2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Мониторинг воспитательной деятельности в образовании_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мониторинг воспитательной деятельности в образовании
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Гумерова М.М. _________________
 
 
Мониторинг воспитательной деятельности в образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в сфере мониторинга воспитательной деятельности в образовании, разработки и осуществления программы мониторинга воспита-тельной деятельности личностных результатов обучающихся, проектирования и реализации программ воспи-тательной работы.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности осуществлять отбор диагностического инструментария для проектирования и реализации мониторинга воспитательных результатов обучающихся
1.4
формирование способности разрабатывать и реализовывать программы мониторинга воспитательных результатов обучающихся и проводить анализ педагогического мониторинга
1.5
формирование способности проводить корректировку воспитательной  деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей обучающихся и разрабатывать программы целенаправленной деятельности в области воспитания.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.2
Технологии электронного образования
2.1.3
Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО
2.1.4
История и теория становления государственно-общественного управления образованием в России
2.1.5
Технологии электронного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способность организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации
 
ПК-1.1: Знает: теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
ПК-1.2: Умеет: отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием
 
ПК-1.3: Владеет: адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументированно формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации;
3.1.2
теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.1.3
способы осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и вырабатки стратегии действий;
3.1.4
рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации;
3.2.2
отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием;
3.2.3
грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки, предлагать стратегию действий
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации;
3.3.2
адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием;
3.3.3
навыками определения и оценки практических последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы мониторинга в образовании

 
1.1
Мониторинг как механизм контроля качества образования /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3
2
0
 
1.2
Сущность, функции и принципы мониторинга  в образовании /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
1.3
Исторические аспекты педагогического мониторинга /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
 
Раздел 2. Мониторинг воспитательной деятельности образовательной организации

 
2.1
Профессиональный анализ воспитательного процесса. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3
2
0
 
2.2
Виды мониторинга воспитательного процесса. Требования к мониторингу воспитательного процесса. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
2.3
Воспитательная деятельность педагога.Содержание процесса воспитания. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
 
Раздел 3. Критериально-диагностический инструментарий мониторига воспитательной деятельности

 
3.1
Определение критериев оценки воспитательного процесса /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3
2
0
 
3.2
Выбор диагностических и оценочных средств мониторинга воспитательного процесса /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
3.3
Анализ воспитетельной деятельности педагога /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
 
Раздел 4. Технология организации мониторинга воспитательной деятельности

 
4.1
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
4.2
Проектирование и реализация мониторинга воспитательной деятельности в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
4.3
Мониторинг образовательного процесса в основной школе /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
4.4
Проектирование и реализация мониторинга воспитательной деятельности в основной школе /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
4.5
Психолого-педагогические диагностики в оценке воспитательных результатов /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
4.6
Подготовка мониторинга, обработка и систематизация информации /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
4.7
Анализ профессиональной работы педагога.Профессиональная самооценка воспитательной деятельности педагога. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
4.8
Интерпретация собранных данных и прогнозирование дальнейшего развития наблюдаемого объекта воспитательного процесса /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
4.9
Мониторинг готовности к школе /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
4.10
Содержание и инструментарий психолого-педагогического мониторинга на этапе перехода «дошкольное образование — первый класс» /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
 
Раздел 5. Психолого-педагогический мониторинг детских коллективов в воспитательном процессе

 
5.1
Психолого-педагогические особенности взаимодействия в процессе воспитания. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
5.2
Методы и методики социально-психологического исследования и диагностики детских коллективов в воспитательном процессе образовательной организации.Анализ педагогических конфликтов в воспитательном процессе. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

7
ПК-1.3 УК-1.5
2
0
 
5.3
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену:

1. Определение понятий «мониторинг», «педагогический мониторинг»,«мониторинг качества образования».

2. Объект и субъект мониторинга качества образования.

3. Функции мониторинга воспитательной деятельности.

4. Принципы мониторинга воспитательной деятельности

5. Критерии оценки воспитательной деятельности и требования к их определению.

6. Методы мониторингового исследования и условия их выбора.

7. Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность.

8. Интерпретация результатов мониторингового исследования и ее формы.

9. Научно-методическое сопровождение мониторинга педагогических нововведений.

10 Мониториг воспитательной деятельности ОУ.

11.Мониторинг воспитанности обучающихся НОО.

УП: m44.04.01 ГОУО 948 гр..plx стр. 6

12.Мониторинг воспитанности обучающихся ООО.

13. Мониторинг готовности к школе.

14. Проблема мониторинга взаимодействия педагогов и обучающихся.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
15. История педагогического мониторинга в России.

16.Педологи о разработке педагогического мониторинга.

17. Идеи педагогического мониторинга на рубеже 20-21вв.

18. Зарубежные мониторинговые исследования.

19.Международные мониторинговые программы.

20. Мониторинг в педагогике.

21. Мониторинг в смежных науках.

22. Мониторинг как педагогическая система и процесс.

23. Системный подход в мониторинге

24. Деятельностный подход в мониторинге.

25.Вариативные и инвариантные свойства мониторинга.

26. Последовательность проведения мониторинга.

27. Условия проведения мониторинга.

28. Содержание мониторинга.

29. Критерии оценки воспитательной деятельности педагога.

30. Критерии количества.

31. Критерии качества.

32 . Условия выбора диагностических и оценочных средств.

33. Технология организации мониторинга воспитательной деятельности педагога.

34. Подготовка к проведению мониторинга воспитательной деятельности педагога.

35. Обработка и систематизация информации о воспитанности обучающихся.

36. Интерпретация и прогнозирование данных о воспитанности обучающихся.

37. Понятие о готовности к школе как объекте мониторинга.

38. Содержание и инструментарий  мониторинга готовности к школе.

39. Мониторинг индивидуально-личностной готовности.

40. Мониторинг семьи будущего первоклассника.

41. Критерии и показатели готовности к школе.

42.Результаты ФГОС НОО как предмет мониторинговой оценки

43. Результаты ФГОС ООО как предмет мониторинговой оценки

44. Мониторинг УУД в начальной школе.

45. Мониторинг УУД в основной школе.

46. Структура мониторинга воспитания в начальной школе.

47. Структура мониторинга воспитания в основной школе.

48. Способы оценки личностных результатов в начальной школе.

49. Способы оценки личностных результатов в основной школе.

50. Мониторинг развития в начальной школе.

51. Мониторинг развития в основной школе.

52. Накопительная система оценки достижений обучающегося начальной школы.

53. Накопительная система оценки достижений обучающегося основной школы.

54. Мониторинг становления и развития личности в подростковом возрасте.

55. Мониторинг становления и развития личности в юношеском возрасте.

56. Структура мониторинга воспитания

57. Специфика воспитательной системы начальной школы

58. Специфика воспитательной системы основной школы

59. Направления и формы организации воспитательной деятельности в начальной школе.

60. Направления и формы организации воспитательной деятельности в основной школе.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений:

1. Проблемы мониторинга в практике работы современных образовательных организаций

2. Мониторинг качества образования (обученности, воспитанности, работы педколлектива, управления, детской одаренности и т.п.)

3. Принципы педагогического мониторинга.

4. Критерии количества и качества воспитательной деятельности образовательных организаций.

5. Мониторинг образования в России и за рубежом.

6. Осмысление, анализ и конспектирование источника: Шуркова Н.Е.Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438185

1. Сущностные характеристики гуманистического воспитанияhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/21

2. Принципы воспитания в практике их реализацииhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost- pedagoga-438185 - page/34

3. Педагог как субъект воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-

deyatelnost-pedagoga-438185 - page/43

4. Ребенок как объект воспитания и субъект деятельностиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/72

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
5. Социальная и предметная среда воспитания

6. Содержание воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga- 438185 - page/129

7. Организация деятельности детейhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/156

8. Работа педагога с группойhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/190

9. Роль урока в системе воспитанияhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/207

10. https://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/221 Воспитательные средстваhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/223

11. Педагогическое назначение воспитательного средстваhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/223

12. Оптимальное воспитательное средствоhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga- 438185 - page/229

13. Воспитательный потенциал игры как педагогического средстваhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika- vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/231

14. Профессиональный анализ воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/237

15. Критерий профессиональной оценки воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika- vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/237

16. Одноактный анализ профессиональной работы педагогаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/245

17. Рабочие диагностики в оценке воспитательного результатаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/250

18. Профессиональная самооценка педагогаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga -438185 - page/254

19. Третий субъект воспитательного процессаhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost- pedagoga-438185 - page/257

20. Педагогический альянс школы и семьиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga- 438185 - page/257

21. Принципы взаимодействия школы и семьиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost- pedagoga-438185 - page/260

22. Сохранение самостоятельности ребенка в заботе о немhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/275

23. Педагогическая компетентность — залог успешного взаимодействия педагога с семьейhttps://www.biblio- online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga-438185 - page/278

24. Взаимодействие педагога с детьмиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost-pedagoga- 438185 - page/283

25. Воздействие педагога во взаимодействии с детьмиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya-deyatelnost -pedagoga-438185 - page/283

26. «Прикосновение к личности» во взаимодействии с детьмиhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/293

27. Полоролевая дифференциация педагогического воздействияhttps://www.biblio-online.ru/viewer/pedagogika-vospitatelnaya- deyatelnost-pedagoga-438185 - page/295

28. Мягкие методики коррекции поведения детей

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в представлен в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Белякова, Е. Г.
Белякова, Е. Г. Психолого-педагогический мониторинг : учебное пособие для вузов / Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 243 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01054-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434431:  учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коротаева, Е. В.
Педагогическое взаимодействие : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08443-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473560
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л2.2
Щуркова, Н. Е.
Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438185: : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Донцов Д.А.
Донцов, Д. А. Социально-психологическая диагностика детских и юношеских коллективов : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Д. А. Донцов, Н. В. Шарафутдинова ; ответственный редактор Д. А. Донцов. —  2019. — 205 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06911-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442046:  учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гараева Л.Х., Рахматуллина Л.В.
Гараева Л.Х. Основы педагогической конфликтологии [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л.Х. Гараева, Л.В. Рахматуллина, А.А. Мирсаитова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 67 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73544.html: учебно-методическое пособие
НГПУ, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Мониторинг воспитательной работы в образовательном учреждении-лекция— URL:  https://infourok.ru/monitoring_vospitatelnoy_raboty_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii-548913.htm
 
Э4
Выступление «Мониторинг эффективности воспитательной системы ОУ»-видео — URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/monitoring_effektivnosti_vospitatelnoj_sistemi_ou_190913.html
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма: 

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету (экзамену).

Зачеты (экзамены), как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту(экзамену) обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту (экзамену) во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет (экзамен), обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете (экзамене) время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.