2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Организация состязательной деятельности одаренных детей и талантливой молодежи_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация состязательной деятельности одаренных детей и талантливой молодежи
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Гумерова М.М. _________________
 
 
Организация состязательной деятельности одаренных детей и талантливой молодежи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - совершенствование компетенций обучающихся для реализации организационно-управленческой  и состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи с учетом состояния и потенциала управляемой и ее макро- и микроокружения,  а также с учетом разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о механизмах функционирования и развития управляемой системы и ее макро- и микроокружения, требующей адекватного регулирования как правовыми нормами,так и нормами профессиональной педагогической этики и социокультурными традициями и историческим  наследием;
1.4
развитие профессионального мышления,командности и индивидуальных креативных способностей обучающихся для решения задач состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи на основе комплексного  анализа организщационно-управленческой деятельности;
1.5
содействие в приобретении опыта выполнения профессиональных функций  исследователя, эксперта, наставника, управляющего состязательной деятельностью одаренных и талантливых детей и молодежи в ходе их межкультурного взаимодействия и по  результатам экспертизы соответствующих локальных  актов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования (бакалавриат)
2.1.2
Технологии электронного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа
 
ПК-2.1: Знает: особенности организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией

на соответствующем уровне образования

 
ПК-2.2: Умеет: работать в команде, использовать комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности на соответствующем уровне образования
 
ПК-2.3: Владеет: приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способен осуществлять их оценку
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Психолого-педагогические основы  и направления деятельности  по  организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи одаренных и талантливых детей
3.1.2
Формы и  способы организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи с учетом социокультурных особенностей
3.1.3
Методы,  приемы и инструментарий анализа управления образовательной организацией на основе анализа  и оценки организационно-управленческих  действий по организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Оценивать качество  локальных  актов  образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных  органов управления на основе анализа  и оценки организационно-управленческой деятельности
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.2.2
Решать задачи  управления процессом  организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи
3.2.3
Уметь  работать  в команде и анализировать качество организационно-управленческой деятельности по  вопросам организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Приемами и инструментарием экспертизы локальных  актов  образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных  органов управления по вопросам организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи
3.3.2
Приемами и техниками взаимодействия по  вопросам организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи с учетом культурных  и социокультурных  традиций различных  народов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовое регулирование работы с одаренными

детьми и талантливой молодежью

 
1.1
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений или общественных  объединений  по  организации  состязательной деятельности одаренных детей  и талантливой молодежи /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
1.2
Приоритетные направления образовательной политики  по государственной и  общественной поддержке одаренных  и талантливых детей и молодежи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
1.3
Государственно-общественная поддержка и направления работы с одаренными детьми и талантливой молодежью /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
1.4
Государственно-общественная поддержка и направления работы с одаренными детьми и талантливой молодежью /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
1.5
Национальный чемпионат «Молодые профессионалы»

(WorldSkillsRussia) /Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
1.6
Национальный чемпионат «Молодые профессионалы»

(WorldSkillsRussia) /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
1.7
Анализ качества организационно-управленческой деятельности по  вопросам организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
1.8
Анализ качества организационно-управленческой деятельности по  вопросам организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
 
Раздел 2. Развитие и совершенствование системы мероприятий,

направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи в условиях  состязательной деятельности

молодежи

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
2.1
Формы и методы  организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.2
Формы и методы  организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.3
Разработка стратегии  и управленческих  решений в аспекте организации  и  проведения  состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.4
Разработка стратегии  и управленческих  решений в аспекте организации  и  проведения  состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.5
Организация профессиональных состязаний (конкурсов профессионального мастерства)

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.6
Развитие олимпиадного движения и организация проектных олимпиад,  проектных  сессий /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.7
Проведение творческих и спортивных состязаний

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.8
Развитие социальной активности одаренных и талантливых детей и молодежи   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.9
Совершенствование системы стимулирования и поддержки

молодых талантов /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
2.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-5.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Приоритетные направления образовательной политики  по государственной и  общественной поддержке одаренных  и талантливых детей и молодежи.

2. Государственно-общественная поддержка и направления работы с одаренными детьми и талантливой молодежью

3. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений или общественных объединений  по организации  состязательной деятельности одаренных детей  и талантливой молодежи

4. Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia: цели, сущность,  специфика, результативность.

5. Формы и методы  организации состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи

6. Разработка стратегии  и управленческих решений в аспекте организации  и проведения  состязательной деятельности одаренных и талантливых детей и молодежи

7. Организация профессиональных состязаний (конкурсов профессионального мастерства)

8. Развитие олимпиадного движения и организация проектных олимпиад, проектных  сессий

9. Проведение творческих и спортивных состязаний

10. Развитие социальной активности одаренных и талантливых детей и молодежи

11.Совершенствование системы стимулирования и поддержки молодых талантов.

12. Многофакторная модель  одаренности.

13. Интеллект,  талант  и одаренность.

14. Виды одаренности.

15. Одаренность  и сверхчувствительность.

16.Одаренные и неуспевающие дети.

17.  Образ « Я» и одаренность.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
18. Социокультурные факторы развития одаренности.

19. Двухфакторная теория способностей Ч.Спирмена.

20. Спортивные способности и их структура.

21. Музыкальные способности и их структура.

23 Общее и различие в склонности и способности.

24. Роль деятельности в проявлении способностей и одаренности.

25. Роль деятельности в развитии и реализации способностей и одаренности

26. Понятие функционального качества.

27. Проблемы одаренности в дошкольном возрасте.

28. Проблемы одаренности в младшем школьном возрасте

29. Проблемы одаренности в подростковом возрасте

30. Проблемы одаренности в юношеском возрасте.

31. Одаренность и успешность выполнения деятельности.

32. Одаренность и самореализации личности.

33. Я-концепция одаренных людей.

34. Талант и гениальность.

35.Когнитивный стиль как проявление одаренности.

36. Общение со сверстниками одаренных детей.

37. Особенности индивидуального стиля деятельности у одаренных детей.

38. Особенности социально-психологической адаптации одаренных детей.

39. Приемы и упражнения для развития интеллектуальных способностей.

40. Приемы и упражнения для развития организаторских способностей.

41. Психологические особенности креативных людей.

42. Роль личности учителя в развитии одаренности.

43. Роль стиля общения учителя в развитии одаренности.

44. Способность к саморегуляции как компонент общей одаренности.

45. Механизмы  выявления и поддержки  одаренных

46. Концепция «творческой одаренности» А.М. Матюшкина.

47.Концепция и диагностика творческих способностей Д.Б. Богоявленской.

48.Мюнхенская модель одаренности

49. Поисковая активность и исследовательское поведение как факторы развития и саморазвития личности.

50. Подготовка будущих лидеров как проблема современного образования.

51. Развитие коммуникативных способностей у одаренных и талантливых детей.

52. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка средствами искусства.  

53. Рабочая концепция одаренности.

54. Воспитание одаренного ребенка (Т.В. Черниговская, Е.И. Николаева).

55. Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками (В.С. Юркевич).

56. Психологическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного ребенка младшего школьного возраста.

57. Особенности развивающей, образовательной среды для одаренных детей младшего школьного возраста (с учетом вида одаренности).

58.Психологическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (средняя школа).

59.Особенности развивающей, образовательной среды для одаренных подростков среднего школьного возраста (с учетом вида одаренности).

60. Психологическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренных учащихся старших классов

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных  сообщений:

1. Приоритетные направления образовательной политики  в аспекте организации состязательной деятельности одаренных и талантливых.

2. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  и одаренных

3. Управление профессиональной деятельностью  по организации состязательной деятельности талантливых и одаренных

4. Разработка положения (регламента),  подготовке текста предложения или редактированию существующих текстов, регламентов, положений организации состязательной деятельности (на примере конкретной области).

5. Сравнительная характеристика форм,  методов, нормативных  документов РФ и РТ, РФ и других стран по  вопросам организации состязательной деятельности талантливой молодежи.

6. Подготовка предложений по совершенствование системы стимулирования и поддержки молодых талантов

7. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (творческая одаренность).

8. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (академическая одаренность).

9. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (социальная  лидерская одаренность).

10. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (социальная предпринимательская одаренность).

11. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (конструкторско-изобретательская одаренность).

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
12.  Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (моторная одаренность).

13. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере творческого типа одаренности).

14. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере академического типа одаренности).

15. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере социально – лидерского типа одаренности).

16. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере социально-предпринимательского типа одаренности).

17. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере конструкторско-изобретательского типа одаренности).

18. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере моторного типа одаренности).

19.  Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного ребенка младшего школьного возраста (на примере творческого  типа одаренности).

20. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (на примере академического  типа одаренности).

21. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренных учащихся старших классов (на примере социально – лидерского  типа одаренности).

22. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренных учащихся старших классов (на примере социально – предпринимательского  типа одаренности).

23. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (на примере социально – лидерского  типа одаренности).

24. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (на примере моторного  типа одаренности).

25. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (на примере типа конструкторско-изобретательского  одаренности)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Золотарева, А. В.
Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08737-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436483
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Франц, Монкс
Одаренные дети / Монкс Франц, Ипенбург Ирен ; перевод А. В. Белопольский. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 136 c. — ISBN 978-94-6105-621-4, 978-5-89353-408-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88401.html
Москва : Когито-Центр, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Университет  талантов (сайт "Казанский открытый университет талантов 2.0 - провайдера Государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы») . - URL:https://utalents.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.