2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Педагогика высшей школы_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика высшей школы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р пед. наук, профессор, Мухаметшин А.Г. _________________
 
 
Педагогика высшей школы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области педагогики высшей школы, развитие у обучающихся профессионального мышления, формирование педагогических знаний и умений, необходимых для профессиональной педагогической деятельности в вузе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
1.4
формирование готовности организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук;
1.5
формирование способности моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
1.6
формирование способности обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
1.7
формирование способности проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития;
1.8
формирование готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
1.9
формирование способности следовать этическим нормам в профессиональной деятельности;
1.10
формирование способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Математические методы в педагогическом исследовании
2.1.2
Методология научного исследования (в общей педагогике)
2.1.3
Психология высшей школы
2.1.4
Теория и практика современного образования
2.1.5
Математические методы в педагогическом исследовании
2.1.6
Методология научного исследования (в общей педагогике)
2.1.7
Психология высшей школы
2.1.8
Теория и практика современного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Технологии электронного образования
2.2.3
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.4
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.7
Педагогическая практика
2.2.8
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.9
Технологии электронного образования
2.2.10
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего
2.2.11
образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований 
 
Знать:
 
понятие о методологии, методах и методиках научного исследования; 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
основные виды научного исследования их характеристики;
 
историю развития методологии.
 
 
Уметь:
 
выделять объект, предмет, цель, задачи исследования;
 
формулировать гипотезы и выделять методы решения конкретной научной проблемы;
 
планировать исследование.
 
 
Владеть:
 
определения методологической основы научного исследования;
 
формулировать гипотезы и выделять методы решения конкретной научной проблемы;
 
планировать исследование.
 
 
 
ОПК-4: готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук 
 
Знать:
 
требования к результатам исследовательской деятельности
 
этапы развития научной мысли в области педагогики и образования
 
особенности организации группового взаимодействия
 
 
Уметь:
 
ставить перед коллективом исследовательские цели и задачи
 
распределять задачи по организации исследования между членами коллектива
 
организовывать работу исследовательского коллектива 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа и интерпретации полученных данных 
 
навыками представления результатов исследования широкой педагогической и научной общественности
 
навыками подготовки практикоориентированных рекомендаций на основе теоретического исследования
 
 
 
ОПК-5: способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя 
 
Знать:
 
основные понятия: «учебная деятельность», «структура учебной деятельности», «приемы организации индивидуальной и совместной деятельности»; «уровни развития игровой, учебной деятельности», «структура игровой, учебной деятельности», «субъект игровой, учебной деятельности»;
 
назначение учебного сотрудничества и формы его организации на уроке
 
логику построения учебного процесса в системе развивающего образования
 
 
Уметь:
 
анализировать эффективность работы педагога по организации им детской деятельности
 
организовывать учебную деятельность
 
организовывать игровую, предметную, продуктивную, культурно-досуговую деятельность
 
 
Владеть:
 
навыками организации индивидуальной и совместной деятельности детей для достижения целей развития
 
навыками анализа успешности освоения ребенком разных видов деятельности
 
навыками анализ успешности организации разных видов деятельности другими участниками образовательного процесса
 
 
 
ОПК-6: способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося 
 
Знать:
 
классификацию образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания;
 
критерии личностного и профессионального развития обучающихся;
 
технологии достижения планируемых результатов (уровней) личностного и профессионального развития обучающихся;
 
 
Уметь:
 
проводить анализ образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания 
 
осуществлять подбор критериев личностного и профессионального развития обучающихся; осуществлять отбор и обоснование критериев личностного и профессионального развития обучающихся;
 
проводить анализ эффективности технологий с позиций достижения планируемых результатов (уровней) личностного и профессионального развития обучающихся
 
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Владеть:
 
алгоритмом анализа образовательных технологий и средств обучения и воспитания;
 
набором знаний по отбору критериев личностного и профессионального развития обучающихся ;
 
навыками осуществления анализа эффективности технологий с позиций  достижения планируемых результатов личностного и профессионального  развития обучающихся;
 
 
 
ОПК-7: способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития 
 
Знать:
 
основы проведения анализа образовательной деятельности посредством экспертной оценки;
 
виды экспертной оценки программ;
 
основы проведения анализа образовательной деятельности посредством экспертизы образовательных программ;
 
 
Уметь:
 
проводить анализ образовательных программ организации;
 
выполнять экспертную оценку программ;
 
выполнять экспертизу образовательных программ путем экспертной оценки;
 
 
Владеть:
 
приемами анализа образовательных программ;
 
процедурой выполнения экспертной оценки программ;
 
навыками выполнения экспертиз образовательных программ посредством экспертной оценки;
 
 
 
ОПК-8: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
Знать:
 
программы высшего образования
 
основы преподавательской деятельности
 
как осуществлять преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования
 
 
Уметь:
 
применять программы высшего образования в преподавательской деятельности
 
применять основы преподавательской деятельности
 
осуществлять преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования
 
 
Владеть:
 
навыком применения программ высшего образования в преподавательской деятельности
 
навыком применения основ преподавательской деятельности
 
навыком реализации преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
 
 
 
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
этические нормы в науке;
 
этические нормы в науке, правила цитирования научной литературы;
 
этические нормы в науке, правила цитирования научной литературы, нормы поведения при совместных исследованиях.
 
 
Уметь:
 
принимать решения и выстраивать линию профессионального поведения с учетом этических норм, принятых   в соответствующей области профессиональной деятельности.
 
с учетом этических норм выполнять профессиональную деятельность
 
мыслить с учетом этических норм в профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками организации работы исследовательского и педагогического коллектива на основе соблюдения принципов профессиональной этики.
 
способами применения этических норм в профессиональной деятельности
 
следовать этическим нормам поведения в профессиональной деятельности
 
 
 
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития 
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Знать:
 
основы психологии человека как теоретическую базу личностного развития; основные направления возможной профессиональной деятельности;
 
содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда;
 
методы оценки психологических и профессиональных особенностей личности; методы саморегуляции и восстановления нормального психологического состояния.
 
 
Уметь:
 
использовать приемы и технологии целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач.
 
выявлять проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда;
 
выявлять и оценивать индивидуально-личностные и профессионально значимые качества, поддерживать психическое состояние, способствующее эффективной профессиональной деятельности.
 
 
Владеть:
 
приемами целеполагания, планирования и реализации научной и профессиональной деятельности, правилами, этическими и правовыми нормами, регламентирующими область профессиональной деятельности;
 
способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития;
 
навыками осуществления осознанного и ответственного выбора в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние индивидуальных различий студентов на результаты педагогической деятельности;
3.1.2
основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
3.1.3
правовые и нормативные основы функционирования системы образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязей с другими науками;
3.2.2
излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом обучающимися;
3.2.3
использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;
3.3.2
основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
3.3.3
методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
3.3.4
основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
3.3.5
методами формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
3.3.6
методами эмоциональной саморегyляции.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы педагогики высшей школы.

 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1.1
Педагогика высшей школы: предмет, задачи, место в системе наук. /Лек/
Л1.1Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

12
УК-5 УК-6 ОПК-5
2
0
 
1.2
Основные субъекты высшего образования. /Пр/
Л1.1Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

10
УК-5 УК-6 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8 ОПК-4
2
0
 
1.3
Методологические основы педагогики высшей школы. Развитие высшего образования в России и за рубежом. Ведущие тенденции развития современного высшего образования. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования. /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

8
УК-5 УК-6 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8 ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 2. Дидактика высшей школы.

 
2.1
Процесс обучения в вузе как система. Организационные формы обучения в вузе. /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-5 УК-6 ОПК-5 ОПК-8
2
0
 
2.2
Образовательные технологии в высшей школе. Основные методы, приемы и средства обучения в вузе и их особенности. /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
УК-5 УК-6 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8 ОПК-4
2
0
 
2.3
Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования. /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-5 УК-6 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8 ОПК-4
2
0
 
2.4
Общая характеристика методов обучения в вузе. Активные и интерактивные методы обучения в вузе. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке обучающихся. Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения. Контроль и оценка знаний обучающихся в процессе обучения. Практические формы организации вузовского обучения. Организация самостоятельной работы обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

10
УК-5 УК-6 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
2
0
 
 
Раздел 3. Воспитательная работа в вузе.

 
3.1
Особенноти процесса воспитания в высшей школе. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

12
УК-5 УК-6
2
0
 
3.2
Кураторство. Работа с группой обучающихся. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

10
УК-5 УК-6 ОПК-3 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-4
2
0
 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3.3
Воспитательные аспекты обучения обучающихся. Формирование у обучающихся ценностного отношения к будущей профессии. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в целостном педагогическом процессе вуза. Современные методы воспитания обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-5 УК-6 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8 ОПК-4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация Вопросы и задания к зачету: Теоретические вопросы: 1. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки. 2. Методологические основы педагогики высшей школы. 3. Ведущие тенденции развития современного высшего образования. 4. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования. 5. Фундаментализация высшего образования. 6. Гуманитаризация высшего образования. 7. Регионализация высшего образования. 8. Интегративные тенденции в высшем образовании. 9. Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе. 10. Информатизация высшего образования. 11. Интернационализация вузовского образования. 12. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе. 13. Сущность процесса обучения в вузе. 14. Принципы обучения в высшей школе. 15. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения. 16. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования. 17. Общая характеристика методов обучения в вузе. 18. Активные  и интерактивные методы обучения в вузе. 19. Методы проблемного обучения в высшей школе. 20. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения. 21. Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения. 22. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе. 23. Формы организации обучения в вузе. 24. Лекция в системе организационных форм обучения. 25. Практические формы организации вузовского обучения. 26. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке обучающихся. 27. Сущность процесса воспитания в вузе. 28. Воспитательные аспекты обучения обучающихся. 29. Формирование у обучающихся ценностного отношения к будущей профессии. 30. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в целостном педагогическом  процессе вуза. 31. Современные методы воспитания обучающихся. 32. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога. 33. Взаимодействие преподавателя и обучающихся в образовательном процессе вуза. 34. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности. 35. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза. 36. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза. Практические задания: 1. Согласны ли Вы с мнением автора следующего утверждения: «Сегодня наши вузовские преподаватели, мне думается, в основном находятся на передовых рубежах научной и технической мысли. И в этом отношении они в полной мере готовы к решению стоящих перед ними задач. Но вот что касается психолого-педагогической подготовки, которая обеспечивала бы возможность не только решения ими узкопрофессиональных задач, но и воспитания специалистов, в том числе будущих профессоров, с определенными личностными качествами, то она явно недостаточна, особенно у преподавателей высшей технической школы. И решить эту проблему важно именно сейчас, когда речь идет о всемерной активации и полном использовании личностного, человеческого фактора» (Как сформировать творческую личность? // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2004. – № 8. – С. 34)? Задание: как Вы отнеситесь к мысли о том, что преподаватель высшей школы должен иметь вторую специальность – педагогическую? 2. В настоящее время много говорят о сотрудничестве, сотворчестве преподавателя и студента, о необходимости «выработки» индивидуального стиля мышления, о роли творческого потенциала педагога в формировании творческой личности студента. Задание: но можно ли сегодня, когда студент изучает в вузе сорок, а то и более дисциплин, когда продолжительность общения с тем или иным преподавателем ограничена, вообще говорить о решающем влиянии преподавателя на формирование творческого облика воспитанника? 3. Мы убедились, что сегодня в преподавательской среде «сосуществуют» представители различных стилей 
 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
педагогического мышления – и «традиционного», и «нового». Однако встречаются и такие педагоги, которые быстро приспосабливаются к «педагогической моде»; их профессиональное поведение ситуативно, оно меняется в зависимости от установок администрации и т.п. Задание: как Вы думаете, можно применительно к таким преподавателям говорить об определенном стиле педагогического мышления? Считаете ли Вы правомерным включать в терминологический аппарат нашей науки понятие «педагогические убеждения» и «профессиональное мировоззрение»? 4. Солидарны ли Вы с мнением, что профессиональная педагогическая деятельность включает в себя те приемы (способы, методы), которые тысячелетиями складывались и опробовались в практике социальных контактов (общения и взаимодействия) между людьми? Можно ли в педагогическом процессе использовать приемы, характерные для искусства и литературы? Приведите доказательства. 5. О каком типе профессиональной деформации идет речь в приведенном ниже описании? Преподаватель убежден, что и теперь лучше всего  учить других так же, как когда-то обучали их самих. Он склонен держаться за старые методы и настороженно, а нередко и враждебно воспринимает новые способы обучения, тем более что овладение ими требует от него дополнительных усилий. Педагог стремится «лепить» каждого студента по своему образу и подобию, не отдавая себе отчета в том, что он  стал преподавателем именно потому, что был одним из лучших студентов. Теперь он предъявляет к студентам повышенные требования, ожидая от каждого проявления тех же способностей, которыми сам обладал в его возрасте. 6. Напишите мини-эссе на тему: «Я как субъект педагогической деятельности». 7. Докажите правомерность следующего утверждения: «Последовательная всеобщая модернизация образования, а фактически его реформирование на компетентностной основе будет означать реальный переход к новой образовательной парадигме…» (Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М., 2009. – С. 117). 8. Гуманитаризация образования является одним из приоритетных направлений модернизации российского общества. С начала 90-х гг. ХХ в. осуществлен комплекс мер, способствующих смене существующих в российском образовательном пространстве установок с технократических на гуманитарные, достигнуты определенные позитивные результаты. Однако в массовой практике наметилось последовательное вытеснение гуманитарного начала со всех уровней непрерывного образования. Задание: В чем это выражается в высшей школе? Как преодолеть дальнейшее усилие негативных тенденций? 9. Нередко гуманитаризация высшего образования видится в усилении влияния дисциплин гуманитарного цикла, в корректировке учебных планов высшей школы в сторону увеличения в них объема гуманитарных дисциплин за счет сокращения объема естественно-математических дисциплин. Есть ли у вас какие-либо возражения против такого понятия гуманитаризации? Обоснуйте свой ответ. 10. Тенденция информатизации высшего образования связана, в первую очередь, с формированием информационной культуры будущего специалиста. Некоторые авторы видят проявления информационной культуры в следующем: – в навыках по использованию технологических устройств (от телефона до персонального компьютера); – в способности использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии и программные продукты; – в мастерстве извлекать информацию и эффективно ее использовать; – во владении основами ее аналитической обработки; – в умении работать с разнообразной информацией; – в знании информационных потоков общества и умении использовать эти потоки в рамках своей профессиональной деятельности; – в автоматизации и алгоритмизации собственных информационных операций. Не кажется ли Вам, что перечисленные признаки скорее характеризуют понятие «компьютерной грамотности», чем информационной культуры студента? 11. Как отмечает В.И. Байденко, компетенция выступает новым типом целеполагания. Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо (или преимущественно) академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников (с ориентацией на ее рыночную стоимость) (Байденко В.И., Зантворт, Джерри Ван. Модернизация профессионального образования: современный этап / Европейский фонд образования. – М., 2003). Задание: Сформулируйте цели преподаваемой Вами учебной дисциплины с позиций компетентностного подхода. 12. Приведите примеры педагогических проблем, решить которые можно на этапе составления преподавателем учебной рабочей программы. 13. Современная культура – культура диалога. Идея диалогичности культуры разработана в отечественной философской литературе В.С. Библером. Он отмечал, что культура несет в себе энергию и силу диалога, благодаря которым актуализируются любые смыслы культуры, а также формируется личность. Содержание учебного материала – это основание, на котором развертывается диалог на лекции или семинаре. Осуществляя его разработку, спланируйте реплики диалога с учетом особенностей той группы студентов, с которой Вы работаете. 14. Основоположники развивающегося сегодня компетентностного подхода в образовании определяют компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности. При этом называются признаки, характеризующие тип организации знаний, который отличает компетентного человека: – разнообразие (множество разных знаний о разном); – артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой); – гибкость (содержание отдельных элементов знания и связи между ними могут меняться под влиянием тех или иных факторов); – оперативность (быстрота реализации в данный момент в нужной ситуации, легкодоступность знания); – возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию); – выделенность ключевых элементов (в многообразии знания отдельные его фрагменты осознаются как самые важные, решающие для понимания сути происходящего);
 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
– категориальный характер (определяющая роль общих понятий, идей, принципов); – владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным знанием (о том «как»); – наличие метакогнитивных знаний (знаний о собственном знании); – присутствие «неявного знания», основанного на личном опыте. Подумайте, каким образом должно быть реконструирование содержание вузовского образования, чтобы знания студентов отвечали названным выше требованиям. 15. Специфика компетентности как определенного типа готовности состоит в том, что она приобретается в ситуациях реального решения профессиональных проблем, даже если это происходит в рамках учебного процесса. Задание: на примере конкретной темы учебного занятия проблематизируйте содержание учебного материала в профессиональных целях. Покажите, как будет формироваться компетентность будущего специалиста в ходе решения тех или иных профессиональных проблем. 16. Как отмечают исследователи, именно компетенции являются областью согласования интересов работодателей и вузов. Задание: Проанализируйте с этих позиций опыт Вашего учебного заведения. Какие задачи встают в связи с этим перед всеми участниками образовательного процесса? Как они отражаются на содержании вузовского обучения? 17. Одним из ярких показателей наличия познавательного интереса к учению выступает вопрос студента. Однако не любой вопрос свидетельствует о том, что студенту действительно интересно. Задание: О каком вопросе идет речь? Выбрав тему учебного занятия по преподаваемой Вами учебной дисциплине, спрогнозируйте серию познавательных вопросов, которые выражали бы интерес студентов к изучаемому материалу. 18. В качестве индикаторов измерения компетенций исследователи предполагают также задания практикоориентированной направленности. Они формулируются как межпредметные задачи, содержание которых отражает проблемы, возникающие в обыденной жизни или в профессиональной деятельности. Задание: попробуйте разработать подобные задачи и апробировать их в процессе обучения на материале конкретной темы преподаваемой учебной дисциплины. 19. К сожалению, большинство выпускников высших учебных заведений не видят смысла своей будущей профессиональной деятельности. Хотя «первым вопросом каждого человека должен быть вопрос не о целях своей деятельности, не о ее названии, а о ее смысле…. Однако смысл сам по себе ничего не стоит, если человек не владеет инструментарием деятельности по воплощению этого смысла в жизнь (т.е. осознание цели, предмета, результата, продукта деятельности, умение пользоваться и подбирать для этого адекватные средства, осуществлять соответствующие действия и операции)» (Смирнов С.А. Игровое общение как форма развития деятельности // Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск, 1989. – с. 53–54). Задание: проанализируйте возможности деловой игры как формы, с помощью которой можно реально осуществить запуск механизма смыслопорождения. 20. Преподаватель проводит на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию: призывает вступить в партию, призывает голосовать за или против какого-либо кандидата. Задание: является ли  такое поведение педагога нарушением норм  профессиональной этики?  Приведите убедительные доводы. 21. Начинается экзамен, у Вас  плохое настроение. Предыдущая группа студентов аналогичный экзамен по Вашей дисциплине сдала плохо. Будете ли Вы изменять критерии оценивания или условия пересдачи экзамена или зачета в ходе самого экзамен, руководствуясь плохим настроением, или перенося на одних студентов впечатления от других. Дайте обоснованный ответ. 22. Когда речь идет о единстве и сплоченности педагогического коллектива (в том числе и вузовского), особо важное значение приобретает принцип профессиональной педагогической солидарности. Задание: что он означает? Каковы пути его реализации? 23. Составьте текст профессионального табу (система категорических запретов на определенные действия), который будет начинаться со слов: «Если я хочу быть подлинным педагогом, я никогда не буду…».
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости Темы письменных докладов (с обсуждением): Раздел 1. Основы педагогики высшей школы. 1. Система высшего образования в России. 2. Развитие высшего образования в России. 3. Особенности педагогической деятельности в высшей школе. 4. Проблема стандартов в образовании: состояние и пути их решения. 5. Многоступенчатая система высшего образования: сущность, структура и содержание. Раздел 2. Дидактика высшей школы. 1. Проблема повышения качества высшего образования. 2. Содержание высшего образования, пути и способы его постоянного обновления. 3. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. 4. Система принципов обучения студентов в дидактике высшей школы. 5. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе. Педагогические основы организации семинарских и практических занятий в высшей школе. 6. Самостоятельная работа студентов: сущность и содержание. 7. Лабораторные работы и методика их проведения. 8. Контроль в системе высшего образования: функции, виды, формы. 9. Рейтинговая система контроля учебно-познавательной деятельности студентов. Раздел 3. Воспитательная работа в вузе. 1. Характеристика современной студенческой молодежи как объекта и субъекта образования и воспитания. 2. Воспитание у студентов ответственного отношения к учению. 3. Формирование здорового образа жизни как основа предупреждения негативных явлений в образовательном учреждении. 4. Высшее образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
 
стр. 11
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
5. Этика отношений в системе «преподаватель-студенты». Текущий контроль успеваемости Комплект заданий для письменной домашней работы: Раздел 1. Основы педагогики высшей школы. Задание 1. Педагогика высшей школы как отрасль научного знания и область профессиональной деятельности. 1. Развитие ведущих идей педагогики высшей школы. 2. Понятие о педагогике высшей школы как отрасли современного научного знания. 3. Объект, предмет и задачи педагогики высшей школы. 4. Актуальные проблемы педагогики высшей школы. 5. Связь педагогики высшей школы с другими науками. Задание 2. Методологические основы педагогики высшей школы. 1. Понятие о методологии педагогики высшей школы. 2. Характеристика уровней методологии педагогики высшей школы. 3. Содержание и принципы реализации общенаучных методологических подходов. 4. Содержание и принципы реализации конкретно-научных методологических подходов в решении проблем педагогики высшей школы. Раздел 2. Дидактика высшей школы. Задание 3. Дидактическое мастерство вузовского преподавателя. 1. Понятие о дидактическом мастерстве преподавателя, его роль и значение в процессе профессиональной деятельности. 2. Структура и содержание дидактического мастерства преподавателя. 3. Дидактическое мастерство преподавателя в проведении лекционных занятий. 4. Дидактическое мастерство преподавателя в проведении практических занятий. Задание 4. Компетентностный подход в системе высшего образования. 1. Понятие о компетентностном подходе в высшем образовании. Ведущие принципы и положения компетентностного подхода к подготовке кадров. 2. Цели профессиональной подготовки с позиций компетентностного подхода. 3. Особенности содержания высшего профессионального образования в рамках компетентностного подхода. 4. Технологии профессионального образования, совершенствующие функциональную подготовку специалистов. 5. Критерии и методы оценки уровней сформированности компетентности и овладения компетенциями. Раздел 3. Воспитательная работа в вузе. Задание 5. Воспитательная работа в вузе. 1. Воспитание студентов как система, ее структурные элементы. Управляющая и управляемая системы. 2. Цель, задачи и принципы воспитания студентов в условиях вуза. 3. Содержание воспитательной работы в вузе. Основные направления воспитательной работы. 4. Технологии, формы и методы воспитания студентов. 5. Содержание воспитательной работы куратора студенческой группы. Задание 6. Адаптация студента в вузе как педагогическая проблема. 1. Понятие об адаптации студента к условиям обучения в вузе, ее общая характеристика. 2. Содержание и проблемы дидактической адаптации студента. 3. Содержание и трудности социально-психологической адаптации студента. 4. Характеристика проблем профессиональной адаптации студента. Текущий контроль успеваемости Примерная тематика эссе: Раздел 1. Основы педагогики высшей школы. 1. В чем отличие компетентностной образовательной парадигмы от знаниевой? 2. Как Вы думаете, не противоречат ли друг другу компетентностный подход и гуманитаризация высшего образования? Почему? 3. Какую модификацию претерпевает задачное структурирование образовательного материала в условиях реализации компетентностного подхода? Раздел 2. Дидактика высшей школы. 1. В каких случаях передаваемые преподавателем знания вызывают у студентов отчуждение? 2. Какова роль интерактивных методов и форм обучения в успешной передаче знаний студентам? 3. Чем отличаются активные и интерактивные методы вузовского обучения? 4. В чем Вы видите перспективы проектного обучения в вузе? 5. В чем заключаются преимущества диалогового обучения в высшей школе? 6. Что необходимо учитывать преподавателю, осуществляющему проектирование учебной программы? Раздел 3. Воспитательная работа в вузе. 1. Считаете ли Вы, что отношение важнее знания? Почему? 2. Каковы пути осуществления воспитания в ходе обучения (на примере отдельной учебной дисциплины)?
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 12
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шарипов, Ф. В. 
Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / Ф. В. Шарипов. — Москва : Логос, 2016. — 448 c. — ISBN 978-5-98704-587-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66421.html.
Москва : Логос, 2016.
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Исаев, И. Ф. 
Педагогика высшей школы: кураторство студенческой группы : учебное пособие для вузов / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11975-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446560.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л2.2
Дудина, М. Н. 
Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учебное пособие для вузов / М. Н. Дудина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 151 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00830-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1882-7 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438123.
Москва : Издательство Юрайт ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019.
 
Л2.3
Косолапова, Л. А.
Методика преподавания педагогики в высшей школе : учебное пособие / Л. А. Косолапова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. — 144 c. — ISBN 978-5-85218-857-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70639.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016.
 
Л2.4
Куклина, Е. Н.  
Организация самостоятельной работы студента : учебное пособие для вузов / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452858 
Москва : Издательство Юрайт, 2020.
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Презентация "Педагогика высшей школы". - URL : http://ppt4web.ru/pedagogika/pedagogika-vysshejj-shkoly.html
 
Э2
Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Компьютерная презентация к лекциям. - URL: http://www.myshared.ru/slide/911685/
 
Э3
Подольский, О. Лекция «Современные технологии и методы обучения». - URL: https://yandex.ru/video/search?source=videoviewer-suggest&filmId=14820664969824556645&text=видеолекция
 
Э4
Педагогика высшей школы. Видеолекция. - URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=39&v=NpQ68sntdpg 
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 13
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-308 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28) Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; 

 
стр. 14
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

 
стр. 15
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными  компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей 

 
стр. 16
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.