Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Волонтерская деятельность обучающихся как способ воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности. Особенности организации добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом специфики уровней общего и профессионального образования. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Инновации в добровольчестве (волонтерстве) и деятельности социально ориентированных НКО. Формы, механизмы и порядки взаимодействия с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями (по направлениям волонтерской деятельности). /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы и задания к зачету:
Вопросы:
1. Понятие НКО, СО НКО, НКО – поставщики услуг в социальной сфере, НКО – исполнители общественно полезных услуг, примеры.
2. Организационно-правовые формы НКО.
3. Количественные характеристики сектора негосударственных некоммерческих организаций в России.
4. Примеры добровольных объединений граждан в истории России.
5. Примеры форм добровольных объединений граждан за рубежом.
6. Волонтерство как практика гражданского общества: понятие и явление.
7. Исторические корни добровольческой деятельности в России.
8. Современные формы и направления волонтерской деятельности.
9. Масштабы участия россиян в волонтерской деятельности.
10. Примеры развития волонтерских практик за рубежом.
11. Нормативно-правовое регулирование деятельности НКО, включая социально ориентированные организации.
12. Нормативно-правовая база добровольчества (волонтерства) в России.
13. Основные направления государственной политики в области содействия развитию институтов гражданского общества, в том числе добровольчества (волонтерства) и СОНКО.
14. Формы государственной поддержки добровольчества (волонтерства) и СОНКО.
15. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СОНКО
16. Организационные структуры НКО.
17. Виды, уровни и органы управления в НКО.
18. Особенности функционирования СОНКО, отличия от государственных организаций и коммерческих компаний.
19. Виды ресурсов СОНКО, ресурсы как объект управления.
20. Фандрайзинг: определение, методы и формы.
21. Технологии взаимодействия с частными и корпоративными донорами.
22. Проблемы прозрачности и доступности информации о СОНКО
23. Отчетность в НКО: требования, особенности.
24. Лидерство в НКО, роль руководителей в НКО.
25. Дизайн-мышление как метод совместной деятельности с добровольцами (волонтерами) и представителями СОНКО: суть и возможности применения.
26. Задачи и технологии взаимодействия с СОНКО, включая содействие укреплению их роли как поставщиков услуг в социальной сфере, организаторов волонтерской деятельности, внедрению инноваций.
27. Мотивирование волонтеров и сотрудников СОНКО.
28. Подходы к решению проблемы эмоционального и психологического выгорания.
29. Управление рисками в работе с СОНКО и волонтерами.
30. Разработка и принятие управленческих решений в сфере взаимодействия с СОНКО и волонтерами.
31. Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО и волонтерами.
32. Технологии взаимодействия с бизнес-организациями и корпоративными донорами.
33. Методики измерения экономической, коммерческой и бюджетной эффективности.
34. Нормативное регулирование оценки социально ориентированных проектов.
35. Инструменты оценки социальной эффективности.
36. Оценка проектов СОНКО: подходы и ограничения.
37. Оценка эффективности деятельности СОНКО: методы и возможности применения.
38. Оценка эффективности волонтерской деятельности: методы и границы применения.
39. Система оценки вклада добровольчества в валовый внутренний продукт страны.
40. Методы оценки волонтерского труда.
41. Специфика организации корпоративного волонтерства.
42. Принципы организации деятельности волонтерских центров образовательных организаций высшего образования.
43. Место оценки волонтерской деятельности в менеджменте НКО.
44. Отраслевые направления развития добровольчества.
45. Добровольчество в системе здравоохранения и социального обслуживания.
46. Добровольчество в образовании и культуре.
47. Добровольчество в сфере физической культуры и спорта.
48. Добровольчество в сфере охраны природы, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Задания:
Написать эссе на одну из предложенных тем:
1. Миссия и роли волонтёрства.
2. Трудный и вдохновляющий опыт волонтёрства.
3. Здесь и сейчас в волонтерском опыте.
4. Что такое милосердие?
5. Волонтерство как образ жизни современной молодежи.
6. Почему я волонтёр?
7. Почему я буду волонтёром? Мотивация волонтёрской деятельности.
9. Границы ответственности волонтёра.
10. Поиск ресурса: стать подопечным самому себе.
11. Эмоциональное выгорание и профилактика стресса волонтёра.
12. Творчество и юмор как профилактика эмоционального выгорания волонтёра.
13. Баланс занятости и отдыха волонтёра.
14. Мой план волонтёрской работы на год. Возможности Волонтёрского Центра.
15. Методы поощрения волонтёров.
16. Ресурсы и риски моего нового волонтёрского сезона.
17. Волонтёрские технологии и техники.
18. Современные навыки, необходимые волонтёру.
19. Основы проектирования и проведения социальных дел.
20. Игровые технологии в работе волонтёра.
21. Лучшая награда волонтёра (об оценке эффективности работы волонтёра).
22. Современный взгляд на волонтерский менеджмент.
Письменный доклад (с обсуждением)
Темы письменных докладов (с обсуждением):
Раздел 1. Волонтёрство как ресурс личностного роста и общественного развития. Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности.
1. Социальное волонтёрство.
2. Событийное волонтёрство.
3. Спортивное волонтёрство.
4. Экологическое волонтёрство.
5. Арт-волонтёрство.
6. Волонтёрство в чрезвычайных ситуациях.
7. Добровольческая (волонтерская) деятельность дошкольников и школьников: нормативное правовое, методическое, ресурсное обеспечение.
8. Возможности организации добровольческой (волонтерской) деятельности в детском саду и школе.
9. Успешный опыт организации добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях общего образования.
10. Учет добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся и ее оценка при поступлении в вузы.
11. Добровольческая (волонтерская) деятельность студенческой молодежи: ее роль и значение в процессе личностно-профессионального становления.
12. Деятельность Федерального учебно-методического центра по поддержке и развитию добровольчества (волонтерства) по развитию системы поддержки добровольчества (волонтерства) в образовательных организациях высшего образования.
13. Программа развития студенческого добровольчества (волонтерства) «СВОИ» Ассоциации волонтерских центров.
14. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательной организации высшего и профессионального образования.
15. Успешные практики организации добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях высшего и профессионального образования.
Раздел 2. Организация работы с волонтерами. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами, органами власти и иными организациями.
1. Волонтерство как практика гражданского общества.
2. Социально ориентированные НКО в структуре российского гражданского общества.
3. Законодательное регулирование добровольчества (волонтерства) в России и НКО, включая социально ориентированные организации.
4. Государственная политика в области содействия развитию институтов гражданского общества и формы государственной поддержки добровольчества (волонтерства) и СОНКО.
5. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СОНКО.
6. Органы управления в СОНКО, особенности функционирования.
7. Отчетность в НКО, аудит и налогообложение.
8. Лидерство в НКО, роль руководителей в НКО.
9. Дизайн-мышление как метод совместной деятельности с добровольцами (волонтерами) и представителями СОНКО.
10. Мотивирование волонтеров и сотрудников СОНКО. Подходы к решению проблемы эмоционального и психологического выгорания.
11. Управление рисками в работе с СОНКО и волонтерами.
12. Разработка и принятие управленческих решений в сфере взаимодействия с СОНКО и волонтерами.
13. Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО и волонтерами.
14. Технологии взаимодействия с бизнес-организациями и корпоративными донорами.
15. Оценка проектов и эффективности деятельности СОНКО.
16. Оценка эффективности волонтерской деятельности.
Текущий контроль успеваемости
Письменная домашняя работа
Комплект заданий для письменной домашней работы:
Задание 1. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.
1. Цели и задачи волонтерства.
2. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.
3. Международная практика волонтерской и добровольческой деятельности.
Задание 2. Организация волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.
1. Теоретические аспекты организации волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.
2. Концепция программы развития добровольческого и волонтерского движения.
3. Нормативно-правовая база деятельности волонтерской службы.
Задание 3. Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ.
1. Подготовка волонтеров для ведения групповых занятий.
2. Подготовка волонтеров по проведению бесед по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ.
3. Модель волонтерской службы по профилактике наркозависимости, табакокурения, употребления ПАВ.
4. Организация работы агитбригад.
Задание 4. Методика работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов. Семейное волонтерство.
1. Методика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией.
2. Методика работы волонтеров с младшими школьниками.
3. Методика работы со школьниками средней возрастной группы.
4. Методика работы со школьниками старшего возраста.
5. Технология уличной работы.
Задание 5. Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией.
1. Возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности волонтерской службы.
3. Специфика деятельности волонтерской службы в условиях учреждений разных типов и видов.
4. Программа психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерской службы.
Задание 6. Волонтерская служба в рамках реализации национальной программы развития молодежи.
1. Создание и рекрутинг молодых людей в волонтерскую службу.
2. Молодой человек, как потенциальный союзник в организации деятельности волонтерской службы крупных государственных мероприятий.
3. Модели взаимодействия волонтерской службы на международном уровне.
4. Практическая работа волонтера.
Собеседование
Вопросы для собеседования:
Раздел 1. Волонтёрство как ресурс личностного роста и общественного развития. Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности.
1. Понятие добровольчества (волонтерства), добровольческой (волонтерской) организации, организатора добровольческой (волонтерской) деятельности.
2. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности.
3. Формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности: разнообразие и взаимное влияние.
4. Возможности добровольчества (волонтерства) в решении вопросов местного значения, социально-экономическом развитии регионов и достижении целей национального развития.
5. Развитие волонтерства в различных сферах жизнедеятельности.
6. Волонтерская деятельность обучающихся как способ воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности.
7. Особенности организации добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом специфики уровней общего и профессионального образования.
8. Взаимосвязь добровольчества (волонтерства) с существенными и позитивными изменениями в личности человека.
9. Государственная политика в области развития добровольчества (волонтерства).
10. Историческое наследие и направления добровольчества.
11. Циклы развития волонтерской деятельности. Виды, типы и цели добровольчества (волонтерства): разнообразие и взаимное влияние.
12. Механизмы и технологии добровольческой деятельности.
13. Волонтерский менеджмент.
14. Программы саморазвития личности в аспекте добровольчества.
15. Социальное проектирование.
16. Благотворительность.
17. Развитие добровольчества (волонтерства) в культуре.
18. Развитие добровольчества (волонтерства) в здравоохранении и социальном обслуживании.
19. Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере охраны природы, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
20. Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере физической культуры и спорта.
Раздел 2. Организация работы с волонтерами. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами, органами власти и иными организациями.
2. Взаимодействия с социально ориентированными НКО, органами власти и подведомственными им организациями: причины провалов и лучшие практики.
3. Управление рисками в работе с волонтерами и волонтерскими организациями.
4. Границы ответственности добровольцев (волонтёров), организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческих (волонтерских) организаций.
5. Мотивация волонтеров.
6. Проблема и профилактика эмоционального выгорания.
7. Сравнительный анализ мотивации стихийных волонтеров, эпизодических волонтеров и волонтеров долгосрочных проектов.
8. Диагностика мотивации волонтеров.
9. Инновации в добровольчестве (волонтерстве) и деятельности социально ориентированных НКО.
10. Формы, механизмы и порядки взаимодействия с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями (по направлениям волонтерской деятельности).
Текущий контроль успеваемости
Коллоквиум
Перечень дискуссионных вопросов для коллоквиума:
Раздел 2. Организация работы с волонтерами. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами, органами власти и иными организациями.
1. Теоретико-правовые основы существования некоммерческих организаций.
2. Понятия, признаки и формы некоммерческих организаций.
3. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления.
4. Как государство сейчас в целом относится к НКО и гражданским инициативам?
5. Законодательное регулирование добровольчества (волонтерства) в России и НКО, включая социально ориентированные организации.
6. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СО НКО: модели ресурсных центров, волонтерских центров, финансовая поддержка СО НКО и добровольчества (волонтерства) на муниципальном, региональном, федеральном уровне (субсидии, гранты Фонда президентских грантов)
7. Организационные структуры НКО. Виды и уровни управления. Органы управления в СО НКО, особенности функционирования.
8. Мотивирование волонтеров и сотрудников СО НКО
9. Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО.
10. Методы оценки эффективности деятельности СО НКО и волонтеров.
11. Технология уличной работы.
12. Педагог как «потенциальный союзник» в организации деятельности волонтерской службы.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.