2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Методы диагностики психолого-педагогического исследования_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы диагностики психолого-педагогического исследования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р пед. наук, профессор, Маликов Р.Ш. _________________
 
 
Методы диагностики психолого-педагогического исследования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой канд. пед. наук, доц. Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области методов диагностики психолого-педагогического исследования, подготовка к усвоению базовых понятий, методов и процедур психолого-педагогической диагностики, являющихся наиболее универсальными и широко используемыми в различных областях научной и прикладной (практической) педагогики и психологии, формирование у обучающихся на этой основе нывыка владения методологией и методами педагогического исследования, способности осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных  исследованиях и инновационных разработках.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование нывыка владения методологией и методами педагогического исследования;
1.4
формирование способности осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных  исследованиях и инновационных разработках;
1.5
усвоение базовых понятий, методов и процедур психолого-педагогической диагностики, являющихся наиболее универсальными и широко используемыми в различных областях научной деятельности и в сфере образования;
1.6
формирование компетенций, позволяющих использовать методы психодиагностики в практической работе преподавателя высшей школы;
1.7
усвоение психометрических (измерительно-статистических) основ психолого-педагогической диагностики, включая представления и методы проверки надежности, валидности, репрезентативности и достоверности психодиагностических измерительных методик и тестов;
1.8
усвоение наиболее популярных и универсальных методик психолого-педагогической диагностики и практики их применения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающийся использует знания, умения, навыки, способы деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущих уровнях образования.
2.1.2
Методология научного исследования (в общей педагогике)
2.1.3
История образования в Республике Татарстан
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.2
Методология подготовки к ГИА
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: владением методологией и методами педагогического исследования 
 
Знать:
 
статистические (психометрические) свойства методик (тестов);
 
типичные ситуации проведения тестирования в системе образования и требования к тестам в таких ситуациях
 
основные понятия психолого-педагогической диагностики
 
 
Уметь:
 
выбирать методы диагностики исходя их задач тестирования
 
интерпретировать результаты методик в вероятностно-статистическом смысле
 
интерпретировать результаты методик в консультативной форме
 
 
Владеть:
 
алгоритмом конструирования стандартизованных методов диагностики
 
навыком представления результатов диагностического обследования
 
навыком анализа трудности тестовых заданий
 
 
 
ПК-1: Способен осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных  исследованиях и инновационных разработках 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Знать:
 
правила и основные принципы обзора научной литературы
 
правила цитирования источников
 
основы метода критического обзора научной литературы
 
 
Уметь:
 
сформулировать исследовательские вопросы для критического обзора научной литературы в области образования и педагогики
 
быстро и эффективно определить круг релевантных источников в своей области исследования, выделить наиболее авторитетные и достоверные
 
систематизировать, анализировать и обобщать информацию, собранную в результате обзора источников в своей области исследования
 
 
Владеть:
 
навыками проведения критического обзора исследований в области образования и педагогики, в смежных областях, междисциплинарных исследований
 
навыком представления результатов обзора в виде доклада
 
навыком использования результатов обзора в собственных исследованиях
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы и методики диагностики, применяемые в системе образования;
3.1.2
основы процедуры психолого-педагогического обследования;
3.1.3
основные понятия психолого-педагогической диагностики;
3.1.4
различия научных и псевдонаучных подходов в психодиагностике;
3.1.5
статистические (психометрические) свойства методик (тестов);
3.1.6
операциональный смысл процедур, направленных на проверку психометрических свойств методик;
3.1.7
требования к уровню подготовки разработчиков методов диагностики.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
практически проводить методики, предназначенные для диагностики уровня знаний обучающихся;
3.2.2
выбирать методы диагностики исходя их задач тестирования;
3.2.3
интерпретировать результаты методик в вероятностно-статистическом смысле;
3.2.4
интерпретировать результаты методик в консультативной форме.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками составления и анализа тестовых задач;
3.3.2
навыком по формулировке спецификации теста;
3.3.3
навыком конструирования методов диагностики;
3.3.4
навыком расчета тестовых норм;
3.3.5
навыком анализа тестовых заданий на трудность.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику.

 
1.1
Предмет, объект, история и задачи психолого-педагогической диагностики. Тесты достижений, история тестов достижений. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
1.2
Предмет, объект, история и задачи психолого-педагогической диагностики. Тесты достижений, история тестов достижений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1.3
Основные диагностические подходы. Классификация психодиагностических методов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
1.4
Основные диагностические подходы. Классификация психодиагностических методов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
1.5
Профессионально-этические нормы  и принципы работы при проведении тестирования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
1.6
Профессионально-этические нормы  и принципы работы при проведении тестирования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Стандартизация теста. Построение тестовой шкалы. Основные психометрические характеристики теста.

 
2.1
Анализ пунктов теста на трудность. Тестовые нормы. Стандартизация тестов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.2
Создание проекта теста учебных достижений в форме таблицы спецификации. Формы тестовых заданий. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.3
Анализ пунктов теста на трудность. Тестовые нормы. Стандартизация тестов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.4
Построение первичной формы теста. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.5
Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.6
Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.7
Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, дискриминативность. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.8
Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, дискриминативность. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.9
Лексический анализ заданий теста. Отбор тестовых заданий и создание окончательного варианта теста учебных достижений. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.10
Лексический анализ заданий теста. Отбор тестовых заданий и создание окончательного варианта теста учебных достижений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
2.11
Компьютерное тестирование. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.12
Организация мониторинга и диагностика учебных достижений обучающихся. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
2.13
Организация мониторинга и диагностика учебных достижений обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ОПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету с оценкой:

Вопросы:

1. Предмет, объект, история и задачи психолого-педагогической диагностики.

2. Тесты достижений, история тестов достижений.

3. Основные диагностические подходы.

4. Классификация психодиагностических методов.

5. Профессионально-этические нормы  и принципы работы при проведении тестирования.

6. Анализ пунктов теста на трудность.

7. Тестовые нормы. Стандартизация тестов.

8. Создание проекта теста учебных достижений в форме таблицы спецификации. Формы тестовых заданий.

9. Построение первичной формы теста.

10. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность.

11. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, дискриминативность.

12. Лексический анализ заданий теста. Отбор тестовых заданий и создание окончательного варианта теста учебных достижений.

13. Компьютерное тестирование.

14. Организация мониторинга и диагностика учебных достижений обучающихся.

Задания:

1. Составить четыре тестовых задания с тремя вариантами ответов.

2. На основе наблюдения за ребенком и диагностики составить характеристику типа школьной зрелости (с конкретными примерами ситуаций).

3. Составить кроссворд по теме «Психологическая готовность к школе» (10-12 вопросов).

4. Подготовить материал для проведения консультации родителей будущих школьников «Главные компоненты готовности к обучению в школе».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику.

1. Развитие психодиагностики в образовании.

2. Вклад Ф. Гальтона в развитие психодиагностики.

3. Профессиональные функции психолога-диагноста.

4.Этические принципы психодиагностики.

5. Психодиагностика родительско-юношеских отношений.

6. Психодиагностика отклонений в поведении подростков.

7. Визуальная психодиагностика

Раздел 2. Стандартизация теста. Построение тестовой шкалы. Основные психометрические характеристики теста.

1. Тесты достижений, история тестов достижений.

2. Создание проекта теста учебных достижений в форме таблицы спецификации.

3. Проблемы валидности и надежности тестов достижений.

4. Формы тестовых заданий.

5. Лексический анализ заданий теста.

6. Определение статистических характеристик тестовых заданий (трудность, статистическая ошибка, материал и форма заданий, экспертиза).

7. Язык теста достижений. Предварительная проверка заданий.

8. Отбор тестовых заданий и создание окончательного варианта теста учебных достижений.

9. Компетенции и их диагностика.

 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
10. Анализ данных теста учебных достижений.

Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику.

Задание 1. Требования к разработке и использованию психодиагностических методов и методик.

1. Профессионально-этические нормы психодиагностики.

2. Проблема стандартизации психодиагностических процедур.

3. Проблема взаимоотношений психодиагноста и испытуемого.

4. Требования к личности психодиагноста.

5. Профессионально-этические нормы психодиагностики.

Задание 2. Классификация методов психодиагностики.

1. Преимущества психодиагностических методов. Операционализация и верификация психодиагностических методов.

2. Критерии классификации методов психодиагностики. Классификации психодиагностических методов (по Й. Шванцара; по В.К. Гайда и В.П. Захарову, по А.А. Бодалеву и В.В. Столину; по Р.С. Немову).

3. Высокоформализованные и низкоформализованные методы. Методы объективных тестов, тест-опросников и шкалирования.

4. Проективный метод. Теоретические основания проективных методик. Классификация проективных техник.

5. Психосемантический подход к диагностике личности и групповых представлений.

6. Использование психодиагностических методов в различных отраслях психологии.

Раздел 2. Стандартизация теста. Построение тестовой шкалы. Основные психометрические характеристики теста.

Задание 3. Основные статистические понятия: выборка, среднее, меры рассеяния, уровень достоверности.

1. Понятие генеральной и ограниченной выборки. Репрезентативность выборки. Определение объема выборки. Вариационные ряды и формы их графического представления.

2. Меры среднего: мода, медиана, арифметическое среднее.

3. Меры рассеяния: размах, среднее арифметическое отклонение, дисперсия, средне квадратичное отклонение (сигма), коэффициент вариации.

4. Стандартизация значений показателя: стандартное отклонение, шкалы Гилфорда, Векслера, Мак-Колла (Т-баллы).

5. Определение достоверности различий в средних значениях. Понятие уровня достоверности.

Задание 4. Объективность, валидность, надежность и дискриминативность психодиагностических процедур.

1. Условие повышения объективности измерений.

2. Понятие валидности. Виды валидности (очевидная, содержательная, концептуальная, эмпирическая) и методы их определения.

3. Понятие надежности измерительной процедуры. Определение надежности методами ретеста, параллельного тестирования, расщепления.

4. Понятие дискриминативности теста. Связь дискриминативности с чувствительностью и вариативностью.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Колесникова, Г. И. 
Колесникова, Г. И.  Методология психолого-педагогических исследований : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11560-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452046
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.2
Филь, Т. А. 
Методология и методы психологических исследований : учебное пособие / Т. А. Филь. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. — 140 c. — ISBN 978-5-7014-0863-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87131.html.
Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018.
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Загвязинский, В. И. 
Загвязинский, В. И.  Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 105 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07865-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453126
Москва : Издательство Юрайт, 2020.
 
Л2.2
Кошелева, А. Н.
Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Кошелева [и др.] ; под редакцией А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00775-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451013
Москва : Издательство Юрайт, 20120
 
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru.
 
Э3
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – URL: http://window.edu.ru .
 
Э4
Российская педагогическая энциклопедия. – URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm.
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-229 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, 

 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету с оценкой.

Зачеты с оценкой являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей), а также проверки результатов учебных и производственных практик и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачету с оценкой обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет с оценкой призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету с оценкой обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету с оценкой во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт с оценкой и дней, отведенных на подготовку к зачету с оценкой. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету с оценкой начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет с оценкой, обучающийся может ознакомиться заранее. Форма проведения зачета с оценкой для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета с оценкой. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.

За отведенное на зачете с оценкой время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.