2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Методология подготовки к ГИА_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология подготовки к ГИА
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
2 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
18
18
18
18
Итого
36
36
36
36
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.пед.н.,  проф. , Маркова Н.Г. _________________
 
 
Методология подготовки к ГИА
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научных исследований.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
1.4
формирование способности осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных исследованиях и инновационных разработках;
1.5
ввести обучающихся в проблемное поле организации и проведения научных исследований;
1.6
провести обзор нормативных документов, положений о нормоконтроле, используемых в написании научных работ;
1.7
провести анализ сущностных характеристик организации и проведения научных исследований;
1.8
раскрыть содержание и пути становления научной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и философия науки
2.1.2
Научно-исследовательская деятельность
2.1.3
Методы диагностики психолого-педагогического исследования
2.1.4
Общая педагогика, история педагогики и образования
2.1.5
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.6
История образования в Республике Татарстан
2.1.7
Методология научного исследования (в общей педагогике)
2.1.8
Теория и практика современного образования
2.1.9
Методы диагностики психолого-педагогического исследования
2.1.10
История образования в Республике Татарстан
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях 
 
Знать:
 
структуру исследовательских и практических задач
 
этапы проведения педагогического исследования
 
методологию пелагогического исследования
 
 
Уметь:
 
составлять план педагогического исследования
 
проектировать педагогическое исследование
 
оформлять результаты педагогического исследования и критически оценивать научные достижения
 
 
Владеть:
 
опытом разработки и организации педагогического исследования
 
навыком анализа полученных результатов научных достижений
 
опытом критического анализа и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач
 
 
 
ПК-1: Способен осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных  исследованиях и инновационных разработках 
 
Знать:
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
современные исследования в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований 
 
основы применения современных исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований 
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований 
 
 
Уметь:
 
применять современные исследования в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных исследованиях
 
применять современные исследования в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных исследованиях и инновационных  разработках
 
разрабатывать конкретные  исследования в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных исследованиях и инновационных  разработках
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных  исследования в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований 
 
навыками использования результатов в собственных исследованиях и инновационных  разработках
 
навыками осуществления критического обзора исследования в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных исследованиях и инновационных  разработках
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структуру исследования;
3.1.2
этапы проведения педагогического исследования;
3.1.3
методологию педагогического исследования;
3.1.4
теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
составлять план педагогического исследования;
3.2.2
проектировать педагогическое исследование;
3.2.3
оформлять результаты педагогического исследования;
3.2.4
анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
3.2.5
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными методами научного исследования в предметной сфере;
3.3.2
навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;
3.3.3
навыками критического анализа и оценки современных научных достижений;
3.3.4
навыками критического обзора исследований в области образования и педагогики.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические основы научного познания

 
1.1
Методологические основы научного познания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1 ПК-1
5
0
 
1.2
Методы научного познания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1 ПК-1
5
0
 
1.3
Методология науки как социально – технологический процесс. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1 ПК-1
5
0
 
1.4
Методология диссертационного исследования. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-1 ПК-1
5
0
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1.5
Методология диссертационного исследования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1 ПК-1
5
0
 
 
Раздел 2. Научно-исследовательская работа

 
2.1
Культура и мастерство исследования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-1 ПК-1
5
0
 
2.2
Подготовка и публикация науч-ной статьи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-1 ПК-1
5
0
 
2.3
Методология диссертационного исследования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1 ПК-1
5
0
 
2.4
Автореферат диссертации и подготовка к защите  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1 ПК-1
5
0
 
2.5
Автореферат как  квинтэссенция диссертации. Стилевые, жанровые, языковые различия ав-тореферата и диссертации. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1 ПК-1
5
0
 
2.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1 ПК-1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания к зачету.

Вопросы:

1. Сформулируйте определение понятия «Методология» в широком и узком смысле этого слова, функции методологии.

2. Перечислите и охарактеризуйте методологические принципы.

3. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно – эм-пирического.

4. Перечислите основные компоненты научного аппарата исследования и дайте крат-кую содержательную характеристику каждого из них.

5. Назовите и охарактеризуйте главные критерии оценки результатов научного иссле-дования.

6. Раскройте сущность понятия «метод». Дайте определение понятию «научный метод».

7. Дайте сущностную характеристику таких методов, как анкетирование, интервьюи-рование, тестирование, экспертный опрос и социометрия.

8. Охарактеризуйте особенности применения методов научной литературы, архивных данных.

9. Сущность и роль метода эксперимента в научном исследовании. Обосновать наибо-лее важные условия эффективности его проведения. Этапы проведения эксперимента.

10. Обоснуйте сущность и специфику теоретического познания. Перечислите его ос-новные формы.

11. Дайте определение таким категориям теоретического познания, как «мышление», «разум», «понятие», «суждение», «умозаключение», «интуиция».

12. Каким основным требованиям должна отвечать любая научная теория?

13. Раскройте особенности использования общенаучных логических методов в науч-ном исследовании.

14. В чем заключается сущность количественных измерений в научном исследовании?

15. Из чего следует исходить, определяя тему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования?

16. Сформулируйте определение понятия «методика исследования». Обоснуйте поло-жение о том, что методика научного исследования всегда конкретна и уникальна.

17. Что следует понимать под систематизацией результатов исследования? Для каких целей проводится апробация результатов научной работы?

18. Какие этапы рассматривает процесс внедрения результатов исследования в практику?

19. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию, логике и методи-ке изложения исследовательского материала в научной работе. Из каких основных частей состоит научная работа?

Задания:

1 вариант: используя положение о НКР аспирантов НГПУ выполнить задание. Задание 1. Прочитайте данное положение. Выделите его значимые части, на основании их предположите, что можно в процессе обучения аспиранту выполнить, где можно принять участие, что будет наиболее весомым в деятельности в будущем.

Задание 2.  Изучите особенности НКР аспирантов. Докажите значимость такой работы. Подтвердите ее своими результатамию

Вариант 2.Познакомьтесь с положением о нормоконтроле к НИР. Задание 1. Разработайте категориальный аппарат по следующим темам: по теме своего исследования, по теме предложенной преподавателем.

Задание 2. Аспиранту предлагается как образец работа по НИР, необходимо в ней найти ошибки, найти места не 

 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
соответствия предъявляемым требованиям данного положения. Все обосновать, используя положение о нормоконтроле по НИР.

Вариант 3. Используя образец "Список вопросов к Госэкзамену" провести анализ. Задание 1. Найдите наиболее легкие задания, обоснуйте, исходя из чего, вы так решили.

Задание 2. Найдите вопросы наиболее трудные для вас, с чем это связано, ответ необходимо обосновать.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Примерная тематика  эссе.

1.Формирование необходимых умений и навыков проведения анкетирования.

2.Специфика проведения опроса в научных исследованиях.

3.Беседа как исследовательский прием. Стратегия и тактика проведения беседы.

4.Искусство задавать вопросы.

5.Проблема установления доверительных отношений.

6.Надежность информации, сообщаемой респондентом.

7.Применение наблюдения в разных видах исследования.

8.Документальные источники как объект изучения .

9.Проблема надежности и валидности тестовых методик.

10.Качественная и количественная информация, и работа с ними.

11.Методы статистического описания данных.

12.Методы графического представления данных.

13.Корреляционный анализ и сферы его применения.

14.Сущность, структура и функции познания.

15.Методология, принципы и методы исследования.

16.Структура проведения исследования.

17.Соотношение диагностирования и научного исследования.

18.Теоретические методы исследования.

19.Методика проведения наблюдения.

20.Методики проведения разных видов опросов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дрещинский, В. А. 
Дрещинский, В. А.  Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472413
Юрайт, 2021
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пещеров Г.И. 
Методология научного исследования [Электронный ресурс] : : учебное пособие / Г.И. Пещеров, О.Н. Слоботчиков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Институт мировых цивилизаций, 2017. — 312 c. — 978-5-9500469-0-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77633.html
Институт мировых цивилизаций, 2017
 
Л2.2
Афанасьев, В. В.  Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472343 
Юрайт, 2021
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Презентация: "Педагогика высшей школы" - http://ppt4web.ru/pedagogika/pedagogika-vysshejj-shkoly.html Дидактика высшей школы
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа  предполагает  развитие исследовательских  способностей. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы являются: формирование и усвоение содержания материала лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, выполнение проектных заданий решение кейс-задач.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися  учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.  Не следует пренебрегать консультациями, которые организует преподаватель по дисциплине во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Форма проведения зачета  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При приеме  зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица (тьютера), оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.