2022-2023_44_03_05 РЯиЛ 132 гр__plx_Организация дополнительного образования (по первому профилю) Литературное редактирование_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Литературное редактирование
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 8
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
42
42
42
42
Итого ауд.
56
56
56
56
Кoнтактная рабoта
56
56
56
56
Сам. работа
52
52
52
52
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Литературное редактирование
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в  
1.2
формировании теоретических основ стилистической грамотности  и методологии работы с  текстами различных типов и жанров.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
   
1.5
обучить  комплексному анализу художественных произведений различных жанров, рассматривая каждый текст как целостное и неразрывное единство формы и содержания;
1.6
обучить методике подготовки и редактирования аппарата различных изданий;
1.7
обучить особенностям и методам редакторского анализа литературных произведений с целью их всесторонней оценки и определения путей совершенствования авторских оригиналов;
1.8
1.9
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения предмету "Литература"
2.1.2
Методика обучения предмету "Русский язык"   
2.1.3
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.4
Экономика
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Производственная практика по внеурочной работе
2.1.7
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.8
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.9
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.10
Учебная ознакомительная практика
2.1.11
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы содержания предметной области по редактированию и текстологии;
3.1.2
приемы редактирования и  навыки стилистической правки;
3.1.3
основы работы с текстом;
 
стр. 4
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
3.1.4
основные методы анализа текстов различных типов и жанров;
3.1.5
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать отбор адекватных языковых средств с учетом речевой ситуации для осуществления успешной коммуникации;
3.2.2
использовать в образовательном процессе траекторию саморазвития;
3.2.3
использовать знания по работе с текстом;
3.2.4
применять методы анализа текстов различных типов и жанров;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками успешной коммуникации на основе сознательного отбора адекватных языковых средств с учетом речевой ситуации;
3.3.2
навыками использования в образовательном процессе ресурсы знаний по саморазвитию  популяризации знаний в области отечественной культуры;
3.3.3
навыками работы с текстом;
3.3.4
методами анализа текстов различных типов и жанров;
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет и задачи литературного редактирования и стилистики

 
1.1
Понятие

стилистической нормы. Основные

понятия литературного редактирования и стилистики. Классификация

функциональных стилей. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
1.2
Взаимопроникновение функциональных

стилей.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
1.3
Научный стиль. Его разновидности.

Официально-деловой стиль.

Публицистический стиль. Разговорный стиль. Стиль художественной литературы. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
 
Раздел 2. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств.  

 
2.1
Работа редактора над лексикой рукописи. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
2.2
Оценка

словоупотребления. Устранение лексических ошибок. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

20
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
2.3
Корректура как необходимый этап подготовки текста к печати. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

20
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
 
Раздел 3. Редактирование: основные понятия. Основы редактирования.

 
3.1
Редакционный этап. Работа редактора над логикой текста произведения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
3.2
Работа редактора над фактическим

материалом /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
3.3
Анализ заголовка, анонса.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

20
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
3.4
/Экзамен/

36
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Основные понятия литературного редактирования и стилистики. Предмет и задачи литературного редактирования и  стилистики.

2.Классификация функциональных стилей.

3.Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая характеристика функциональных стилей. Принципы классификации функциональных стилей.

4. Официально-деловой стиль. Разновидности официально-делового стиля и его жанры.

5. Особенности официально-делового стиля. Языковые средства официально-делового стиля.

6.Лексика с окраской официально-делового стиля и «канцеляризмы». Отглагольные существительные. 7. Клише и стандартизация официально-делового стиля. Терминология, номенклатурные наименования, сложносокращенные слова, аббревиатуры.

7.Научный стиль. Функционально-стилевая разновидность научного стиля. 9. Особенности стиля научного изложения. Лексика научной речи. Термин как стилеобразующий признак научного стиля.

8.Морфологические особенности стиля научной литературы.

9.Публицистический стиль. Разновидности публицистического стиля и его жанры.

10.Конструктивный принцип публицистического стиля (сочетание стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного).

11.Лексические средства публицистического стиля. Публицистическая фразеология. Стилистическая характеристика использования морфологических средств.

12.Специфика языка и стиля газетных жанров (информационная заметка, отчет, интервью, репортаж, корреспонденция, статья, очерк, фельетон, памфлет, рецензия, обозрение, эссе).

13.Роль публицистики в формировании стилистических вкусов и в становлении языковых норм.

14.Стиль художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы.

15.Литературно-художественный стиль как функциональная разновидность литературного языка. Основные функции литературнохудожественного стиля.

16.Индивидуально-авторский стиль.

17.Разговорный стиль. Характеристика разговорной речи. Отношение к литературной норме.

18.Особенности норм разговорного стиля. Языковые особенности разговорного стиля. Морфологические и словообразовательные особенности разговорного стиля. Особенности синтаксиса разговорного стиля.

19.Телевизионная речь и радиоречь в системе стилей.

20.Виды редакционной правки. Издательская и корректорская правка. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка.

21.Методика редактирования текста.

22.Логико-смысловой анализ текста: деление на части и исследование связей между частями, смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью. Соблюдение в тексте законов логики. Композиционный анализ текста.

23.Работа над языком и стилем

24.Анализ заголовка, лида, анонса, врезки. Определение достоверности фактического материала, цитат.

25.Стилистика художественной литературы. Понятие идиостиля.

26.Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

27.Русская лексика с точки зрения ее стилистического расслоения.

28.Определение понятия «литературный язык». Основные признаки литературного языка.

29.Определение нормы литературного языка. Вариантность норм литературного языка.

30.Системные отношения в лексике. Синонимия, омонимия, антонимия, паронимия.

31.Основные типы лексических тропов. Метафора и метонимия.

32.Специфика редакторского чтения.

33.Виды редактирования.

34.Редактирование заголовков и других элементов заголовочного комплекса текста.

35.Стилистические особенности синтаксиса.

36.Стилистические фигуры, основанные на контрасте: оксюморон и антитеза.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 6
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ

1.Обзор типичных ошибок в речи спортивных комментаторов.

2.Анализ языка кодексов профессиональной этики российского журналиста.

3.Язык СМИ: в поисках русской ментальности.

4.Особенности русской фразеологии на страницах отечественных СМИ.

5.Стилистика рекламных слоганов.

6.Язык и стиль современной рекламы: за и против (на самостоятельно собранном материале).

7.Стилистика заголовков современных печатных СМИ.

8.Пословицы и поговорки в российской печатной периодике (их стилистическая роль).

9.Стилистика текстов современного песенного искусства.

10.Формирование в СМИ языка гражданского общества.

11.Способы выражение авторской позиции на станицах публицистических текстов и текстов художественной литературы.

12.Стилистическая роль художественных цитат и литературных имен в современной публицистике.

13.Использование экспрессивной лексики в молодежных газетах наших дней.

14.Языковые ошибки и стилистические огрехи в СМИ наших дней (источники по выбору студента).

15.Структура заголовков и их стилистическая роль в современной периодике

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Войтик, Н. В. 
Речевая коммуникация: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт , 2019. 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Козырев, В. А.  
Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /
Москва : Издательство Юрайт,, 2019. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Крючкова Л.А., Чулаков Д.К.
Практикум по культуре речевого общения Часть 2 [
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ЭБС «IPRbooks» , 2016.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 7
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                           Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.                

                                                    Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть 

 
стр. 8
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.                                                      

                                                       Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.                                                                        Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть 

 
стр. 9
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена. За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.