2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Литературное творчество как вид коммуникации_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературное творчество как вид коммуникации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
100
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
100
100
100
100
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Литературное творчество как вид коммуникации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в  выявлении общих закономерностей коммуникативной организации художественного текста.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
установить специфику художественного текста и литературной коммуникации в ее соотношении с естественной в целях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
1.4
представить модели литературной коммуникации и привить навыки анализа эпического и драматического текстов для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.2
История зарубежной литературы
2.1.3
История русской литературы
2.1.4
Курсовая работа по литературе
2.1.5
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.6
Современная зарубежная литература
2.1.7
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.8
Теория и практика русской орфографии
2.1.9
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.10
Курсовая работа по русскому языку
2.1.11
Методика обучения литературе
2.1.12
Современный русский язык
2.1.13
Теория языка
2.1.14
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.15
Методика обучения русскому языку
2.1.16
Теория литературы
2.1.17
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.18
История русского литературного языка
2.1.19
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.20
Стилистика
2.1.21
Активные процессы в современном русском языке
2.1.22
Русская диалектология
2.1.23
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.24
Старославянский язык
2.1.25
Фольклор
2.1.26
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.27
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.28
Типология текстов
2.1.29
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.30
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.31
Литература русского зарубежья
2.1.32
Основы этимологического анализа
2.1.33
Лингвистический анализ художественного текста
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
3.1.2
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
3.1.3
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;
3.2.2
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
3.2.3
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;
3.3.2
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
3.3.3
умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Текст художественного произведения: к проблеме специфики

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.1
Концепция коммуникативной организации текста Принцип коммуникативного детерминизма в трактовке Р.О.Якобсона. Общие и частные факторы, связанные с функционированием текста в коммуникативном акте. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
1.2
Общие закономерности коммуникативной организации текста:системная организация; сопряжение знаковых моделей коммуникативных деятельностей; преемственность коммуникативного содержания.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
1.3
Литературное творчество как вид массовой коммуникации. Двусторонний процесс создания художественного произведения. Ориентация адресанта–автора на адресата - читателя. Споры о природе художественного произведения в истории поэтики.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 2. Художественное произведение как коммуникативная система

 
2.1
Понятие литературной коммуникации.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.2
Вопрос специфики художественного речетворчества. Восприятие и интерпретация художественного текста.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
2.3
Теория литературной коммуникации.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
2.4
Коммуникативные параметры художественного речетворчества: интенции автора, способы и средства воздействия на сознание читателя, авторская система знаков, кодирующая художественную информацию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
2.5
Текст как вербальная форма передачи художественной информации.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
2.6
Художественный текст – связующее звено элементарной коммуникативной цепи: адресант – текст – адресат.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.7
Основные субъекты литературной коммуникации. Доминирующая роль автора в лице повествователя или вымышленного рассказчика. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.8
Аксиологический характер авторской интерпретации. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.9
Семиотический принцип организации художественного текста.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.10
Искусство как вторично моделирующая система в трактовке Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Р. Барта.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.11
Художественный текст – реализация вторичной моделирующей системы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.12
Функциональная семиотическая двойственность художественного текста. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
2.13
Коммуникативная задача автора по отношению к адресату - читателю. Коммуникативная задача читателя по отношению к тексту и автору. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
2.14
Соотношение естественной и литературной  коммуникации.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.15
Коммуникативная организация естественного диалога.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
2.16
Интенции коммуникантов; коммуникативная среда; культурный, предметный и инструментальный планы референтной ситуации; принципы, регулирующие успех коммуникации. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
2.17
Художественный диалог как особая разновидность человеческой деятельности.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.18
Понимание художественного диалога как стилизации и типизации разговорной речи в трактовке Т.Г. Винокур, Г.Г. Полищук, О.Б. Сиротининой.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.19
Текстовый характер художественного диалога.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.20
Особый функциональный характер художественного диалога в концепции Р.А. Будагова.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
2.21
Двусторонняя коммуникативная сущность художественного диалога: взаимодействие между персонажами  - внутренняя система коммуникации и  взаимодействие автора с читателем – внешняя система коммуникации. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.22
Художественный диалог в драме и эпическом произведении.

Отличие драмы от эпоса.  Диалог в драме как особый тип текста.  

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
2.23
Литературная коммуникация в эпическом тексте /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
2.24
Авторская характеристика персонажей в эпическом произведении /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
2.25
Схема коммуникативного процесса в драме /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 3. Моделирование коммуникативного действия

 
3.1
Дифференциация высказываний персонажей художественного текста. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2
Типология высказываний. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
3.3
Объем высказываний. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
3.4
Прагматический микросценарий. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
3.5
Сильные и слабые директивы. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
3.6
Типы коммуникативных актов как средство психологической характеристики персонажей в драме /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
3.7
Типы коммуникативных актов как отражение социальных ролевых отношений персонажей /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
3.8
Коммуникативное поведение персонажей художественного текста.

Прямые и непрямые директивы. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация                                             

Вопросы для подготовки к зачету

1.Концепция коммуникативной организации текста.

2. Принцип коммуникативного детерминизма в трактовке Р.О. Якобсона.

3.Общие закономерности коммуникативной организации текста.

4.Специфика художественного текста.

5.Понятие литературной коммуникации.

6.Коммуникативные параметры художественного речетворчества.

7.Текст как вербальная форма передачи художественной информации.

8.Семиотический принцип организации художественного текста.

9.Соотношение естественной и  литературной коммуникации.

10.Художественный диалог в драме

11.Художественный диалог в эпическом произведении.

12.Литературная коммуникация в эпическом тексте.

13.Авторская характеристика персонажей в эпическом тексте.

14.Особенности авторского ввода прямой речи.

15.Художественный диалог в драме как текст.

16.Схема коммуникативного  процесса в драме.

17.План внешней коммуникации по линии «автор – читатель».

18.План внутренней коммуникации по линии  «персонаж – персонаж».

19.Типы коммуникативных актов как средство психологической характеристики персонажей в драме.

20.Типы коммуникативных актов как отражение социальных ролевых отношений персонажей.

21.Дифференциация высказываний персонажей художественного текста.

22.Типология высказываний.

23.Моделируемые высказывания.

24.Клишированные высказывания.

25.Воспроизводимые высказывания.

26.Объем высказываний.

27.Коммуникативное поведение персонажей художественного текста.

28.Прямые и непрямые директивы.

29.Сильные и слабые директивы.

30.Прагматический микросценарий.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости                 

Темы эссе

1.Художественный диалог в эпическом произведении.

2.Литературная коммуникация в эпическом тексте.

3.Авторская характеристика персонажей в эпическом тексте.

4.Особенности авторского ввода прямой речи.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
5.Художественный диалог в драме как текст.

6.Схема коммуникативного  процесса в драме.

7.План внешней коммуникации по линии «автор – читатель».

8.План внутренней коммуникации по линии  «персонаж – персонаж».

9.Типы коммуникативных актов как средство психологической характеристики персонажей в драме.

10.Типы коммуникативных актов как отражение социальных ролевых отношений персонажей.

11.Дифференциация высказываний персонажей художественного текста.

12.Типология высказываний.

13.Моделируемые высказывания.

                          

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПД                                                        
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Н. А. Головин
Головин, Н. А. Современные социологические теории : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07033-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199 (дата обращения: 01.05.2019).: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Белая Е.Н. 
Белая Е.Н. Межкультурная коммуникация. Поиски эффективного пути [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Белая Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59614.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебное пособие
Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Каримова И.Р.
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине "Литературное творчество как вид коммуникации"
НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт»
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                              Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                           Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимяс и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                              Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                       Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.