Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задание к зачету (2 курс).
1. Раскройте сущность понятия «педагогическая технология» и "методика обучения"
2. Сопоставьте и проанализируйте различные подходы к определению понятий "педагогической технология", "методика обучения"
3. Охарактеризуйте особенности организации учебной деятельности обучающихся по методике Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
4. Перечислите и охарактеризуйте методологические требования к педагогической технологии
5. Дайте общую характеристику педагогической технологии (уровни, аспекты, методологические требования)
6. Охарактеризуйте структуру методических связей в системе начального обучения
7. Охарактеризуйте различия традиционного и инновационного обучения с точки зрения методического и технологического подходов
8. Охарактеризуйте программно-методическое обеспечение содержания начального образования.
9. Охарактеризуйте современные образовательные технологии
10.Охарактеризуйт подходы к классификации педагогических техологий
11.Охарактеризуйте образовательные технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (технологии по позиции ребёнка в образовательном процессе)
12.Охарактеризуйте образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (технологии по содержанию модернизаций и модификаций традиционной системы)
13. Охарактеризуйте образовательные технологии по типу организации и управления познавательной деятельностью
14. Охарактеризуйте образовательные технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала
15. Охарактеризуйте образовательные технологии и методики авторских школ
16. Охарактеризуйте методы и методики диагностики уровня сформированности у обучающихся универсальных учебных действий
17. Охарактеризуйте педагогические технологии и методики, используемые на организационно-мотивационном этапе урока
18. Охарактеризуйте педагогические технологии и методики, используемые на операционно-обучающем (основном) этапе урока
19. Охарактеризуйте педагогические технологии и методики, используемые на рефлексивном этапе урока
20. Охарактеризуйте требования к измерительным материалам для оценки уровня сформированности образовательных
21. Методики и технология оценивания образовательных результатов обучающихся.
22. Формирование метапредметных результатов средствами проектно-исследовательской деятельности.
23. Технологии развития критического мышления (ТРКМ). Приемы реализации
24. Технологии педагогического контроля и диагностики процесса обучения
26. Информационно-коммуникативные технологии
27. Современные технологии организации образовательного процесса в начальной школе
28. Современные информационно-коммуникативные технологии.
29. Технология «Перевернутый класс». Методика реализации.
30. Технология смешанного обучения. Методика реализации.
Задание.
1.Составьте задания на оценку сформированности регулятивных учебных действий
2.Составьте задания для оценки сформированности познавательных учебных действий
Промежуточная аттестация
Вопросы и задания и задания к зачету (3 курс)
1. Характеристика современных методов и технологий обучения.
2. Педагогические задачи и ситуации, их виды. Технологии работы учителя с учебной си-туацией.
3. Методика и технология проектирования деятельностного урока.
4. Технология развивающего обучения Л.В. Занкова.
5. Технология дифференцированного обучения.
6. Технология проектирования урока с учетом индивидуальных особенностей обучаю-щихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
7. Технологии обучения и диагностики образовательных результатов обучающихся
8. Технология развивающего обучения В.В. Давыдова.
9.Особенности применения технологий и методик обучения в зависимости от образова-тельных задач педагога.
10.Технологии проектирования образовательной среды для достижения предметных и ме-тапредметных результатов обучения.
11. Технология проектирования учебной ситуации на уроке.
12. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе
13.Реализация технологии развивающего обучения в процессе обучения младших школь-ников.
14. Технология метапредметного подхода в обучении. Технология метапредметов.
15.Особенности организации и проектирования образовательного процесса в условиях реализации технологии системно- деятельностного подхода.
16. Стратегия обучения. Выбор стратегий и технологий обучения.
17. Специфика построения образовательного процесса в УМК Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова
18. Технология развития критического мышления (РКМ). Приемы реализации.
19. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся.
20. Технология формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
21. Особенности разработки заданий для формирования УУД у младших школьников.
22. Технология организации самостоятельной работы младших школьников в процессе обучения.
23. Технология разработки маршрутной карты самостоятельной работы обучающегося.
24. Классификация технологий обучения.
25. Метод портфолио. Требования и структура портфолио младшего школьника.
26. Метод проектов как современная образовательная технология.
27. Особенности деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов и технологий обучения.
28. Методика организации групповой работы обучающихся на уроке.
29. Технологии обучения в сотрудничестве. Учение через обучение.
30. Технология формирующего и критериального оценивания.
Задание.
1. Представить контрольно-измерительные материалы, направленные на диагностику ме-тапредметных умений учащихся
2. Разработайте проверочные задания по одной из тем курса в начальной школе и критерии оценки результатов их выполнения (предметная область по выбору обучающегося).
Промежуточная аттестация
Вопросы и задание к экзамену (4 курс).
1. Теоретическая основа технологии обучения(концепция обучения, концепция развития, содержание обучения, логический путь познания, тип и способ учения, способы управле-ния учением).
2. Современные педагогические технологии в начальной школе.
3. Технологии конструирования педагогического процесса.
4. Технология личностно-ориентированного обучения.
5. Технология осуществления педагогического процесса.
6. Особенности реализации технологии учебного сотрудничества.
7. Поисково-исследовательский и деятельностный типы учения школьников, способы их организации и управления со стороны учителя как основа технологии развивающего обу-чения
8. Логика «наполнения» современного содержания понятия «педагогическая технология».
9. Технологии формирования метапредметных учебных действий.
10. Методика формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школь-ников как основа учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).
11. Общепедагогические и частно - методические развивающие технологии начальной школы.
13. Технология проблемного обучения. Структура, содержание, технологические основы проблемного обучения.
14. Модульный подход к структурированию содержания начального образования: техно-логия УДЕ, технология погружения в учебный предмет, блочная технология, опорные сигналы, технология опережения, теоретическое обобщение и др.
15. Методика постановки учебных проблем в начальной школе. Способы создания про-блемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций. Способы разрешения проблем.
16. Технологии уровневой дифференциации (на основе образовательных результатов).
17. Технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков, В. Дьяченко, А.З. Зак). Методика проектирования индивидуального маршрута обучающегося.
18. Технология педагогического взаимодействия. Коллективно- распределительная форма взаимодействия участников образовательного процесса в развивающих технологиях.
19. Технология педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика.
20. Технологии дифференцированного обучения (Н.П. Гузик, В.В. Гузеев, А. А. Кирсанов, Г.К. Селевко). Методика организации дифференцированного обучения.
21. Технология педагогической поддержки. Технология субъект-субъектного взаимодей-ствия.
22. Методика организации учебного сотрудничества. Учебный диалог, учебная дискуссия, создание проблемных ситуаций, учебные игры - основные методы организации учебного сотрудничества в развивающей технологии обучения.
23. Инновационные технологии и инновационная деятельность в системе начального об-разования.
24. Слагаемые педагогической технологии.
25. Авторские технологии развивающего обучения в начальной школе.
26. Характеристика технологии проблемно - модульного обучения. Методика организации обучения в логике проблемно-модульного обучения.
27. Коллективный способ обучения как технология.
28. Методологические требования к педагогической технологии. Соотношение понятия «технология» и других педагогических понятий: система, методика. Методика предметного преподавания и технология.
29. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса.
30. Характеристика технологий по типу организации и управления познавательной дея-тельностью (В.П.Беспалько).
31. Педагогические технологии на основе эффективной организации и управления про-цессом обучения - программированное обучение (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик, И.Н.Закатова, В.П. Беспалько).
32. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидакти-ческого реконструирования учебного материала - интегральная технология П.М.Эрдниева.
33. Опыт разработки современных технологий начального образования.
34. Отличия технологий обучения в системе начального образования Л.В.Занкова м в сис-теме начального обрзования Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
35. Методика обучения младших школьников работе с текстом.
36. Методика обучения отдельным учебным предметам в технологии развивающего обу-чения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
37. Компьютерные технологии в начальном обучении. Компьютеризация и информатиза-ция начального обучения.
38. Мультимедиа — технологии. Компьютерные телекоммуникации в системе начального образования.
39. Онлайн-технологии. Сущность, особенности организации образовательного процесса с использованием онлайн-технологий.
40. Методика и технологии работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе.
41. Методики и технология оценивания образовательных результатов обучающихся.
42. Формирование метапредметных результатов средствами проектно-исследовательской деятельности.
43. Характеристика педагогических технологий, используемых на организационно-мотивационном этапе урока. Технологические и методические особенности применения.
44. Характеристика педагогических технологий, используемых на операционально-обучающем (основном) этапе урока. Технологические и методические особенности при-менения.
45. Характеристика педагогических технологий, используемых на рефлексивном этапе урока. Технологические и методические особенности применения.
46. Планируемые результаты освоения основных образовательных программ начальной школы.
47. Методические аспекты оценки образовательных результатов обучающихся.
48. Проектные задачи как средство формирования УУД.
49. Учебные действия. Методика формирования учебных действий младших школьников.
50. Учебное действие планирование. Методика обучения младших школьников учебному действию планирование.
51. Методические основы разработки заданий, направленных на формирование регуля-тивных УУД
52. Методические основы разработки заданий, направленных на формирование познава-тельных УУД.
53. Методические основы разработки заданий, направленных на формирование коммуни-кативных УУД.
54. Виды оценивания. Критериальное и формирующее оценивание.
55. Современные средства оценивания результатов обучения.
56. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования.
57. Методические аспекты оценки образовательных результатов обучающихся.
58. Проектные задачи как средство формирования и оценки универсальных учебных дей-ствий обучающихся.
59. Учебные действие контроля. Методика формирования контрольно-оценочной само-стоятельности младших школьников..
60. Учебные действие рефлексия. Виды рефлексия. Методика формирования рефлексии.
1.Разработайте сценарий учебного занятия (сценарий урока, образовательного события) на выбор. Представление образовательных продуктов проводится в виде публичной защиты и презентации авторских материалов как индивидуально, так и в группах.
2.Разработайте проверочные задания по одной из тем курса в начальной школе и крите-рии оценки результатов их выполнения (предметная область по выбору).
Темы рефератов
1. Технология и методика проектирования деятельностного урока
2. Технологии и методика формирования универсальных учебных действий в начальной школе
3. Технологии и методики обучения, направленные на формирование метапредметных результатов у младших школьников
4. Технологии педагогического контроля и диагностики процесса обучения
5. Современные технологии организации образовательного процесса в начальной школе
6. Технология и методика организации проблемно-модульного обучения
7. Виды развивающих и воспитательных задач и технологии их реализации в начальных классах
8. Современное образование как предпосылка появления новых педагогических технологий
9. Педагогические технологии поддержки младшего школьника в педагогическом процессе
10. Технологии диагностики и оценки учебных достижений младших школьников
11. Технологический подход в образовании
12. Технологии педагогического регулирования и методики коррекции педагогического процесса в начальной школе
13. Технология метапредметов
14. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса в начальной школе
15. Реализация технологии развивающего образования в процессе обучения младших школьников
16. Особенности организации и проектирования образовательного процесса в условиях реализации различных технологий
17. Технологии формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках в начальной школе
18. Технологии проектирования и методика реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особых образовательных потребностей
19. Технологии диагностики образовательных результатов обучающихся в начальной школе
20. Соотношение понятий «метод», «методика», «педагогическая технология"
21. Технологии развития критического мышления (ТРКМ). Приемы реализации
22. Технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД). Методики и приемы реализации.
23. Технология «Портфель учебных достижений»
24. Технология создания индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с особыми образовательными потребностями и методика организации процесса обучения детей с ОВЗ
25. Технология проблемно-диалогового обучения. Приемы реализации. Методика организации подводящего и побуждающего диалога
26. Технология личностно-ориентированного обучения
27. Технология проблемного обучения в начальной школе. Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках
28. Особенности реализации технологии проектов в начальной школе
29. Технология обучения на основе учебной ситуации. Методика проектирования учебных ситуаций
30. Информационно-коммуникативные технологии в начальном образовании
31. Технологии индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в начальной школе
32. Авторские технологии и методики обучения
33. Интерактивные технологии обучения
Кейс-задача.
Ученик 1 класса на уроках математики постоянно попадает впросак: использует термины и математические знаки, не употребляемые на данной программе; интерпретирует формулы, не учитывая уже сложившийся в учебном процессе их смысл. По данным школьного психолога у мальчика высокий для своего возраста уровень развития интеллекта и произвольного внимания. Каким может быть Ваше возможное первое действие?
a) посоветовать родителям проконсультироваться в медико-психологическом Центре;
b) выяснить, с кем и как мальчик занимается дома по математике;
c) призвать мальчика быть более внимательным на уроке;
d) рекомендовать родителям перевести мальчика в класс одаренных детей
Тестовые задания
1. Педагогическая технология - это:
а) условия оптимизации учебного процесса
б) набор операций, проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике
в) инструментарий достижения цели обучения, результат взаимодействия учителя и ученика
г) совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки
д) устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
2. Понятие «технология обучения» первоначально связывалось:
а) с появлением в обучении технических средств
б) с реформой образования
3. Направление в педагогической науке, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, называется:
а) дидактикой
б) теорией воспитания
в) педагогической технологией
г) дидактической концепцией
д) концепцией образования.
4. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической (-им):
а) системой
б) процессом
в) концепций
г) технологией.
5. Создателем первого самостоятельного труда по педагогическому проектированию является:
а) А. С. Макаренко
б) Л. С. Выготский
в) П.Я Гальперин
г) В.П. Беспалько.
6. Беспалько В.П. определял педагогическую технологию как:
а) составную процессуальную часть дидактической системы
б) описание процесса достижения планируемых результатов обучения
в) системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
г) содержательную технику реализации учебного процесса.
7. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную теорию - в этом суть принципа:
а) доступности;
б) концептуальности;
в) управляемости;
г) эффективности;
д) воспроизводимости.
8. Сущность педагогической технологии рассматривается в рамках категории:
а) средство;
б) предмет;
в) объект;
г) метод;
д) цель.
9. Объектом педагогической технологии выступает:
а) цель;
б) средство;
в) организационная форма;
г) обучающийся (воспитанник);
д) содержание.
10. Предметом педагогической технологии является:
а) изменение методов и приемов обучения;
б) изменение организационных форм обучения;
в) изменение обучающегося (воспитанника) в направлении его прогрессивного развития;
г) изменение содержания обучения;
д) изменение средств обучения.
11. Педагогическая технология должна отвечать следующим требованиям:
а) доступности, прочности, связи теории с практикой;
б) концептуальности, системности, воспроизводимости;
в) наглядности, научности, эффективности;
г) мобильности, вариативности;
12. Принципиальной основой педагогической технологии является:
а) педагогическая парадигма;
б) педагогический подход;
в) педагогическая концепция;
г) педагогическая теория;
д) педагогическая система
13. Цель педагогической технологии выражает тех изменениях, которые должны происходить в:
а) обучающемся (воспитаннике) в направлении его прогрессивного развития;
б) организационных формах обучения;
в) методах и приемах обучения;
г) средствах обучения;
д) содержании обучения.
14. Современные педагогические технологии должны быть результативными, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения - в этом суть принципа:
б) концептуальности;
в) управляемости;
г) эффективности;
д) воспроизводимости.
15. Педагогические технологии обеспечивают:
а) гарантированный результат обучения;
б) максимально учитывают интересы и склонности личности ученика;
в) всем одинаковые качественные знания;
г) освобождают педагогов от неквалифицированного труда.
16. Новые педагогические технологии ориентированы на:
а) развитие личности ученика;
б) на уважение личности ученика;
в) зарубежные эффективные технологии;
г) педагогические достижения прошлых лет.
17. К основным качествам педагогических технологий не относится:
а) технологичность;
б) воспроизводимость;
в) выборность в школе;
г) содержательная часть обучения;
д) эффективность.
18. В структуру педагогических технологий входят:
а) инспектирующая часть;
б) концептуальная основа;
в) содержательная часть;
г) процессуальная часть.
19. Необходимость в кардинальном изменении классно-урочной системы обучения связано с:
а) проблемой увеличения количества учащихся;
б) уменьшением числа учителей;
в) необходимостью замены малоэффективной образовательной системы;
г) освобождением учительского труда современными средствами.
: учебник и практикум
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Преподаватель производит подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке занятия, необходимо обратить особое внимание на следующие моменты: участники занятия, выбор темы; перечень необходимых условий; что должно быть при подготовке каждого занятия; раздаточные материалы.
Обучающиеся знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; преподаватель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Примерные правила
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка познавательных задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, подготовка к тестированию.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачет являются контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет обучающийся может ознакомиться заранее.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.