2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Международные мониторинговые исследования в социальной сфере_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Международные мониторинговые исследования в социальной сфере
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Магсумов Тимур Альбертович _________________
 
 
Международные мониторинговые исследования в социальной сфере
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области международных мониторинговых исследований в социальной сфере, формирование у обучающихся на этой основе способности организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации, способности осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с теорией и историей, нормативно-правовыми актами создания и функционирования органов государственно-общественного управления, моделями взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогическими особенностями коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием;
1.4
обучение отбору и использованию соответствующих целям и условиям деятельности образовательной организации нормативных документов, разработке локальных актов при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием;
1.5
формирование умения находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации;
1.6
формирование навыка владения адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием;
1.7
формирование способности грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки, предлагать стратегию действий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО
2.1.2
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.3
Технологии электронного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способность организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации
 
ПК-1.1: Знает: теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
ПК-1.2: Умеет: отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием
 
ПК-1.3: Владеет: адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументированно формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием.
 
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием;
3.2.2
находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки. Навыком предлагать стратегию действий;
3.3.2
адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием;
3.3.3
способностью грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки, предлагать стратегию действий.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: институциональная и методологическая характеристика.

 
1.1
Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: институциональная и методологическая характеристика. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-1.2
2
0
 
1.2
Организации, которые проводят международные мониторинговые исследования в социальной сфере (ОСДЕ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, Европейский Союз и др.), их цели и задачи. Принципы, подходы и методы международных мониторинговых исследований в социальной сфере. Проблемы качества образования в программах развития и исследования TIMSS. Методы в исследованиях TIMSS. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.2 УК-1.4
2
0
 
1.3
Проблемы качества образования в программах развития и исследования PISA. Методы в исследованиях PISA. Проблемы качества образования в программах развития и исследования CIVIC. Методы в исследованиях CIVIC. Содержание международных мониторинговых исследований в образовании. Особенности применения статистических методов в международных исследованиях. Индикаторы. Интерпретация результатов.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

30
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.2 УК-1.4
2
0
 
 
Раздел 2. Программы, проекты развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

 
2.1
Программы, проекты развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-1.2 УК-1.2
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
2.2
Программы развития образовательных систем и международные мониторинговые исследования в социальной сфере. Механизмы включения результатов международных мониторинговых исследований в управление образовательными и социально-экономическими системами. Проблемы сопоставимости российских и зарубежных мониторинговых исследований в образовании. Методики диагностики образовательного процесса в учебных заведениях различных стран. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.2 УК-1.4
2
0
 
2.3
Программы развития ООН и международные мониторинговые исследования в социальной сфере. Национальные программы и проекты и международные мониторинговые исследования в социальной сфере. Программы и проекты развития регионов и международные мониторинговые исследования в социальной сфере. Механизм контроля и оценки результативности деятельности в системах образования европейских стран. Особенности мониторинга международных организаций. Оценка деятельности образовательного учреждения в различных странах. Перспективы применения международных мониторинговых исследований в образовании. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

30
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.2 УК-1.4
2
0
 
2.4
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.2 УК-1.4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1. Организации, которые проводят международные мониторинговые исследования в социальной сфере (ОСДЕ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, Европейский Союз и др.), их цели и задачи.

2. Принципы, подходы и методы международных мониторинговых исследований в социальной сфере.

3. Проблемы качества образования в программах развития и исследования TIMSS.

4. Методы в исследованиях TIMSS.

5. Проблемы качества образования в программах развития и исследования PISA.

6. Методы в исследованиях PISA.

7. Проблемы качества образования в программах развития и исследования CIVIC.

8. Методы в исследованиях CIVIC.

9. Содержание международных мониторинговых исследований в образовании.

10. Особенности применения статистических методов в международных исследованиях.

11. Индикаторы международных мониторинговых исследований в социальной сфере.

12. Интерпретация результатов международных мониторинговых исследований в социальной сфере.

13. Программы развития образовательных систем и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

14. Механизмы включения результатов международных мониторинговых исследований в управление образовательными и социально-экономическими системами.

15. Проблемы сопоставимости российских и зарубежных мониторинговых исследований в образовании.

16. Методики диагностики образовательного процесса в учебных заведениях различных стран.

17. Теоретико-методологические и методические основы построения и функционирования социологического мониторинга.

18. Мониторинг качества жизни, семейной политики детствосбережения,

19. Мониторинг состояния здоровья и психического развития учащихся.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
20. Программы развития ООН и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

21. Национальные программы и проекты и международные мониторинговые исследования в социальной сфере. Программы и проекты развития регионов и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

22. Механизм контроля и оценки результативности деятельности в системах образования европейских стран.

23. Особенности мониторинга международных организаций.

24. Оценка деятельности образовательного учреждения в различных странах.

25. Перспективы применения международных мониторинговых исследований в образовании.

26. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: институциональная характеристика.

27. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: методологическая характеристика.

28. Программы развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

29. Проекты развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

30. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: институциональная и методологическая характеристика.

1. Проблемы качества образования в программах развития и исследования PISA.

2. Методы в исследованиях PISA.

3. Проблемы качества образования в программах развития и исследования CIVIC.

4. Методы в исследованиях CIVIC.

5. Содержание международных мониторинговых исследований в образовании.

6. Особенности применения статистических методов в международных исследованиях.

7. Индикаторы международных мониторинговых исследований в социальной сфере.

8. Интерпретация результатов международных мониторинговых исследований в социальной сфере.

Раздел 2. Программы, проекты развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере..

1. Программы развития ООН и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

2. Национальные программы и проекты и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

3. Программы и проекты развития регионов и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.

4. Механизм контроля и оценки результативности деятельности в системах образования европейских стран.

5. Особенности мониторинга международных организаций.

6. Оценка деятельности образовательного учреждения в различных странах.

7. Перспективы применения международных мониторинговых исследований в образовании.

Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: институциональная и методологическая характеристика.

Задание 1. Теоретико-методологические и методические основы построения и функционирования социологического мониторинга.

1. Понятие социального мониторинга.

2. Цели, задачи социального мониторинга.

3. Основные принципы построения системы мониторинга (системности, адресности и предметной направленности).

4. Функции социального мониторинга: 1. Диагностическая. 2. Прогностическая. 3. Проективная. 4. Планирования. 5. Просветительская.

Задание 2. Мониторинг качества жизни.

1. Элементы системы мониторинга бедности.

2. Разработка схем оценки влияния на уровень жизни.

3. Оценка влияния на уровень жизни различных видов политики и программ.

Задание 3. Мониторинг семейной политики детствосбережения.

1. Мониторинг доступности качественного обучения и воспитания.

2. Мониторинг здравоохранения, дружественного детям, и здоровый образ жизни.

3. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

4. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия.

5. Социально-экономическое положение семей и тенденции их жизнедеятельности.

Раздел 2. Программы, проекты развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере..

Задание 4. Мониторинг состояния здоровья и психического развития учащихся.

1. Система здоровьесберегающей деятельности в школе.

2. Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.

3. Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

4. Создание и распространение эффективных моделей здоровья.

5. Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Задание 5. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в 

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
образовательном учреждении.

1. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования в школе, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам.

2. Оценочные показатели мониторинга качества образования.

3. Нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Савинков, В. И. 
Социальная оценка качества и востребованность образования : учебное пособие / В. И. Савинков, П. А. Бакланов ; под редакцией Г. В. Осипова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11468-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445335.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алексеева, В. А.
Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Т. Н. Белоусова, Е. А. Васильева [и др.] ; под редакцией С. С. Татарченкова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2012. — 120 c. — ISBN 978-5-9925-0795-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61021.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Санкт-Петербург : КАРО, 2012.
 
Л2.2
Опфер, Е. А.
Управление качеством образования : учебное пособие / Е. А. Опфер, Е. И. Сахарчук, Е. В. Сергеева [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016. — 122 c. — ISBN 978-5-9935-0357-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/58328.html.
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Садыкова, Л. Р. 
Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении / Л. Р. Садыкова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2008. — 104 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/60707.html.
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2008.
 
Л3.2
Валиева, Р. З.
Учебно-методическое пособие по освоению дисциплин (модулей) по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)и 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс] / Авторы-составители Р. З. Валиева, М. М. Гумерова, Т. А. Магсумов, И. Н. Федекин, Ф. В. Хазратова, Н. Г. Хакимова .— Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020 .— 360 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/УМП по освоению дисциплин (модулей)_Пед образование-магистратура _Образование и пед науки_подготовка кадров высш квалиф_руковод кол. И.Н. Федекин.pdf>.
Красноярск :  Научно-Инновационный  центр, 2020.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Э1
Федеральный институт оценки качества образования. Международные сопоставительные исследования. - URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/.
 
Э2
Министерство просвещения Российской Федерации.  -  URL: https://edu.gov.ru.
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru.
 
Э5
ЮНЕСКО. - URL: https://ru.unesco.org.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.