2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Общая педагогика_ история педагогики и образования_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общая педагогика, история педагогики и образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамены
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16 4/6
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
36
36
54
54
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
18
18
54
54
72
72
Кoнтактная рабoта
18
18
54
54
72
72
Сам. работа
18
18
18
18
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
36
36
108
108
144
144
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р пед. наук, профессор, Маликов Р.Ш. _________________
 
 
Общая педагогика, история педагогики и образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области общей педагогики, истории педагогики и образования, формирование у обучающихся на этой основе способности обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося, готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования, способности осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных исследованиях и инновационных разработках
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
1.4
формирование готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
1.5
формирование способности осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных исследованиях и инновационных разработках;
1.6
формирование знаний о проблемах методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, педагогической антропологии, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования;
1.7
развитие у обучающихся умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности через углубленное изучение теоретических, методологических и исторических основ педагогической науки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающийся использует знания, умения, навыки, способы деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущих уровнях образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.3
Педагогическая практика
2.2.4
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.5
Технологии электронного образования
2.2.6
Методология подготовки к ГИА
2.2.7
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего
2.2.8
образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6: способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося 
 
Знать:
 
критерии, правила и закономерности обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
 
приемы и методы обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
 
методики и технологии обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося.
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
определять критерии, правила и закономерности обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
 
использовать приемы и методы обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
 
применять методики и технологии обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося.
 
 
Владеть:
 
критериями, правилами и закономерностями обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
 
навыками использования приемов и методов обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
 
способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося.
 
 
 
ОПК-8: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
Знать:
 
критерии, правила и закономерности готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
 
приемы и методы преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
 
методики и технологии преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
 
 
Уметь:
 
определять критерии, правила и закономерности готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
 
использовать приемы и методы преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
 
применять методики и технологии преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
 
 
Владеть:
 
критериями, правилами и закономерностями готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
 
навыками использования приемов и методов преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
 
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
 
 
 
ПК-1: Способен осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных  исследованиях и инновационных разработках 
 
Знать:
 
критерии, правила и закономерности осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
приемы и методы осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
методики и технологии осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках.
 
 
Уметь:
 
определять критерии, правила и закономерности осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
использовать приемы и методы осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
применять методики и технологии осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках.
 
 
Владеть:
 
критериями, правилами и закономерностями осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
навыками использования приемов и методов осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
способностью осуществлять критический обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
педагогические основы, особенности, механизмы,  образовательные технологии,  методы и средства профессионального и личностного развития
3.1.2
педагогические образовательные технологии,  методы и средства обучения и воспитания, историю становления образования
3.1.3
методы критического обзора исследований в области истории образования и общей педагогики
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания в соответствии с планируемыми  образовательными результатами.
3.2.2
осуществлять отбор содержания и  преподавательскую деятельность по  основным образовательным  программам высшего  образования
3.2.3
применять  методы критического обзора исследований в области истории образования и общей педагогики
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками отбора образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
3.3.2
навыками  устных выступлений в рамках преподавательской деятельности
3.3.3
навыками критического обзора исследований в области истории образования и общей педагогики
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая педагогика: проблемы методологии педагогики, междисциплинарные исследования, педагогическая антропология

 
1.1
Методология педагогических исследований /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
1
0
 
1.2
Мировоззренческие основания исследований, исследовательские подходы к развитию педагогической науки, их сочетаемость и границы применимости.

/Лек/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э8

4
ОПК-8 ПК-1
1
0
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1.3
Междисциплинарные исследования педагогических аспектов образования. Исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э8

6
ОПК-8 ПК-1
1
0
 
1.4
Педагогическая антропология. Концепции воспитания, обучения и социализации личности средствами образования. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э8

4
ОПК-8 ПК-1
1
0
 
1.5
1. Методы педагогических исследований.

2. Развитие предметной области педагогики.

3. Педагогическое науковедение.

4. Специфика междисциплинарных связей в педагогических исследованиях.

5. Диалектический характер взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики.

6. Методологическое обоснование прогностических исследований.

7. Методологическое обоснование крупномасштабных коллективных исследований.

8. Качество педагогических исследований.

9. Педагогические системы /условия/ развития личности в процессе обучения, воспитания, образования.

10. Исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии.

11. Актуализация педагогической составляющей социальных процессов. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

18
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Общая педагогика: проблемы теории педагогики, практическая педагогика

 
2.1
Теории и концепции обучения.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
2
0
 
2.2
Теории и концепции воспитания.

/Лек/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э8

4
ОПК-8 ПК-1
2
0
 
2.3
Концепции образования. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э8

6
ОПК-8 ПК-1
2
0
 
2.4
Практическая педагогика. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э8

4
ОПК-8 ПК-1
2
0
 
2.5
1. Закономерности, принципы обучения и воспитания ребенка на разных этапах его взросления.

2. Концепции интеграции учащихся в новую социальную среду средствами образования.

3. Инновационное движение в образовании.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

10
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
2
0
 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
2.6
1. Индивидуализация и дифференциация образования. Специфика обучения на разных уровнях образования.

2. Типы и модели обучения, границы их применимости. Образовательные технологии.

3. Концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения.

4. Социокультурная обусловленность воспитания. Ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания. Этнопедагогические концепции воспитания.

5. Взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества). Детское движение и организации. Дополнительное образование как средство воспитания личности.

6. Социокульутрная обусловленность динамики образования. Социальные эффекты образования.

7. Качество образования и технологии его оценивания.

8. Технологии создания и развития образовательной среды.

9. Непрерывное образование. Образование взрослых.

10. Инновационные процессы в образовании.

11. Управление образовательными системами.

12. Теория и практика дистанционного и медиа- образования.

13. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования, базового и дополнительного образования.

14. Обобщение передового педагогического опыта. Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений.

15. Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций.

16. Деятельность общественных организаций в сфере образования. Социальное партнерство образовательных учреждений. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

9
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
2
0
 
 
Раздел 3. История педагогики и образования. Сравнительная педагогика

 
3.1
1. История развития педагогической науки и образовательной практики.

2. Сравнительная педагогика. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

18
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
2
0
 
3.2
1. Анализ исторического развития практики образования.

2. Состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики, теории и практики образования в различных странах и регионах мира. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
2
0
 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3.3
1. Соотношение всеобщих тенденций развития образования, национальной и региональной специфики, возможности, обоснование и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта, выявление лучших практик в области образования.

2. Становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий.

3. Монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого.

4. История этнопедагогики.

5. Развитие педагогической лексики и терминологии. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

9
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
2
0
 
3.4
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

36
ОПК-6 ОПК-8 ПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену:

1. Мировоззренческие основания исследований, исследовательские подходы к развитию педагогической науки, их сочетаемость и границы применимости.

2. Исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний.

3. Концепции воспитания, обучения и социализации личности средствами образования.

4. Методы педагогических исследований.

5. Развитие предметной области педагогики.

6. Педагогическое науковедение.

7. Специфика междисциплинарных связей в педагогических исследованиях.

8. Диалектический характер взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики.

9. Методологическое обоснование прогностических исследований.

10. Методологическое обоснование крупномасштабных коллективных исследований.

11. Качество педагогических исследований.

12. Педагогические системы /условия/ развития личности в процессе обучения, воспитания, образования.

13. Исследование педагогической деятельности в контексте социально- философской антропологии.

14. Актуализация педагогической составляющей социальных процессов.

15. Закономерности, принципы обучения и воспитания ребенка на разных этапах его взросления.

16. Концепции интеграции учащихся в новую социальную среду средствами образования.

17. Инновационное движение в образовании.

18. Индивидуализация и дифференциация образования. Специфика обучения на разных уровнях образования.

19. Типы и модели обучения, границы их применимости. Образовательные технологии.

20. Концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения.

21. Социокультурная обусловленность воспитания. Ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания. Этнопедагогические концепции воспитания.

22. Взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества). Детское движение и организации. Дополнительное образование как средство воспитания личности.

23. Социокульутрная обусловленность динамики образования. Социальные эффекты образования.

24. Качество образования и технологии его оценивания.

25. Технологии создания и развития образовательной среды.

26. Непрерывное образование. Образование взрослых.

27. Инновационные процессы в образовании.

28. Управление образовательными системами.

29. Теория и практика дистанционного и медиаобразования.

30. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования, базового и дополнительного образования.

31. Обобщение передового педагогического опыта. Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений.

32. Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций.

33. Деятельность общественных организаций в сфере образования. Социальное партнерство образовательных учреждений.

 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
34. Анализ исторического развития практики образования.

35. Состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики, теории и практики образования в различных странах и регионах мира.

36. Соотношение всеобщих тенденций развития образования, национальной и региональной специфики, возможности, обоснование и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта, выявление лучших практик в области образования.

37. Становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий.

38. Монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого.

39. История этнопедагогики.

40. Развитие педагогической лексики и терминологии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Общая педагогика: проблемы методологии педагогики, междисципли-нарные исследования, педагогическая антропология

1. Методы педагогических исследований.

2. Развитие предметной области педагогики.

3. Педагогическое науковедение.

4. Специфика междисциплинарных связей в педагогических исследованиях.

5. Диалектический характер взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики.

6. Методологическое обоснование прогностических исследований.

7. Методологическое обоснование крупномасштабных коллективных исследований.

8. Качество педагогических исследований.

9. Педагогические системы /условия/ развития личности в процессе обучения, воспи-тания, образования.

10. Исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии.

11. Актуализация педагогической составляющей социальных процессов.

Раздел 2. Общая педагогика: проблемы теории педагогики, практическая педа-гогика

1. Индивидуализация и дифференциация образования. Специфика обучения на раз-ных уровнях образования.

2. Типы и модели обучения, границы их применимости. Образовательные техноло-гии.

3. Концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения.

4. Социокультурная обусловленность воспитания. Ценностные основания построе-ния процесса воспитания, педагогические системы воспитания. Этнопедагогические кон-цепции воспитания.

5. Взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества). Детское движение и организации. Дополнительное образование как средство воспитания лично-сти.

6. Социокульутрная обусловленность динамики образования. Социальные эффекты образования.

7. Качество образования и технологии его оценивания.

8. Технологии создания и развития образовательной среды.

9. Непрерывное образование. Образование взрослых.

10. Инновационные процессы в образовании.

11. Управление образовательными системами.

12. Теория и практика дистанционного и медиа-образования.

13. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования, базо-вого и дополнительного образования.

14. Обобщение передового педагогического опыта. Опытно-экспериментальная дея-тельность образовательных учреждений.

15. Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций.

16. Деятельность общественных организаций в сфере образования. Социальное партнерство образовательных учреждений.

Раздел 3. История педагогики и образования. Сравнительная педагогика

1. Соотношение всеобщих тенденций развития образования, национальной и регио-нальной специфики, возможности, обоснование и способы взаимообогащения националь-ных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта, выявление лучших практик в области образования.

2. Становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий.

3. Монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого.

4. История этнопедагогики.

5. Развитие педагогической лексики и терминологии.

Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика эссе:

Раздел 1. Общая педагогика: проблемы методологии педагогики, междисципли-нарные исследования, педагогическая антропология

1. Методологическая культура учителя.

2. Исследовательская работа как компонент педагогической деятельности.

3. Научный текст как продукт научно-исследовательской деятельности.

4. Понятие о логике исследования.

5. Герменевтические методы и их использование в педагогике.

6. Индивидуально-психологические особенности человека как субъекта научно-исследовательской деятельности.

Раздел 2. Общая педагогика: проблемы теории педагогики, практическая педа-гогика

 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1. Внешние и внутренние факторы развития личности.

2. Проблема цели воспитания в педагогике.

3. Коллектив как объект и субъект воспитания.

4. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

5. Соотношение педагогических законов и закономерностей, правил и принципов.

6. Влияние социальной среды на формирование активной жизненной позиции личности.

7. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культур-но-исторических факторов в воспитании и образовании.

Раздел 3. История педагогики и образования. Сравнительная педагогика

1. Достоинства и недостатки педагогической системы И.Ф. Гербарта.

2. Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко.

3. Идея «свободного воспитания» в теории и практике российского образования.

4. Развитие идей «педагогики сотрудничества» в опыте педагогов-новаторов 80-х годов ХХ века.

5. Как улучшить современное образование?

6. Проблема взаимоотношений школы и государства.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бим-Бад, Б. М.
История и теория педагогики. Очерки : учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08058-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436489 
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л1.2
Рожков И.
Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06487-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515005
Москва:Юрайт, 2023
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов / М. Н. Дудина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00830-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453318 
Юрайт, 2020
 
Л2.2
Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456296
Юрайт, 2020
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Апанасенко О.Н. Основы общей педагогики [Видеолекция].  -  URL: https://www.youtube.com/watch?v=WUjHqLxtaoo.
 
Э2
История педагогики: американская развилка [Видеолекция].  -  URL: https://www.youtube.com/watch?v=-wYbMBNef_I.
 
Э3
Министерство просвещения Российской Федерации.  -  URL: https://edu.gov.ru.
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru.
 
Э6
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – URL: http://window.edu.ru .
 
Э7
Научная педагогическая электронная библиотека.  – URL: http://elib.gnpbu.ru.
 
Э8
Российская педагогическая энциклопедия. – URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm.
 
 
стр. 11
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 12
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 13
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.