2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Теория и практика современного образования_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и практика современного образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамены
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р пед. наук, профессор, Маликов Р.Ш. _________________
 
 
Теория и практика современного образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области теории и практики современного образования, формирование у обучающихся на этой основе способности проводить критический анализ и оценку современных научных достижений в области образования, использовать полученные компетенции в собственных исследованиях, при разработке научно-методических материалов, проектировании программ развития образовательных органиций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности осуществлять критический анализ и оценку современных достижений в области образования и  междисциплинарных областях;
1.4
формирование знаний о работе в российских и международных исследовательских коллективах;
1.5
развитие у обучающихся умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности через изучение теоретических, методологических  основ современного образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающийся использует знания, умения, навыки, способы деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущих уровнях образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Адаптационная дисциплина
2.2.2
История и философия науки
2.2.3
Педагогика высшей школы
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.7
Технологии электронного образования
2.2.8
Методология подготовки к ГИА
2.2.9
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего
2.2.10
образования
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.13
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.14
Педагогическая практика
2.2.15
Адаптационная дисциплина
2.2.16
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.17
Педагогическая практика
2.2.18
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.19
Технологии электронного образования
2.2.20
Методология подготовки к ГИА
2.2.21
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего
2.2.22
образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-7: способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития 
 
Знать:
 
критерии  анализа образовательной деятельности организаций  посредством экспертной оценки и проектирования программы их развития
 
методы  экспертной оценки образовательной деятельности организации и проектирования программы их развития
 
технологию проведения экспертной оценки  образовательной деятельности организаций  и проектирования программы их развития
 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Уметь:
 
определять критерии анализа образовательной деятельности организаций посредством  экспертной оценки и проектирования программы их развития
 
использовать методы экспертной оценки образовательной деятельности организаций  и проектирования программы их развития
 
применять методики и технологии  анализа образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектирования программы их развития
 
 
Владеть:
 
критериями осуществления  анализа образовательной деятельности организации посредством экспертной оценки и проектирования программы их развития
 
навыками использования методов   экспертной оценки образовательной деятельности организаций и проектирования программы их разаития
 
навыками применения технологии анализа образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектирования программы их развития
 
 
 
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях 
 
Знать:
 
критерии  анализа и оценки современных научных  достижений при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
приемы и методы осуществления критического анализа и оценки современных научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том  числе междисциплинарных областях
 
методики и технологии осуществления   критического анализа и оценки современных научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том  числе междисциплинарных областях
 
 
Уметь:
 
определять критерии осуществления критического анализа и оценки научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
использовать приемы и методы осуществления критического анализа и оценки научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
применять методики и технологии осуществления  критического анализа и оценки научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
 
Владеть:
 
критериями  осуществления критического  анализа и оценки научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
навыками использования приемов и методов осуществления   критического  анализа и оценки научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
способностью осуществлять критический  анализ и оценку научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
 
 
УК-3: готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач 
 
Знать:
 
российские и международные исследовательские коллективы, методы анализа и оценки современных научных достижений,  новые идеи решения задач в междисциплинарных областях
 
условия участия в научно-исследовательской деятельности научного сообщества
 
научные принципы организации и проведения исследовательской работы в российских и международных проектах
 
 
Уметь:
 
находить информацию об условиях участия в деятельности российских и зарубежных исследовательских коллективов
 
анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач
 
оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов среди участников российских и международных научных сообществ
 
 
Владеть:
 
знаниями об особенностях  проведения  исследовательской работы и участия в российских проектах
 
навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в том числе междисциплинарного характера
 
навыками планирования своей профессио-нальной деятельности в сфере научных исследований проблем профессионального   образования
 
 
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
ПК-3: Способен разрабатывать комплексы научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
Знать:
 
правила и критерии  разработки научно -методических материалов и учебных пособий в области образования
 
требования к содержанию и структуре научно-методических и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
виды научно-методических материалов и учебных пособий
 
 
Уметь:
 
применять правила и критерии  разработки научно -методических материалов и учебных пособий в области образования
 
разрабатывать содержание и структуру научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
оформлять разные виды научно-методических материалов и пособий
 
 
Владеть:
 
критериями и првилами разработки  научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
приемами и методами разработки  научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
навыками разработки научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы анализа и оценки современных научных достижений при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
3.1.2
теоретико-методические основы проектирования содержания учебно-методических материлов и учебных пособий с учетом научных знаний в области образования
3.1.3
особенности представления результатов научной деятельности в российских и международных исследовательских коллективах
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов
3.2.2
учитывать при решении исследовательских и практических задач культуру и особенности организации исследовательской работы в российских и международных проектах
3.2.3
разрабатывать комплексы научно-методических материалов с использованием современных научных знаний в области образования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера,решения научных и научно-образовательных задач
3.3.2
навыками разработки учебно-методических материалов с использованием современных научных знаний в области образования
3.3.3
знаниями об особенностях работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Теория и практика современного образования

 
1.1
Анализ феномена «образование» и его особенности на современном этапе развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-1 УК-3 ПК-3 ОПК-7
1
0
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1.2
Компетентностный подход, гуманитарный дискурс и открытое образование.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-1 УК-3
1
0
 
1.3
Фонды и организации, предоставляющие гранты в России: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

Фонд "Русский мир"

Гранты Президента Российской Федерации

Фонд некоммерческих программ.

Благотворительный фонд В. Потанина

Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева

Министерство науки и высшего образования Российской федерации.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»

Российская Академия Наук и др.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5

36
УК-1 УК-3 ПК-3 ОПК-7
1
0
 
1.4
Формы организации и оформления научного знания (научно-методических материалов, учебных пособий).   /Пр/
Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-1 УК-3
1
0
 
1.5
Приоритетные проекты в сфере образования в РФ». Национальный проект: Цифровое образование" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1 УК-3
1
0
 
 
Раздел 2. Непрерывное образование в современном российском контексте

 
2.1
Методология исследований непрерывного образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5

12
УК-1 УК-3
1
0
 
2.2
Анализ теории и практики непрерывного  образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-1 УК-3 ПК-3 ОПК-7
1
0
 
2.3
Непрерывное образование в современном российском контексте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2 Э3 Э5

4
УК-1 УК-3
1
0
 
2.4
Цифровая трансформация образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-1 УК-3 ПК-3 ОПК-7
1
0
 
2.5
Интернационализация образования. Сетевые практики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-1 УК-3
1
0
 
2.6
Проектный подход в проектировании программ развития образовательной организации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1 ПК-3 ОПК-7
1
0
 
2.7
Стратегическое партнерство образования и науки как базовые условия инновационного развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-1 УК-3 ПК-3 ОПК-7
1
0
 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
2.8
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
УК-1 УК-3 ПК-3 ОПК-7
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Понятие научной теории. Специфика гуманитарной теории.

2. Образовательная теория как вид гуманитарного знания.

3. Образовательная теория в контексте проблем педагогического знания.

4. Эволюция теоретического знания в образовании.

5. Образовательные теории в контексте социального и гуманитарного знания.

6. Образовательные теории в парадигмах воспроизводства и развития.

7. Проблемы современного образования и педагогическое знание.

8. Соотношение теоретического знания и образовательной практики.

9. Предмет образовательной теории: деятельность, психические функции, содержание образования и др.

10. Основные отечественные образовательные теории и их авторы (К.Д.Ушинский, С.И.Гессен, А.С.Макаренко, П.Я.Гальперин, П.П.Блонский, В.В.Давыдов).

11. Основные зарубежные образовательные теории и их создатели (М.Монтессори, П.Наторп, Д.Дьюи, Р.Штайнер и др.).

12. Проблема использования зарубежных теорий в отечественном образовании.

13. Традиции и новации в образовательной теории.

14. Психологические и социальные теории в контексте педагогического знания.

15. Образовательные теории в гуманитарном образовании.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Кейс-задача.

Анализ конкретной ситуации.

1. На конференции к Вам подошли с вопросами о сути полученных результатов НИОКР. Как Вам поступить?

Варианты:

1. Отказаться отвечать неофициально

2. Все рассказать, что знаете

3. Рассказать только об итогах, умалчивая о деталях

4. Пригласить для детального разговора в лабораторию

Анализ конкретной ситуации

Поступает предложение принять интересующегося полученными Вами результатами в лабораторию

Как Вам подготовиться к встрече?

1. Узнать про персону и его организацию все из открытых источников

2. Если это зарубежный посетитель, то попросить информацию в компетентных органах

3. Подать заявку на патент так, чтобы успеть получить приоритетную справку до встречи

4. Обратиться в юридическую компанию или в региональную структуру за помощью в сопровождении договора о конфиденциальности которую Вы предложите подписать визитеру

Анализ конкретной ситуации

На основании полученной информации о предстоящей встрече составить вопросы, которые Вы хотели бы выяснить у визитера:

• Почему возник интерес к Вашим результатам?

• Какова должна быть Ваша стратегия, исходя из возможных интересов?

• Насколько важны для Вас вопросы интеллектуальной собственности?

• Что нужно сделать для обеспечения такой охраны интеллектуальной собственности, чтобы имело смысл продолжать вести переговоры с визитером?

• Как распределить права интеллектуальной собственности между авторами?

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Горшков М.К.
Непрерывное образование в современном контексте : монография / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 200 с. — (Серия : Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-08241-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441540 : монография
Москва: Юрайт, 2019
 
Л1.2
Байкова, Л.А.
Актуальные проблемы современного образования : учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова, Е. В. Богомолова, Т. В. Еременко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11330-3. — URL : urait.ru/book/aktualnye-problemy-sovremennogo-obrazovaniya-445056: учебное пособие
Москва: Юрайт, 2019
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ксензова, Г. Ю. 
Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования : учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06899-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442099 
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л2.2
Алдошина, М. И
Современные проблемы науки и образования: учебное пособие для вузов / М. И. Алдошина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12038-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/49423
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Тренды современного образования. Презентация. Режим доступа:https://infourok.ru/prezentaciya-trendi-sovremennogo-obrazovaniya-2065065.html 
 
Э2
Ведущие образовательные стратегии в теории и практике современного образования. Презентация. Режим доступа: https://ppt-online.org/134409 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная педагогическая электронная библиотека.  – URL: http://elib.gnpbu.ru 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной  дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.  На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; решение кейс-задач.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование  как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины;  разбор кейс-задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные документы и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 11
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.