Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Сафина А.М. _________________
 
 
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:Сформировать ориентировочные основы в современных образовательных системах (моделях) и подготовить обучающегося к осознанному выбору методической системы или модели начального образования, последующему повышению своей квалификации до уровня, обеспечивающего качественный образовательный процесс.
1.2
Задачи:
1.3
показать специфику современных отечественных и зарубежных технологий на разных этапах обучения;
1.4
сформировать представление о технологиях и особенностях их реализации в образовательном процессе;
1.5
сформировать практические навыки организации и проведения разных технологий для обучающихся в системе дошкольного, начального, среднего общего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.3
Основы экологической культуры
2.1.4
Психолого-педагогический практикум
2.1.5
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.6
История педагогики и образования
2.1.7
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.8
Социальная психология
2.1.9
Общая психология
2.1.10
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.11
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.12
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.13
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.14
Педагогика раннего возраста
2.1.15
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.17
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.18
Детская психология
2.1.19
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.5
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.6
Психология семьи и семейного воспитания
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия педагогики в аспекте формирования научного

мировоззрения.

 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат педагогики, методологии для формирования научного мировоззрения;
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
анализировать основные характеристики методологии исследований в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе педагогических фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по педагогике в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе педагогических фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга 
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
  основные направления развития дошкольной педагогики и педагогики начального образования в мире (теории и практики);
3.1.2
  закономерности и принципы, структуру и логику организации педагогического процесса в ДОО и начальной школе;
3.1.3
  ориентироваться в концепциях воспитания и обучения дошкольников и младших школьников за рубежом, видеть возможности их использования на современном этапе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
  педагогически грамотно и аргументированно отстаивать позиции тех или иных направлений развития теории и практики дошкольного и начального образования;
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.2.2
  на основе полученных знаний планировать, организовывать целостный педагогический процесс в дошкольном учреждении и в начальной школе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком анализа различных систем дошкольного и начального образования В России и за рубежом;
3.3.2
навыком обоснования своей мировоззренческой позиции в области дошкольного и начального образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Становление взглядов на общественное дошкольное воспитание и начальную школу в России и за рубежом

 
1.1
Общественное дошкольное воспитание и начальная школа в разных странах. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

1
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.2
Актуальные проблемы современной отечественной и зарубежной педагогики детства. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.3
Амонашвили Ш.А. и его гуманная педагогика /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.4
В.Ф.Шаталов и его опорные схемы в работе учителя по математике, истории и др. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.5
Технология сотрудничества, сингапурская технология /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.6
Модульное обучение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

20
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.7
Педагогическая система Фридриха Фребеля. Педагогика Вальдорфская педагогика. Педагогика Селестена Френе. Педагогика Реджио Эмилия. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.8
Выдающиеся русские педагоги и мыслители о назначении и смысле начальной школы (И. В.Киреевский, В. В.Зеньковский, И. А.Ильин, В. В.Розанов, К. Д.Ушинский). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
 
Раздел 2. Общественное дошкольное воспитание и начальная школа в разных странах.

 
2.1
Начальная школа в Англии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
2.2
Общественное дошкольное воспитание и начальное образование в разных странах: Россиия, США, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Япония, Турция, Финляндия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
2.3
монтессори педагогика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.4
Общественное дошкольное воспитание и начальное образование в разных странах: Россиия, США, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Япония, Турция, Финляндия /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
2.5
Общественное дошкольное воспитание и начальное образование в разных странах: Россиия, США, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Япония, Турция, Финляндия /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
2.6
Экологическое воспитание. Свобода и самостоятельность в образовании. Воспитатель и учитель в педагогическом процессе. Безопасность и насилие. Воспитание в духе мира. Проблемы взаимодействия с родителями. Мальчики и девочки: традиционные половые роли или равенство. Грамота и грамотность. Полиэтническое воспитание. Разновозрастные группы. Гендерное воспитание. Дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольников и младших школьников. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

20
ОК-1 ОПК-3
5
0
 
2.7
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

9
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания к экзамену:

1.Общественное дошкольное воспитание и начальная школа в разных странах.

2.Актуальные проблемы современной отечественной и зарубежной педагогики детства.

3.Амонашвили Ш.А. и его гуманная педагогика

4.В.Ф.Шаталов и его опорные схемы в работе учителя по математике, истории и др.

5.Технология сотрудничества, сингапурская технология

6.Современные зарубежные концепции воспитания и развития ребенка».

7. Педагогика Реджио Эмилия.

8. Педагогическая система Лориса Малагуцци.

9. Воспитательная система "справедливое сообщество" Л.Кольберга.

10. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори).

11.Становление теорий развития личности и их влияние на развитие педагогических идей. 12.Требования к детям в разные эпохи развития человечества. Детский сад как место обеспечения дневного ухода за рубежом. Представления педагогов и родителей об обязательном начальном образовании. Включение дошкольного воспитания в единую непрерывную систему образования.

13.Сравнение различных сторон домашнего и общественного воспитания

14.Педагогическая система Фридриха Фребеля. Педагогика Вальдорфская педагогика. Педагогика Селестена Френе. Педагогика Реджио Эмилия.

15. Влияние современных социальных проблем на мир детства.

16. Сравнительный анализ систем дошкольного, начального и общего образования в зарубежных странах.

17. Общая характеристика западных дошкольных образовательных программ.

18. Концепция «практики, соответствующей уровню развития детей».

19. Характеристика «Анти-стереотипного учебного курса».

20. «Ситуативный подход» к воспитанию: общая характеристика.

21. Интегративное воспитание дошкольников и младших школьников за рубежом.

22. Характеристика системы Монтессори.

23. Экологическое воспитание дошкольников младших школьников за рубежом.

24. Половое воспитание дошкольников младших школьников за рубежом.

25. Знакомство с многообразием культур. Поликультурное воспитание.

26. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

27.Воспитание в духе мира за рубежом.

28.Выдающиеся русские педагоги и мыслители о назначении и смысле начальной школы (И. В.Киреевский, В. В.Зеньковский, И. А.Ильин, В. В.Розанов, К. Д.Ушинский).

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
29.Начальная школа в Англии

30.Начальная школа во Франции

31.Дошкольное образование в Европе

32.Дошкольное воспитание в Японии

33. Современные системы дошкольного и начального образования в Великобритании.

34. Современная система дошкольного и начального образования в Венгрии.

35. Дошкольные учреждения и начальные школы Финляндии.

36. Дошкольное и начальное образование в Китае.

37. Теории игры в работах российских и зарубежных ученых.

38. Экологическое воспитание в одной из западноевропейских стран.

39. Планирование работы в дошкольных учреждениях зарубежных стран 6.Модульное обучение

40.Начальная школа в Японии

41.Общественное дошкольное воспитание и начальное образование в разных странах: Россиия, США, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Япония, Турция, Финляндия

42.Монтессори педагогика

43.Общественное дошкольное воспитание и начальное образование в разных странах: Россиия, США, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Япония, Турция, Финляндия

44.Общественное дошкольное воспитание и начальное образование в разных странах: Россиия, США, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Япония, Турция, Финляндия

45.Разновидности моделей личностно-ориентированного обучения.

46.Теория и практика проблемно-развивающего обучения.

47.Влияние учебной деятельности на развитие индивидуальности школьника.

48.Особенности формирования  учебной деятельности на уроках разных дисциплин.  (Ориентироваться на свой факультет)

49. Сравнительный анализ систем дошкольного, начального и общего образования в зарубежных странах.

50. Сотрудничество детского сада и школы с семьей.

51. Создание предметно-пространственной среды.

52. Проблема подготовки педагогических кадров за рубежом.

53. Практика использования зарубежных педагогических систем в отечественном дошкольном, начальном и общем образовании.

54. Домашнее образование. Принципы домашнего воспитания.

55.Интерактивные методы обучения в теории и практике образования.

56.Приемы, побуждающие школьников к активной познавательной деятельности.

57. Влияние средств обучения на развитие  индивидуальности и личности школьника.

58.Роль мультимедиа в повышении эффективности процесса обучения.

59. Выдающиеся русские педагоги и мыслители о назначении и смысле начальной школы (И.В.Киреевский, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, В.В.Розанов, К.Д.Ушинский).

60. Вальдорфская педагогика Р.Штейнера (детский сад и школа).

Задания:

1.Составьте таблицу "Современное дошкольное воспитание, начальное и общее образование в странах Европы".

2.Составьте таблицу: "Современное дошкольное воспитание, начальное и общее образование в Китае, Индии, Турции и Японии".

3.Составьте таблицу "Современное дошкольное воспитание, начальное и общее образование в США".

4. Практика использования зарубежных педагогических систем в отечественном дошкольном, начальном и общем образовании.

5. Опишите дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольников и младших школьников.

 
5.2. Темы письменных работ
Тематика письменных работ:      

1.     Современные зарубежные концепции воспитания и развития ребенка».

2.Педагогика Реджио Эмилия.

3.Педагогическая система Лориса Малагуцци.

4.Воспитательная система "справедливое сообщество" Л.Кольберга.

5.Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори).

6.Современные системы дошкольного и начального образования в Великобритании.

7.Современная система дошкольного и начального образования в Венгрии.

8.Дошкольные учреждения и начальные школы Финляндии.

9.Дошкольное и начальное образование в Китае.

10.Теории игры в работах российских и зарубежных ученых.

11.Экологическое воспитание в одной из западноевропейских стран.

12.Планирование работы в дошкольных учреждениях зарубежных стран.

13.Интерактивные методы обучения в теории и практике образования.

14.Приемы, побуждающие школьников к активной познавательной деятельности.

15. Влияние средств обучения на развитие  индивидуальности и личности школьника.

16.Роль мультимедиа в повышении эффективности процесса обучения.

17.Разновидности моделей личностно-ориентированного обучения.

18.Теория и практика проблемно-развивающего обучения.

19.Влияние учебной деятельности на развитие индивидуальности школьника.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
20.Особенности формирования  учебной деятельности на уроках разных дисциплин.  (Ориентироваться на свой факультет).

21.Начальная школа в Англии

22.Начальная школа во Франции

23.Дошкольное образование в Европе

24.Дошкольное воспитание в Японии

25.Начальная школа в Японии 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Более подробно смотреть ФОС по дисциплине.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Суртаева, Н.Н.
Педагогические технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Суртаева. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  250 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-10405-9. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429978 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Факторович,  А.А
Педагогические технологии : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Факторович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 128 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09829-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]./ ISBN 978-5-534-09829-7 — URL: https://biblio-online.ru/book/pedagogicheskie-tehnologii-437502 : учебное пособие для академического бакалавриата
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М., Хафизова Г.М.
Педагогические технологии [Электронный ресурс]. Часть 2 : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / авт.-сост. А.М. Сафина, Г.М. Хафизова .- Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. - 51 с. — URL:http://bibl:81/books/Педагогика/ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ_Ч 2_Сафина, Хафизова.pdf>..
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Видеолекция "В гостях у Ш.А.Амонашвили". Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=5YYqg2SPB2M (дата обращения: 29.08.2019)
 
Э2
Видеолекция "Раннее развитие по М.Монтессори, плюсы технологии". Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=UCoMY7Eq7qA (дата обращения: 29.08.2019)
 
Э3
Презентация по педагогике "Образование за рубежом". Режим доступа:https://infourok.ru/prezentaciya-po-pedagogike-obrazovanie-za-rubezhom-697553.html (дата обращения: 29.08.2019)
 
Э4
Презентация "Образование в России". Режим доступа:https://infourok.ru/prezentaciya-obrazovanie-v-rossii-3172735.html (дата обращения: 29.08.2019)
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.