2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Адаптационная дисциплина_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Адаптационная дисциплина
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
40
36
40
Итого
72
76
72
76
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., зав.каф. , Маркова Н.Г. _________________
 
 
Адаптационная дисциплина
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области социальной и профессиональной адаптации, формирование у обучающихся на этой основе способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития, способности разрабатывать комплексы научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
1.4
формирование способности разрабатывать комплексы научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования;
1.5
информирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья об особенностях организации и содержании образования в университете;
1.6
обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья информацией о возможностях комплексного сопровождения в условиях вуза;
1.7
формирование готовности к работе преподавателем-исследователем, педагогом профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология высшей школы
2.1.2
Теория и практика современного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.3
Технологии электронного образования
2.2.4
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего
2.2.5
образования
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития 
 
Знать:
 
возможные сферы и направления профессиональной самореализации;
 
приемы и технологии целеполагания и целереализации;
 
пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития.
 
 
Уметь:
 
выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту
 
формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей;
 
осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом.
 
 
Владеть:
 
приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач;
 
приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования;
 
способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития.
 
 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
ПК-3: Способен разрабатывать комплексы научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
Знать:
 
методологические подходы и технологии обучения, методы преподавания и организации учебной деятельности обучающихся
 
тенденции и проблемы развития образования и педагогики в мире
 
требования к  разработке (структуре и содержанию) научно-методических материалов
 
 
Уметь:
 
проводить системный критический обзор исследований и технологий в области образования и педагогики, в смежных областях, междисциплинарных исследований,  образовательных программ и проектов и научно-методических материалов для их обеспечения
 
использовать результаты анализа исследований и технологий в области образования и педагогики, в смежных областях, междисциплинарных исследований,  образовательных программ и проектов и научно-методических материалов для их обеспечения в разработке комплексов научно-методических материалов и учебных пособий
 
самостоятельно (или в составе авторского коллектива) разрабатывать методические рекомендации по внедрению инновационной педагогической технологии, образовательной программы, образовательного проекта
 
 
Владеть:
 
методологической культурой научно-методических разработок для обеспечения образовательных программ, проектов, педагогических технологий (в том числе инновационных, в том числе с использованием образовательных IT-платформ)
 
навыком самостоятельной (или в составе авторского коллектива) разработки комплекса научно-методических материалов и учебных пособий для обеспечения инновационной образовательной программы, организации учебного процесса (в том числе с использованием образовательной IT-платформы) с использованием современных научных знаний
 
навыками рецензирования и экспертной оценки научно-методических материалов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности,. механизмы  и способы профессионального и личностного развития
3.1.2
принципы, подходы, требования к разработке  комплексов научно-методических материалов и учебных пособий с учетом индивидуальных  особенностей обучающихся и использованием современных научных знаний в области образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать педагогические способы и приемы для решения задач  собственного профессионального и личностного развития;
3.2.2
разрабатывать и реализовывать образовательные программы , научно-методические материаыв с с учетом индивидуальных  особенностей обучающихся и использованием современных научных знаний в области образования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами планирования,  оценки  ресурсов для решения задач собственного профессионального и личностного развития
3.3.2
навыками оценки и проектирования рабочих  программ,  учебно-методических материалов с учетом индивидуальных  особенностей обучающихся и использованием современных научных знаний в области образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Образовательная среда образовательной организации профессионального образования: адаптация обучающихся к обучению.

 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1.1
Организация учебного процесса в высшей и средней профессиональной школе и ее особенности. Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7 Э8

10
УК-6 ПК-3
2
0
 
1.2
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в образовательной организации профессионального образования. Технология психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Тьюторство как форма психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7 Э8

8
УК-6 ПК-3
2
0
 
1.3
Социальная адаптация обучающихся. Этико-правовые и психолого-педагогические аспекты социальной помощи. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе студентов и аспирантов с инвалидностью и с ОВЗ. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7 Э8

16
УК-6 ПК-3
2
0
 
 
Раздел 2. Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов в образовательных организациях.

 
2.1
Профессиональная адаптация молодого педагога. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
УК-6 ПК-3
2
0
 
2.2
Стратегии преодоления затруднений на различных этапах социально-профессиональной адаптации начинающего педагога. Культура образовательных организаций в контексте социально-профессиональной адаптации молодых педагогов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

10
УК-6 ПК-3
2
0
 
2.3
Педагогические условия социально-профессиональной адаптации начинающих педагогов в образовательных организациях. Барьеры в профессиональной адаптации молодых педагогов. Наставничество как система адаптации молодого педагога к работе в образовательной организации. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

20
УК-6 ПК-3
2
0
 
2.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
УК-6 ПК-3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1. Организация учебного процесса в высшей и средней профессиональной школе и ее особенности.

2. Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования.

3. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в образовательной организации профессионального 

 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
образования.

4. Понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Психолого-педагогические условия образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС.

7. Программа коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.

8. Психолого-педагогическая диагностика в системе сопровождения обучающихся с ОВЗ.

9. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях инклюзивного обучения.

10. Организационные условия психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ

11. Технология психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

12. Тьюторство как форма психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся.

13. Психолого-педагогическая поддержка адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников.

14. Диагностика процесса адаптации студентов первого года обучения к учебно-воспитательному процессу в вузе.

15. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях вуза на основе тьюторского подхода.

16. Сущность и содержание понятия «адаптация».

17. Социальная адаптация обучающихся.

18. Этико-правовые и психолого-педагогические аспекты социальной помощи.

19. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе студентов и аспирантов с инвалидностью и с ОВЗ.

20. Профессиональная адаптация молодого педагога.

21. Стратегии преодоления затруднений на различных этапах социально-профессиональной адаптации начинающего педагога.

22. Культура образовательных организаций в контексте социально-профессиональной адаптации молодых педагогов.

23. Методика исследования профессиональных качеств молодых специалистов-педагогов

24. Педагогические условия социально-профессиональной адаптации начинающих педагогов в образовательных организациях.

25. Барьеры в профессиональной адаптации молодых педагогов.

26. Наставничество как система адаптации молодого педагога к работе в образовательной организации.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Образовательная среда образовательной организации профессионального образования: адаптация обучающихся к обучению.

1. Технология психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

2. Тьюторство как форма психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся.

3. Этико-правовые и психолого-педагогические аспекты социальной помощи.

4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе студентов и аспирантов с инвалидностью и с ОВЗ.

Раздел 2. Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов в образовательных организациях.

1. Педагогические условия социально-профессиональной адаптации начинающих педагогов в образовательных организациях.

2. Барьеры в профессиональной адаптации молодых педагогов.

3. Наставничество как система адаптации молодого педагога к работе в образовательной организации.

Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Образовательная среда образовательной организации профессионального образования: адаптация обучающихся к обучению.

Задание 1. Организация учебного процесса в высшей и средней профессиональной школе и ее особенности

1. Особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.

2. Права и обязанности студентов.

3. Общение и профилактика конфликтов.

4. Организация учебной работы.

5. Методика работы с книгой и с интернет-ресурсами.

6. Искусство красноречия.

Задание 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.

1. Понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья».

2. Классификация нарушений развития.

3. Особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 2. Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов в образовательных организациях.

Задание 3. Технология психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

1. Психолого-педагогические условия образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС ВО.

2. Программа коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.

3. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях инклюзивного обучения.

Задание 4. Организационные условия психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

2. Психолого-медико-педагогический консилиум и его роль в работе с обучающимися с ОВЗ.

 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3. Взаимодействие семьи и образовательной организации в коррекции отклонений в развитии обучающихся.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дудина, М. Н. 
Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов / М. Н. Дудина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00830-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —  URL: https://urait.ru/bcode/492200: учебное пособие
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Шарипов, Ф.В.
Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / Ф. В. Шарипов. — Москва : Логос, 2016. — 448 c. — ISBN 978-5-98704-587-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66421.html.
Москва: Логос, 2016
 
Л1.3
П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский
Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учебное пособие / П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский ; под редакцией В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07122-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453412
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. , 
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Фролов, Ю. В. 
Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов в образовательных учреждениях : монография / Ю. В. Фролов, М. Э. Вайнер. — Москва : Московский городской педагогический университет, 2013. — 168 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/26617.html.
Москва : Московский городской педагогический университет, 2013
 
Л2.2
Глотова, Ж. В. 
Тьюторство как форма психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов в вузе : монография / Ж. В. Глотова, Л. В. Грошева, В. Ю. Николаичева. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 84 c. — ISBN 978-5-4487-0236-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75039.html.
Саратов : Вузовское образование, 2018.
 
Л2.3
Мазилкина, Е. И.
Адаптация в коллективе : учебное пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. — 176 c. — ISBN 978-5-904000-80-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/770.html 
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012., 
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э3
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». – URL: http://www.lexed.ru/faq/index.phtml.
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – URL: https://нэб.рф/.
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС). – URL: https://dlib.eastview.com/login.
 
Э6
Министерство просвещения Российской Федерации.  –  URL: https://edu.gov.ru.
 
Э7
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – URL: http://window.edu.ru .
 
Э8
Российская педагогическая энциклопедия. – URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm.
 
 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.