Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету:
1. Организации, которые проводят международные мониторинговые исследования в социальной сфере (ОСДЕ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, Европейский Союз и др.), их цели и задачи.
2. Принципы, подходы и методы международных мониторинговых исследований в социальной сфере.
3. Проблемы качества образования в программах развития и исследования TIMSS.
4. Методы в исследованиях TIMSS.
5. Проблемы качества образования в программах развития и исследования PISA.
6. Методы в исследованиях PISA.
7. Проблемы качества образования в программах развития и исследования CIVIC.
8. Методы в исследованиях CIVIC.
9. Содержание международных мониторинговых исследований в образовании.
10. Особенности применения статистических методов в международных исследованиях.
11. Индикаторы международных мониторинговых исследований в социальной сфере.
12. Интерпретация результатов международных мониторинговых исследований в социальной сфере.
13. Программы развития образовательных систем и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.
14. Механизмы включения результатов международных мониторинговых исследований в управление образовательными и социально-экономическими системами.
15. Проблемы сопоставимости российских и зарубежных мониторинговых исследований в образовании.
16. Методики диагностики образовательного процесса в учебных заведениях различных стран.
17. Теоретико-методологические и методические основы построения и функционирования социологического мониторинга.
18. Мониторинг качества жизни, семейной политики детствосбережения,
19. Мониторинг состояния здоровья и психического развития учащихся.
21. Национальные программы и проекты и международные мониторинговые исследования в социальной сфере. Программы и проекты развития регионов и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.
22. Механизм контроля и оценки результативности деятельности в системах образования европейских стран.
23. Особенности мониторинга международных организаций.
24. Оценка деятельности образовательного учреждения в различных странах.
25. Перспективы применения международных мониторинговых исследований в образовании.
26. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: институциональная характеристика.
27. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: методологическая характеристика.
28. Программы развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.
29. Проекты развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.
30. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении.
Темы письменных докладов (с обсуждением):
Раздел 1. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: институциональная и методологическая характеристика.
1. Проблемы качества образования в программах развития и исследования PISA.
2. Методы в исследованиях PISA.
3. Проблемы качества образования в программах развития и исследования CIVIC.
4. Методы в исследованиях CIVIC.
5. Содержание международных мониторинговых исследований в образовании.
6. Особенности применения статистических методов в международных исследованиях.
7. Индикаторы международных мониторинговых исследований в социальной сфере.
8. Интерпретация результатов международных мониторинговых исследований в социальной сфере.
Раздел 2. Программы, проекты развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере..
1. Программы развития ООН и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.
2. Национальные программы и проекты и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.
3. Программы и проекты развития регионов и международные мониторинговые исследования в социальной сфере.
4. Механизм контроля и оценки результативности деятельности в системах образования европейских стран.
5. Особенности мониторинга международных организаций.
6. Оценка деятельности образовательного учреждения в различных странах.
7. Перспективы применения международных мониторинговых исследований в образовании.
Текущий контроль успеваемости
Комплект заданий для письменной домашней работы:
Раздел 1. Международные мониторинговые исследования в социальной сфере: институциональная и методологическая характеристика.
Задание 1. Теоретико-методологические и методические основы построения и функционирования социологического мониторинга.
1. Понятие социального мониторинга.
2. Цели, задачи социального мониторинга.
3. Основные принципы построения системы мониторинга (системности, адресности и предметной направленности).
4. Функции социального мониторинга: 1. Диагностическая. 2. Прогностическая. 3. Проективная. 4. Планирования. 5. Просветительская.
Задание 2. Мониторинг качества жизни.
1. Элементы системы мониторинга бедности.
2. Разработка схем оценки влияния на уровень жизни.
3. Оценка влияния на уровень жизни различных видов политики и программ.
Задание 3. Мониторинг семейной политики детствосбережения.
1. Мониторинг доступности качественного обучения и воспитания.
2. Мониторинг здравоохранения, дружественного детям, и здоровый образ жизни.
3. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
4. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия.
5. Социально-экономическое положение семей и тенденции их жизнедеятельности.
Раздел 2. Программы, проекты развития образования и международные мониторинговые исследования в социальной сфере..
Задание 4. Мониторинг состояния здоровья и психического развития учащихся.
1. Система здоровьесберегающей деятельности в школе.
2. Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
3. Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
4. Создание и распространение эффективных моделей здоровья.
5. Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.
Задание 5. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в
1. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования в школе, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам.
2. Оценочные показатели мониторинга качества образования.
3. Нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.