2022-2023_z49_03_01_СТвИВС_plx_Профессионально-спортивное совершенствование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Профессионально-спортивное совершенствование
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
экзамен 1, 2, 3 зачет 1, 2
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
35
самостоятельная работа
457
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
15 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
540
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
8
8
24
24
Практические
8
8
8
8
8
8
24
24
Итого ауд.
16
16
16
16
16
16
48
48
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
16
16
48
48
Сам. работа
187
187
151
151
119
119
457
457
Часы на контроль
13
13
13
13
9
9
35
35
Итого
216
216
180
180
144
144
540
540
 
 
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
Профессионально-спортивное совершенствование
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины «Профессионально-спортивное совершенствование» является профессиональное совершенствование спортивной квалификации борцов в условиях учебно-тренировочного процесса, расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на студентов для воспитания организационных и пропагандистских качеств, формирования социально активной личности гражданина и патриота
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- осуществлять планирование тренировочного процесса с установкой на достижение высоких спортивных результатов;
1.4
- подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата;
1.5
- совершенствование навыков контроля и самоконтроля за уровнем физической подготовленности и функциональным состоянием;
1.6
- осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности, обучающихся и внесения соответствующих корректив в тренировочный процесс;
1.7
- совершенствовать профессиональные умения физкультурно-спортивной деятельности на примере избранного вида спорта.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Лечебная физическая культура
2.2.2
Массаж
2.2.3
Методика проведения НИР по физической культуре и спорту
2.2.4
Организация внеучебной деятельности
2.2.5
Особенности организации и проведение спортивных соревнований по видам спорта
2.2.6
Правовые основы противодействия коррупции
2.2.7
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.8
Спортивная метрология
2.2.9
Спортивная физиология
2.2.10
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
2.2.11
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.12
Спортивная медицина
2.2.13
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.14
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.15
Организация и проведение комплексных спортивных мероприятий
2.2.16
Производственная педагогическая практика
2.2.17
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Умеет использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно - педагогической деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- структуру общества как сложной системы;
3.1.2
- особенности влияния социальной среды на формирование личности и мировоззрения человека;
 
стр. 4
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
3.1.3
- основные социально-философские концепции и соответствующую проблематику. Роль физической культуры в обеспечении полноценной социальной и профессиональной деятельности. Методы и средства физической культуры. Ограничения, накладываемые на занятия физической культурой состоянием здоровья и уровнем физической подготовки.
3.1.4
- средства и методы оценки физических способностей, функционального состояния занимающихся, техники выполнения физических упражнений;
3.1.5
- основы биомеханики двигательной деятельности человека, физиологии, анатомии, психологии;
3.1.6
- основы спортивной метрологии
3.1.7
- технику безопасности при осуществлении профессиональной деятельности;
3.1.8
- требования безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм при осуществлении профессиональной деятельности;
3.1.9
- особенности методики профилактики травматизма при осуществлении профессиональной деятельности;
3.1.10
- приемы оказания первой доврачебной помощи.
3.1.11
- основы теории и методики спортивной тренировки в избранном виде спорта;
3.1.12
- средства и методы физической, технической и тактической подготовки в избранном виде спорта.
3.1.13
- средства и методы самоконтроля, оценки процесса и результатов индивидуальной спортивной деятельности;
3.1.14
- эффективные средства и методы индивидуальной спортивной подготовки.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- корректно применять знания об обществе как системе в различных формах социальной практики;
3.2.2
- выделять, формулировать и логично аргументировать собственную мировоззренческую позицию в процессе межличностной коммуникации с учетом ее специфики ;
3.2.3
- самостоятельно анализировать различные социальные проблемы использованием философской терминологии и философских подходов.
3.2.4
- выбирать методы и средства физической культуры с учетом состояния здоровья и уровня физической подготовки.
3.2.5
- составлять программу самостоятельной общеукрепляющей тренировки.
3.2.6
- осуществлять выбор средств и методов оценки физических способностей и функциональных состояний занимающихся, техники выполнения физических упражнений с учетом особенностей физкультурно-спортивной деятельности.
3.2.7
- в процессе профессиональной деятельности соблюдать требования безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм;
3.2.8
- проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь.
3.2.9
- совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий;
3.2.10
- в соответствии с особенностями избранного вида спорта демонстрировать технику движений, технико-тактические действия и средства выразительности.
3.2.11
- осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности;
3.2.12
- сохранять и поддерживать определенный уровень спортивной подготовленности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- способностями к конструктивной критике и самокритике.
3.3.2
- умениями работать в команде, взаимодействовать с экспертами в предметных областях,
3.3.3
- навыками воспринимать разнообразие и культурные различия, принимать социальные и этические обязательства
3.3.4
- навыками планирования режима труда и отдыха с учетом необходимости занятий физической культурой
3.3.5
- навыками оценки уровней физической, функциональной и технической подготовленности занимающихся, на основе различных критериев
3.3.6
- умениями обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм;
3.3.7
- навыками обеспечения профилактики травматизма в процессе профессиональной деятельности;
3.3.8
- приемами оказывать первую доврачебную помощь
3.3.9
- способностью совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство;
3.3.10
- в соответствии с особенностями избранного вида спорта владеть техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности
3.3.11
- навыками самоконтроля в процессе индивидуальной спортивной деятельности;
3.3.12
- средствами и методами сохранения и поддерживать спортивной формы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
Раздел 1. Физкультурное совершенствование

 
1.1
Совершенствование общей физической подготовки  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-7.1
1
0
 
1.2
Совершенствование общей физической подготовки  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

38
ПК-1.3 УК-7.1
1
0
 
1.3
Тренировка и соревнования по ОФП  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-7.1
1
0
 
1.4
Тренировка и соревнования по ОФП   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

38
ПК-1.3 УК-7.1
1
0
 
1.5
Совершенствование технического мастерства борцов  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-7.1
1
0
 
1.6
Совершенствование технического мастерства борцов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

38
ПК-1.3 УК-7.1
1
0
 
1.7
Совершенствование знаний, умений, навыков в объяснении, показе техники выполнения упражнений; в обучении подводящим упражнениям  /Ср/

36
1
0
 
1.8
Совершенствование знаний, умений, навыков в объяснении, показе техники выполнения упражнений; в обучении подводящим упражнениям  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-7.1
1
0
 
1.9
Специальная физическая подготовка борцов (УТГ)  /Ср/

37
1
0
 
1.10
/Зачёт/

6
1
0
 
1.11
/Экзамен/

7
1
0
 
1.12
Совершенствование знаний, умений, навыков в объяснении, показе техники выполнения упражнений; в обучении подводящим упражнениям  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-7.1
2
0
 
1.13
Совершенствование знаний, умений, навыков в объяснении, показе техники выполнения упражнений; в обучении подводящим упражнениям  /Ср/

37
2
0
 
1.14
Совершенствование знаний, умений, навыков в овладении средствами и методами тренировки борцов на развитие скоростных способностей и координации   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-7.1
2
0
 
1.15
Совершенствование знаний, умений, навыков в овладении средствами и методами тренировки борцов на развитие скоростных способностей и координации   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

38
ПК-1.3 УК-7.1
2
0
 
1.16
Технология подготовки борцов в легких весовых категориях  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-7.1
2
0
 
1.17
Технология подготовки борцов в легких весовых категориях  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

38
ПК-1.3 УК-7.1
2
0
 
1.18
Выступление в соревнованиях для повышения спортивного мастерства борцов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

38
ПК-1.3 УК-7.1
2
0
 
1.19
Выступление в соревнованиях для повышения спортивного мастерства борцов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-7.1
2
0
 
1.20
/Зачёт/

6
2
0
 
стр. 6
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
1.21
/Экзамен/

7
2
0
 
 
Раздел 2. Спортивное совершенствовани

 
2.1
Специальная физическая подготовка борцов (УТГ)  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.2
Специальная физическая подготовка борцов (УТГ)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.3
Тренировка и соревнования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.4
Тренировка и соревнования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.5
Тактическое мастерство борцов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

7
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.6
Совершенствование знаний, умений и навыков в технике борьбы, в выявлении и исправлении ошибок  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.7
Совершенствование знаний, умений и навыков в технике борьбы, в выявлении и исправлении ошибок  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.8
Совершенствование знаний, умений и навыков в овладении основными средствами и методами тренировки борцов учебно-тренировочных групп  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.9
Совершенствование знаний, умений и навыков в овладении основными средствами и методами тренировки борцов учебно-тренировочных групп  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.10
Проведение учебно-тренировочных занятий в группах (УТГ)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
2.11
Технология подготовки высокорослых борцов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
 
Раздел 3. Физкультурно-спортивное совершенствование

 
3.1
Совершенствование специальной физической подготовки борцов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
3.2
Технико-тактическое мастерство борцов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
3.3
Методика обучения технике бросков прогибом  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
3.4
Совершенствование знаний, умений и навыков в овладении основными средствами и методами тренировки борцов групп спортивного совершенствования (ГСС)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
3.5
Проведение (частей) УТЗ в различных условиях (в зале, на стадионе) в группах спортивного совершенствования (ГСС) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
3.6
Особенности тренировки  борцов- тяжеловесов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
 
стр. 7
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
Раздел 4. Профессионально- педагогическое мастерство

 
4.1
Совершенствование специальной подготовки  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.2
Тренировка и соревнования в спортивной борьбе  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.3
Совершенствование технико- тактического мастерства борцов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.4
Совершенствование технико- тактического мастерства борцов  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.5
Совершенствование знаний, умений и навыков в обучении технике борьбы с захватом пояса  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.6
Совершенствование знаний, умений и навыков в обучении технике борьбы с захватом пояса  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.7
Совершенствование знаний, умений и навыков в овладении основными средствами и методами тренировки групп высшего спортивного мастерства  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.8
Совершенствование знаний, умений и навыков в овладении основными средствами и методами тренировки групп высшего спортивного мастерства  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.9
Самостоятельное проведение студентами учебно-тренировочных занятий на основе групп высшего спортивного мастерства  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.10
Технологии подготовки борцов при переходе в более тяжелую весовую категорию  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-7.1
3
0
 
4.11
/Экзамен/

9
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Опишите особенности проведения разминки в борьбе перед соревнованиями.

2.Перечислите факторы, обеспечивающие уверенность в выполнении сложной техники спортивной борьбы при обучении.

3.Опишите задачи спортивной борьбы, значение методических указаний в плане-конспекте по спортивной борьбе.

4.Охарактеризуйте метод показа при обучении технике самбо. Спортивно-педагогические и методические требования.

5.Опишите методику выполнения и устранения ошибок в выполнении приема техники спортивной борьбы.

6.Сделайте анализ любого коронного приема, принадлежащего Вам или другому борцу.

7.Дайте определение термину«Угроза» как способу тактической подготовки условий необходимых для проведения приема.

8.Дайте определение термину «Сковывание» как способу тактического действия для благоприятного проведения приема.

9.Дайте определение тактическому приему «Вызов» как способу создания благоприятных условий для проведения контрпрема.

10.Раскройте сущность повторной атаки как способа подготовки и завершения комбинации приемов техники.

11.Охарактеризуйте динамику и статику устойчивости позы борца как единство, обеспечивающее возможность его сложных двигательных действий во время схватки.

12.Дайте понятие о подготавливающем и завершающем приемах комбинированного сложно-тактического действия в спортивной борьбе.

13.Перечислите факторы, обеспечивающие эффективность завершающего приема в комбинации с подготавливающим приемом.

14.Опишите способы использования временных интервалов между подготавливающим и завершающим приемами с целью необратимого нарушения устойчивости атакующего борца (проведение приемов).

15.Охарактеризуйте реакцию атакующего борца при проведении сложных тактико-технических действий к сбивающим факторам и внешним механическим воздействиям атакующего борца.

16.Перечислите условия взаимодействия борцов, необходимые для проведения коронного приема.

 
стр. 8
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
17.Опишите структуру обучения сложным тактико-техническим действиям, комбинациям.

18.Опишите процесс формирования коронного приема в спортивной борьбе, его структуры и механизма эффективности.

19.Раскройте особенности методика силовой подготовки борцов – юношей.

20.Опишите особенности развития скоростно-силовой подготовки борцов старших разрядов.

21.Опишите методику развития силовой выносливости борцов в условиях тренировочных сборов.

22.Раскройте задачи комплексного развития физических качеств борцов-юношей старшего возраста.

23.Дайте определение понятиям «техническая подготовка борцов», арсенал техники, ее разнообразие, уровень владения техникой, техническая подготовленность, критерии качества.

24.Дайте понятие общей и специальной технической подготовка борцов.

25.Раскройте сущность методики общей технической подготовки борцов.

26.Дайте обоснование особенностям технической подготовки борцов  в зависимости от весовых категорий.

27.Перечислите системы и способы проведения соревнований по греко-римской борьбе.

28.Перечислите недостатки и достоинства системы проведения соревнований с выбыванием после поражения.

29.Перечислите обязанности судьи при участниках.

30.Дайте определению положению «стоя» и «лежа» в греко-римской борьбе.

31.Перечислите возрастные категории в греко-римской борьбе.

32.Дайте перечень весовых категорий юниоров и взрослых в греко-римской борьбе.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1. Дисциплина ПФС в системе профессионального физкультурного образования.

2. Основные стороны в системе подготовки спортсменов

3. Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту в системе подготовки спортсменов

4. Основные стороны в системе подготовки спортсменов.

5. Определение общей цели, достигаемой  в процессе подготовки спортсменов

6. Общие и специальные принципы подготовки спортсмена; закономерности, определяющие их

7. Комплексная целевая программа подготовки спортсменов

8. Планирование процесса спортивной подготовки

9. Основные разделы спортивной подготовки

10. Физическая подготовка

11. Техническая подготовка

12. Тактическая подготовка

13. Психологическая и интеллектуальная подготовка

14. Соревнования и соревновательная деятельность в спорте, система соревнований, классификация соревнований

15. Соревнования и соревновательная деятельность – первостепенная и неотъемлемая черта спорта

16. Структура соревновательной деятельности.

17. Правила, положения, календари соревнований и классификационные системы как организующие факторы в спорте

18. Методика построения тренировочного процесса

19. Структура отдельных тренировочных занятий и малых циклов тренировки (микроциклов)

20. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов)

21. Структура больших циклов тренировки (макроциклов) типа годичных и полугодичных

22. Структура многолетней подготовки, задачи и критерии отбора на этапах многолетней спортивной подготовки

23. Управление подготовкой спортсменов

24. Моделирование и прогнозирование в спортивной тренировке

 
5.3. Фонд оценочных средств
прилагается
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Горбунов, Г. Д.  
Психопедагогика спорта: учебник для вузов / Г. Д. Горбунов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 269 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10009-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472457 
Юрайт, 2021
 
стр. 9
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Семёнова, Г. И.
Спортивная ориентация и отбор: учебное пособие для вузов / Г. И. Семёнова ; под научной редакцией И. В. Еркомайшвили. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 105 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07547-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473766
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Туревский, И. М.  
Формирование психомоторных способностей: учебное пособие для вузов / И. М. Туревский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10950-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475950 
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, 

 
стр. 10
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно- методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной

литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся получает навыки профессиональной работы с первоисточниками, их поиска и критического осмысления. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством 

 
стр. 11
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к зачету с оценкой.

Зачеты с оценкой являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения зачета с оценкой (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета с оценкой определяется заведующим кафедрой.

При проведении зачета с оценкой в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время зачета с оценкой обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета с оценкой у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету с оценкой необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является 

 
стр. 12
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен.

Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.