2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_История зарубежной литературы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История зарубежной литературы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 6, 7, 9 зачет 5, 8
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
108
самостоятельная работа
308
аудиторные занятия
232
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
18 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
648
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
9 (5.1)
Итого
Недель
18
16 4/6
15 2/6
13 2/6
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
30
30
12
12
10
10
86
86
Практические
36
36
32
32
30
30
26
26
22
22
146
146
Итого ауд.
54
54
48
48
60
60
38
38
32
32
232
232
Кoнтактная рабoта
54
54
48
48
60
60
38
38
32
32
232
232
Сам. работа
54
54
60
60
48
48
106
106
40
40
308
308
Часы на контроль
36
36
36
36
36
36
108
108
Итого
108
108
144
144
144
144
144
144
108
108
648
648
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филолологических наук, доцент, Галиуллин Р.Р. _________________
 
 
История зарубежной литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  у обучающихся  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями мировой литературы для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить навыки применения методов научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения
1.4
развить умения,  позволяющих  самостоятельно анализировать научную информацию, необходимую для решения профессиональных задач
1.5
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе художественных произведений, литературных явлений, опираясь на научное мировоззрение
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.2
Старославянский язык
2.1.3
Теория литературы
2.1.4
Общая психология
2.1.5
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.6
Противодействие коррупции
2.1.7
Фольклор
2.1.8
История русской литературы
2.1.9
Основные аспекты обучения связной письменной речи
2.1.10
Региональная ономастика
2.1.11
Русская диалектология
2.1.12
Русский язык как иностранный
2.1.13
Стилистика русского языка
2.1.14
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.15
Теория языка
2.1.16
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.17
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.18
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по методике обучения русскому языку и литературе
2.2.2
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.3
Типология текстов
2.2.4
Функциональная грамматика русского языка
2.2.5
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.6
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.7
Курсовая работа по русскому языку
2.2.8
Философия
2.2.9
Активные процессы в современном русском языке
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.11
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.12
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.13
Педагогическая риторика
2.2.14
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.15
Теория и практика русской орфографии
2.2.16
Филологический анализ текста
2.2.17
Производственная  летняя педагогическая практика
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.20
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.21
Производственная преддипломная практика
2.2.22
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.23
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.24
Педагогическая риторика
2.2.25
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
 
  анализировать основные характеристики исторических литературоведческих явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение.
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе.
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Владеть:
 
навыком формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
 
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
 
навыками разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.3
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.4
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.6
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.7
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.8
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.9
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
3.2.2
анализировать основные характеристики исторических литературоведческих явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.4
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.5
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.6
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.7
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.8
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.9
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыки научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.2
навыки анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
3.3.4
формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.5
планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.6
разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.7
навыки анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.8
опыт конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.9
навыки проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
 
Раздел 1. Античная литература

 
1.1
Особенности античной литературы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.2
Древнегреческая литература /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.3
"Илиада" и "Одиссея" Гомера как образцы героического эпоса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.4
Древнегреческая мифология /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.5
Дидактический эпос Гесиода /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.6
Древнегреческая лирика /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.7
Древнегреческая трагедия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.8
Древнегреческая комедия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.9
Древнегреческая эллинистическая литература  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.10
Литература Древнего Рима /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.11
Мифология Древнего Рима /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.12
Литература Древнего Рима конца Республики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.13
Древнеримский театр /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.14
Литература Древнего Рима эпохи Империи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.15
Древнеримский эпос /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.16
Древнеримская лирика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
5
0
 
 
Раздел 2. История зарубежной литературы средних веков

 
2.1
Зарубежная литература раннего Средневековья /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2
Средневековый эпос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
2.3
Клерикальная литература /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
2.4
Зарубежная литература зрелого Средневековья /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
2.5
Рыцарская лирика /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
2.6
Рыцарский роман /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
2.7
Бюргерская литература /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 3. История зарубежной литературы эпохи Возрождения

 
3.1
Зарубежная литература эпохи Возрождения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.2
Деятельность гуманистов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.3
Литература Италии эпохи Возрождения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.4
Творчество Данте /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.5
Творчество Петрарки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.6
Творчество Боккаччо /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.7
Литература Франции эпохи Возрождения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.8
Творчество Рабле /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.9
Литература Англии эпохи Возрождения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.10
Творчество Шекспира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.11
Литература Испании эпохи Возрождения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.12
Творчество Сервантеса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.13
Северное Возрождение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.14
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОК-1 ПК-3 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 4. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

 
4.1
Зарубежная литература XVII в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
4.2
Классицизм в зарубежной литературе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
4.3
Барокко в зарубежной литературе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
4.4
Зарубежная литература XVIII в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
4.5
Рококо в зарубежной литературе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
4.6
Сентиментализм в зарубежной литературе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
4.7
Литература Просвещения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
4.8
Роман в зарубежной литературе VIII в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
4.9
Предромантизм /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
4.10
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 5. История зарубежной литературы XIX в.

 
5.1
Романтизм как художественное направление и метод /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.2
Зарубежная литература XIX в.Романтизм. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.3
Творчество Гельдерлина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.4
Творчество Новалиса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

20
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.5
Творчество Шамиссо /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.6
Творчество Гофмана /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
5.7
Романтизм в литературе Англии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.8
Творчество Байрона /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.9
Романтизм в литературе Франции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.10
Творчество Гюго /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.11
Романтизм в литературе США /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.12
Творчество По /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.13
Реализм в зарубежной литературе XIX в.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
5.14
Реализм как художественное направление и как художественный метод /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.15
Французский реализм XIX в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.16
Творчество Стендаля и Бальзака /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.17
Творчество Диккенса и Теккерея /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.18
Немецкий реализм XIX в.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5.19
Английский реализм XIX в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
5.20
Реализм в литературе США XIX в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 6. История зарубежной литературы XX в.

 
6.1
Зарубежная литература первой половины XX в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.2
Декаданс /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.3
Модернизм  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.4
Литература Франции первой половины XX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.5
Литература Германии первой половины XX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.6
Литература Великобритании первой половины XX в.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.7
Литература США первой половины XX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.8
Зарубежная литература второй половины XX в.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.9
Литература Франции второй половины XX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.10
Литература Германии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.11
Литература Великобритании второй половины XX в.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.12
Постмодернизм /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
6.13
Литература США второй половины XX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 7. Современная зарубежная литература

 
7.1
Обзор современной зарубежной литературы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
7.2
Анализ современной зарубежной литературы /Ср/

30
9
0
 
7.3
История зарубежной литературы /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

Романтизм

1. Дайте определение романтизма.

2. Назовите социальные и философские истоки романтизма.

3. Назовите основные принципы романтизма.

4. Что такое романтическая ирония?

5. Какие жанры преобладают в романтизме?

6. Назовите основные типы романтического героя.

7. В литературе какой страны романтизм получил начальное развитие?

8. Кого считают самым великим немецким романтиком?

9. Какова центральная тема и идея творчества Гофмана?

10. Кому принадлежит принцип сочетания реалистической детали с фантастикой?

11. Творчество какого писателя, поэта стало вершиной английского романтизма?

12. Назовите самое значительное произведение Байрона - первый бестселлер в истории мировой литературы.

13. Чем привлекла внимание читателя поэма Байрона «Паломничество…» ?

14. Назовите самый крупный и значительный роман в стихах Байрона. Какая проблема в нем поднимается?

15. На творчество каких русских поэтов особенно  оказало влияние творчество Байрона?

16. Кто такие лейкисты (или озерная школа) ?

17. Назовите лучших представителей французского романтизма.

18. Какой роман является вершиной творчества В.Гюго?

19. Какая проблема поднимается в романе-эпопее Гюго «Отверженные»?

20. Назовите характерные черты американского романтизма.

21. Кто является основоположником американского романа?

22. Что такое пенталогия? Кому из американских писателей принадлежит пенталогия?

23. Кто является самым ярким представителем американской романтической поэзии?

24. Каковы основные мотивы творчества Эдгара По?

25. Как изображается душа в прозе Э. По?

26. Кто стал поэтом-новатором, совершившим революцию в американской поэзии?

Реализм 19 в.

1. Каковы предпосылки возникновения реализма?

2. Какова концепция героя в произведениях реализма?

3. Назовите лучших представителей раннего реализма. Определите проблематику их творчества

4. Определите проблематику произведений О.Бальзака. Кратко охарактеризуйте 2 произведения автора.

5. Охарактеризуйте творчество Ф.Стендаля.

6. Охарактеризуйте творчество У.Теккерея.

Заруб.литература рубежа 19-20 веков. Модернизм

1. Охарактеризуйте общественно-культурную ситуацию на рубеже веков.

2. Как отразился декаданс в западной литературе?

3. Дайте определение модернизму, назовите течения модернизма

4. Кратко охарактеризуйте произведение модернизма. Как отразился модернизм в идейно-тематическом содержании произведения?

5. Кратко проанализируйте новеллу «Превращение» Ф.Кафки

Литература 2 пол. ХХ века

1. Охарактеризуйте лит. ситуацию 2 пол. ХХ в.

2. Дайте определение экзистенциализму.

3. Определите тему и идею произведения «Старик и море» Э.Хемигуэйя. Охарактеризуйте образ старика Сантьяго.

4. Определите проблематику и жанр произведения «Маленький принц» А.Экзюпери.

5. Определите проблематику романа Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Охарактеризуйте главного героя.

6. Охарактеризуйте постмодернизм.

7. Определите проблематику романа П.Зюскинда «Парфюмер». Охарактеризуйте главного героя. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы птсьменных работ

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Новеллы Г.Манна.

Э.М.Ремарк как писатель-баталист.

Герои-фронтовики Ремарка в мирной жизни.

Образ Испании в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол».

Идейно-композиционное единство книги Хемингуэя «В наше время».

Ирония и сарказм в структуре романа Д.Олдингтона «Смерть героя»э

Образы героев Хемингуэя - представителей творческих профессий.

Рассказы Я.Гашека. Особенности конфликта.

Я.Гашек-журналист.

Прием журналистского расследования в репортажах Э.Э.Киша.

Рассказы К.Чапека. Герои и проблемы.

«РУР» К.Чапека как драма-антиутопия.

Материнство и война в драматургии К.Чапека («Мать») и Б.Брехта («Винтовки Терезы Каррар»).

«Взлет и падение города Махагони» Б.Брехта как пьеса-парабола.

Шиллеровские аллюзии в драме Б.Брехта «Святая Иоанна скотобоен».

Б.Брехт как «соавтор» В.Шекспира («Круглоголовые и остроголовые», «Кориолан»).

Л.Ренн как писатель «потерянного поколения» («Война», «После войны»).

Внутренний монолог в прозе Т.Вулфа.

Образ повествователя в рассказах и повестях Т.Вулфа.

Женские образы в романе С.Фицджеральда «Ночь нежна».

Великая крестьянская война как тема драматургии ХХ века («Флориан Гайер» Г.Гауптмана, «Бедный Конрад» Ф.Вольфа.).

Образ заглавного героя в драме Д.Осборна «Лютер».

Тема бунта и смирения в драме Сартра «Дьявол и господь Бог».

Образы нацистов в драме ФЫ.Вольфа «Профессор Мамлок».

Образ Германии в драме Б.Брехта «Страх и отчаяние Третьего рейха».

«Пляска смерти» Б.Келлермана как антифашистский роман.

Тема искусства в романе Л.Франка «Слева, где сердце».

Экзистенциальная проблематика в драме А.Миллера «Это случилось в Виши».

Образ заглавной героини в романе Л.Франка «Матильда».

Проблема нравственного выбора в драме А.Миллера «Вид с моста».

Проблема отчуждения людей в драматургии Э.Олби.

Поэтика экспрессионизма в драме В.Борхерта «Там, за дверью».

Конфликт личности и системы в драме Д.Ардена «Последнее прости Армстронга».

Уроки гуманизма в драме Ю.О’Нила «Луна для пасынков судьбы».

Байроновские аллюзии в драме О’Нила «Душа поэта».

Эсхиловские аллюзии в трилогии Ю.О’Нила «Траур – участь Электры».

Распад семейных отношений как проблема западной драмы («Играем Стриндберга» Ф.Дюрренматта и «Не боимся Вирджинии Вулф» Э.Олби).

«Имя розы» У.Эко как исторический роман.

«Имя розы» У.Эко как детектив

Поэтика и проблематика рассказов И.Б.Зингера

Аргентинская проблематика в рассказах Л.Х.Борхеса.

Тема Востока в рассказах Л.Х.Борхеса.

Тема всемирной культуры в рассказах Л.Х.Борхеса.

Образ повествователя в романе Г.Миллера «Тропик рака»

Поэтика абсурда в пьесе С.Беккета «В ожидании Годо».

Проблема выбора в романе А.Мердок «Алое и зеленое».

Конфликт нового и старого в романе Д.Апдайка «Ферма».

Гуманистический пафос повести Д.Олдриджа «Удивительный монгол».

«Шпиль» У.Голдинга как повесть-притча.

Образы неандертальских людей в повести У.Голдинга «Наследник».

Тема безумия в романе А.Силлитоу «Дерево в огне».

Образ Гарри Халлера в романе Г.Гессе «Степной волк.

Образ пустыни в произведениях Экзюпери.

Образы писателей в фантастических рассказах Р.Бредбери.

Образы марсиан в «Марсианских хрониках» Р.Бредбери.

Тема исключительной памяти в рассказах С.Цвейга («Мендель-букинист», «Шахматная новелла»).

Образы детей в новеллах С.Цвейга («Жгучая тайна», «Гувернантка»).

Герои «одной страсти» в новеллах С.Цвейга.

Тема преступной совести в новеллах С.Цвейга («Улица в лунном свете», «Амок»).

Поэтика барокко в романе Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества».

Образ карнавала в повести Ж.Амаду «Исчезновение святой».

Тема безумия в повести М.Фриша «Человек появляется в эпоху голоцена».

Образ Перегрина в драме М.Фриша «Санта-Крус».

Образ Огюста Конта в романе Р.Мерля «Мальвиль».

Образ «Земли» в романе Р.Мерля «Мадрапур» и в произведениях Экзюпери

«Любовь под вязами» Ю.О’Нила как вариант «американской трагедии».

Традиции Ю.О’Нила («Косматая обезьяна») в пьесе Э.Олби «Это случилось в зоопарке».

 
стр. 15
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Своеобразие конфликта в пьесе Ю.О’Нила «Все дети божьи имеют крылья».

Проблемы эстетики в книге Э.Хемингуэя «Зеленые холмы Африки».

Модернизм как художественное направление в литературе ХХ века.

Литература «потока сознания». Джеймс Джойс.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Толмачева, В.М.
Зарубежная литература XX века в 2 т. Т. 2. Вторая половина XX века - начало XXI века : учебник для  бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Бакалавр.). — ISBN 978-5-534-08191-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433096
Москва: Юрайт, 2019
 
Л1.2
Толмачева, В.М.
Зарубежная литература XX века в 2 т. Т. 1. Первая половина XX века : учебник для бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 430 с. — (Бакалавр.). — ISBN 978-5-534-08391-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://urait.ru/bcode/450052 
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гиленсон Б.А.
История зарубежной литературы от Античности до середины XIX века в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7410-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434505 
М.: Юрайт, 2019
 
Л2.2
Гиленсон, Б.А.
История зарубежной литературы от Античности до середины XIX века в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата
Москва: Юрайт, 2019
 
Л2.3
Апенко Е.М.
История зарубежной литературы XIX века : учебник для академического бакалавриата / Е. М. Апенко [и др.] ; под редакцией Е. М. Апенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 418 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03182-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433194
М.: Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова, З.Ф. 
Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «История зарубежной литературы» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 62 с - URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/История зарубежной литературы_Ахатова ЗФ.pdf 
НГПУ, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Бесплатная интернет библиотека. - http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/253724-1-veraksich-antichnaya-literatura-kurs-lekciy-oglavlenie-predislovie-tema-osobennosti-razvitiya-antichnogo-obschestva-ant.php
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 16
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа ( 423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
    Приступая к изучению дисциплины «История зарубежной литературы», обучающемуся необходимо ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения семинаров, написания учебных и творческих работ.

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое 

 
стр. 17
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может бытьпостроен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 18
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Методические указания к зачету.

Зачеты являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения зачета (устно, письменно, по билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

При проведении зачета в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 19
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.