Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Промежуточная аттестация
Вопросы и задания к экзамену:
1. Определение понятий «мониторинг», «педагогический мониторинг»,«мониторинг качества образования».
2. Объект и субъект мониторинга качества образования.
3. Функции мониторинга воспитательной деятельности.
4. Принципы мониторинга воспитательной деятельности
5. Критерии оценки воспитательной деятельности и требования к их определению.
6. Методы мониторингового исследования и условия их выбора.
7. Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность.
8. Интерпретация результатов мониторингового исследования и ее формы.
9. Научно-методическое сопровождение мониторинга педагогических нововведений.
10 Мониториг воспитательной деятельности ОУ.
11.Мониторинг воспитанности обучающихся НОО.
УП: m44.04.01 ГОУО 948 гр..plx стр. 6
12.Мониторинг воспитанности обучающихся ООО.
13. Мониторинг готовности к школе.
14. Проблема мониторинга взаимодействия педагогов и обучающихся.
16.Педологи о разработке педагогического мониторинга.
17. Идеи педагогического мониторинга на рубеже 20-21вв.
18. Зарубежные мониторинговые исследования.
19.Международные мониторинговые программы.
20. Мониторинг в педагогике.
21. Мониторинг в смежных науках.
22. Мониторинг как педагогическая система и процесс.
23. Системный подход в мониторинге
24. Деятельностный подход в мониторинге.
25.Вариативные и инвариантные свойства мониторинга.
26. Последовательность проведения мониторинга.
27. Условия проведения мониторинга.
28. Содержание мониторинга.
29. Критерии оценки воспитательной деятельности педагога.
30. Критерии количества.
31. Критерии качества.
32 . Условия выбора диагностических и оценочных средств.
33. Технология организации мониторинга воспитательной деятельности педагога.
34. Подготовка к проведению мониторинга воспитательной деятельности педагога.
35. Обработка и систематизация информации о воспитанности обучающихся.
36. Интерпретация и прогнозирование данных о воспитанности обучающихся.
37. Понятие о готовности к школе как объекте мониторинга.
38. Содержание и инструментарий мониторинга готовности к школе.
39. Мониторинг индивидуально-личностной готовности.
40. Мониторинг семьи будущего первоклассника.
41. Критерии и показатели готовности к школе.
42.Результаты ФГОС НОО как предмет мониторинговой оценки
43. Результаты ФГОС ООО как предмет мониторинговой оценки
44. Мониторинг УУД в начальной школе.
45. Мониторинг УУД в основной школе.
46. Структура мониторинга воспитания в начальной школе.
47. Структура мониторинга воспитания в основной школе.
48. Способы оценки личностных результатов в начальной школе.
49. Способы оценки личностных результатов в основной школе.
50. Мониторинг развития в начальной школе.
51. Мониторинг развития в основной школе.
52. Накопительная система оценки достижений обучающегося начальной школы.
53. Накопительная система оценки достижений обучающегося основной школы.
54. Мониторинг становления и развития личности в подростковом возрасте.
55. Мониторинг становления и развития личности в юношеском возрасте.
56. Структура мониторинга воспитания
57. Специфика воспитательной системы начальной школы
58. Специфика воспитательной системы основной школы
59. Направления и формы организации воспитательной деятельности в начальной школе.
60. Направления и формы организации воспитательной деятельности в основной школе.
Темы письменных сообщений:
1. Проблемы мониторинга в практике работы современных образовательных организаций
2. Мониторинг качества образования (обученности, воспитанности, работы педколлектива, управления, детской одаренности и т.п.)
3. Принципы педагогического мониторинга.
4. Критерии количества и качества воспитательной деятельности образовательных организаций.
5. Мониторинг образования в России и за рубежом.
6. Осмысление, анализ и конспектирование источника: Шуркова Н.Е.Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438185
1. Сущностные характеристики гуманистического воспитанияhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/21
2. Принципы воспитания в практике их реализацииhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost- pedagoga-438185 - page/34
3. Педагог как субъект воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-
deyatelnost-pedagoga-438185 - page/43
4. Ребенок как объект воспитания и субъект деятельностиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/72
6. Содержание воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga- 438185 - page/129
7. Организация деятельности детейhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/156
8. Работа педагога с группойhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/190
9. Роль урока в системе воспитанияhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/207
10. https://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/221 Воспитательные средстваhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/223
11. Педагогическое назначение воспитательного средстваhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/223
12. Оптимальное воспитательное средствоhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga- 438185 - page/229
13. Воспитательный потенциал игры как педагогического средстваhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika- vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/231
14. Профессиональный анализ воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/237
15. Критерий профессиональной оценки воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika- vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/237
16. Одноактный анализ профессиональной работы педагогаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/245
17. Рабочие диагностики в оценке воспитательного результатаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/250
18. Профессиональная самооценка педагогаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga -438185 - page/254
19. Третий субъект воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost- pedagoga-438185 - page/257
20. Педагогический альянс школы и семьиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga- 438185 - page/257
21. Принципы взаимодействия школы и семьиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost- pedagoga-438185 - page/260
22. Сохранение самостоятельности ребенка в заботе о немhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/275
23. Педагогическая компетентность — залог успешного взаимодействия педагога с семьейhttps://www.biblio- online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/278
24. Взаимодействие педагога с детьмиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga- 438185 - page/283
25. Воздействие педагога во взаимодействии с детьмиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost -pedagoga-438185 - page/283
26. «Прикосновение к личности» во взаимодействии с детьмиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/293
27. Полоролевая дифференциация педагогического воздействияhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/295
28. Мягкие методики коррекции поведения детей
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов;
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету (экзамену).
Зачеты (экзамены), как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту(экзамену) обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту (экзамену) во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
С вопросами, выносимыми на зачет (экзамен), обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете (экзамене) время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.