2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Теории обучения и воспитания_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теории обучения и воспитания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Теории обучения и воспитания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.Н. Федекин

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать  у обучающихся компетенции в области теории обучения и воспитания, а также практической готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формировать представления об основных философских, социогуманитарных, естественнонаучных знаний для  ориентирования в современном информационном пространстве в области теории обучения и воспитания
1.4
Формировать представления о профессионально важных качествах будущей профессии, основах мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
1.5
формировать знания и  умения в области организации психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.6
Формировать навыки постановки и решения исследовательских задач в  профессиональной деятельности по заданным критериям в области дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Ациклические виды спорта
2.1.3
Введение в логопедическую специальность
2.1.4
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Коммуникативный практикум
2.1.7
Литература с основами литературоведения
2.1.8
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.9
Логопедия (Дислалия)
2.1.10
Математика и информатика
2.1.11
Общая педагогика
2.1.12
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.13
Психолого-педагогический практикум
2.1.14
Современный русский язык
2.1.15
Социальная педагогика
2.1.16
Специальная педагогика
2.1.17
Циклические виды спорта
2.1.18
Ациклические виды спорта
2.1.19
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.20
Психолого-педагогический практикум
2.1.21
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Концепции современного естествознания
2.2.3
Курсовая работа по модулю 6
2.2.4
Логопедия (Ринолалия)
2.2.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.6
Оногенез речевой деятельности
2.2.7
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.8
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.9
Психопатология
2.2.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.12
Физическая культура и спорт
2.2.13
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.14
Курсовая работа по модулю 7
2.2.15
Логопедия (Алалия)
2.2.16
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.17
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.18
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.19
Политология
2.2.20
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.21
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.22
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.23
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.24
Психолингвистика
2.2.25
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.26
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.27
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.2.28
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.29
Социология
2.2.30
Тренинг педагогического общения
2.2.31
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.32
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.33
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.34
Философия
2.2.35
Экономика
2.2.36
Онтогенез речевой деятельности
2.2.37
Производственная преддипломная практика
2.2.38
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.39
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.40
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.41
Онтогенез речевой деятельности
2.2.42
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.43
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.44
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные категории и понятия теории обучения и воспитания в аспекте формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
критерии применения философских, социогуманитарных, естественнонаучных знаний для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве, в теории обучения и воспитания
 
методологию теории обучения и воспитания  в аспекте формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
Уметь:
 
работать с философской, социогуманитарной, естественнонаучной  литературой; использовать понятийный аппарат для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
анализировать основные характеристики философских, социогуманитарных, естественнонаучных знаний для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе философских, социогуманитарных, естественнонаучных знаний в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по теории обучения и воспитания в аспекте формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
способами анализа философских и социогуманитарных, естественнонаучных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности

 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности 
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья,  для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения 
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья,  для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения 
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья,  для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения 
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
проектировать  психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
 
Владеть:
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
навыками проектирования мероприятий психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
основы дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановкии решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в  профессиональной деятельности
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в  профессиональной деятельности
 
анализировать исследовательские задачи в  профессиональной деятельности по заданным критериям в области дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний
 
оценивать исследовательские задачи в  профессиональной деятельности по заданным критериям в области дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в  профессиональной деятельности
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в  профессиональной деятельности по заданным критериям в области дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний
 
навыками разработки путей решения исследовательских задач  в  профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные категории педагогики в аспекте формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
3.1.2
социальную значимость своей профессии
3.1.3
концепции обучения и воспитания  в аспекте формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
3.1.4
технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями
3.1.5
особенности применения дефектологических, психолого-педагогических, лингвистических знаний для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; методики исследования речевой деятельности;
3.1.6
методы  постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать понятийный аппарат педагогики для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационно-образовательном пространстве
3.2.2
обосновывать собственную позицию при анализе педагогических проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе
3.2.3
оценивать профессионально-важные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности
3.2.4
осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями;
3.2.5
применять  технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями
3.2.6
осуществлять выбор методов и методик исследования, описывать и представлять результаты решения исследовательских задач
3.2.7
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3.1
теоретическими основами педагогики при анализе и решении проблем  обучения и воспитания
3.3.2
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности и профессионально важными качествами
3.3.3
навыками психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.3.4
навыками постановки и решения исследовательских задач в  профессиональной деятельности по заданным критериям в области дефектологических, психолого-педагогических знаний.
3.3.5
гогических знаний.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современные дидактические концепции и теории обучения

 
1.1
Отечественные и зарубежные теории и системы обучения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
1.2
Дидактические теории и системы. Виды дидактических теорий и систем /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
1.3
Общие основы системно-синергетической теории обучения /Ср/
Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

4
ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
1.4
Современные теории обучения: проблемное, личностно-ориентированное, развивающее обучение /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4 Э5

6
ОПК-1 ОПК-4 ОК-1
2
0
 
1.5
Современные дидактические концепции и теории обучения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
1.6
Теория системно-деятельностного подхода в обучении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4 Э5

6
ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
 
Раздел 2.  Теории и концепции воспитания

 
2.1
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.2
Базовые теории воспитания и развития личности. Понятие о воспитательных системах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-1 ОПК-4
2
0
 
2.3
Традиции и инновации в функционировании воспитательной системы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

6
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.4
Понятие о воспитательных системах  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.5
Концепция личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

8
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.6
Воспитательная система школы: концепции и теории /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

8
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.7
Авторская школа как образец воспитательной системы современной школы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.8
Современные  воспитательные теории и концепции концепции /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

8
ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.9
Методы и технологии воспитания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.10
Целостный педагогический процесс, его противоречия и способы их разрешения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.11
Содержание воспитательной работы. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.12
Воспитательная среда образовательной организации. Педагогическое взаимодействие в воспитании. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

7
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
2.13
Все разделы и темы дисциплины /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-1 ОПК-4 ПК-8 ОК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация. Вопросы к экзамену

1. Общее понятие о дидактических теориях, концепциях и системах, их обусловленность философскими позициями создателей.

2. Дидактические теория  проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов).

3. Дидактические теория  развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).

4. Дидактические теория программированного обучения (В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, Н.Ф.Талызина).

5. Дидактическая теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский).

6. Дидактическая теория развития познавательного интереса в обучении (Г.И.Щукина).

7. Дидактическая теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина - Н.Ф.Талызина).

8. Зарубежные дидактические теории  (Д.Дьюи, О.Френе, Вальдорфская школа).

9. Теория личностно-ориентированного обучения.

10.Общие основы системно-синергетической теории обучения (Н.М.Таланчук).

11. Концепция личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).

12. Философско-антропологическая концепция воспитания (Библер В.С.).

13. Синергетическая  концепция воспитания (Игнатова В.А.).

14. Концепция системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).

15. Педагогическая концепция воспитания как компонент социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородовой Л. В.).

16. Теория многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев).

17. Концепция культурологического подхода (В.С. Библер, Е.В.Бондаревская).

18. Концепция аксиологического подхода (А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов).

19. Отечественные и зарубежные теории и системы обучения и воспитания.

20. Базовые теории воспитания и развития личности. Понятие о воспитательных системах.

21. Концепция педагогической интеграции. Теория интеграции.

22. Теория проектного обучения.

23. Социокультурная концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург).

24. Воспитательная система школы: концепции и теории.

25. Дидактическая система как отражение сущности дидактической теории.

26. Классификации методов, форм, средств воспитания в современной педагогике.

27. Основные виды воспитания, их сравнительная характеристика.

28. Концепции воспитания: история и современность.

29. Анализ дидактических систем обучения в современных авторских школах.

30. Альтернативные  формы  организации  современного обучения.

31. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности.

32. Закономерности  и  принципы  воспитания:  понятие, классификации, характеристика.

33. Движущие силы воспитания.

34. Современные подходы к постановке целей и задач воспитания.

35. Источники и структурные компоненты содержания воспитания.

36. Содержание воспитательной деятельности педагога.

37. Современные формы воспитания, их классификация.

38. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.

39. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы.

40. Характеристика воспитательных систем (на выбор обучающегося).  

Задание.

Подготовить проблемно-тематический отчет по изученным литературно-педагогическим источникам.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Кейс-задачи:

Задача 1

1. Обобщенная формулировка задачи

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растёт число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации в школе решено создать «Справочник для родителей» (по начальной, средней и основной школе, соответственно).

2. Задание студенту

Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов.

Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий «бизнес-план» по осуществлению проекта на практике.

Задача 2

1. Обобщенная формулировка задачи

Вас не удовлетворяет традиционная пятибалльная система текущей и итоговой аттестации по вашему предмету. Она не позволяет в должной степени развивать самоанализ и самооценку обучающихся, дает мало простора для экспертной оценки, часто неверно интерпретируется родителями.

2. Задание студенту

Разработайте проект (формы оценок, оценочные процедуры и критерии) собственной системы текущей и итоговой аттестации учащихся, которая была бы совместимой с традиционным «балльным подходом», давала бы вам значительно более широкие возможности взаимодействия с обучающимися и их родителями.

Задача 3

1. Обобщенная формулировка задачи

В регионе, как показывают исследования, отмечается низкий уровень удовлетворенности населения качеством среднего образования.

2.Задание студенту

Разработайте проект мероприятий по улучшению качества образования в регионе.

Задача 4

1. Обобщенная формулировка задачи

В школе №№ в большинстве классов наблюдается низкая посещаемость родительских собраний. Одним из самых распространенных объяснений непосещения собраний родители называют их занятость на работе.

2.Задание студенту

Разработайте проект по налаживанию взаимодействия школы и семьи.

Задача 5

1. Обобщенная формулировка задачи

Володя Малышев, обучающиеся 7б класса стал систематически прогуливать уроки физической культуры. По остальным предметам особых проблем у него не возникает.

2.Задание студенту

Разработайте рекомендации классному руководителю по решению этой проблемы.

Темы рефератов

1. Идея системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова)

2. Концепция личностного подхода  в воспитании

3. Концепция гуманистического подхода  к построению отношений в воспитательном процессе;

4. Средовой подход в воспитательной деятельности•

5. Гуманизация и гуманитаризация образования - важнейшее направление в новых социокультурных условиях информационной цивилизации.

5. Сущность гуманизации и гуманитаризации образования, основные концептуальные подходы к их трактовке.

6. Теории гуманистических ценностей и их реализация в концепциях гуманизации содержания образования и воспитательном процессе современной школы

7. Антропокосмическая концепция воспитания и ее интерпретация в гуманистических теориях педагогики.

8. Теории единства научной и художественной картины мира и целостности личности как научная основа гуманитаризации образования.

9. Соотношение теории обучения и теории воспитания

10. Теория деятельностно-личностного подхода

11. Сущность системного подхода в воспитании

12. Системный подход к изучению особенностей развития ребенка

13. Теория деятельностно-личностного подхода.

14. Учет субъектно-деятельностного подхода при выборе и реализации технологий воспитания

15. Базовые теории воспитания и развития личности.

16. Концепция культуры М. Бахтина

17. Школа диалога культур В.С. Библера

18. Отечественные и зарубежные теории и системы обучения и воспитания

19. Социокультурная концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург)

20. Зарубежные дидактические теории  

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Канке, В.,А.
Теория обучения и воспитания : учебник и практикум / В. А. Канке. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-01217-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433240: учебник и практикум
Москва, Изательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гребенюк, О.С.
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429118 
— Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Ситаров, В. А. 
Теория обучения. Теория и практика: учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425332
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
ФГОС, ч.3: Три компонента ФГОС, которые должен знать каждый Учитель.  Видеолекции.- URL:  https://www.youtube.com/watch?v=7jw8siuOP4U
 
Э2
Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС.  Видеолекции. - Инфоурок URL: https://www.youtube.com/watch?v=iVlPL9D_mWg
 
Э3
Сущность, закономерности и принципы воспитания.  Видеолекции. -  URL:  https://www.youtube.com/watch?v=2ZUlwZx1lRY
 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.3
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.5
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.6
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной  дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи  и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка проблемных вопросов, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание реферата, эссе.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: тестирование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; проверка письменных домашних заданий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.