Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э1 Э2 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к экзамену в 8 семестре
Античная литература
1. Исторические условия формирования и периодизация античной литературы.
2. Отличительные признаки и специфика античной литературы.
3. Мифология как основа античной культуры (происхождение, периодизация, основные особенности).
4. Социально-историческая и мифологическая основа гомеровских поэм.
5. Художественные особенности гомеровских поэм.
6. Древнегреческая лирика: основные мотивы и жанры.
7. Происхождение и основные особенности древнегреческой трагедии.
8. Трагедии Эсхила и становление афинской демократии.
9. Трагедии Софокла и расцвет афинской демократии.
10. Трагедии Еврипида и упадок афинской демократии.
12. Происхождение и основные особенности исторической прозы древней Греции.
13. «Поэтика» Аристотеля: основные эстетические понятия и принципы.
14. Римское общество и культура: формирование особой нравственности и ее роль в развитии римского государства и культуры.
15. Эволюция древнеримской драматургии.
16. Проза древнего Рима: основные жанры, их рождение и эволюция.
17. Образ главного героя и основной конфликт трилогии Эсхила «Орестея».
18. Образ героической женщины в трагедии Софокла «Антигона».
19. Основной конфликт комедии Аристофана «Всадники».
20. Основные проблемы и художественные особенности поэмы Вергилия «Энеида».
21. Смысл названия и основные образы поэмы Овидия «Метаморфозы».
22. Лирика Горация: основные мотивы и жанры.
23. Образ главного героя в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой Осел». Роль вставной новеллы в произведении.
24. Основные Олимпийские боги и их функции.
25. Герои античной мифологии и их подвиги (Геракл. Тезей, Персей, Аргонавты).
26. Любовь в античной мифологии (Орфей, Одиссей, Пигмалион, Нарцисс и др. на выбор).
27. Образ Прометея в трагедии Эсхила.
28. Суть «трагической иронии» в «Царе Эдипе» Софокла.
29. Психологическая характеристика образа Медеи в трагедии Еврипида.
30. Психологическая характеристика образа Федры в трагедии Еврипида «Ипполит».
31. Философский смысл и актуальность комедии Аристофана «Облака».
32. Греческие вожди и их характеристика в «Илиаде» Гомера.
33. Женские образы в поэмах Гомера.
34. Ахилл и Гектор: сравнительный анализ образов.
35. Характеристика образа Одиссея в поэмах Гомера.
Задние к экзамену: Сделать анализ одного литературного произведения, расскрыв влияние античной литертаруты на мировую литературу.
Литература Средних веков и Возрождения
1. Характеристика литературы раннего Средневековья.
2. Ирландские саги как образец раннего средневекового героического эпоса.
3. «Старшая Эдда» - эпос скандинавских народов.
4. Общая характеристика лирики вагантов.
5. Общая характеристика французских героических поэм.
6. «Песнь о Роланде» как лучший образец французского героического эпоса.
7. «Песнь о моем Сиде» как образец испанского героического эпоса.
8. Мифологические и исторические элементы в «Песни о Нибелунгах».
9. Характеристика основных жанров рыцарской лирики.
10. Характеристика основных циклов рыцарских романов.
11. Характеристика основных жанров городской литературы.
12. Каковы основные черты эпохи Возрождения?
13. Характеристика поэмы Данте «Божественная комедия».
14. Роман Боккаччо «Фьяметта» как первый психологический роман в литературе Нового времени.
15. «Декамерон» Боккаччо. Характеристика основных групп новелл. Проблематика новелл «Декамерона».
16. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Основные проблемы романа.
17. Периодизация творчества Шекспира. Характеристика основных произведений каждого периода.
18. Общая характеристика трагедии «Ромео и Джульетта».
19. «Дон Кихот» Сервантеса. Эволюция образа главного героя
Литература 17-18 веков
1.Характеристика основных направлений в литературе 17 века (ренессансный реализм, барокко, классицизм).
2.Ренессансный реализм и драматургия Лопе де Вега.
3.Барокко и драматургия Кальдерона.
4.Классицизм как основное литературное направление 17 века.
5.Первый этап французского классицизма. Его особенности. Драматургия Корнеля.
6.Второй этап французского классицизма. Его особенности. Драматургия Расина.
7.Жизнь и творчество Мольера.
8.Характеристика основных литературных направлений 18 века (просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм).
9.Раннее английское Просвещение. Дефо. Публицистика. Романы.
10.Зрелое английское Просвещение. Свифт. Публицистика. Роман «Путешествия Гулливера».
11.Семейно-бытовой роман Ричардсона.
12.Г.Филдинг. Особенности драматургии. Романы Филдинга как «комические эпопеи в прозе». «История Тома Джонса, найденыша».
13.Английский сентиментализм и творчество Стерна.
14.Поэзия Р. Бернса.
15.Общая характеристика литературы французского Просвещения.
16.Вольтер. Драматургия. Философские повести.
18.Ж.-Ж. Руссо и французский сентиментализм.
19.Драматургия Бомарше.
20.Общая характеристика литературы немецкого Просвещения.
21.Лессинг. Эстетика. Драматургия.
22.Периодизация литературной деятельности Гете – поэта, драматурга, прозаика, эссеиста.
23.Немецкий сентиментализм и роман Гете «Страдания юного Вертера»
24.Лирика Гете.
25.Трагедия Гете «Фауст».
26.Ранние драмы Шиллера. «Разбойники», «Коварство и любовь».
27.Лирика Шиллера.
Романтизм
1.Романтизм как художественный метод в европейском литературном процессе первой половины XIX века (культурно-философские и социально-исторические предпосылки возникновения, периодизация).
2.Немецкий романтизм. Этапы развития. Эволюция эстетических принципов.
3.Философия и эстетика йенского романтизма. Модель мира и концепция личности (по «Фрагментам» Новалиса и Ф. Шлегеля).
4.Философско-эстетические идеи Новалиса.
5.«Генрих фон Офтердинген» Новалиса: жанр, композиция, концепция мира и человека, символика голубого цветка.
6.Поэтика и проблематика поздних произведений Новалиса «Гимны к ночи», «Духовные песни».
7.Общая характеристика творчества Л. Тика. Воплощение эстетических принципов романтизма в новелле «Белокурый Экберт».
8.Философия и эстетика гейдельбергского романтизма: концепция мира и человека, ориентация на фольклор.
9.Новеллистическое творчество Г. фон Клейста.
10.Поэтика повести А. фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля».
11.«Фантазии в манере Калло» Э.Т.А. Гофмана (поэтика новелл «Кавалер Глюк», «Дон Жуан»).
12.Мотив двойничества и романтическая ирония в повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок».
13.Христианские мотивы в «Эликсирах дьявола» Э.Т.А. Гофмана.
14.Романтическое двоемирие и функции фантастики в повести Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес».
15.Поэтика романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (особенности композиции, конфликта, роль гротеска, ирония).
16.Сборник Г. Гейне «Книга песен». Структура книги, основные темы и образы. Эволюция лирического героя.
17.Творчество Г. Гейне 1840-х гг. Поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка».
18.Английский романтизм: предпосылки возникновения, этапы развития, основные эстетические принципы.
19.Воплощение романтического мировосприятия в «Песнях Невинности и Опыта» У. Блейка (принцип соответствия, контраст, воображение, мифология).
20.«Озерная школа» в истории английского романтизма. «Предисловие к Лирическим балладам».
21.Лирика У. Вордсворта (классификация, проблематика, романтическая образность).
22.Творчество С. Кольриджа («Сказание о старом мореходе», «Кристабель», «Кубла-Хан»).
23.Христианская проблематика в балладах Р. Саути.
24.Эстетические идеи П.Б. Шелли (трактат «Защита поэзии»).
25.Лирика П. Б. Шелли.
26.Лирическая драма П.Б. Шелли «Освобожденный Прометей».
27.Основные этапы творческого пути Дж.Г. Байрона. Лирика Дж. Г. Байрона.
28.«Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона (специфика жанра, композиции, конфликта, лирического героя, концепции мира).
29.«Восточные поэмы» Дж.Г. Байрона («Гяур», «Корсар», «Лара»).
30.Философские драмы Дж.Г. Байрона «Манфред» и «Каин» (жанровые особенности, хронотоп, символика).
31.Концепция истории В. Скотта. Поэтика романа «Айвенго».
32.Концепции историзма В. Скотта и В. Гюго.
33.Особенности развития французского романтизма.
34.Французский исповедальный роман. Ф.Р. де Шатобриан «Рене». Б. Констан «Адольф». А. де Мюссе «Исповедь сына века».
35.Общая характеристика творчества Жорж Санд. Поэтика и проблематика романа Жорж Санд «Индиана».
36.Философия любви и брака в романе Жорж Санд «Жак».
37.Творческий путь В. Гюго. «Предисловие» к драме Гюго «Кромвель» как эстетический манифест французского романтизма.
38.Принципы историзма В. Гюго. Поэтика исторического романа «Собор Парижской богоматери».
39.Национальная специфика польского романтизма. Поэма А. Мицкевича «Гражина».
40.Своеобразие американского романтизма. Предпосылки формирования. Этапы развития.
41.Романтическая новеллистика В. Ирвинга.
42.Общая характеристика творчества Дж.Ф. Купера. Поэтика романа «Последний из могикан» (проблема национальной ментальности, концепция естественной личности, семантика оппозиции природное/цивилизованное).
43.Философско-эстетическая концепция Э.А. По (статьи «Эстетический принцип», «Философия творчества»).
44.Новеллистическое творчество Э.А. По.
45.Американский трансцендентализм. Философско-эстетические идеи Р. Эмерсона, их влияние на американскую литературу.
47.Листья Травы» У. Уитмена (композиция книги, особенности философии и лирического героя).
Реализм
1. Философские, политические, эстетические взгляды Ф. Стендаля.
2. Понятие «романтизма» у Стендаля. Трактат «Расин и Шекспир».
3. Романтическое и реалистическое начала в новелле Стендаля «Ванина Ванини».
4. Социально-психологический роман Ф. Стендаля «Красное и черное».
5. «Пармская обитель» Ф. Стендаля. Л.Н. Толстой о романе.
6. О. де Бальзак. Основные этапы жизни и творчества.
7. Предисловие к «Человеческой комедии» – манифест эстетики реализма.
8. Общая характеристика «Человеческой комедии».
9. Повесть «Гобсек» как отражение конфликтов современной действительности.
10. Личность и среда в романе Бальзака «Евгения Гранде».
11. Отец Горио – король Лир XIX века.
12. П. Мериме. Жизненный и творческий путь писателя. Мериме и русская литература.
13. Новеллы Мериме из светской жизни.
14. Экзотические новеллы Мериме.
15. Генрих Гейне – последний поэт немецкого романтизма и его первый критик.
16. Поэзия и проза Гейне в контексте общественно-литературного развития 30-40-х годов.
17. Эстетика английского реализма. «Блестящая школа английских романистов».
18. Ч. Диккенс. Этапы жизни и творчества.
19. Характеристика каждого периода творчества писателя. Анализ одного из самых ярких романов каждого периода.
20. Обзор творчества В. Теккерея.
21. «Ярмарка тщеславия» – вершина реалистического мастерства Теккерея.
22. Роман Ш. Бронте «Джен Эйр» в контексте английской литературы 40-х годов.
23. Своеобразие реализма Ш. Бронте. Романтическое начало в ее творчестве.
24. Особенности французского реализма 50-60-х годов.
25. Философские и политические взгляды Флобера. Его эстетические принципы.
26. Исторический роман Флобера «Саламбо».
27. Тема утраченных чувств в «Воспитании чувств» Флобера.
28. Роман «Госпожа Бовари» – новое слово во французской и европейской литературе.
Литература 1 пол. ХХ века
1. Основные философские и эстетические принципы экзистенциализма.
2. Основные эстетические принципы модернизма.
3. Основные эстетические принципы экспрессионизма.
4. Франц Кафка. Мировоззрение. Анализ одной новеллы («Превращение», «Процесс», «Посторонний» и др.).
5. Литература потерянного поколения. Примеры.
6. Ремарк и литература «потерянного поколения». Раскрыть на примере романа «На западном фронте без перемен».
7. Хемингуэй и литература «потерянного поколения». На примерах из творчества.
8. Творчество А. Камю.
9. Творчество Ф. Мориака.
10. Творчество Т. Манна.
11. Творчество А. Сент-Экзюпери.
12. Творчество Д.Олдриджа.
20. Общая характеристика литературы Франции во 2 пол. ХХ века. Проблематика произведений Робера Мерля
экзамен в 10 семестре
Литература 2 пол. ХХ века
1.Охарактеризуйте лит. ситуацию 2 пол. ХХ в.
2.Дайте определение экзистенциализму.
3.Определите тему и идею произведения «Старик и море» Э.Хемигуэйя. Охарактеризуйте образ старика Сантьяго.
4.Общая характеристика литературы Франции во 2 пол. ХХ века. Проблематика произведений Робера Мерля
5.Немецкая литература во 2 пол. ХХ века. Проблематика прозы Генриха Бёлля.
6.Литература Великобритании во 2 пол. ХХ века. Особенности прозы Айрис Мердок.
7. Литература США во 2 пол. ХХ века
Современная литература (экзамен в 10 семестре)
1.Современная англоязычная литература.
2.Современная немецкоязычная литература.
3.Современная франкоязычная литература.
4.Творчество Хорхе Луиса Борхеса.
5.Творчество Хулио Кортасара.
6.Творчество Гарсиа Маркеса.
7.Творчество Милорада Павича.
8.Творчество Милана Кундеры.
9.Литература Японии.
11.Творчество Мишеля Уэльбека и Фредерика Бегбедера.
12.Творчество Джулиана Барнса.
13.Современные тексты о евангельских событиях.
14.Современная массовая литература (интеллектуальный вариант): Коэльо, Бах, Вербер, Паланик, Браун.
15.Постмодернизм в зарубежной литературе. Возникновение, эстетика.
16.Проблематика романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
17.Образ главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
18.Проблематика романа П. Зюскинда «Парфюмер».
19.Образ главного героя в романе П. Зюскинда «Парфюмер». Психологический портрет героя.
20.Проблема гения в романе П. Зюскинда «Парфюмер».
21.Ирония в романе П. Зюскинда «Парфюмер».
22.«Черный юмор» в прозе Д. Бартельми.
23.Проявление «черного юмора» в прозе Т. Пинчона.
24.Проблематика произведений П. Коэльо. «Алхимик» Коэльо.
Задние к экзамену: Сделать структуральный анализ одного литературного произведения, расскрыв русско-зарубежные литературыне взаимосвязи.
Темы для сообщений
Новеллы Г.Манна.
Э.М.Ремарк как писатель-баталист.
Герои-фронтовики Ремарка в мирной жизни.
Образ Испании в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол».
Идейно-композиционное единство книги Хемингуэя «В наше время».
Ирония и сарказм в структуре романа Д.Олдингтона «Смерть героя»э
Образы героев Хемингуэя - представителей творческих профессий.
Рассказы Я.Гашека. Особенности конфликта.
Я.Гашек-журналист.
Прием журналистского расследования в репортажах Э.Э.Киша.
Рассказы К.Чапека. Герои и проблемы.
«РУР» К.Чапека как драма-антиутопия.
Материнство и война в драматургии К.Чапека («Мать») и Б.Брехта («Винтовки Терезы Каррар»).
«Взлет и падение города Махагони» Б.Брехта как пьеса-парабола.
Шиллеровские аллюзии в драме Б.Брехта «Святая Иоанна скотобоен».
Б.Брехт как «соавтор» В.Шекспира («Круглоголовые и остроголовые», «Кориолан»).
Л.Ренн как писатель «потерянного поколения» («Война», «После войны»).
Внутренний монолог в прозе Т.Вулфа.
Образ повествователя в рассказах и повестях Т.Вулфа.
Женские образы в романе С.Фицджеральда «Ночь нежна».
Великая крестьянская война как тема драматургии ХХ века («Флориан Гайер» Г.Гауптмана, «Бедный Конрад» Ф.Вольфа.).
Образ заглавного героя в драме Д.Осборна «Лютер».
Тема бунта и смирения в драме Сартра «Дьявол и господь Бог».
Образы нацистов в драме ФЫ.Вольфа «Профессор Мамлок».
Образ Германии в драме Б.Брехта «Страх и отчаяние Третьего рейха».
«Пляска смерти» Б.Келлермана как антифашистский роман.
Тема искусства в романе Л.Франка «Слева, где сердце».
Экзистенциальная проблематика в драме А.Миллера «Это случилось в Виши».
Образ заглавной героини в романе Л.Франка «Матильда».
Проблема нравственного выбора в драме А.Миллера «Вид с моста».
Проблема отчуждения людей в драматургии Э.Олби.
Поэтика экспрессионизма в драме В.Борхерта «Там, за дверью».
Конфликт личности и системы в драме Д.Ардена «Последнее прости Армстронга».
Уроки гуманизма в драме Ю.О’Нила «Луна для пасынков судьбы».
Байроновские аллюзии в драме О’Нила «Душа поэта».
Эсхиловские аллюзии в трилогии Ю.О’Нила «Траур – участь Электры».
Распад семейных отношений как проблема западной драмы («Играем Стриндберга» Ф.Дюрренматта и «Не боимся Вирджинии Вулф» Э.Олби).
«Имя розы» У.Эко как исторический роман.
«Имя розы» У.Эко как детектив
Поэтика и проблематика рассказов И.Б.Зингера
Аргентинская проблематика в рассказах Л.Х.Борхеса.
Тема Востока в рассказах Л.Х.Борхеса.
Тема всемирной культуры в рассказах Л.Х.Борхеса.
Образ повествователя в романе Г.Миллера «Тропик рака»
Поэтика абсурда в пьесе С.Беккета «В ожидании Годо».
Конфликт нового и старого в романе Д.Апдайка «Ферма».
Гуманистический пафос повести Д.Олдриджа «Удивительный монгол».
«Шпиль» У.Голдинга как повесть-притча.
Образы неандертальских людей в повести У.Голдинга «Наследник».
Тема безумия в романе А.Силлитоу «Дерево в огне».
Образ Гарри Халлера в романе Г.Гессе «Степной волк.
Образ пустыни в произведениях Экзюпери.
Образы писателей в фантастических рассказах Р.Бредбери.
Образы марсиан в «Марсианских хрониках» Р.Бредбери.
Тема исключительной памяти в рассказах С.Цвейга («Мендель-букинист», «Шахматная новелла»).
Образы детей в новеллах С.Цвейга («Жгучая тайна», «Гувернантка»).
Герои «одной страсти» в новеллах С.Цвейга.
Тема преступной совести в новеллах С.Цвейга («Улица в лунном свете», «Амок»).
Поэтика барокко в романе Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества».
Образ карнавала в повести Ж.Амаду «Исчезновение святой».
Тема безумия в повести М.Фриша «Человек появляется в эпоху голоцена».
Образ Перегрина в драме М.Фриша «Санта-Крус».
Образ Огюста Конта в романе Р.Мерля «Мальвиль».
Образ «Земли» в романе Р.Мерля «Мадрапур» и в произведениях Экзюпери
«Любовь под вязами» Ю.О’Нила как вариант «американской трагедии».
Традиции Ю.О’Нила («Косматая обезьяна») в пьесе Э.Олби «Это случилось в зоопарке».
Своеобразие конфликта в пьесе Ю.О’Нила «Все дети божьи имеют крылья».
Проблемы эстетики в книге Э.Хемингуэя «Зеленые холмы Африки».
Модернизм как художественное направление в литературе ХХ века.
Литература «потока сознания». Джеймс Джойс.
URL: http://biblio-online.ru/bcode/450603
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.