(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
стилистической нормы. Основные
понятия литературного редактирования и стилистики. Классификация
функциональных стилей. /Лек/
Э1 Э2
стилей.
/Пр/
Э1 Э2
Официально-деловой стиль.
Публицистический стиль. Разговорный стиль. Стиль художественной литературы. /Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
словоупотребления. Устранение лексических ошибок. /Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
материалом /Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Основные понятия литературного редактирования и стилистики. Предмет и задачи литературного редактирования и стилистики.
2.Классификация функциональных стилей.
3.Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая характеристика функциональных стилей. Принципы классификации функциональных стилей.
4. Официально-деловой стиль. Разновидности официально-делового стиля и его жанры.
5. Особенности официально-делового стиля. Языковые средства официально-делового стиля.
6.Лексика с окраской официально-делового стиля и «канцеляризмы». Отглагольные существительные. 7. Клише и стандартизация официально-делового стиля. Терминология, номенклатурные наименования, сложносокращенные слова, аббревиатуры.
7.Научный стиль. Функционально-стилевая разновидность научного стиля. 9. Особенности стиля научного изложения. Лексика научной речи. Термин как стилеобразующий признак научного стиля.
8.Морфологические особенности стиля научной литературы.
9.Публицистический стиль. Разновидности публицистического стиля и его жанры.
10.Конструктивный принцип публицистического стиля (сочетание стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного).
11.Лексические средства публицистического стиля. Публицистическая фразеология. Стилистическая характеристика использования морфологических средств.
12.Специфика языка и стиля газетных жанров (информационная заметка, отчет, интервью, репортаж, корреспонденция, статья, очерк, фельетон, памфлет, рецензия, обозрение, эссе).
13.Роль публицистики в формировании стилистических вкусов и в становлении языковых норм.
14.Стиль художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы.
15.Литературно-художественный стиль как функциональная разновидность литературного языка. Основные функции литературнохудожественного стиля.
16.Индивидуально-авторский стиль.
17.Разговорный стиль. Характеристика разговорной речи. Отношение к литературной норме.
18.Особенности норм разговорного стиля. Языковые особенности разговорного стиля. Морфологические и словообразовательные особенности разговорного стиля. Особенности синтаксиса разговорного стиля.
19.Телевизионная речь и радиоречь в системе стилей.
20.Виды редакционной правки. Издательская и корректорская правка. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка.
21.Методика редактирования текста.
22.Логико-смысловой анализ текста: деление на части и исследование связей между частями, смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью. Соблюдение в тексте законов логики. Композиционный анализ текста.
23.Работа над языком и стилем
24.Анализ заголовка, лида, анонса, врезки. Определение достоверности фактического материала, цитат.
25.Стилистика художественной литературы. Понятие идиостиля.
26.Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
27.Русская лексика с точки зрения ее стилистического расслоения.
28.Определение понятия «литературный язык». Основные признаки литературного языка.
29.Определение нормы литературного языка. Вариантность норм литературного языка.
30.Системные отношения в лексике. Синонимия, омонимия, антонимия, паронимия.
31.Основные типы лексических тропов. Метафора и метонимия.
32.Специфика редакторского чтения.
33.Виды редактирования.
34.Редактирование заголовков и других элементов заголовочного комплекса текста.
35.Стилистические особенности синтаксиса.
36.Стилистические фигуры, основанные на контрасте: оксюморон и антитеза.
Темы письменных работ
1.Обзор типичных ошибок в речи спортивных комментаторов.
2.Анализ языка кодексов профессиональной этики российского журналиста.
3.Язык СМИ: в поисках русской ментальности.
4.Особенности русской фразеологии на страницах отечественных СМИ.
5.Стилистика рекламных слоганов.
6.Язык и стиль современной рекламы: за и против (на самостоятельно собранном материале).
7.Стилистика заголовков современных печатных СМИ.
8.Пословицы и поговорки в российской печатной периодике (их стилистическая роль).
9.Стилистика текстов современного песенного искусства.
10.Формирование в СМИ языка гражданского общества.
11.Способы выражение авторской позиции на станицах публицистических текстов и текстов художественной литературы.
12.Стилистическая роль художественных цитат и литературных имен в современной публицистике.
13.Использование экспрессивной лексики в молодежных газетах наших дней.
14.Языковые ошибки и стилистические огрехи в СМИ наших дней (источники по выбору студента).
15.Структура заголовков и их стилистическая роль в современной периодике
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины. Методические указания к экзамену
Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.