2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Основы экологической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы экологической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
121
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
121
121
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Основы экологической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины : формирование  у обучающихся  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями современных естественных наук для осознания значимости  экологической грамотности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с основными принципами экологического мышления, устойчивого развития
1.4
развитие критического, научного мышления
1.5
освоение методик диагностики уровня  экологической культуры обучающихся
1.6
развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в профессиональной сфере с учетом требований ФГОС ООО
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Зоология
2.1.3
Методы биологических  исследований
2.1.4
Основы биометрии
2.1.5
Учебная практика. Практика  по зоологии
2.1.6
Экология
2.1.7
Ботаника
2.1.8
Концепции современного естествознания
2.1.9
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.10
Учебная практика. Ознакомительная практика
2.1.11
Философия  
2.1.12
Цитология
2.1.13
2.1.14
Основы биометрии
2.1.15
Учебная практика  по зоологии
2.1.16
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биологические основы сельского хозяйства
2.2.2
Биотехнологии
2.2.3
Генетика
2.2.4
Гистология
2.2.5
Курсовая работа по  биологии
2.2.6
Методика выполнения заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
2.2.7
Микробиология
2.2.8
Теория эволюции
2.2.9
Физиология растений
2.2.10
Функциональная диагностика
2.2.11
Основы здорового образа жизни
2.2.12
Решение биологических задач
2.2.13
Физиология ВНД
2.2.14
Производственная  практика. Преддипломная практика
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Биотехнологии
2.2.18
Гистология
2.2.19
Производственная  преддипломная практика
2.2.20
Физиология ВНД
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Биология"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Биология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины и понятия в области   экологического образования;
3.1.2
условия для формирования экологической культуры;
3.1.3
критерии определения сформированности  экологической культуры;
3.1.4
требования ФГОС по организации внеучебной деятельности;
3.1.5
экологические принципы рационального природопользования;
3.1.6
состояния природных условий и ресурсов Республики Татарстан и Российской Федерации;
3.1.7
глобальные экологические проблемы человечества.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
развивать интерес  школьников  к экологическому содержанию  дисциплин;
3.2.2
создавать и поддерживать благоприятную эколого-педагогическую среду;
3.2.3
оценивать  экологическое состояние   объектов окружающей среды;
3.2.4
использовать  имеющиеся экологические знания при создании проектов
3.2.5
проектировать мероприятия экологической направленности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами    диагностики  сформированности экологической культуры
3.3.2
навыками применения биологических знаний для формирования экологической культуры обучающихся
3.3.3
способами анализа экологических первоисточников  для формирования научного мировоззрения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Экологическое мышление и экологическая культура. Образовательная стратегия и компетенции экологического мышления

 
1.1
Введение. Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1.2
Анализ принципов экологического мышления в процессе подготовки к разработке образовательной стратегии формирования компетенций экологического мышления. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
 
1.3
Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Методы диагностики типа доминирующих установок обучающихся в отношении окружающей среды и сформированности экологической культуры. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
 
1.5
Анализ разделов  ФГОС в связи с определением содержания компетенций экологического мышления /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э6

8
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Формирование компетенций экологического мышления в общественнонаучной и естественнонаучной  предметной области изучения

 
2.1
Формирование компетенций экологического мышления в общественнонаучной учебной предметной области. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.2
Педагогические инструменты формирования основ

экологической грамотности. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

4
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.3
Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.4
Междисциплинарный подход изучения объектов окружающей среды. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.5
Введение в экологию. История, этапы развития экологии.  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.6
Методы, формы, закономерности  и условия формирования бережного отношения к объектам окружающей среды. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

4
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.7
Экологические факторы и их классификация. Адаптация организмов к условиям среды. Экологическое взаимоотношение организмов. Природные экосистемы биосферы   /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.8
Определить методы исследований в целях проведения экомониторинга части территории региона. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

4
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.9
Устойчивое развитие- знакомство с онлайн-курсом и работа над материалами  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

15
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.10
Виды загрязнения: биологические, физические и химические. Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.   /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.11
Определение факторов антропогенного и техногенного воздействия.  Прогнозирование экологических рисков, возникающих в результате воздействия антропогенных и техногенных факторов в субъектах РФ. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.12
Работа над терминологией. Подготовка сообщения с презентацией на тему "Экологическое состояние выбранного района России".  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
2.13
Посещение экологического музея  /Ср/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 3. Компетенции экологического мышления и экология культуры

 
3.1
Личностные компетенции экологического мышления.  Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.2
Инструменты формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций экологического мышления. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.3
Критерии определения развитости экологической культуры личности будущего учителя /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.4
Работа над Интеллект-картой /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.5
Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.6
Эффективные формы и виды   работ по  формированию компетенций экологического мышления   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.7
Инновационные   технологии в экологическом образовании. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.8
Современные средства в экоообразовании: виртуальные лаборатории, электронные определители и атласы, виртуальные экскурсии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

6
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.9
Составление сценария проекта мроприятия по экологической тематике для обучающихся образовательных учреждений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.10
Подготовка к промежуточной аттестации /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
УК-1.1 УК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Введение. Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления.

2.Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия.

3.Критерии определения развитости экологической культуры личности будущего учителя.

4.Личностные компетенции экологического мышления. Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся.

5.Формирование компетенций экологического мышления в общественно-научной учебной предметной области.

6.Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области.

7.Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании.

8.Основы экологической культуры – наука о методах, формах, закономерностях  и условиях формирования бережного отношения к объектам окружающей среды у студентов.

9.Цели и задачи формирования экологической культуры.  Объект и предмет изучения экологической культуры. Место экологической культуры в профессиональной деятельности. Роль дисциплин естественнонаучного цикла в формировании экологической культуры.

10.Ретроспективный анализ развития экологического образования в России в период ХХ века. Основные закономерности, категории и понятия экологической педагогики. Цели,  задачи и принципы экологического образования.

11.Система норм и правил отношения к природе. Основание экологических умений и навыков по изучению природы и ее охране.

12.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: междисциплинарный подход изучения объектов окружающей среды; систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

13.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: единство интеллектуального  и эмоционально – волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

14.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

15.Структура менталитета, представленная через экологическое мышление и экологическое сознание в учебно – воспитательном процессе: развитие чувства и осознание вечной неиссякаемой  красоты природы.

16.Сформированность привычек бережного отношения к окружающему природному миру, установка на участие  в практической деятельности по охране окружающей природной среды).

17.Введение в экологию. История, этапы развития экологии.

18.Экологические факторы и их классификация. Адаптация организмов к условиям среды.

19.Экологическое взаимоотношение организмов. Природные экосистемы биосферы

20.Виды загрязнения: биологические, физические и химические. Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы проектов

1.Образы природы в творчестве (поэтов, писателей, художников, композиторов). Анализ произведений

2.Экологическая антропология

3.Экологическое воспитание

4.Берегите природу

5.С природой будь на Вы или пример родителей в формировании у обучающихся  экологической культуры

6.Экология и здоровье

7.Природа родного края

8.Береги лес от пожара

9.Чистый берег

10.Неделя экологической культуры 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Медведев, В. И.   
Социальная экология. Экологическое сознание : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 335 с. — URL : urait.ru/book/socialnaya-ekologiya-ekologicheskoe-soznanie-441927
Москва : Издательство Юрайт , 2019. 
 
Л1.2
Тотай, А.В. и др.
Экология : : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Тотай [и др.] ; под общей редакцией А. В. Тотая, А. В. Корсакова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01759-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431783
М.:Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Чугайнова Л.В.
Основы экологической культуры : учебно-методическое пособие/ Чугайнова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013.— 140 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47884.html.— ЭБС «IPRbooks»
Соликамский государственный педагогический институт, 2013
 
Л2.2
Михаилиди А.М
Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова, Р.С.
Основы экологической культуры. Текст лекций [Электронный ресурс].-: Методическое пособие для организации самостоятельной работы  обучающихся / сост. Р.С.Зарипова, В.Р.Махубрахманова — Н.Челны : НГПУ, 2019 .— Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Основы экол культуры_ Зарипова Р.С.pdf>.
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
«Красная книга» Российской Федерации – Режим доступа:    . http://www.sevin.ru/redbook/index.html
 
Э4
Основы экологической культуры.  – Режим доступа:   http://mdl.tatngpi.ru/course/view.php?id=35
 
Э5
Устойчивое развитие — стратегия планеты Земля: https://stepik.org/course/1818 
 
Э6
Федеральные государственные образовательные стандарты: https://fgos.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.