2022-2023_m44_04_01 ГОУО 248_ 148 гр__plx_Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доц., Магсумов Т.А. _________________
 
 
Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области организации добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействия с социально ориентированными НКО, формирование у обучающихся на этой основе способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки, способности организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление обучающихся с добровольчеством (волонтерством) как ресурсом личностного роста и общественного развития;
1.4
формирование у обучающихся представлений о многообразии добровольческой (волонтерской) деятельности и мотивации добровольцев (волонтеров);
1.5
формирование у обучающихся практических навыков в сфере организации труда добровольцев (волонтеров), взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями, органами власти и подведомственными им организациям;
1.6
ознакомление обучающихся с теорией и историей, нормативно-правовыми актами создания и функционирования органов государственно-общественного управления, моделями взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогическими особенностями коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием;
1.7
формирование у обучающихся умения определять приоритеты собственной деятельности, выстраивать планы их достижения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающийся использует знания, умения, навыки, способы деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущих уровнях образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативные модели управления в сфере образования
2.2.2
Международные мониторинговые исследования в социальной сфере
2.2.3
Мониторинг воспитательной деятельности в образовании
2.2.4
Мониторинг качества образования
2.2.5
Общественная оценка качества образования
2.2.6
Педагогическая диагностика в образовательном процессе
2.2.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.8
Социальный маркетинг в образовании
2.2.9
Тайм-менеджмент в образовании
2.2.10
Государственная политика в области школьного образования
2.2.11
Демократические традиции управления в европейском образовании
2.2.12
Производственная преддипломная практика
2.2.13
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.14
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.2: Определяет приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения
 
 
ПК-1: Способность организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в коллегиальных органах управления, соответствующих целям развития образовательной организации
 
ПК-1.1: Знает: теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
3.1.1
рефлексивные методы в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития;
3.1.2
теорию и историю, нормативно-правовые акты создания и функционирования органов государственно-общественного управления, модели взаимодействия государства и общества в образовании, психолого-педагогические особенности коммуникаций в деятельности коллегиальных органов управления образованием.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения;
3.2.2
отбирать и использовать соответствующие целям и условиям деятельности образовательной организации нормативные документы, разрабатывать локальные акты при создании и функционировании коллегиальных форм управления образованием.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком формулировки целей собственной деятельности, определения путей их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов;
3.3.2
адекватными конкретной ситуации действиями, позволяющими осуществлять мониторинг и поддержку деятельности коллегиальных органов управления образованием.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Волонтёрство как ресурс личностного роста и общественного развития. Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности

 
1.1
Понятие добровольчества (волонтерства), добровольческой (волонтерской) организации, организатора добровольческой (волонтерской) деятельности. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности. Формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности: разнообразие и взаимное влияние. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1
2
0
 
1.2
Возможности добровольчества (волонтерства) в решении вопросов местного значения, социально-экономическом развитии регионов и достижении целей национального развития. Развитие волонтерства в различных сферах жизнедеятельности.

Волонтерская деятельность обучающихся как способ воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности. Особенности организации добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом специфики уровней общего и профессионального образования. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-6.2 ПК-1.1
2
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
1.3
Взаимосвязь добровольчества (волонтерства) с существенными и позитивными изменениями в личности человека. Государственная политика в области развития добровольчества (волонтерства). Историческое наследие и направления добровольчества. Циклы развития волонтерской деятельности. Виды, типы и цели добровольчества (волонтерства): разнообразие и взаимное влияние. Механизмы и технологии добровольческой деятельности. Волонтерский менеджмент. Программы саморазвития личности в аспекте добровольчества. Социальное проектирование. Благотворительность. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

30
УК-6.2 ПК-1.1
2
0
 
 
Раздел 2. Организация работы с волонтерами. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами, органами власти и иными организациями.

 
2.1
Организация работы с волонтерами: рекрутинг, повышение узнаваемости проектов, работа со СМИ, обучение, оценка эффективности волонтерской деятельности. Взаимодействия с социально ориентированными НКО, органами власти и подведомственными им организациями: причины провалов и лучшие практики. Управление рисками в работе с волонтерами и волонтерскими организациями. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-6.2 ПК-1.1
2
0
 
2.2
Границы ответственности добровольцев (волонтёров), организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческих (волонтерских) организаций. Мотивация волонтеров. Проблема и профилактика эмоционального выгорания. Сравнительный анализ мотивации стихийных волонтеров, эпизодических волонтеров и волонтеров долгосрочных проектов. Диагностика мотивации волонтеров.

Инновации в добровольчестве (волонтерстве) и деятельности социально ориентированных НКО. Формы, механизмы и порядки взаимодействия с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями (по направлениям волонтерской деятельности). /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

30
УК-6.2 ПК-1.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Вопросы:

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
1. Понятие НКО, СО НКО, НКО – поставщики услуг в социальной сфере, НКО – исполнители общественно полезных услуг, примеры.

2. Организационно-правовые формы НКО.

3. Количественные характеристики сектора негосударственных некоммерческих организаций в России.

4. Примеры добровольных объединений граждан в истории России.

5. Примеры форм добровольных объединений граждан за рубежом.

6. Волонтерство как практика гражданского общества: понятие и явление.

7. Исторические корни добровольческой деятельности в России.

8. Современные формы и направления волонтерской деятельности.

9. Масштабы участия россиян в волонтерской деятельности.

10. Примеры развития волонтерских практик за рубежом.

11. Нормативно-правовое регулирование деятельности НКО, включая социально ориентированные организации.

12. Нормативно-правовая база добровольчества (волонтерства) в России.

13. Основные направления государственной политики в области содействия развитию институтов гражданского общества, в том числе добровольчества (волонтерства) и СОНКО.

14. Формы государственной поддержки добровольчества (волонтерства) и СОНКО.

15. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СОНКО

16. Организационные структуры НКО.

17. Виды, уровни и органы управления в НКО.

18. Особенности функционирования СОНКО, отличия от государственных организаций и коммерческих компаний.

19. Виды ресурсов СОНКО, ресурсы как объект управления.

20. Фандрайзинг: определение, методы и формы.

21. Технологии взаимодействия с частными и корпоративными донорами.

22. Проблемы прозрачности и доступности информации о СОНКО

23. Отчетность в НКО: требования, особенности.

24. Лидерство в НКО, роль руководителей в НКО.

25. Дизайн-мышление как метод совместной деятельности с добровольцами (волонтерами) и представителями СОНКО: суть и возможности применения.

26. Задачи и технологии взаимодействия с СОНКО, включая содействие укреплению их роли как поставщиков услуг в социальной сфере, организаторов волонтерской деятельности, внедрению инноваций.

27. Мотивирование волонтеров и сотрудников СОНКО.

28. Подходы к решению проблемы эмоционального и психологического выгорания.

29. Управление рисками в работе с СОНКО и волонтерами.

30. Разработка и принятие управленческих решений в сфере взаимодействия с СОНКО и волонтерами.

31. Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО и волонтерами.

32. Технологии взаимодействия с бизнес-организациями и корпоративными донорами.

33. Методики измерения экономической, коммерческой и бюджетной эффективности.

34. Нормативное регулирование оценки социально ориентированных проектов.

35. Инструменты оценки социальной эффективности.

36. Оценка проектов СОНКО: подходы и ограничения.

37. Оценка эффективности деятельности СОНКО: методы и возможности применения.

38. Оценка эффективности волонтерской деятельности: методы и границы применения.

39. Система оценки вклада добровольчества в валовый внутренний продукт страны.

40. Методы оценки волонтерского труда.

41. Специфика организации корпоративного волонтерства.

42. Принципы организации деятельности волонтерских центров образовательных организаций высшего образования.

43. Место оценки волонтерской деятельности в менеджменте НКО.

44. Отраслевые направления развития добровольчества.

45. Добровольчество в системе здравоохранения и социального обслуживания.

46. Добровольчество в образовании и культуре.

47. Добровольчество в сфере физической культуры и спорта.

48. Добровольчество в сфере охраны природы, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Задания:

Написать эссе на одну из предложенных тем:

1. Миссия и роли волонтёрства.

2. Трудный и вдохновляющий опыт волонтёрства.

3. Здесь и сейчас в волонтерском опыте.

4. Что такое милосердие?

5. Волонтерство как образ жизни современной молодежи.

6. Почему я волонтёр?

7. Почему я буду волонтёром? Мотивация волонтёрской деятельности.

8. 10 причин стать волонтером: мотивационное эссе.

9. Границы ответственности волонтёра.

10. Поиск ресурса: стать подопечным самому себе.

11. Эмоциональное выгорание и профилактика стресса волонтёра.

12. Творчество и юмор как профилактика эмоционального выгорания волонтёра.

13. Баланс занятости и отдыха волонтёра.

14. Мой план волонтёрской работы на год. Возможности Волонтёрского Центра.

 
стр. 7
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
15. Методы поощрения волонтёров.

16. Ресурсы и риски моего нового волонтёрского сезона.

17. Волонтёрские технологии и техники.

18. Современные навыки, необходимые волонтёру.

19. Основы проектирования и проведения социальных дел.

20. Игровые технологии в работе волонтёра.

21. Лучшая награда волонтёра (об оценке эффективности работы волонтёра).

22. Современный взгляд на волонтерский менеджмент.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Письменный доклад (с обсуждением)

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Волонтёрство как ресурс личностного роста и общественного развития. Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности.

1. Социальное волонтёрство.

2. Событийное волонтёрство.

3. Спортивное волонтёрство.

4. Экологическое волонтёрство.

5. Арт-волонтёрство.

6. Волонтёрство в чрезвычайных ситуациях.

7. Добровольческая (волонтерская) деятельность дошкольников и школьников: нормативное правовое, методическое, ресурсное обеспечение.

8. Возможности организации добровольческой (волонтерской) деятельности в детском саду и школе.

9. Успешный опыт организации добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях общего образования.

10. Учет добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся и ее оценка при поступлении в вузы.

11. Добровольческая (волонтерская) деятельность студенческой молодежи: ее роль и значение в процессе личностно-профессионального становления.

12. Деятельность Федерального учебно-методического центра по поддержке и развитию добровольчества (волонтерства) по развитию системы поддержки добровольчества (волонтерства) в образовательных организациях высшего образования.

13. Программа развития студенческого добровольчества (волонтерства) «СВОИ» Ассоциации волонтерских центров.

14. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательной организации высшего и профессионального образования.

15. Успешные практики организации добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях высшего и профессионального образования.

Раздел 2. Организация работы с волонтерами. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами, органами власти и иными организациями.

1. Волонтерство как практика гражданского общества.

2. Социально ориентированные НКО в структуре российского гражданского общества.

3. Законодательное регулирование добровольчества (волонтерства) в России и НКО, включая социально ориентированные организации.

4. Государственная политика в области содействия развитию институтов гражданского общества и формы государственной поддержки добровольчества (волонтерства) и СОНКО.

5. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СОНКО.

6. Органы управления в СОНКО, особенности функционирования.

7. Отчетность в НКО, аудит и налогообложение.

8. Лидерство в НКО, роль руководителей в НКО.

9. Дизайн-мышление как метод совместной деятельности с добровольцами (волонтерами) и представителями СОНКО.

10. Мотивирование волонтеров и сотрудников СОНКО. Подходы к решению проблемы эмоционального и психологического выгорания.

11. Управление рисками в работе с СОНКО и волонтерами.

12. Разработка и принятие управленческих решений в сфере взаимодействия с СОНКО и волонтерами.

13. Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО и волонтерами.

14. Технологии взаимодействия с бизнес-организациями и корпоративными донорами.

15. Оценка проектов и эффективности деятельности СОНКО.

16. Оценка эффективности волонтерской деятельности.

Текущий контроль успеваемости

Письменная домашняя работа

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Волонтёрство как ресурс личностного роста и общественного развития. Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности.

Задание 1. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.

1. Цели и задачи волонтерства.

2. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.

3. Международная практика волонтерской и добровольческой деятельности.

Задание 2. Организация волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
1. Теоретические аспекты организации волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.

2. Концепция программы развития добровольческого и волонтерского движения.

3. Нормативно-правовая база деятельности волонтерской службы.

Задание 3. Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ.

1. Подготовка волонтеров для ведения групповых занятий.

2. Подготовка волонтеров по проведению бесед по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ.

3. Модель волонтерской службы по профилактике наркозависимости, табакокурения, употребления ПАВ.

4. Организация работы агитбригад.

Задание 4. Методика работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов. Семейное волонтерство.

1. Методика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией.

2. Методика работы волонтеров с младшими школьниками.

3. Методика работы со школьниками средней возрастной группы.

4. Методика работы со школьниками старшего возраста.

5. Технология уличной работы.

Задание 5. Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией.

1. Возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

2. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности волонтерской службы.

3. Специфика деятельности волонтерской службы в условиях учреждений разных типов и видов.

4. Программа психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерской службы.

Задание 6. Волонтерская служба в рамках реализации национальной программы развития молодежи.

1. Создание и рекрутинг молодых людей в волонтерскую службу.

2. Молодой человек, как потенциальный союзник в организации деятельности волонтерской службы крупных государственных мероприятий.

3. Модели взаимодействия волонтерской службы на международном уровне.

4. Практическая работа волонтера.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Текущий контроль успеваемости

Собеседование

Вопросы для собеседования:

Раздел 1. Волонтёрство как ресурс личностного роста и общественного развития. Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности.

1. Понятие добровольчества (волонтерства), добровольческой (волонтерской) организации, организатора добровольческой (волонтерской) деятельности.

2. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности.

3. Формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности: разнообразие и взаимное влияние.

4. Возможности добровольчества (волонтерства) в решении вопросов местного значения, социально-экономическом развитии регионов и достижении целей национального развития.

5. Развитие волонтерства в различных сферах жизнедеятельности.

6. Волонтерская деятельность обучающихся как способ воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности.

7. Особенности организации добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом специфики уровней общего и профессионального образования.

8. Взаимосвязь добровольчества (волонтерства) с существенными и позитивными изменениями в личности человека.

9. Государственная политика в области развития добровольчества (волонтерства).

10. Историческое наследие и направления добровольчества.

11. Циклы развития волонтерской деятельности. Виды, типы и цели добровольчества (волонтерства): разнообразие и взаимное влияние.

12. Механизмы и технологии добровольческой деятельности.

13. Волонтерский менеджмент.

14. Программы саморазвития личности в аспекте добровольчества.

15. Социальное проектирование.

16. Благотворительность.

17. Развитие добровольчества (волонтерства) в культуре.

18. Развитие добровольчества (волонтерства) в здравоохранении и социальном обслуживании.

19. Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере охраны природы, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

20. Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере физической культуры и спорта.

Раздел 2. Организация работы с волонтерами. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами, органами власти и иными организациями.

1. Организация работы с волонтерами: рекрутинг, повышение узнаваемости проектов, работа со СМИ, обучение, оценка эффективности волонтерской деятельности.

2. Взаимодействия с социально ориентированными НКО, органами власти и подведомственными им организациями: причины провалов и лучшие практики.

3. Управление рисками в работе с волонтерами и волонтерскими организациями.

4. Границы ответственности добровольцев (волонтёров), организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческих (волонтерских) организаций.

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
5. Мотивация волонтеров.

6. Проблема и профилактика эмоционального выгорания.

7. Сравнительный анализ мотивации стихийных волонтеров, эпизодических волонтеров и волонтеров долгосрочных проектов.

8. Диагностика мотивации волонтеров.

9. Инновации в добровольчестве (волонтерстве) и деятельности социально ориентированных НКО.

10. Формы, механизмы и порядки взаимодействия с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями (по направлениям волонтерской деятельности).

Текущий контроль успеваемости

Коллоквиум

Перечень дискуссионных вопросов для коллоквиума:

Раздел 2. Организация работы с волонтерами. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами, органами власти и иными организациями.

1. Теоретико-правовые основы существования некоммерческих организаций.

2. Понятия, признаки и формы некоммерческих организаций.

3. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления.

4. Как государство сейчас в целом относится к НКО и гражданским инициативам?

5. Законодательное регулирование добровольчества (волонтерства) в России и НКО, включая социально ориентированные организации.

6. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СО НКО: модели ресурсных центров, волонтерских центров, финансовая поддержка СО НКО и добровольчества (волонтерства) на муниципальном, региональном, федеральном уровне (субсидии, гранты Фонда президентских грантов)

7. Организационные структуры НКО. Виды и уровни управления. Органы управления в СО НКО, особенности функционирования.

8. Мотивирование волонтеров и сотрудников СО НКО

9. Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО.

10. Методы оценки эффективности деятельности СО НКО и волонтеров.

11. Технология уличной работы.

12. Педагог как «потенциальный союзник» в организации деятельности волонтерской службы. 

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соколова, Н. А.
Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. А. Соколова [и др.] ; под общей редакцией Н. А. Соколовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08957-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452132
Москва : Издательство Юрайт, 2020.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Басов, Н. Ф.
Основы социальной работы : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09616-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454306
Москва : Издательство Юрайт, 2020.
 
Л2.2
Лапина, С. В.
Социальная работа : ответы на экзаменационные вопросы / С. В. Лапина. — Минск : ТетраСистемс, 2008. — 96 c. — ISBN 978-985-470-732-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/28216.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Минск : ТетраСистемс, 2008.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бокова, О. А.
Комплексное исследование личности волонтера : практикум / составители О. А. Бокова, Ю. А. Мельникова. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2018. — 112 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/102730.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2018.
 
Л3.2
Мицкевич, А. Н. 
Первая и превентивная психологическая помощь в повседневной жизнедеятельности : памятка для педагогов, родителей, студентов, волонтеров, вожатых, работников социальных организаций / А. Н. Мицкевич, С. В. Петров ; под редакцией Ю. И. Полищука. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018. — 60 c. — ISBN 978-5-4263-0627-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/97757.html
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Теоретико-практические основания развития добровольческого движения : методическое пособие / Под ред. В.С. Басюка, А.А. Крюковой; Авт.-сост.: Арсеньева Т.Н., Зотова В.А., Маслова Д.Д., Покровский Д.Е., Федоров А.С. - Москва, 2018. - URL: http://www.edumezhgorie.ru/rdsh/2metodrekomendacii_volontery.pdf
 
Э2
Методические рекомендации по внедрению стандарта поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах : методические рекомендации. - Москва, 2016. - URL: https://asi.ru/upload/medialibrary/ff7/Standart-podderzhkidobrovolchestva_internet.pdf
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Министерство просвещения Российской Федерации.  - URL: https://edu.gov.ru
 
Э6
Единая автоматизированная информационная система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. - URL: http://nko.economy.gov.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-308 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 12
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их 

 
стр. 13
УП: m44.04.01 ГОУО 248, 148 гр..plx
 
индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.