации с учетом особенностей взаимодействия в коллегиальных  органах,  результатов критического анализа проблемных ситуаций и выработки  стратегий действий на основе системного  подхода
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о современных подходах к созданию систем управления качеством образовательного процесса в образовательной организации, о  нормативно-правовых  актах  функционирования органов государственно-общественного управления;
1.4
развитие профессионального  мышления и навыков организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса, деятельности  коллегиальных органов и действий по  их  поддержке,  
1.5
содействие в приобретении опыта решения проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий в организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления по вопросам оценки качества образования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Технологии электронного образования
2.1.4
Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО
2.1.5
Технологии электронного образования
2.1.6
Экономика и маркетинг в образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Государственная политика в области школьного образования
2.2.2
Демократические традиции управления в европейском образовании
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способность организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации
 
ПК-1.1: Знает: теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
ПК-1.2: Умеет: отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием
 
ПК-1.3: Владеет: адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
3.1.1
Формы и  способы организации взаимодействия всех  участников образовательного процесса в коллегиальных  органах  управления по  вопросам мониторинга качества образования
3.1.2
Методы,  приемы и инструментарий анализа и оценки  качества деятельности образовательной организации на соответствие требованиям  нормативных  актов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Оценивать качество  образовательной и организационно-управленческой деятельности,  качество  локальных  актов на соответствие нормативным требованиям
3.2.2
Решать задачи  управления и качества образования на основе критического  анализа проблемных  ситуаций
3.2.3
Анализировать качество организационно-управленческой,  коллегиальной деятельности,  определять  и оценивать  различные варианты решения проблемных ситуаций
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Приемами и инструментарием оценки качества образовательной деятельности  и деятельности коллегиальных  органов управления
3.3.2
Приемами и техниками конструктивного  решения проблемных  ситуаций на основе системного  подхода
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовые требования к мониторингу качества

образования

 
1.1
Основные уровни и принципы

организации мониторинга системы

образования Российской

Федерации, образовательных

организаций разного уровня /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
1.2
Основные уровни и принципы

организации мониторинга системы

образования Российской

Федерации, образовательных

организаций разного уровня /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
1.3
Основные уровни и принципы

организации мониторинга системы

образования Российской

Федерации, образовательных

организаций разного уровня /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
1.4
Модели мониторинга отдельных

аспектов качества образования в

образовательных организациях в

зависимости от их типов /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
1.5
Модели мониторинга отдельных

аспектов качества образования в

образовательных организациях в

зависимости от их типов /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
1.6
Модели мониторинга отдельных

аспектов качества образования в

образовательных организациях в

зависимости от их типов /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
1.7
Планирование программы

мониторинга образовательной

организации /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
1.8
Планирование программы

мониторинга образовательной

организации /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
 
Раздел 2. Методики и технологии мониторинга качества образования и их использования

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

 
стр. 5
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
2.1
Методики мониторинга качества

образования в зависимости его

видов, целей, масштаба,

назначения /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.2
Методики мониторинга качества

образования в зависимости его

видов, целей, масштаба,

назначения /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.3
Методики мониторинга качества

образования в зависимости его

видов, целей, масштаба,

назначения /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.4
Критерии мониторинга качества

образования на системном и

институциональном уровнях /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.5
Критерии мониторинга качества

образования на системном и

институциональном уровнях /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.6
Использование методик

мониторинга качества образования

при решении профессиональных

задач /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.7
Использование методик

мониторинга качества образования

при решении профессиональных

задач /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.8
Управленческие решения по

результатам мониторинга качества

образования на разных уровнях

управления образованием /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.9
Управленческие решения по

результатам мониторинга качества

образования на разных уровнях

управления образованием /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
2.10
экзамен /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Определение понятий «мониторинг», «педагогический мониторинг»,«мониторинг качества образования».

2. Объект и субъект мониторинга качества образования.

3. Функции мониторинга качества образования.

4. Принципы мониторинга качества образования.

5. Критерии оценки качества образования и требования к их определению.

6. Методы мониторингового исследования и условия их выбора.

7. Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность.

8. Интерпретация результатов мониторингового исследования и ее формы.

9. Научно-методическое сопровождение мониторинга педагогических нововведений.

10 Мониторинг управленческой деятельности ОУ.

11. Мониторинг воспитанности учащихся.

12.Мониторинг обученности учащихся.

13. Проблема выявления детской одаренности.

14. Проблема мониторинга здоровья школьников и педагогов.

15. Способы оценки развивающего потенциала образовательной среды.

16. Общие методы психолого-педагогических исследований: наблюдение,.

17. Общие методы психолого-педагогических исследований: опрос,

18. Общие методы психолого-педагогических исследований: анкетирование.

19. Общие методы психолого-педагогических исследований: тестирование.

20. Общие методы психолого-педагогических исследований: эксперимент.

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
21. Специфические методы: анализ продуктов деятельности (например, документов).

22. Специфические методы: методы изучения состояния воспитательной работы.

23. Специфические методы: игровые методы.

24. Специфические методы: творческие отчеты.

25. Специфические методы: методы экспертных оценок.

26. Специфические методы: аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.).

27. Этапы проведения мониторинга качества образования: нормативно-установочный.

28. Этапы проведения мониторинга качества образования: аналитико-диагностический.

29. Этапы проведения мониторинга качества образования: прогностический.

30. Этапы проведения мониторинга качества образования: деятельностно-технологический.

31. Этапы проведения мониторинга качества образования: промежуточно-диагностический.

32. Этапы проведения мониторинга качества образования: итогово-прогностический.

33. Методы обработки результатов мониторинга : математико-статистические методы.

34. Предоставление результатов  мониторинга на различных  уровнях: федеральном.

35. Предоставление результатов  мониторинга на различных  уровнях: региональном.

36. Предоставление результатов  мониторинга на различных  уровнях:  локальном.

37.  Формы и способы применения результатов мониторинга для разъяснения обучающимся, их родителям и учителям требований к уровню образовательных достижений.

38. Формы и способы применения результатов мониторинга для совершенствования преподавания и повышения результатов обучения.

39. Формы и способы применения результатов мониторинга для информирования учащихся, их родителей и учителей о достижении образовательных стандартов.

40. Формы и способы применения результатов мониторинга для обеспечения отчетности учащихся, школ, округов, страны, в целом, о результатах обучения.

41. Формы и способы применения результатов мониторинга для помощи в принятии управленческих решений в области образования.

42. Функции педагогического мониторинга: ориентировочная.

43. Функции педагогического мониторинга: конструктивная.

44. Функции педагогического мониторинга: организационно –деятельностная.

45. Функции педагогического мониторинга: коррекционная.

46. Функции педагогического мониторинга: оценочно-прогностическая..

47. Виды мониторинга: по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный).

48. Виды мониторинга:  по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый).

49. Виды мониторинга: по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий).

50. Виды мониторинга: по частоте процедур (разовый, периодический, систематический).

51. Виды мониторинга: по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной).

52. Виды мониторинга: по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный).

53. Виды мониторинга: по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ).

54. Виды мониторинга: по  используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный, матричный и др.).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Проблемы мониторинга в практике работы современных образовательных учреждений

2. Мониторинг качества образования: критерий  обученности.

3. Принципы педагогического мониторинга.

4. Анализ  выполненности  и соответствия критериев и показателей мониторинга образовательной организации

5. Мониторинг образования в России и за рубежом.

6. Анализ  Программы развития школы (любой на выбор)  и аналитические отчеты за последние 2-3 года. Соотнесите содержание программы и способы оценки достижения поставленных целей. Оцените используемую модель мониторинга с точки зрения информативности, прогностичности, возможности внесения корректировок в образовательный процесс.

7. Разработка  проекта  мониторинга качества образования.

8. Мониторинг качества образования: критерий воспитанности.

9. Мониторинг качества образования: критерий  работы педколлектива,

10. Мониторинг качества образования: критерий управления,.

11. Мониторинг качества образования: критерий детской одаренности.

12.  Уровень  мониторинга качества образования: локальный.

13. Уровень  мониторинга качества образования: муниципальный.

14. Уровень  мониторинга качества образования: региональный.

15. Уровень  мониторинга качества образования: федеральный.

16. Отчет и экспертное заключение  о результатах мониторинга для совершенствования преподавания и повышения результатов обучения.

17. Отчет и экспертное заключение  о результатах мониторинга для информирования учащихся, их родителей и учителей о достижении образовательных стандартов.

18. Отчет и экспертное заключение  о результатах мониторинга для обеспечения отчетности учащихся, школ, округов, 

 
стр. 7
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
страны, в целом, о результатах обучения.

19. Отчет и экспертное заключение  о результатах мониторинга для помощи в принятии управленческих решений в области образования.

20. Проектирование этапа проведения мониторинга качества образования: нормативно-установочный

21. Проектирование этапа проведения мониторинга качества образования: аналитико-диагностический.

22. Проектирование этапа проведения мониторинга качества образования: прогностический.

23. Проектирование этапа проведения мониторинга качества образования: деятельностно-технологический.

24. Проектирование этапа проведения мониторинга качества образования: промежуточно-диагностический.

25. Проектирование этапа проведения мониторинга качества образования: итогово-прогностический.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воробьева, С. В.
Воробьева, С. В.  Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 770 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513856
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Л.Р. Садыкова
Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] Электрон. текстовые данные. 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60707.html 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2008., 
 
Л2.2
Управление качеством образования : учебное пособие / Е. А. Опфер, Е. И. Сахарчук, Е. В. Сергеева [и др.]. — ISBN 978-5-9935-0357-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/58328.html
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016
 
Л2.3
Коротков, Э. М.
Управление качеством образования : учебное пособие для вузов / Э. М. Коротков. — Москва : Академический Проект, 2007. — 318 c. — ISBN 978-5-8291-0836-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36611.html
Москва : Академический Проект, 2007
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Рособрнадзор. Управление оценки качества общего образования. Материалы //

http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/structure/education_quality/

 
Э2
Российская академия образования. Институт содержания и методов обучения.

Центр оценки качества образования // http://www.centeroko.ru/

 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.