2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Проблемы современного искусства_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проблемы современного искусства
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кан.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
Проблемы современного искусства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся знаний в области методологии и теории научного знания, включая теоретико-методологические проблемы  современного  искусства.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение способов формирования  художественной среды;
1.4
изучение концепции и тенденции развития современного искусства, современного  состояния и стратегии реформирования российского художественного  образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Арт-педагогика
2.1.2
Инновационные процессы в художественном образовании
2.1.3
Научно-педагогическая деятельность в художественном образовании
2.1.4
Сетевые образовательные проекты
2.1.5
Современные проблемы науки и образования
2.1.6
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.7
Учебная ознакомительная практика
2.1.8
Региональное искусство в художественном образовании
2.1.9
Сетевые образовательные проекты
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Умеет: применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности с учетом норм профессиональной этики, выявлять актуальные проблемы в сфере образования с целью выполнения научного исследования
 
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.3: Владеет: технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
систему художественного образования, проблемы  подготовки  учителя изобразительного искусства , формирования творческой личности художника-педагога
3.1.2
формы и стилевое содержание   современного искусства
3.1.3
проблемы  современного искусства
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
найти  новые пути  и средства интенсификации образовательного процесса, повышения его эффективности, повышения культурного потенциала   населения, популяризации искусства
3.2.2
анализировать произведения искусства и явления художественной  жизни
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.2.3
находить, критически анализировать и выбирать  информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методикой ведения  педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской деятельности
3.3.2
методикой ведения  научно-исследовательской деятельности
3.3.3
технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Художестенное образование в России  

 
1.1
Система художестенного образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.2
Проблемы профессионального воспитания  художник-педагога -

ключевой фигуры образования.   /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.3
Предпрофессиональное художественное  и общеэстетическое образование. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.4
Художественное образование для взрослых. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.5
Формы и методы популяризации искусства /Пр/
Л2.1Л3.1

Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.6
Новые пути и средства

интенсификации образовательного процесса, повышения эффективности художестенного образования. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.7
Информационные технологии  и художестенное образование /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.8
Музейная педагогика /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.9
Маркетинг  в  художественном образовании /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.10
Посещение художественной студии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.11
Подготовка эссе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
1.12
Подготовка  проекта "Школа будущего" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
1.13
Подготовка к пратичесим занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
 
Раздел 2. Современне проблемы культуры и икусства

 
2.1
Функции и  проблемыы культуры и икусства.  Стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
2.2
Коммерциализация и вестернизация искусства и культуры    /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
2.3
Подготока к зачету /Ср/
Л2.1Л3.1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-7.3
2
0
 
2.4
Зачет /Зачёт/
Л3.1

4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.  Вопросы для подотовки к зачету.:

1. Коммерциализация искусства.

2.Деятельность  коммерческих художественных галерей.

3.Проблема подотовки   кадров для сферы искусства.

4.Проблема подотовки художника- преподавателя.

5.Предпрофессиональное образование.

6.Общеэстетическое воспитание детей.

7.Художестенное образование для взрослых.

8.Художестенное образование для взрослых.Опыт зарубежных стран.

9.Музейное занятие, как одно  из средств  художественно- эстетического воспитания детей.

10.Художественное образование в России.

11.Проблемы поствузовского художественного  образования.

12.Профессиональное воспитание педагога-художника.

13.Маркетинг в образовании.

14.Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

15.Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в системе художестеного образования .

16.Активизация творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства по средствам художественно- дидактических игр, упражнений и творческих заданий.

17.Реализация национально-регионального компонента в системе художестеного образования .

18.Изучение народного и декоративно-прикладного искусства в системе художестеного образования.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости. Эссе. Темы эссе:

1.Какой должна быть   ДХШ  в условиях современного общества?

2.Не утратила  ли ДХШ своей главной задачи- предпрофессианальной подготовки  учащихся?

3.Каким должен быть современный педагог- художник?

4.Какие формы  художестеннного образования актуальны и наиболее эффективны    для взрослых?

5.Естьли будущее у художестенных студий?

6.Искусство в современном социокультурном образовательном процессе.

7.Реализация национально-регионального компонента в системе художестенноо образования.

6.Пути сохранения народного искусста.

7.Государственная грантовая  поддержка  деятелей искусства, художников - педагогов, художестенных  образовательных учреждений

9.Организация  художестенно- просветительской  деятельности в системе художественого образования

10.Изучение видов декоративно-прикладного искусства в системе художестенного образования.

11.Региональное искусство в системе художестенного образования.

12. Коммерциализация искусства.

13. Деятельность  коммерческих художественных галерей.

14. Проблема подотовки   кадро для сферы искусства.

15. Проблема подотоки художника- преподавателя.

Искусство в системе  обучения и воспитания в средней  и общеобразовательной школы.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
Cм.фонд оценочных  средств  в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
Розин, В. М. 
Психология личности. История, методологические проблемы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06636-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/442010 
Москва : издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Садохин А.П
Мировая культура и искусство : учебное пособие.:  Садохин А.- Москва;  издательство  ЮНИТИ-ДАНА ,2017  - 415 с - ISBN  978-5-238-02207-9  - текст :электронный\\ ЭБС  " iprbooks "сайт. URL:    http://www.iprbookshop.ru/ 74896.html:  
, 2017
 
Л2.2
Л. В. Байбородова [и др.] ; 
Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры https://biblio-online.ru/book/pedagogika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-rabota-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-437113 (дата обращения 11.09.2019)
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/  (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э2
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э4
Русский музей [сайт]:URL:http:///usmuseum.ru (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Текст, изображение: электронные  

 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  Текст, изображение: электронные  

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации к  лекциям

По своей структуре лекции могут быть разнообразны – это зависит от содержания  и  характера  излагаемого материала. Однако  существует  общий структурный  каркас,  применимый  к  любой  лекции.  Прежде  всего  это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план  лекции включаются  наименования  узловых  вопросов  лекции,  которые  могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.

В  начале  изложения  полезно  напомнить  содержание  предыдущей лекции,  связать  его  с  новым  материалом,  определить  место  и  назначение рассматриваемой темы в дисциплине и в системе других наук.

При раскрытии вопросов темы можно применять индуктивный метод: примеры,  факты,  подводящие  к  научным  выводам;  можно  также использовать  метод  дедукции:  разъяснение  общих  положений  с последующим  показом  возможности  их  приложения  на  конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией.

В конце лекции необходимо подвести итог сказанному,

При подготовке лекции лектор планирует управление вниманием слушателей путем своевременного  использования наглядных пособий и других педагогических приемов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету, экзамену.  Задача лектора – дать студентам возможность

осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Обычно это видно по реакции аудитории. Средствами, помогающими конспектированию, являются: акцентированное изложение материала лекции, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий. Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи:

выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей и ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию заметок на полях и знака NB – «nota bene», использованию цветных фломастеров.

Таким образом, руководство работой студентов со стороны преподавателя осуществляется в следующих формах:

- требование вести конспекты, обучение конспектированию;

- контроль за выполнением: просмотр конспектов – по ходу лекции,

после лекции, на семинарских занятиях;  - использование приемов управления вниманием: контрольные

вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие

ораторские приемы;

- использование приемов закрепления: повторение основных

положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы

к аудитории  на проверку внимания;

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда

и в какой форме они могут быть заданы.

Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач,  перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность

отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции

(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей).

Методические рекомендации  к практическим занятиям.

Семинар —  один  из  наиболее  сложных  и  в  то  же  время  плодотворных  видов (форм)  вузовского  обучения  и  воспитания.  В  условиях высшей  школы —  семинар —  один  из  видов  практических  занятий, проводимых  под  руководством  преподавателя,  ведущего  научные исследования  по  тематике  семинара  и  являющегося   знатоком  данной проблемы  или  отрасли  научного  знания.  Семинар  предназначается  для

углубленного  изучения  той  или  иной  дисциплины  и  овладения  методологией  применительно  к  особенностям  изучаемой  отрасли  науки.

после лекции, на семинарских занятиях;  - использование приемов управления вниманием: контрольные

вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие

ораторские приемы;

- использование приемов закрепления: повторение основных

положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы

к аудитории  на проверку внимания;

- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда

и в какой форме они могут быть заданы.

Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач,  перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы

распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции

(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

 темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено

(аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с овз устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с овз процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.