"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент Гумерова М.М.
ции
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э2 Э3 Э4 Э6 Э7 Э8
Э3 Э4 Э5 Э7 Э8
Э1 Э2 Э6 Э7 Э8
Э6 Э7 Э8
Э3 Э5 Э7 Э8
Э5 Э7 Э8
Э5 Э7 Э8
Э4 Э7 Э8
Э3 Э7 Э8 Э9
Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9
Э3 Э7 Э8 Э9
Э3 Э7 Э8 Э9
Э3 Э7 Э8
Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э7 Э8
Э1 Э2 Э4 Э6 Э7 Э8
Вопросы и задания к зачету с оценкой:
1. Роль и место образования в жизни детей и общества.
2. Критика В.В.Давыдовым принципов обучения обучающихся в школе.
3. Различие рассудочно-эмпирического и разумно-теоретического мышления.
4. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
5. Проблема формирования и развития субъекта учебной деятельности.
6. Понятие “учебной задачи”. Пример постановки учебной задачи.
7. Содержание учебной деятельности.
8. Общее строение учебной деятельности.
9. Особенности курса математики в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
10. Особенности курса родного русского языка в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
11. Роль учебного сотрудничества в организации учебной деятельности.
12. Общая характеристика учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
13. Данные об усвоении теоретических знаний детьми, обучавшихся в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
14. Диагностика развития основ теоретического мышления в системе Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.
15. Диагностика УУД.
16. Мифы практики развивающего обучения.
17. Современные проблемы развивающего обучения.
18. Учебная деятельность как квазииследовательская деятельность.
19. Формы совместной деятельности.
20. Варианты неблагополучного развития младших школьников.
21. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).
22. Становление коллективного субъекта учебной деятельности.
24. Развитие контроля и оценки в школе.
25. Технология и методика организации групповой работы учащихся.
Темы письменных докладов (с обсуждением):
Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода.
1. Типы мышления и виды обобщения.
2. Разработка проблем развития и учебной деятельности в младшем школьном возрасте в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина.
3. Влияние программ обучения на психическое развитие школьников.
4. Обучение в школе как условие возникновения основных психологических новообразований в младшем школьном возрасте.
5. Особенности построения учебного предмета «Изобразительное искусство» в методике развивающего обучения.
6. Построение учебных предметов и программ обучения по принципам теории учебной деятельности.
Раздел 2. Реализация деятельностного подхода в образовании.
1. Значение контроля и оценки для формирования учебной деятельности и учебного сотрудничества.
2. Психологическое содержание учебных действий контроля и оценки.
3. Диагностика умения учиться.
4. Диагностические приемы и методы определения уровня УУД в начальной школе.
5. Основные особенности теоретического мышления. Рефлексивные возможности младших школьников.
6. Рефлексивное развитие младших школьников. Роль совместной деятельности в этом развитии.
7. Предметная диагностика основ теоретического мышления.
8. Развитие действия моделирования в начальной и основной школе.
9. Диагностика развития компонентов теоретического мышления с помощью задач «на соображение».
10. Мифы о развивающем обучении.
11. Понятие о познавательном интересе. Психологические особенности, показатели, уровни и стадии развития познавательного интереса у школьников.
12. Программа обучения как психолого-педагогическое условие, влияющее на развитие мотивации учебной деятельности.
Текущий контроль успеваемости
Комплект заданий для письменной домашней работы:
Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода.
Задание 1. Логико-психологические основы теории учебной деятельности.
1. Развивающее обучение и современное образование.
2. Понятие о развивающем обучении. Различные технологии развивающего обучения.
3. Научные понятия и способ их изложения при построении учебных предметов по методике РО.
4. Психологические особенности учения школьников.
Задание 2. Логико-предметные основы теории учебной деятельности.
1. Методологические и дидактические принципы построения учебных предметов в методике развивающего обучения (РО).
2. Особенности построения учебного предмета «Русский язык» в методике РО.
3. Особенности построения учебного предмета «Математика» в методике РО.
4. Особенности построения учебного предмета «Литература как предмет эстетического цикла» в методике РО.
Задание 3. Совместная учебная деятельность младших школьников.
1. Психологическая природа учебного взаимодействия и сотрудничества.
2. Начало формирования совместной деятельности. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития кооперативных форм учебной деятельности.
3. Совместная учебная деятельность, ее формы.
4. Технология и методика организации групповой работы учащихся
Раздел 2. Реализация деятельностного подхода в образовании.
Задание 4. Развитие субъекта учебной деятельности.
1. Субъект учебной деятельности и его развитие в младшем школьном возрасте.
2. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).
3. Становление коллективного субъекта учебной деятельности.
4. Индивидуализация учебной деятельности в подростковом возрасте.
Задание 5. Развитие учебной самостоятельности школьников.
1. Учебная активность как альтернатива выученной беспомощности
2. Общее представление об учебной самостоятельности.
3. Формирование учебной самостоятельности в период обучения в начальной школе.
4. Развитие контроля и оценки в начальной школе.
Задание 6. Варианты неблагополучного психического развития в младшем школьном возрасте.
1. Неуспевающие младшие школьники.
2. Медлительные и демонстративные дети.
3. Тревожные дети.
4. Дети с задержкой психического развития.
5. Социально дезориентированные дети, дети с семейной изоляцией, вербализм и интеллектуализм у детей, дети с ярко
Текущий контроль успеваемости
Примерная тематика эссе:
Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода.
1. Что такое развивающее обучение.
2. Что развивает и что не развивает развивающее обучение.
3. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников.
4. Роль сверстников в психическом развитии ребенка.
5. Как формировать и изменять самооценку.
6. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников.
7. Роль кооперации в развитии интеллекта детей.
8. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы.
Раздел 2. Реализация деятельностного подхода в образовании.
1. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования.
2. Две фазы младшего школьного возраста.
3. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников.
4. Особенности моделирования в учебной деятельности подростка.
5. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе.
6. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления.
7. Природные особенности ребенка и трудности учения.
8. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция.
9. Школьные проблемы медлительных детей.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету с оценкой.
Зачеты с оценкой являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей), а также проверки результатов учебных и производственных практик и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачету с оценкой обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет с оценкой призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету с оценкой обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету с оценкой во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт с оценкой и дней, отведенных на подготовку к зачету с оценкой. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету с оценкой начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет с оценкой, обучающийся может ознакомиться заранее. Форма проведения зачета с оценкой для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета с оценкой. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.
За отведенное на зачете с оценкой время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.