2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Основы развивающего обучения_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы развивающего обучения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р пед. наук, профессор, Маликов Р.Ш. _________________
 
 
Основы развивающего обучения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области основ развивающего обучения, содействие становлению профессиональной компетентности обучающихся на основе формирования у них системы знаний о реализации деятельностного подхода в образовании, формирование у обучающихся на этой основе
1.2
готовности организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук, способности моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя, способности обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося, способности использовать методы сравнительного анализа, формирующего педагогического эксперимента для проведения самостоятельного исследования в области образования.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
формирование готовности организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук;
1.5
формирование способности моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
1.6
формирование способности обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
1.7
формирование способности использовать методы сравнительного анализа, формирующего педагогического эксперимента для проведения самостоятельного исследования в области образования;
1.8
формирование представлений о деятельностном подходе в образовании;
1.9
ознакомление обучающихся с теорией и практикой реализации деятельностного подхода в образовании;
1.10
ознакомление обучающихся с оригинальными текстами ученых по реализации деятельностного подхода в образовании;
1.11
формирование навыка анализа образовательных программ, построенных на разных теоретических основаниях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающийся использует знания, умения, навыки, способы деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущих уровнях образования.
2.1.2
Математические методы в педагогическом исследовании
2.1.3
Методология научного исследования (в общей педагогике)
2.1.4
Психология высшей школы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.3
Педагогическая практика
2.2.4
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.5
Технологии электронного образования
2.2.6
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего
2.2.7
образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук 
 
Знать:
 
требования к результатам исследовательской деятельности
 
этапы развития научной мысли в области педагогики и образования
 
особенности организации группового взаимодействия
 
 
Уметь:
 
ставить перед коллективом исследовательские цели и задачи
 
распределять задачи по организации исследования между членами коллектива
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
организовывать работу исследовательского коллектива 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа и интерпретации полученных данных 
 
навыками представления результатов исследования широкой педагогической и научной общественности
 
навыками подготовки практикоориентированных рекомендаций на основе теоретического исследования
 
 
 
ОПК-5: способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя 
 
Знать:
 
основные понятия: «учебная деятельность», «структура учебной деятельности», «приемы организации индивидуальной и совместной деятельности»; «уровни развития игровой, учебной деятельности», «структура игровой, учебной деятельности», «субъект игровой, учебной деятельности»;
 
назначение учебного сотрудничества и формы его организации на уроке
 
логику построения учебного процесса в системе развивающего образования
 
 
Уметь:
 
анализировать эффективность работы педагога по организации им детской деятельности
 
организовывать учебную деятельность
 
организовывать игровую, предметную, продуктивную, культурно-досуговую деятельность
 
 
Владеть:
 
навыками организации индивидуальной и совместной деятельности детей для достижения целей развития
 
навыками анализа успешности освоения ребенком разных видов деятельности
 
навыками анализ успешности организации разных видов деятельности другими участниками образовательного процесса
 
 
 
ОПК-6: способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося 
 
Знать:
 
современные образовательные технологии
 
современные методы и средства обучения и воспитания
 
требования к личностным, предметным, метапредметным результатм образования
 
 
Уметь:
 
анализировать  современные образовательные технологии с точки зрения их возможностей  для достижения планируемых уровней личностного и профессионального развития обучающегося
 
подбирать средства диагностики достижения требуемых уровней развития
 
выделять систему учебных действий, осуществляемых учащимися;
 
 
Владеть:
 
навыками проектирования средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития  обучающегося
 
опытом подбора современных методов обучения и диагностики
 
опытом проектирования ситуаций личностного и профессионального развития в учебной деятельности
 
 
 
ПК-2: Способен использовать методы сравнительного анализа, формирующего педагогического эксперимента для проведения самостоятельного исследования в области образования 
 
Знать:
 
принципы работы и сферы применения качественных, количественных и смешанных методов исследования применительно к развивающим программам обучения
 
достоинства и ограничения различных качественных, количественных и смешанных методов и учитывает их в интерпретации результатов собственных исследований или в критическом анализе применительно к развивающим программам обучения
 
методологию исследований в сфере развивающего обучения
 
 
Уметь:
 
использовать современные программные пакеты для работы с данными качественных и количественных исследований
 
подбирать методы анализа данных, релевантные исследованию развивающего обучения
 
интерпретировать результаты исследования, учитывая преимущества и ограничения использованной методологии и конкретных методов анализа данных
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
навыками разработки методов и инструментов педагогических исследований, релевантные исследовательскому вопросу
 
навыками проведения исследования с использованием модифицированного/ разработанного метода
 
навыками составления описания метода, инструментов и результатов исследования в виде доклада
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требования к результатам исследовательской деятельности;
3.1.2
этапы развития научной мысли в области педагогики и образования;
3.1.3
особенности организации группового взаимодействия;
3.1.4
основные понятия: «учебная деятельность», «структура учебной деятельности», «приемы организации индивидуальной и совместной деятельности»; «уровни развития учебной деятельности», «структура учебной деятельности», «субъект учебной деятельности»;
3.1.5
назначение учебного сотрудничества и формы его организации на занятии;
3.1.6
логику построения учебного процесса в системе развивающего образования;
3.1.7
современные образовательные технологии;
3.1.8
современные методы и средства обучения и воспитания;
3.1.9
требования к личностным, предметным, метапредметным результаты образования;
3.1.10
достоинства и ограничения различных качественных, количественных и смешанных методов и учитывает их в интерпретации результатов собственных исследований или в критическом анализе применительно к развивающим программам обучения;
3.1.11
принципы работы и сферы применения качественных, количественных и смешанных методов исследования применительно к развивающим программам обучения;
3.1.12
методологию исследований в сфере развивающего обучения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ставить перед коллективом исследовательские цели и задачи;
3.2.2
распределять задачи по организации исследования между членами коллектива;
3.2.3
организовывать работу исследовательского коллектива;
3.2.4
анализировать эффективность работы педагога по организации им деятельности обучающихся;
3.2.5
организовывать учебную деятельность;
3.2.6
организовывать предметную, продуктивную, культурно-досуговую деятельность;
3.2.7
анализировать современные образовательные технологии с точки зрения их возможностей для достижения планируемых уровней личностного и профессионального развития обучающегося;
3.2.8
подбирать средства диагностики достижения требуемых уровней развития;
3.2.9
выделять систему учебных действий, осуществляемых обучающимися;
3.2.10
использовать современные программные пакеты для работы с данными качественных и количественных исследований;
3.2.11
подбирать методы анализа данных, релевантные исследованию развивающего обучения;
3.2.12
интерпретировать результаты исследования, учитывая преимущества и ограничения использованной методологии и конкретных методов анализа данных.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа и интерпретации полученных данных;
3.3.2
навыками представления результатов исследования широкой педагогической и научной общественности;
3.3.3
навыками подготовки практикоориентированных рекомендаций на основе теоретического исследования;
3.3.4
навыками организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся для достижения целей развития;
3.3.5
навыками анализа успешности освоения ребенком разных видов деятельности;
3.3.6
навыками анализа успешности организации разных видов деятельности другими участниками образовательного процесса;
3.3.7
навыками проектирования средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
3.3.8
опытом подбора современных методов обучения и диагностики;
3.3.9
опытом проектирования ситуаций личностного и профессионального развития в учебной деятельности;
3.3.10
навыками разработки методов и инструментов педагогических исследований, релевантные исследовательскому вопросу;
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3.3.11
навыками проведения исследования с использованием модифицированного/ разработанного метода;
3.3.12
навыками составления описания метода, инструментов и результатов исследования в виде доклада.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода 

 
1.1
Принципы развивающего обучения /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ОПК-5 ОПК-6
2
0
 
1.2
Теория учебной деятельности /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э2 Э3 Э4 Э6 Э7 Э8

6
ОПК-5 ОПК-6
2
0
 
1.3
Концепция теоретического обобщения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э3 Э4 Э5 Э7 Э8

2
ОПК-5 ОПК-6
2
0
 
1.4
Теория субъекта учебной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э6 Э7 Э8

6
ОПК-5 ОПК-6
2
0
 
1.5
Теория субъекта учебной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э6 Э7 Э8

6
ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-2
2
0
 
1.6
Особенности эмпирического и теоретического обобщения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э3 Э5 Э7 Э8

2
ОПК-5 ОПК-6
2
0
 
1.7
Система теоретических понятий как содержание учебной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э5 Э7 Э8

2
ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-2
2
0
 
 
Раздел 2. Реализация деятельностного подхода в образовании

 
2.1
Логика построения учебных предметов в концепции развивающего обучения /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.3

Э5 Э7 Э8

8
ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6
2
0
 
2.2
Структура учебной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.3 Л3.4

Э4 Э7 Э8

2
ОПК-4
2
0
 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
2.3
Формирование универсальных учебных действий /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э3 Э7 Э8 Э9

2
ПК-2
2
0
 
2.4
Формирование субъекта учебной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.4Л3.1 Л3.3 Л3.4

Э7 Э8 Э9

4
ОПК-5 ОПК-6
2
0
 
2.5
Перспективы реализации концепции развивающего обучения Эльконина – Давыдова в современном образовании /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6
2
0
 
2.6
Особенности работы учителя в системе развивающего обучения  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.4Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э3 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-2
2
0
 
2.7
Метапредметные результаты – новый образовательный результат /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.4Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э3 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-2
2
0
 
2.8
Современные подходы к оценке образовательных результатов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.3 Л3.4

Э3 Э7 Э8

4
ОПК-4 ОПК-6
2
0
 
2.9
Компетенции учителя /Ср/
Л1.1Л2.4Л3.3 Л3.4

Э6 Э7 Э8

2
ОПК-4 ОПК-6 ПК-2
2
0
 
2.10
Федеральный государственный образовательный стандарт /Ср/
Л1.1Л2.4Л3.1 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э7 Э8

2
ОПК-4 ОПК-5 ПК-2
2
0
 
2.11
Развивающая образовательная среда /Ср/
Л1.1Л2.4Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э4 Э6 Э7 Э8

4
ОПК-4 ОПК-5 ПК-2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету с оценкой:

1. Роль и место образования в жизни детей и общества.

2. Критика В.В.Давыдовым принципов обучения обучающихся в школе.

3. Различие рассудочно-эмпирического и разумно-теоретического мышления.

4. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

5. Проблема формирования и развития субъекта учебной деятельности.

6. Понятие “учебной задачи”. Пример постановки учебной задачи.

7. Содержание учебной деятельности.

8. Общее строение учебной деятельности.

9. Особенности курса математики в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

10. Особенности курса родного русского языка в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

11. Роль учебного сотрудничества в организации учебной деятельности.

12. Общая характеристика учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

13. Данные об усвоении теоретических знаний детьми, обучавшихся в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

14. Диагностика развития основ теоретического мышления в системе Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.

15. Диагностика УУД.

16. Мифы практики развивающего обучения.

17. Современные проблемы развивающего обучения.

18. Учебная деятельность как квазииследовательская деятельность.

19. Формы совместной деятельности.

20. Варианты неблагополучного развития младших школьников.

21. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).

22. Становление коллективного субъекта учебной деятельности.

 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
23. Формирование учебной самостоятельности в период обучения в школе.

24. Развитие контроля и оценки в школе.

25. Технология и методика организации групповой работы учащихся.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода.

1. Типы мышления и виды обобщения.

2. Разработка проблем развития и учебной деятельности в младшем школьном возрасте в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина.

3. Влияние программ обучения на психическое развитие школьников.

4. Обучение в школе как условие возникновения основных психологических новообразований в младшем школьном возрасте.

5. Особенности построения учебного предмета «Изобразительное искусство» в методике развивающего обучения.

6. Построение учебных предметов и программ обучения по принципам теории учебной деятельности.

Раздел 2. Реализация деятельностного подхода в образовании.

1. Значение контроля и оценки для формирования учебной деятельности и учебного сотрудничества.

2. Психологическое содержание учебных действий контроля и оценки.

3. Диагностика умения учиться.

4. Диагностические приемы и методы определения уровня УУД в начальной школе.

5. Основные особенности теоретического мышления. Рефлексивные возможности младших школьников.

6. Рефлексивное развитие младших школьников. Роль совместной деятельности в этом развитии.

7. Предметная диагностика основ теоретического мышления.

8. Развитие действия моделирования в начальной и основной школе.

9. Диагностика развития компонентов теоретического мышления с помощью задач «на соображение».

10. Мифы о развивающем обучении.

11. Понятие о познавательном интересе. Психологические особенности, показатели, уровни и стадии развития познавательного интереса у школьников.

12. Программа обучения как психолого-педагогическое условие, влияющее на развитие мотивации учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода.

Задание 1. Логико-психологические основы теории учебной деятельности.

1. Развивающее обучение и современное образование.

2. Понятие о развивающем обучении. Различные технологии развивающего обучения.

3. Научные понятия и способ их изложения при построении учебных предметов по методике РО.

4. Психологические особенности учения школьников.

Задание 2. Логико-предметные основы теории учебной деятельности.

1. Методологические и дидактические принципы построения учебных предметов в методике развивающего обучения (РО).

2. Особенности построения учебного предмета «Русский язык» в методике РО.

3. Особенности построения учебного предмета «Математика» в методике РО.

4. Особенности построения учебного предмета «Литература как предмет эстетического цикла» в методике РО.

Задание 3. Совместная учебная деятельность младших школьников.

1. Психологическая природа учебного взаимодействия и сотрудничества.

2. Начало формирования совместной деятельности. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития кооперативных форм учебной деятельности.

3. Совместная учебная деятельность, ее формы.

4. Технология и методика организации групповой работы учащихся

Раздел 2. Реализация деятельностного подхода в образовании.

Задание 4. Развитие субъекта учебной деятельности.

1. Субъект учебной деятельности и его развитие в младшем школьном возрасте.

2. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).

3. Становление коллективного субъекта учебной деятельности.

4. Индивидуализация учебной деятельности в подростковом возрасте.

Задание 5. Развитие учебной самостоятельности школьников.

1. Учебная активность как альтернатива выученной беспомощности

2. Общее представление об учебной самостоятельности.

3. Формирование учебной самостоятельности в период обучения в начальной школе.

4. Развитие контроля и оценки в начальной школе.

Задание 6. Варианты неблагополучного психического развития в младшем школьном возрасте.

1. Неуспевающие младшие школьники.

2. Медлительные и демонстративные дети.

3. Тревожные дети.

4. Дети с задержкой психического развития.

5. Социально дезориентированные дети, дети с семейной изоляцией, вербализм и интеллектуализм у детей, дети с ярко 

 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
выраженными чертами характера.

Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика эссе:

Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода.

1. Что такое развивающее обучение.

2. Что развивает и что не развивает развивающее обучение.

3. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников.

4. Роль сверстников в психическом развитии ребенка.

5. Как формировать и изменять самооценку.

6. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников.

7. Роль кооперации в развитии интеллекта детей.

8. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы.

Раздел 2. Реализация деятельностного подхода в образовании.

1. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования.

2. Две фазы младшего школьного возраста.

3. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников.

4. Особенности моделирования в учебной деятельности подростка.

5. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе.

6. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления.

7. Природные особенности ребенка и трудности учения.

8. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция.

9. Школьные проблемы медлительных детей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сарычев, С. В. 
Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 228 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01697-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438298.
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Далингер, В. А. 
Методика развивающего обучения математике : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Н. Д. Шатова, Е. А. Кальт, Л. А. Филоненко ; под общей редакцией В. А. Далингера. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05734-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441242.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л2.2
Колокольникова, З. У.
Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / З. У. Колокольникова, А. К. Лукина, О. Б. Лобанова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84367.html
Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016
 
Л2.3
Коротаева, Е. В. 
Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429700.
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Клюева, Н. В.
Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Т. Е. Кабанова [и др.] ; под редакцией Н. В. Клюева. — Саратов : Вузовское образование, 2016. — 235 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/42768.html.
Саратов : Вузовское образование, 2016.
 
 
 
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Высоцкая, Е.В. Основы развивающего обучения. Видеолекция. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=SEIfY-sx7Ao.
 
Э2
Конаржевский, Ю.А. Теория развивающего обучения. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=W5lLLs35RyY.
 
Э3
Иванова, Е.Н. Технология развивающего обучения. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=a8U6e-Jjm1g.
 
Э4
Эльконин, Б. Д. Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=slT4Yh8dzlE.
 
Э5
Трубовский, Я.С. Гносеологическая значимость теории развивающего обучения. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=nG9JblJck-o.
 
Э6
Школа родительства "Большая медведица". Онлайн-интенсив для готовности к школе всей семьи. - URL: http://bmshkola.ru/project/chelovek-obuchayushhijsya/.
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э9
Кудина, Г.Н.. Новлянская, З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. - URL: http://www.ro-lit.narod.ru.
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

 
стр. 11
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на 

 
стр. 12
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету с оценкой.

Зачеты с оценкой являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей), а также проверки результатов учебных и производственных практик и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачету с оценкой обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет с оценкой призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету с оценкой обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету с оценкой во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт с оценкой и дней, отведенных на подготовку к зачету с оценкой. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету с оценкой начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет с оценкой, обучающийся может ознакомиться заранее. Форма проведения зачета с оценкой для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета с оценкой. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.

За отведенное на зачете с оценкой время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 13
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.