2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Основы экологической культуры_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы экологической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Зарипова Р.С.;ст.преподаватель, Махубрахманова В.Р. _________________
 
 
Основы экологической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины : формирование  у обучающихся  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями современных естественных наук для осознания   значимости  экологической грамотности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с основными принципами экологического мышления, устойчивого развития
1.4
развитие критического, научного мышления
1.5
освоение методик диагностики уровня  экологической культуры обучающихся
1.6
развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в профессиональной сфере с учетом требований ФГОС ООО
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия  
2.1.2
Концепции современного естествознания
2.1.3
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.2
Курсовая работа по безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Валеология
2.2.4
Гигиена физического воспитания и спорта
2.2.5
Физическая рекреация
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.10
Физическая рекреация
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Безопасность жизнедеятельности"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины и понятия в области   экологического образования;
3.1.2
условия для формирования экологической культуры;
3.1.3
критерии определения сформированности  экологической культуры;
3.1.4
требования ФГОС по организации внеучебной деятельности;
3.1.5
о взаимосвязи организмов и среды обитания;
3.1.6
экологические принципы рационального природопользования;
3.1.7
состояния природных условий и ресурсов Республики Татарстан и Российской Федерации;
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.1.8
глобальные экологические проблемы человечества.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
развивать интерес  школьников  к экологическому содержанию  дисциплин;
3.2.2
создавать и поддерживать благоприятную эколого-педагогическую среду;
3.2.3
оценивать  экологическое состояние   объектов окружающей среды;
3.2.4
использовать  имеющиеся экологические знания при создании проектов
3.2.5
проектировать мероприятия с экологическим содержанием.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами    диагностики  сформированности экологической культуры
3.3.2
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
3.3.3
способами анализа экологических первоисточников  для формирования научного мировоззрения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Экологическое мышление и экологическая культура. Образовательная стратегия и компетенции экологического мышления

 
1.1
Введение. Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.2
Анализ принципов экологического мышления в процессе подготовки к разработке образовательной стратегии формирования компетенций экологического мышления. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.3
Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.4
Методы диагностики типа доминирующих установок обучающихся в отношении окружающей среды и сформированности экологической культуры. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.5
Анализ разделов  ФГОС в связи с определением содержания компетенций экологического мышления /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э6

8
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
 
Раздел 2. Формирование компетенций экологического мышления в общественнонаучной и естественнонаучной  предметной области изучения

 
2.1
Формирование компетенций экологического мышления в общественнонаучной учебной предметной области. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.2
Педагогические инструменты формирования основ

экологической грамотности. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.3
Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2.4
Междисциплинарный подход изучения объектов окружающей среды. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

6
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.5
Введение в экологию. История, этапы развития экологии.  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.6
Методы, формы, закономерности  и условия формирования бережного отношения к объектам окружающей среды. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.7
Экологические факторы и их классификация. Адаптация организмов к условиям среды. Экологическое взаимоотношение организмов. Природные экосистемы биосферы   /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.8
Определить методы исследований в целях проведения экомониторинга части территории региона. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.9
Устойчивое развитие- знакомство с онлайн-курсом и работа над материалами  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

12
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.10
Виды загрязнения: биологические, физические и химические. Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.   /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.11
Определение факторов антропогенного и техногенного воздействия.  Прогнозирование экологических рисков, возникающих в результате воздействия антропогенных и техногенных факторов в субъектах РФ. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.12
Работа над терминологией. Подготовка сообщения с презентацией на тему "Экологическое состояние выбранного района России".  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

16
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.13
Посещение экологического музея  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4

6
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
 
Раздел 3. Компетенции экологического мышления и экология культуры

 
3.1
Личностные компетенции экологического мышления.  Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.2
Инструменты формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций экологического мышления. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.3
Критерии определения развитости экологической культуры личности будущего учителя /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.4
Работа над Интеллект-картой /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.5
Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.6
Эффективные формы и виды   работ по  формированию компетенций экологического мышления   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.7
Инновационные   технологии в экологическом образовании. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.8
Современные средства в экоообразовании: виртуальные лаборатории, электронные определители и атласы, виртуальные экскурсии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
3.9
Составление сценария проекта мроприятия по экологической тематике для обучающихся образовательных учреждений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-1.3
3
0
 
3.10
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Введение. Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления.

2.Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия.

3.Критерии определения развитости экологической культуры личности будущего учителя.

4.Личностные компетенции экологического мышления. Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся.

5.Формирование компетенций экологического мышления в общественно-научной учебной предметной области.

6.Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области.

7.Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании.

8.Основы экологической культуры – наука о методах, формах, закономерностях  и условиях формирования бережного отношения к объектам окружающей среды у студентов.

9.Цели и задачи формирования экологической культуры.  Объект и предмет изучения экологической культуры. Место экологической культуры в профессиональной деятельности. Роль дисциплин естественнонаучного цикла в формировании экологической культуры.

10.Ретроспективный анализ развития экологического образования в России в период ХХ века. Основные закономерности, категории и понятия экологической педагогики. Цели,  задачи и принципы экологического образования.

11.Система норм и правил отношения к природе. Основание экологических умений и навыков по изучению природы и ее охране.

12.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: междисциплинарный подход изучения объектов окружающей среды; систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

13.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: единство интеллектуального  и эмоционально – волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

14.Теоретические основы формирования экологического менталитета обучающихся: взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

15.Структура менталитета, представленная через экологическое мышление и экологическое сознание в учебно – воспитательном процессе: развитие чувства и осознание вечной неиссякаемой  красоты природы.

16.Сформированность привычек бережного отношения к окружающему природному миру, установка на участие  в практической деятельности по охране окружающей природной среды).

17.Введение в экологию. История, этапы развития экологии.

18.Экологические факторы и их классификация. Адаптация организмов к условиям среды.

19.Экологическое взаимоотношение организмов. Природные экосистемы биосферы

20.Виды загрязнения: биологические, физические и химические. Глобальные экологические проблемы. Проблема сохранения биоразнообразия.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы проектов

1.Образы природы в творчестве (поэтов, писателей, художников, композиторов). Анализ произведений

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2.Экологическая антропология

3.Экологическое воспитание

4.Берегите природу

5.С природой будь на Вы или пример родителей в формировании у обучающихся  экологической культуры

6.Экология и здоровье

7.Природа родного края

8.Береги лес от пожара

9.Чистый берег

10.Неделя экологической культуры 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Медведев, В. И.   
Социальная экология. Экологическое сознание : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 335 с. — URL : urait.ru/book/socialnaya-ekologiya-ekologicheskoe-soznanie-441927
Москва : Издательство Юрайт , 2019. 
 
Л1.2
Тотай, А.В. и др.
Экология : : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Тотай [и др.] ; под общей редакцией А. В. Тотая, А. В. Корсакова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01759-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431783
М.:Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Чугайнова Л.В.
Основы экологической культуры : учебно-методическое пособие/ Чугайнова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013.— 140 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47884.html.— ЭБС «IPRbooks»
Соликамский государственный педагогический институт, 2013
 
Л2.2
Михаилиди А.М
Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова, Р.С.
Основы экологической культуры. Текст лекций [Электронный ресурс].-: Методическое пособие для организации самостоятельной работы  обучающихся / сост. Р.С.Зарипова, В.Р.Махубрахманова — Н.Челны : НГПУ, 2019 .— Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Основы экол культуры_ Зарипова Р.С.pdf>.
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
«Красная книга» Российской Федерации – Режим доступа:    . http://www.sevin.ru/redbook/index.html
 
Э4
Основы экологической культуры.  – Режим доступа:   http://mdl.tatngpi.ru/course/view.php?id=35
 
Э5
Устойчивое развитие — стратегия планеты Земля: https://stepik.org/course/1818 
 
Э6
Федеральные государственные образовательные стандарты: https://fgos.ru/
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.