2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Методология научного исследования (в общей педагогике)_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология научного исследования (в общей педагогике)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.педагог.н., профессор, Мухаметшин А.Х.;д.п.н., зав.каф. , Маркова Н.Г. _________________
 
 
Методология научного исследования (в общей педагогике)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - сформировать компетенции в сфере современной методологии научного исследования в общей педагогике.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать представление по истории методологии, о парадигме современного научного исследования, об общенаучных принципах, видах научного исследования в общей педагогике;
1.4
сформировать компетенции по организации формирующего эксперимента в общей педагогике;
1.5
сформировать компетенции по интерпретации и представления результатов исследования в общей педагогике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающийся использует знания, умения, навыки, способы деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущих уровнях образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и философия науки
2.2.2
Педагогика высшей школы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.5
Основы развивающего обучения
2.2.6
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Педагогическая практика
2.2.8
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.9
Методология подготовки к ГИА
2.2.10
Методы диагностики психолого-педагогического исследования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: владением методологией и методами педагогического исследования 
 
Знать:
 
Содержание теоретического исследования
 
Содержание эмпирического исследования
 
Содержание экспериментального исследования
 
 
Уметь:
 
Проводить теоретическое исследование
 
Проводить эмпирическое исследование
 
Проводить экспериментальное исследование
 
 
Владеть:
 
Навыками проведения теоретическое исследование
 
Навыками проведения эмпирическое исследование
 
Навыками проведения экспериментального исследования
 
 
 
ОПК-2: владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий 
 
Знать:
 
Электронные базы данных научных исследований
 
Методы коммуникативных технологий исследования
 
Этику научного исследования
 
 
Уметь:
 
Пользоваться электронными базами данных в научных исследованиях
 
Применять коммуникативные технологии исследования
 
Применять этику научного исследования
 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Владеть:
 
Навыками использования электронных база данных в научных исследованиях
 
Навыками применения коммуникативных технологий исследования
 
Навыками применения этики научного исследования
 
 
 
ОПК-3: способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований 
 
Знать:
 
Переменные исследования: зависимые, независимые и побочные
 
Понятие фактуального описания результатов исследования
 
Виды представления результатов и интерпретации
 
 
Уметь:
 
Выделять зависимые, независимые и контролировать побочные переменные в исследовании
 
Проводить фактуальное описание результатов исследования
 
Выбирать виды представления результатов исследования и их интерпретации
 
 
Владеть:
 
Навыками выделения зависимых, независимых и контроля побочных переменных
 
Навыками проведения фактуального описания результатов исследования
 
Навыками выбора вида представления результатов и их интерпретации
 
 
 
ПК-1: Способен осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных  исследованиях и инновационных разработках 
 
Знать:
 
Методы теоретического анализа исследований
 
Критерии научного знания
 
Историю и современные методологические подходы научного исследования и их принципы
 
 
Уметь:
 
Применять методы теоретического анализа исследования
 
Выделять и учитывать в исследовании критерии научного исследования
 
Разбираться в методологических подходах в научных исследованиях
 
 
Владеть:
 
Навыками применения методов теоретического анализа результатов исследований
 
Навыками выделения и учета в исследовании критериев научного исследования
 
Навыками понимания и выделения методологических подходов в научных исследованиях
 
 
 
ПК-2: Способен использовать методы сравнительного анализа, формирующего педагогического эксперимента для проведения самостоятельного исследования в области образования 
 
Знать:
 
Классификацию методов исследования в педагогике и психологии
 
Содержание сравнительного анализа
 
Основы планирования и проведения формирующего педагогического эксперимента
 
 
Уметь:
 
Выбирать  согласованные друг с другом методы организации, сбора данных и интерпретации результатов исследования
 
Применять сравнительный анализ в исследовании
 
Планировать и проводить формирующий педагогический эксперимент
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора согласованных друг с другом методов организации, сбора данных и интерпретации результатов исследования
 
Навыками проведения сравнительного анализа в исследовании
 
Навыками планирования и проведения формирующего педагогического эксперимента
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3.1.1
историю методологии;
3.1.2
парадигмы современного научного исследования;
3.1.3
общенаучные принципы и методы исследования;
3.1.4
виды научного исследования.
3.1.5
классификацию  и особенности методов исследования; основы планирования и проведения  формирующего педагогического эксперимента
3.1.6
виды представления результатов и интерпретации;
3.1.7
Способы оценки границ применимости  и  рисков их  внедрения в образовательной и  социокультурной среде
3.1.8
способы и информационных и коммуникационных технологий; нормы этики и культуры  научного исследования.
3.1.9
теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности на основе критического  обзора исследований в области образования и педагогики
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить теоретическое, эмпирическое и экспериментальное исследование;
3.2.2
выбирать методы, методологические основы, исходя их задач исследования;
3.2.3
интерпретировать результаты исследования
3.2.4
3.2.5
интерпретировать и представлять результаты исследования.
3.2.6
применять методы организации, сбора данных и интерпретации результатов исследования, в том числе метод сравнительного анализа в исследовании.
3.2.7
самостоятельно планировать и проводить формирующий педагогический эксперимент.
3.2.8
пользоваться электронными базами данных в научных исследованиях с соблюдением норм тики  и культуры научного  исследования
3.2.9
анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных;
3.2.10
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности
3.2.11
проводить фактуальное описание результатов исследования с выделения зависимых, независимых и контроля побочных переменных
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проведения теоретического, эмпирического и экспериментального исследований;
3.3.2
навыками понимания и выделения методологических подходов в научных исследованиях и инновационных разработках
3.3.3
опытом применения экспериментальных и теоретических методов исследования в профессиональной деятельности на основе критического обзора исследований
3.3.4
навыками применения информационных и коммуникационных технологий исследования и использования электронных баз данных
3.3.5
навыками представления результатов и их интерпретации с оценкой границ применимости, рисков внедрения и перспективой дальнейших  исследований
3.3.6
навыками проведения сравнительного анализа в исследовании; организации формирующего педагогического эксперимента.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие методологии и научные парадигмы в общей педагогике.

 
1.1
История методологии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
1.2
История методологии. Научные парадигмы, общенаучные принципы и принципы педагогического исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1.3
Научные парадигмы и концепции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
1
0
 
1.4
Общенаучные принципы и принципы педагогического исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3
1
0
 
1.5
История методологии. Научные парадигмы, общенаучные принципы и принципы педагогического исследования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 2. Современная методология и принципы научного исследования в общей педагогике.

 
2.1
Современная методология /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
2.2
принципы научного исследования в общей педагогике /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3
1
0
 
2.3
Новые критерии научного знания: прагматизм, инструментализм и др. Современные научные подходы в педагогике. Научная этика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
2.4
Новые критерии научного знания: прагматизм, инструментализм и др. Современные научные подходы в педагогике. Научная этика. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 3. Виды научного исследования и научных результатов в общей педагогике.

 
3.1
Планирование теоретического, эмпирического и экспериментального исследования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
3.2
Планирование, проведение теоретического, эмпирического и экспериментального исследования, Интерпретация и представление результатов исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
3.3
Планирование, проведение теоретического, эмпирического и экспериментального исследования, Интерпретация и представление результатов исследования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Понятие методологии.

2.Соотношение понятий методология, метод, методика.

3.Уровни методологического знания.

4.Понятие парадигмы в науке.

5.Общенаучные принципы исследования.

6.Научные принципы в педагогических исследованиях.

7.Теория деятельности как методологический подход.

8.Комплексный подход в человекознании Б.Г.Ананьева.

9.Субъектный подход в педагогическом исследовании.

10.Развитие методологии науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

11.Рефлексивность современного научного знания.

 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
12.Соотношение естественно-научного  и герменевтического подходов в педагогическом исследовании.

13.И.Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательств и опровержения.

14.Новые критерии научного знания: прагматизм, инструментализм и др.

15.Старые дихотомии в современных методологических подходах: фаллибизм, релятивизм и операционализм, номинализм, реализм, рационализм, интуитивизм.

16.Классификация методов исследования.

17.Структура научной теории.

18.Понятия единичный факт, эмпирическое обобщение, закономерность, закон, теория, концепция, модель.

19.Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.

20.Методы теоретического исследования.

21.Этапы научного исследования.

22.Виды исследования. Классификации.

23.Понятия «объекта», «предмета» исследования.

24.Постановка проблемы и выдвижение гипотезы.

25.Виды экспериментального исследования.

26.Внешняя и внутренняя валидность эксперимента.

27.Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность.

28.Переменные: зависимая, независимая и внешние.

29.Экспериментальная выборка и способы ее создания.

30.Методы контроля экспериментальных переменных.

31.Интерпретация и представление результатов исследования.

32.Научная этика в исследовании.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1.Теория деятельности как методологический подход.

2.Комплексный подход в человекознании Б.Г.Ананьева.

3.Теоретические основы возрастного подхода в психологии и педагогике.

4.Основные научные принципы и теоретические основы системного подхода в психологии и педагогике.

5.Понятие причинности и детерминизма в методологии науки.

6.Развитие методологии науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Рефлексивность современного научного знания.

7.Соотношение естественно-научного  и герменевтического подходов в педагогическом исследовании.

8.Методологические принципы в гуманистических науках: детерминизма, развития, системности, единства деятельности и сознания.

9.Принципы верифицируемости и фальцифицируемости гипотез.

10.И.Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательств и опровержения.

11.Новые критерии научного знания: прагматизм, инструментализм.

12.Старые дихотомии в современных методологических подходах: фаллибизм, релятивизм и операционализм, номинализм, реализм, рационализм, интуитивизм.

Портфолио.

Написать введение научно-квалификационной работе и составить план научного исследования проблемы по выбранное теме.

Провести пилотажное исследование и представить результаты исследования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дрещинский, В. А. 
Дрещинский, В. А.  Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472413
Юрайт, 2021
 
Л1.2
Методология педагогического исследования: учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 105 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07865-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437925 
, 2019
 
 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пещеров, Г. И.
Методология научного исследования [Электронный ресурс] :: учебное пособие / Г. И. Пещеров, О. Н. Слоботчиков. — Электрон. текстовые данные. — Москва : Институт мировых цивилизаций, 2017. — 312 c. — 978-5-9500469-0-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77633.html 
Институт мировых цивилизаций, 2017.
 
Л2.2
Афанасьев, В. В.  Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472343 
Юрайт, 2021
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ключко, О.И. Методология и методы научного исследования [Презентация]. - URL: https://prezentacii.org/prezentacii/psihologia/70178-metodologija-i-metody-nauchnogo-issledovanija.html 
 
Э2
Методология научного исследования. Общие принципы [Презентация]. - URL: https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/metodologija-nauchnogo-issledovanija.html
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством 

 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.