2022-2023_m44_04_01 ГОУО 248_ 148 гр__plx_Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми и талантливой молодежью_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми и талантливой молодежью
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Гумерова М.М. _________________
 
 
Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми и талантливой молодежью
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - совершенствование компетенций обучающихся для реализации функций организационно-управленческой деятельности в процессе педагогического  взаимодействия с одаренными и талантливыми детьми и молодежью.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о  механизмах функционирования и развития управляемой системы и ее макро- и микроокружения, требующей адекватного регулирования как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики;
1.4
развитие профессионального  мышления и  индивидуальных  креативных  способностей обучающихся  в процессе межкультурного  взаимодействия;
1.5
содействие в приобретении опыта выполнения профессиональных функций  исследователя,  наставника, управляющего образовательными проектами,  разработки  и экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Современные исследования в области управления образованием
2.1.2
Технологии электронного образования
2.1.3
Экономика и маркетинг в образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Демократические традиции управления в европейском образовании
2.2.3
Модели государственно-общественного управления образованием
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Технологии сотрудничества образовательного учреждения с семьёй
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа
 
ПК-2.1: Знает: особенности организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией

на соответствующем уровне образования

 
ПК-2.2: Умеет: работать в команде, использовать комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности на соответствующем уровне образования
 
ПК-2.3: Владеет: приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способен осуществлять их оценку
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Приоритетные направления образовательной политики  по государственной и  общественной поддержке одаренных  и талантливых детей и молодежи
3.1.2
Психолого-педагогические основы  и направления деятельности  по  профессиональному и личностному образованию одаренных и талантливых детей,  особенности  организации образовательного процесса
3.1.3
Формы и  способы взаимодействия с одаренными  и талантливыми детьми  и молодежью с учетом социокультурных особенностей
3.1.4
Методы,  приемы и инструментарий экспертизы локальных  актов и результатов анализа организационно- управленческой деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Оценивать качество  локальных  актов  образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных  органов управления на основе анализа  и оценки организационно-управленческой деятельности
3.2.2
Решать задачи  управления процессом  межкультурного  взаимодействия на уровне  образовательного учреждения,
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
3.2.3
Уметь  толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей
3.2.4
Уметь  работать  в команде и анализировать качество организационно-управленческой деятельности по  вопросам управления и поддержки  одаренных  и талантливых  детей и молодежи
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Приемами и инструментарием экспертизы локальных  актов  образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных  органов управления по вопросам организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи
3.3.2
Приемами и техниками конструктивного  взаимодействия с одаренными детьми и талантливой молодежью с учетом разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовое регулирование работы с одаренными

детьми и талантливой молодежью

 
1.1
Приоритетные направления образовательной политики  по государственной и  общественной поддержке одаренных  и талантливых детей и молодежи  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
1.2
Приоритетные направления образовательной политики  по государственной и  общественной поддержке одаренных  и талантливых детей и молодежи  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
1.3
Приоритетные направления образовательной политики  по государственной и  общественной поддержке одаренных  и талантливых детей и молодежи  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
1.4
Государственно-общественная поддержка и направления работы с одаренными детьми и талантливой молодежью  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
1.5
Государственно-общественная поддержка и направления работы с одаренными детьми и талантливой молодежью  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
1.6
Государственно-общественная поддержка и направления работы с одаренными детьми и талантливой молодежью  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
1.7
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений или общественных  объединений  по вопросам педагогического взаимодействия содаренными детьми  и талантливой молодежью  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
1.8
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений или общественных  объединений  по вопросам педагогического взаимодействия содаренными детьми  и талантливой молодежью  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
 
Раздел 2. Развитие и совершенствование системы мероприятий,

направленных на выявление, развитие и педагогическую поддержку одаренных детей и талантливой молодежи 

 
стр. 5
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
2.1
Формы и методы педагогического  взаимодействия с одаренными и талантливыми детьми и молодежью  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
2.2
Формы и методы педагогического  взаимодействия с одаренными и талантливыми детьми и молодежью  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
2.3
Разработка стратегии  и управленческих решений в аспекте организации  педагогического  взаимодействия с одаренными и талантливыми детьми и молодежью  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
2.4
Разработка стратегии  и управленческих решений в аспекте организации  педагогического  взаимодействия с одаренными и талантливыми детьми и молодежью  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Стратегии  и стили управления процессом развития творческого потенциала человека.

2.Стили управления процессом развития творческого потенциала человека.

3. Рефлексивно-гуманистический подход  как  методологическая основа  развития творческой уникальности.

4. Организационные мероприятия по  рефлексивному развитию познавательно-творческой активности в условиях образовательной среды и  социокультурного  пространства

5. Модели управления процессом рефлексивно-сотворческого развития человека и организаций

6. Система  психолого-акмеологических  методик по  диагностике творческого  потенциала личности.

7. Структура компетенций, построение и использование моделей компетенций для развития одаренных  и талантливых.

8. Наставничество  как условие продвижения одаренных  и талантливых.

9. Метод Assеssment Center

10. Групповое взаимодействие, групповая работа как метод разработки стратегических решений.

11. Факторы эффективности команд.

12.Этапы командообразования. Методы командообразования.

13. Технология подготовки  и проведения творческих мероприятий и событий

14. Разработка программы самооценки достижений обучающегося (на примере конкретного  типа одаренности).

15. Разработка компетентностной модели обучающегося с учетом типа одаренности.

16. Поиск,  подборка   методов организационного развития.

17.Составление модели оценки  компетенций и потенциала одаренных  и талантливых

18.Составление модели рефлексивно-сотворческого развития личности.

19.Формы и методы развития познавательно-творческой активности.

20. Технология подготовки  и проведения творческих  мероприятий и рефлексивно-инновационных со-творческих событий.

21. Стратегии  и стили управления процессом развития конкурентоспособности компаний (на примере конкретной области профессиональных  интересов).

22.Активные формы и методы педагогического  взаимодействия с одаренными  и талантливыми  детьми  и молодежью.

23. Рeфлeкcивнo-иннoвациoнные (гуманиcтичecкие) мeтoды : позициональная дискуссия, рeфлeкcивная психо- и социоимпровизация и т.д.

24. Рeфлeкcивнo-иннoвациoнные (гуманиcтичecкие) мeтoды : рeфлeкcивная психо- и социоимпровизация.

25. Рeфлeкcивнo-иннoвациoнные (гуманиcтичecкие) мeтoды : рeфлeкcивный полилог.

26. Управленческие навыки: фасилитация,

29. Управленческие навыки: модерация,

30. Управленческие навыки:  игровые методы, групповая работа, исследование действием

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Рефлексивно-гуманистический подход  как  методологическая основа  развития творческой уникальности.

2. Формы и методы развития познавательно-творческой активности.

3. Рeфлeкcивнo-иннoвациoнным (гуманиcтичecкие) мeтoды (рeфлeкcивный полилог, позициональная дискуссия, рeфлeкcивная психо- и социоимпровизация и т. д.)

4. Система  психолого-акмеологических  методик по  диагностике творческого  потенциала личности.

5. Технология подготовки  и проведения творческих  мероприятий и рефлексивно-инновационных со-творческих событий.

6. Стратегии  и стили управления процессом развития творческого потенциала человека и конкурентоспособности 

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
компаний (на примере конкретной области профессиональных  интересов).

7.Наставничество  как условие творческого продвижения

8. Метод Assеssment Center

9.Структура компетенций, построение и использование моделей компетенций для развития одаренных  и талантливых.

10. Активные формы и методы педагогического  взаимодействия с одаренными  и талантливыми  детьми  и молодежью.

11. Общение со сверстниками одаренных детей.

12. Особенности индивидуального стиля деятельности у одаренных детей.

13. Особенности социально-психологической адаптации одаренных детей.

14. Приемы и упражнения для развития интеллектуальных способностей.

15. Приемы и упражнения для развития организаторских способностей.

16. Психологические особенности креативных людей.

17. Роль личности учителя в развитии одаренности.

18. Роль стиля общения учителя в развитии одаренности.

19. Способность к саморегуляции как компонент общей одаренности.

20. Механизмы  выявления и поддержки  одаренных

21. Концепция «творческой одаренности» А.М. Матюшкина.

22.Концепция и диагностика творческих способностей Д.Б. Богоявленской.

23.Мюнхенская модель одаренности

24. Развитие коммуникативных способностей у одаренных и талантливых детей.

25. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Золотарева, А. В.
Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08737-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436483
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Франц, Монкс
Одаренные дети / Монкс Франц, Ипенбург Ирен ; перевод А. В. Белопольский. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 136 c. — ISBN 978-94-6105-621-4, 978-5-89353-408-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88401.html
Москва : Когито-Центр, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кремнева А.С.
Кремнева, А.С. Монопредметный индивидуальный образовательный маршрут (для учащихся с признаками одаренности) : Пособие для учителя : электронный ресурс / А.С. Кремнева .— Н.Челны : Изд-во НГПУ , 2019 .— 36 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Монопредметный индивидуальный образовательный маршрут (для учащихся с признаками одаренности)_Кремнева АС.pdf>
, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Университет  талантов (сайт "Казанский открытый университет талантов 2.0 - провайдера Государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы») . - URL:https://utalents.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным 

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.