"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М.
ции
Э1 Э2 Э3
Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Вопросы к зачету
1. Социально-исторические условия развития педагогической мысли татарского народа в эпоху Казанского ханства XV – XVI в.
2. Государственный строй и его влияние на развитие педагогической мысли XV-XVI в.
3. Идеи духовного, интеллектуального, гуманистического воспитания в литературных произведениях известного просветителя эпохи Казанского ханства Махмуда Хаджи оглы Мухамедьяра.
4. Содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения в Казанском ханстве.
5. Развитие педагогической мысли татарского народа в период присоединения Казанского ханства в состав русского государства во вт.п.XVI.
6. Развитие педагогической мысли татарского народа в период присоединения Казанского ханства в состав русского государства во вт.п.XVII.
7. Педагогическая мысль и образование татарского народа в составе русского государства XVIII – XIX в
8. Социально-экономические и политические условия развития педагогической мысли татар в Казанском крае в XVIII – XIX вв.
9. Татарские просветители, их критика реакционного мусульманского богословия и просветительства.
10. Создание Казанской татарской учительской школы (1876 г.) и её роль в развитии педагогической мысли татарского народа в пореформенные годы
11. Педагогика кадимизма, джадидизма и дальнейшее развитие педагогической мысли и образования в крае.
12. Роль и значение прогрессивных идей татарских педагогов-просветителей конца XIX и нач. XX вв.в совершенствовании и дальнейшем развитии пед.мысли тат.народа.
13. Концептуальные и просветительские идеи Утыз-Имэни.
14. Деятельность Хусаина Файзханова (1828 – 1866 гг.) в реформировании национального образования.
15. Просветительская и педагогическая деятельность Галимджана Баруди.
16. Роль и значение просветительских идей Закира Хади (1863–1933 гг.) в развитии педагогической мысли в крае.
17. Педагогическое наследие татарского народа как область научного знания.
18. Основные методологические подходы к изучению процессов становления и развития образования татарского народа.
19. Педагогические идеи во взглядах татарских педагогов-просветителей.
20.Воспитание и образование в составе русского государства XVIII – XIX в. Типы учебных заведений.
21. Методология построения и функционирования образовательных систем в Республике Татарстан.
22. История, теория построения и функционирования образовательных систем в Республике Татарстан.
23. Методы теоретического анализа материалов собственных исследований и инновационных разработок.
24. Критерии научного исследования и инновационных разработок.
25. Методологические подходы в педагогических исследованиях и инновационных разработках.
26. Вопросы просвещения татарского народа в первой половине XIX столетия.
27. Образование и педагогическая мысль татарского народа после Второй мировой войны.
28. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в Республике Татарстан.
29. Инновации в образовании в республике Татарстан.
30.Современное состояние образования в Республике Татарстан.
Примерная тематика письменных сообщений
1. Педагогика татарского просветительства в период 18-19 вв.
2. Национальное возрождение татарской нации и образования рубежа 20 – 21 столетий.
3. Просвещение татарского народа конца 19 - начало 20 вв.
4. Просветительская деятельность Каюма Насыри.
5. Наука и просвещение татарского народа 17-18 вв.
6. Татарские педагогики-декократы конца 19 - начало 20 вв. (Табиб Яхин, И.В. Терегулов).
7. Истории просвещения татар (с 10 века).
8. Казанский университет в духовной культуре народов России.
9. Религия и просвещение татарского народа.
10. Татарские педагогики-декократы конца 19 - начало 20 вв. (Ш.А. Тагири, Закир Хади).
11. Вклад прогрессивных зарубежных и русских ученых в развитие пед.мысли татарского народа.
12. Миссионерская педагогика в Казанском крае.
13.Просветительско-педагогические организации и их роль в становлении и развитии образования татарского народа.
14.Исторический сравнительный анализ основных типов образовательных учреждений в России и Татарстане (18-20 вв.)
15.Просветительские и педагогические идеи Фатиха Амирхана (1886-1926).
16.Педагогика татарской революционной демократии ( Габдулла Тукай, Маджит Гафури).
17.Педагогика татарской революционной демократии ( Галиасгар Камал, Шакир Мухамедов).
18.О перестройке содержания и методов обучения.
19.Революционно-демократические идеалы воспитания.
20.Виднейшие представители джадидизма (Исмагил Гаспринский, Рашит Ибрагимов)
21.Виднейшие представители джадидизма (Риза Фахретдинов, Фатих Карими)
22.Виднейшие представители джадидизма (Гилимджан Баруди, Ахмет-Хади Максуди, Братья Бобьинские)
23.Вклад прогрессивных зарубежных и русских ученых в развитие педагогической мысли и просвещения Татарстана (Н.И. Лобоческий, А.К. Казем-бек, В.В. Радлов)
24.Вклад прогрессивных зарубежных и русских ученых в развитие педагогической мысли и просвещения Татарстана (И.А.
25.Жизнь и педагогическая деятельность Галимджана Ибрагимова.
26. Педагогическая деятельность и взгляды М.А. Фазлуллина, Габдрахман Саади и др.
27. Гаяз Исхаки и татарская интеллигенция.
28.Казанский университет и его роль в распространение науки и культуры в крае.
29. Влияние передовой русской культуры на возникновение татарского просветительства.
30. Образование Волжской Булгарии: роль религии, посольство халифа Джагфараал-Муктадира на Волгу.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно-творческих заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях (коллоквиум, учебно-творческие задания);
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно.
Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.
Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих принципах:
1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).
2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.
3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.
4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, коллоквиум, учебно-творческие задания.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине в форме зачёта.
Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.