(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы для подготовки к экзамену
Романтизм
1. Дайте определение романтизма.
2. Назовите социальные и философские истоки романтизма.
3. Назовите основные принципы романтизма.
4. Что такое романтическая ирония?
5. Какие жанры преобладают в романтизме?
6. Назовите основные типы романтического героя.
7. В литературе какой страны романтизм получил начальное развитие?
8. Кого считают самым великим немецким романтиком?
9. Какова центральная тема и идея творчества Гофмана?
10. Кому принадлежит принцип сочетания реалистической детали с фантастикой?
11. Творчество какого писателя, поэта стало вершиной английского романтизма?
12. Назовите самое значительное произведение Байрона - первый бестселлер в истории мировой литературы.
13. Чем привлекла внимание читателя поэма Байрона «Паломничество…» ?
14. Назовите самый крупный и значительный роман в стихах Байрона. Какая проблема в нем поднимается?
15. На творчество каких русских поэтов особенно оказало влияние творчество Байрона?
16. Кто такие лейкисты (или озерная школа) ?
17. Назовите лучших представителей французского романтизма.
18. Какой роман является вершиной творчества В.Гюго?
19. Какая проблема поднимается в романе-эпопее Гюго «Отверженные»?
20. Назовите характерные черты американского романтизма.
21. Кто является основоположником американского романа?
22. Что такое пенталогия? Кому из американских писателей принадлежит пенталогия?
23. Кто является самым ярким представителем американской романтической поэзии?
24. Каковы основные мотивы творчества Эдгара По?
25. Как изображается душа в прозе Э. По?
26. Кто стал поэтом-новатором, совершившим революцию в американской поэзии?
Реализм 19 в.
1. Каковы предпосылки возникновения реализма?
2. Какова концепция героя в произведениях реализма?
3. Назовите лучших представителей раннего реализма. Определите проблематику их творчества
4. Определите проблематику произведений О.Бальзака. Кратко охарактеризуйте 2 произведения автора.
5. Охарактеризуйте творчество Ф.Стендаля.
6. Охарактеризуйте творчество У.Теккерея.
Заруб.литература рубежа 19-20 веков. Модернизм
1. Охарактеризуйте общественно-культурную ситуацию на рубеже веков.
2. Как отразился декаданс в западной литературе?
3. Дайте определение модернизму, назовите течения модернизма
4. Кратко охарактеризуйте произведение модернизма. Как отразился модернизм в идейно-тематическом содержании произведения?
5. Кратко проанализируйте новеллу «Превращение» Ф.Кафки
Литература 2 пол. ХХ века
1. Охарактеризуйте лит. ситуацию 2 пол. ХХ в.
2. Дайте определение экзистенциализму.
3. Определите тему и идею произведения «Старик и море» Э.Хемигуэйя. Охарактеризуйте образ старика Сантьяго.
4. Определите проблематику и жанр произведения «Маленький принц» А.Экзюпери.
5. Определите проблематику романа Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Охарактеризуйте главного героя.
6. Охарактеризуйте постмодернизм.
7. Определите проблематику романа П.Зюскинда «Парфюмер». Охарактеризуйте главного героя.
Темы птсьменных работ
Э.М.Ремарк как писатель-баталист.
Герои-фронтовики Ремарка в мирной жизни.
Образ Испании в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол».
Идейно-композиционное единство книги Хемингуэя «В наше время».
Ирония и сарказм в структуре романа Д.Олдингтона «Смерть героя»э
Образы героев Хемингуэя - представителей творческих профессий.
Рассказы Я.Гашека. Особенности конфликта.
Я.Гашек-журналист.
Прием журналистского расследования в репортажах Э.Э.Киша.
Рассказы К.Чапека. Герои и проблемы.
«РУР» К.Чапека как драма-антиутопия.
Материнство и война в драматургии К.Чапека («Мать») и Б.Брехта («Винтовки Терезы Каррар»).
«Взлет и падение города Махагони» Б.Брехта как пьеса-парабола.
Шиллеровские аллюзии в драме Б.Брехта «Святая Иоанна скотобоен».
Б.Брехт как «соавтор» В.Шекспира («Круглоголовые и остроголовые», «Кориолан»).
Л.Ренн как писатель «потерянного поколения» («Война», «После войны»).
Внутренний монолог в прозе Т.Вулфа.
Образ повествователя в рассказах и повестях Т.Вулфа.
Женские образы в романе С.Фицджеральда «Ночь нежна».
Великая крестьянская война как тема драматургии ХХ века («Флориан Гайер» Г.Гауптмана, «Бедный Конрад» Ф.Вольфа.).
Образ заглавного героя в драме Д.Осборна «Лютер».
Тема бунта и смирения в драме Сартра «Дьявол и господь Бог».
Образы нацистов в драме ФЫ.Вольфа «Профессор Мамлок».
Образ Германии в драме Б.Брехта «Страх и отчаяние Третьего рейха».
«Пляска смерти» Б.Келлермана как антифашистский роман.
Тема искусства в романе Л.Франка «Слева, где сердце».
Экзистенциальная проблематика в драме А.Миллера «Это случилось в Виши».
Образ заглавной героини в романе Л.Франка «Матильда».
Проблема нравственного выбора в драме А.Миллера «Вид с моста».
Проблема отчуждения людей в драматургии Э.Олби.
Поэтика экспрессионизма в драме В.Борхерта «Там, за дверью».
Конфликт личности и системы в драме Д.Ардена «Последнее прости Армстронга».
Уроки гуманизма в драме Ю.О’Нила «Луна для пасынков судьбы».
Байроновские аллюзии в драме О’Нила «Душа поэта».
Эсхиловские аллюзии в трилогии Ю.О’Нила «Траур – участь Электры».
Распад семейных отношений как проблема западной драмы («Играем Стриндберга» Ф.Дюрренматта и «Не боимся Вирджинии Вулф» Э.Олби).
«Имя розы» У.Эко как исторический роман.
«Имя розы» У.Эко как детектив
Поэтика и проблематика рассказов И.Б.Зингера
Аргентинская проблематика в рассказах Л.Х.Борхеса.
Тема Востока в рассказах Л.Х.Борхеса.
Тема всемирной культуры в рассказах Л.Х.Борхеса.
Образ повествователя в романе Г.Миллера «Тропик рака»
Поэтика абсурда в пьесе С.Беккета «В ожидании Годо».
Проблема выбора в романе А.Мердок «Алое и зеленое».
Конфликт нового и старого в романе Д.Апдайка «Ферма».
Гуманистический пафос повести Д.Олдриджа «Удивительный монгол».
«Шпиль» У.Голдинга как повесть-притча.
Образы неандертальских людей в повести У.Голдинга «Наследник».
Тема безумия в романе А.Силлитоу «Дерево в огне».
Образ Гарри Халлера в романе Г.Гессе «Степной волк.
Образ пустыни в произведениях Экзюпери.
Образы писателей в фантастических рассказах Р.Бредбери.
Образы марсиан в «Марсианских хрониках» Р.Бредбери.
Тема исключительной памяти в рассказах С.Цвейга («Мендель-букинист», «Шахматная новелла»).
Образы детей в новеллах С.Цвейга («Жгучая тайна», «Гувернантка»).
Герои «одной страсти» в новеллах С.Цвейга.
Тема преступной совести в новеллах С.Цвейга («Улица в лунном свете», «Амок»).
Поэтика барокко в романе Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества».
Образ карнавала в повести Ж.Амаду «Исчезновение святой».
Тема безумия в повести М.Фриша «Человек появляется в эпоху голоцена».
Образ Перегрина в драме М.Фриша «Санта-Крус».
Образ Огюста Конта в романе Р.Мерля «Мальвиль».
Образ «Земли» в романе Р.Мерля «Мадрапур» и в произведениях Экзюпери
«Любовь под вязами» Ю.О’Нила как вариант «американской трагедии».
Традиции Ю.О’Нила («Косматая обезьяна») в пьесе Э.Олби «Это случилось в зоопарке».
Проблемы эстетики в книге Э.Хемингуэя «Зеленые холмы Африки».
Модернизм как художественное направление в литературе ХХ века.
Литература «потока сознания». Джеймс Джойс.
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может бытьпостроен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Методические указания к зачету.
Зачеты являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения зачета (устно, письменно, по билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.
При проведении зачета в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к зачету необходимо начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность,