2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_История зарубежной литературы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История зарубежной литературы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 4, 5 зачет 3
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
22
самостоятельная работа
456
аудиторные занятия
62
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
15 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
540
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
8
8
8
8
20
20
Практические
4
4
22
22
16
16
42
42
Итого ауд.
8
8
30
30
24
24
62
62
Кoнтактная рабoта
8
8
30
30
24
24
62
62
Сам. работа
60
60
213
213
183
183
456
456
Часы на контроль
4
4
9
9
9
9
22
22
Итого
72
72
252
252
216
216
540
540
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Галиуллин Р.Р. _________________
 
 
История зарубежной литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  у обучающихся  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями мировой литературы для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить навыки применения методов научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения
1.4
развить умения,  позволяющих  самостоятельно анализировать научную информацию, необходимую для решения профессиональных задач
1.5
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе художественных произведений, литературных явлений, опираясь на научное мировоззрение
1.6
сформировать умение осуществлять педагогическую деятельность
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.2
Иностранный язык
2.1.3
Общая и социальная психология
2.1.4
Производственная практика по внеурочной работе
2.1.5
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.6
Психолого-педагогический практикум
2.1.7
Стилистика
2.1.8
Введение в литературоведение
2.1.9
Введение в языкознание
2.1.10
История (история России, всеобщая история)
2.1.11
Концепции современного естествознания
2.1.12
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.13
Русский язык и культура речи
2.1.14
Философия  
2.1.15
Фольклор
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
ОПК-4.3: Применяет способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные компоненты образовательных программ
3.1.2
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.3
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.4
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5
основные понятия и закономерности в предметной области "Литература" в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.6
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.7
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.8
задачи и методы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.9
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.10
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.11
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.12
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.13
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
3.1.14
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.15
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.16
закономерности развития мировой литературы
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
3.2.2
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.4
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
3.2.5
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.6
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.7
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.8
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература"
3.2.9
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
3.2.10
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературы для формирования научного мировоззрения;
3.2.11
научно обосновывать собственную позицию при анализе произведений русского фольклора;
3.2.12
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.2.13
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.14
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.15
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература"
3.2.16
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проектирования разных  видов образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС;
3.3.2
навыками разрабатывания  образовательных програмы по учебному предмету в соответствии с ФГОС;
3.3.3
навыками реализации разных видов образовательных программ   в соответствии с ФГОС;
3.3.4
навыками научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.5
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
3.3.6
навыками формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.7
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.8
опытом разрабатывания программ воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.9
навыки анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.10
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.11
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета "Литература"
3.3.12
навыками научного анализа теоретических источников по истории литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.13
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
3.3.14
навыками формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельностинавыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.15
навыки разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.16
навыками использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Античная литература

 
1.1
Особенности античной литературы. Древнегреческая литература /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

1
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
1.2
"Илиада" и "Одиссея" Гомера как образцы героического эпоса /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

1
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
 
1.3
Древнегреческая мифология /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
3
0
 
1.4
Дидактический эпос Гесиода /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
3
0
 
1.5
Древнегреческая лирика /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
3
0
 
1.6
Древнегреческая трагедия и комедия /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
3
0
 
1.7
Древнегреческая эллинистическая литература  /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

8
ОПК-8.1
3
0
 
1.8
Литература Древнего Рима /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
3
0
 
1.9
Мифология Древнего Рима /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

8
ОПК-8.1
3
0
 
1.10
Литература Древнего Рима конца Республики /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

8
ОПК-8.1
3
0
 
1.11
Древнеримский театр /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

8
ОПК-8.1
3
0
 
1.12
Древнеримская лирика /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.2

Э1 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 2. История зарубежной литературы средних веков

 
2.1
Зарубежная литература раннего Средневековья /Лек/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э1 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
3
0
 
2.2
Средневековый эпос /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э1 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
3
0
 
2.3
Клерикальная литература /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
3
0
 
2.4
Зарубежная литература зрелого Средневековья /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
3
0
 
2.5
Рыцарская лирика /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
3
0
 
2.6
Рыцарский роман /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
3
0
 
2.7
/Зачёт/
Л1.5Л2.3

4
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 3. История зарубежной литературы эпохи Возрождения

 
3.1
Зарубежная литература эпохи Возрождения /Лек/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
3.2
Деятельность гуманистов /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

4
ОПК-8.1
4
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.3
Литература Италии эпохи Возрождения /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

12
ОПК-8.1
4
0
 
3.4
Творчество Данте /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
3.5
Творчество Петрарки /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
3.6
Творчество Боккаччо /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
3.7
Литература Франции эпохи Возрождения /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

24
ОПК-8.1
4
0
 
3.8
Творчество Рабле /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

24
ОПК-8.1
4
0
 
3.9
Литература Англии эпохи Возрождения /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

24
ОПК-8.1
4
0
 
3.10
Творчество Шекспира /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
3.11
Литература Испании эпохи Возрождения /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

24
ОПК-8.1
4
0
 
3.12
Творчество Сервантеса /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

24
ОПК-8.1
4
0
 
3.13
Северное Возрождение /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

22
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 4. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

 
4.1
Зарубежная литература XVII в. /Лек/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.2
Классицизм в зарубежной литературе /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.3
Французский классицизм /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.4
Барокко в зарубежной литературе /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

4
ОПК-8.1
4
0
 
4.5
Зарубежная литература XVIII в. /Лек/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.6
Сентиментализм в зарубежной литературе /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

11
ОПК-8.1
4
0
 
4.7
Литература Просвещения /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

24
ОПК-8.1
4
0
 
4.8
Роман в зарубежной литературе XVIII в. /Лек/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.9
Предромантизм /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

24
ОПК-8.1
4
0
 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
4.10
Литература эпохи Просвещения /Пр/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э4 Э5

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.11
/Экзамен/
Л2.3

9
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 5. История зарубежной литературы XIX в.

 
5.1
Романтизм как художественное направление и метод /Лек/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
5.2
Зарубежная литература XIX в.Романтизм /Пр/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
5
0
 
5.3
Романтизм в литературе Германии /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

10
ОПК-8.1
5
0
 
5.4
Творчество Гельдерлина /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

10
ОПК-8.1
5
0
 
5.5
Творчество Новалиса /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
5
0
 
5.6
Творчество Шамиссо /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

8
ОПК-8.1
5
0
 
5.7
Творчество Гофмана /Пр/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
5.8
Романтизм в литературе Англии /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
5
0
 
5.9
Творчество Байрона /Пр/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
5.10
Творчество Шелли /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
5
0
 
5.11
Творчество В. Скотта /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
5.12
Романтизм в литературе Франции /Лек/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
5.13
Романтизм в литературе Франции /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

10
ОПК-8.1
5
0
 
5.14
Творчество Гюго /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
5
0
 
5.15
Романтизм в литературе США /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

10
ОПК-8.1
5
0
 
5.16
Творчество По /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
5
0
 
5.17
Реализм как художественное направление и как художественный метод /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
5.18
Французский реализм XIX в. /Лек/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
5.19
Творчество Стендаля и Бальзака /Пр/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
5.20
Английский реализм XIX в. /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э4 Э5

10
ОПК-8.1
5
0
 
5.21
Творчество Диккенса и Теккерея /Пр/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э3 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
5.22
Немецкий реализм XIX в.  /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
5.23
Творчество Г. Гейне /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
5.24
Реализм в литературе США XIX в. /Ср/
Л1.4Л2.4Л3.2

Э4 Э5

10
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 6. История зарубежной литературы XX в.

 
6.1
Зарубежная литература первой половины XX в. /Лек/
Л1.2Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
6.2
Декаданс /Пр/
Л1.2Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
6.3
Модернизм  /Ср/
Л1.2Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
6.4
Литература Франции первой половины XX в. /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

12
ОПК-8.1
5
0
 
6.5
Творчество Т. Манна /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

12
ОПК-8.1
5
0
 
6.6
Литература Великобритании первой половины XX в.  /Лек/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
6.7
Литература Великобритании первой половины XX в.  /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
6.8
Литература США первой половины XX в. /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
6.9
Литература 1 пол. ХХ в. /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

23
ОПК-8.1
5
0
 
6.10
Зарубежная литература второй половины XX в.  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
6.11
Литература Франции второй половины XX в. /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
6.12
Литература Франции второй половины XX в. /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
6.13
Литература Германии /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
6.14
Литература Германии /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.15
Литература Великобритании второй половины XX в.  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
6.16
Постмодернизм /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

14
ОПК-8.1
5
0
 
6.17
Литература США второй половины XX в. /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
6.18
Литература ХХ века (чтение произведений по списку) /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 7. Современная зарубежная литература

 
7.1
Современная зарубежная литература /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
7.2
Современная литература в Англии /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
7.3
Французская современная литература  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
7.4
Проза Латинской Америки /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
7.5
Современная зарубежная литература /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
5
0
 
7.6
Постмодернизм и творчество У. Эко /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

1
ОПК-8.1
5
0
 
7.7
Современная немецкая литература /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
7.8
Литература США /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
7.9
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы для подготовки к экзамену в 8 семестре

Античная литература

1. Исторические условия формирования и периодизация античной литературы.

2. Отличительные признаки и специфика античной литературы.

3. Мифология как основа античной культуры (происхождение, периодизация, основные особенности).

4. Социально-историческая и мифологическая основа гомеровских поэм.

5. Художественные особенности гомеровских поэм.

6. Древнегреческая лирика: основные мотивы и жанры.

7. Происхождение и основные особенности древнегреческой трагедии.

8. Трагедии Эсхила и становление афинской демократии.

9. Трагедии Софокла и расцвет афинской демократии.

10. Трагедии Еврипида и упадок афинской демократии.

 
стр. 11
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
11. Эволюция древнегр3еческой комедии: от древнеаттической к новоаттической.

12. Происхождение и основные особенности исторической прозы древней Греции.

13. «Поэтика» Аристотеля: основные эстетические понятия и принципы.

14. Римское общество и культура: формирование особой нравственности и ее роль в развитии римского государства и культуры.

15. Эволюция древнеримской драматургии.

16. Проза древнего Рима: основные жанры, их рождение и эволюция.

17. Образ главного героя и основной конфликт трилогии Эсхила «Орестея».

18. Образ героической женщины в трагедии Софокла «Антигона».

19. Основной конфликт комедии Аристофана «Всадники».

20. Основные проблемы и художественные особенности поэмы Вергилия «Энеида».

21. Смысл названия и основные образы поэмы Овидия «Метаморфозы».

22. Лирика Горация: основные мотивы и жанры.

23. Образ главного героя в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой Осел». Роль вставной новеллы в произведении.

24. Основные Олимпийские боги и их функции.

25. Герои античной мифологии и их подвиги (Геракл. Тезей, Персей, Аргонавты).

26. Любовь в античной мифологии (Орфей, Одиссей, Пигмалион, Нарцисс и др. на выбор).

27. Образ Прометея в трагедии Эсхила.

28. Суть «трагической иронии» в «Царе Эдипе» Софокла.

29. Психологическая характеристика образа Медеи в трагедии Еврипида.

30. Психологическая характеристика образа Федры в трагедии Еврипида «Ипполит».

31. Философский смысл и актуальность комедии Аристофана «Облака».

32. Греческие вожди и их характеристика в «Илиаде» Гомера.

33. Женские образы в поэмах Гомера.

34. Ахилл и Гектор: сравнительный анализ образов.

35. Характеристика образа Одиссея в поэмах Гомера.

Задние к экзамену: Сделать  анализ одного литературного произведения, расскрыв влияние античной литертаруты на мировую литературу.

Литература Средних веков и Возрождения

1. Характеристика литературы раннего Средневековья.

2. Ирландские саги как образец раннего средневекового героического эпоса.

3. «Старшая Эдда» - эпос скандинавских народов.

4. Общая характеристика лирики вагантов.

5. Общая характеристика французских героических поэм.

6. «Песнь о Роланде» как лучший образец французского героического эпоса.

7. «Песнь о моем Сиде» как образец испанского героического эпоса.

8. Мифологические и исторические элементы в «Песни о Нибелунгах».

9. Характеристика основных жанров рыцарской лирики.

10. Характеристика основных циклов рыцарских романов.

11. Характеристика основных жанров городской литературы.

12. Каковы основные черты эпохи Возрождения?

13. Характеристика поэмы Данте «Божественная комедия».

14. Роман Боккаччо «Фьяметта» как первый психологический роман в литературе Нового времени.

15. «Декамерон» Боккаччо. Характеристика основных групп новелл. Проблематика новелл «Декамерона».

16. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Основные проблемы романа.

17. Периодизация творчества Шекспира. Характеристика основных произведений каждого периода.

18. Общая характеристика трагедии «Ромео и Джульетта».

19. «Дон Кихот» Сервантеса. Эволюция образа главного героя

Литература 17-18 веков

1.Характеристика основных направлений в литературе 17 века (ренессансный реализм, барокко, классицизм).

2.Ренессансный реализм и драматургия Лопе де Вега.

3.Барокко и драматургия Кальдерона.

4.Классицизм как основное литературное направление 17 века.

5.Первый этап французского классицизма. Его особенности. Драматургия Корнеля.

6.Второй этап французского классицизма. Его особенности. Драматургия Расина.

7.Жизнь и творчество Мольера.

8.Характеристика основных литературных направлений 18 века (просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм).

9.Раннее английское Просвещение. Дефо. Публицистика. Романы.

10.Зрелое английское Просвещение. Свифт. Публицистика. Роман «Путешествия Гулливера».

11.Семейно-бытовой роман Ричардсона.

12.Г.Филдинг. Особенности драматургии. Романы Филдинга как «комические эпопеи в прозе». «История Тома Джонса, найденыша».

13.Английский сентиментализм и творчество Стерна.

14.Поэзия Р. Бернса.

15.Общая характеристика литературы французского Просвещения.

16.Вольтер. Драматургия. Философские повести.

 
стр. 12
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
17.Дидро и «Энциклопедия». Эстетика Дидро. Философские повести.

18.Ж.-Ж. Руссо и французский сентиментализм.

19.Драматургия Бомарше.

20.Общая характеристика литературы немецкого Просвещения.

21.Лессинг. Эстетика. Драматургия.

22.Периодизация литературной деятельности Гете – поэта, драматурга, прозаика, эссеиста.

23.Немецкий сентиментализм и роман Гете «Страдания юного Вертера»

24.Лирика Гете.

25.Трагедия Гете «Фауст».

26.Ранние драмы Шиллера. «Разбойники», «Коварство и любовь».

27.Лирика Шиллера.

Романтизм

1.Романтизм как художественный метод в европейском литературном процессе первой половины XIX века (культурно-философские и социально-исторические предпосылки возникновения, периодизация).

2.Немецкий романтизм. Этапы развития. Эволюция эстетических принципов.

3.Философия и эстетика йенского романтизма. Модель мира и концепция личности (по «Фрагментам» Новалиса и Ф. Шлегеля).

4.Философско-эстетические идеи Новалиса.

5.«Генрих фон Офтердинген» Новалиса: жанр, композиция, концепция мира и человека, символика голубого цветка.

6.Поэтика и проблематика поздних произведений Новалиса «Гимны к ночи», «Духовные песни».

7.Общая характеристика творчества Л. Тика. Воплощение эстетических принципов романтизма в новелле «Белокурый Экберт».

8.Философия и эстетика гейдельбергского романтизма: концепция мира и человека, ориентация на фольклор.

9.Новеллистическое творчество Г. фон Клейста.

10.Поэтика повести А. фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля».

11.«Фантазии в манере Калло» Э.Т.А. Гофмана (поэтика новелл «Кавалер Глюк», «Дон Жуан»).

12.Мотив двойничества и романтическая ирония в повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок».

13.Христианские мотивы в «Эликсирах дьявола» Э.Т.А. Гофмана.

14.Романтическое двоемирие и функции фантастики в повести Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес».

15.Поэтика романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (особенности композиции, конфликта, роль гротеска, ирония).

16.Сборник Г. Гейне «Книга песен». Структура книги, основные темы и образы. Эволюция лирического героя.

17.Творчество Г. Гейне 1840-х гг. Поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка».

18.Английский романтизм: предпосылки возникновения, этапы развития, основные эстетические принципы.

19.Воплощение романтического мировосприятия в «Песнях Невинности и Опыта» У. Блейка (принцип соответствия, контраст, воображение, мифология).

20.«Озерная школа» в истории английского романтизма. «Предисловие к Лирическим балладам».

21.Лирика У. Вордсворта (классификация, проблематика, романтическая образность).

22.Творчество С. Кольриджа («Сказание о старом мореходе», «Кристабель», «Кубла-Хан»).

23.Христианская проблематика в балладах Р. Саути.

24.Эстетические идеи П.Б. Шелли (трактат «Защита поэзии»).

25.Лирика П. Б. Шелли.

26.Лирическая драма П.Б. Шелли «Освобожденный Прометей».

27.Основные этапы творческого пути Дж.Г. Байрона. Лирика Дж. Г. Байрона.

28.«Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона (специфика жанра, композиции, конфликта, лирического героя, концепции мира).

29.«Восточные поэмы» Дж.Г. Байрона («Гяур», «Корсар», «Лара»).

30.Философские драмы Дж.Г. Байрона «Манфред» и «Каин» (жанровые особенности, хронотоп, символика).

31.Концепция истории В. Скотта. Поэтика романа «Айвенго».

32.Концепции историзма В. Скотта и В. Гюго.

33.Особенности развития французского романтизма.

34.Французский исповедальный роман. Ф.Р. де Шатобриан «Рене». Б. Констан «Адольф». А. де Мюссе «Исповедь сына века».

35.Общая характеристика творчества Жорж Санд. Поэтика и проблематика романа Жорж Санд «Индиана».

36.Философия любви и брака в романе Жорж Санд «Жак».

37.Творческий путь В. Гюго. «Предисловие» к драме Гюго «Кромвель» как эстетический манифест французского романтизма.

38.Принципы историзма В. Гюго. Поэтика исторического романа «Собор Парижской богоматери».

39.Национальная специфика польского романтизма. Поэма А. Мицкевича «Гражина».

40.Своеобразие американского романтизма. Предпосылки формирования. Этапы развития.

41.Романтическая новеллистика В. Ирвинга.

42.Общая характеристика творчества Дж.Ф. Купера. Поэтика романа «Последний из могикан» (проблема национальной ментальности, концепция естественной личности, семантика оппозиции природное/цивилизованное).

43.Философско-эстетическая концепция Э.А. По (статьи «Эстетический принцип», «Философия творчества»).

44.Новеллистическое творчество Э.А. По.

45.Американский трансцендентализм. Философско-эстетические идеи Р. Эмерсона, их влияние на американскую литературу.

 
стр. 13
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
46.Художественно-философская картина мира в «Уолдене, или Жизни в лесу» Г.Д. Торо.

47.Листья Травы» У. Уитмена (композиция книги, особенности философии и лирического героя).

Реализм

1. Философские, политические, эстетические взгляды Ф. Стендаля.

2. Понятие «романтизма» у Стендаля. Трактат «Расин и Шекспир».

3. Романтическое и реалистическое начала в новелле Стендаля «Ванина Ванини».

4. Социально-психологический роман Ф. Стендаля «Красное и черное».

5. «Пармская обитель» Ф. Стендаля. Л.Н. Толстой о романе.

6. О. де Бальзак. Основные этапы жизни и творчества.

7. Предисловие к «Человеческой комедии» – манифест эстетики реализма.

8. Общая характеристика «Человеческой комедии».

9. Повесть «Гобсек» как отражение конфликтов современной действительности.

10. Личность и среда в романе Бальзака «Евгения Гранде».

11. Отец Горио – король Лир XIX века.

12. П. Мериме. Жизненный и творческий путь писателя. Мериме и русская литература.

13. Новеллы Мериме из светской жизни.

14. Экзотические новеллы Мериме.

15. Генрих Гейне – последний поэт немецкого романтизма и его первый критик.

16. Поэзия и проза Гейне в контексте общественно-литературного развития 30-40-х годов.

17. Эстетика английского реализма. «Блестящая школа английских романистов».

18. Ч. Диккенс. Этапы жизни и творчества.

19. Характеристика каждого периода творчества писателя. Анализ одного из самых ярких романов каждого периода.

20. Обзор творчества В. Теккерея.

21. «Ярмарка тщеславия» – вершина реалистического мастерства Теккерея.

22. Роман Ш. Бронте «Джен Эйр» в контексте английской литературы 40-х годов.

23. Своеобразие реализма Ш. Бронте. Романтическое начало в ее творчестве.

24. Особенности французского реализма 50-60-х годов.

25. Философские и политические взгляды Флобера. Его эстетические принципы.

26. Исторический роман Флобера «Саламбо».

27. Тема утраченных чувств в «Воспитании чувств» Флобера.

28. Роман «Госпожа Бовари» – новое слово во французской и европейской литературе.

Литература 1 пол. ХХ века

1. Основные философские и эстетические принципы экзистенциализма.

2. Основные эстетические принципы модернизма.

3. Основные эстетические принципы экспрессионизма.

4. Франц Кафка.  Мировоззрение. Анализ одной  новеллы («Превращение», «Процесс», «Посторонний» и др.).

5. Литература потерянного поколения. Примеры.

6. Ремарк и литература «потерянного поколения». Раскрыть на примере романа «На западном фронте без перемен».

7. Хемингуэй и литература «потерянного поколения». На примерах из творчества.

8. Творчество А. Камю.

9.  Творчество Ф. Мориака.

10. Творчество Т. Манна.

11. Творчество А. Сент-Экзюпери.

12. Творчество Д.Олдриджа.

20. Общая характеристика литературы Франции во 2 пол. ХХ века. Проблематика произведений Робера Мерля

экзамен в 10 семестре

Литература 2 пол. ХХ века

1.Охарактеризуйте лит. ситуацию 2 пол. ХХ в.

2.Дайте определение экзистенциализму.

3.Определите тему и идею произведения «Старик и море» Э.Хемигуэйя. Охарактеризуйте образ старика Сантьяго.

4.Общая характеристика литературы Франции во 2 пол. ХХ века. Проблематика произведений Робера Мерля

5.Немецкая литература во 2 пол. ХХ века. Проблематика прозы Генриха Бёлля.

6.Литература Великобритании во 2 пол. ХХ века. Особенности прозы Айрис Мердок.

7. Литература США во 2 пол. ХХ века

Современная литература (экзамен в 10 семестре)

1.Современная англоязычная литература.

2.Современная немецкоязычная литература.

3.Современная франкоязычная литература.

4.Творчество Хорхе Луиса Борхеса.

5.Творчество Хулио Кортасара.

6.Творчество Гарсиа Маркеса.

7.Творчество Милорада Павича.

8.Творчество Милана Кундеры.

9.Литература Японии.

 
стр. 14
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
10.Творчество Умберто Эко.

11.Творчество Мишеля Уэльбека и Фредерика Бегбедера.

12.Творчество Джулиана Барнса.

13.Современные тексты о евангельских событиях.

14.Современная  массовая  литература  (интеллектуальный вариант): Коэльо, Бах, Вербер, Паланик, Браун.

15.Постмодернизм в зарубежной литературе. Возникновение, эстетика.

16.Проблематика романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

17.Образ главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

18.Проблематика романа П. Зюскинда «Парфюмер».

19.Образ главного героя в романе П. Зюскинда «Парфюмер». Психологический портрет героя.

20.Проблема гения в романе П. Зюскинда «Парфюмер».

21.Ирония в романе П. Зюскинда «Парфюмер».

22.«Черный юмор» в прозе Д. Бартельми.

23.Проявление «черного юмора» в прозе Т. Пинчона.

24.Проблематика произведений П. Коэльо. «Алхимик» Коэльо.

Задние к экзамену: Сделать структуральный анализ одного литературного произведения, расскрыв русско-зарубежные литературыне взаимосвязи.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы для сообщений

Новеллы Г.Манна.

Э.М.Ремарк как писатель-баталист.

Герои-фронтовики Ремарка в мирной жизни.

Образ Испании в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол».

Идейно-композиционное единство книги Хемингуэя «В наше время».

Ирония и сарказм в структуре романа Д.Олдингтона «Смерть героя»э

Образы героев Хемингуэя - представителей творческих профессий.

Рассказы Я.Гашека. Особенности конфликта.

Я.Гашек-журналист.

Прием журналистского расследования в репортажах Э.Э.Киша.

Рассказы К.Чапека. Герои и проблемы.

«РУР» К.Чапека как драма-антиутопия.

Материнство и война в драматургии К.Чапека («Мать») и Б.Брехта («Винтовки Терезы Каррар»).

«Взлет и падение города Махагони» Б.Брехта как пьеса-парабола.

Шиллеровские аллюзии в драме Б.Брехта «Святая Иоанна скотобоен».

Б.Брехт как «соавтор» В.Шекспира («Круглоголовые и остроголовые», «Кориолан»).

Л.Ренн как писатель «потерянного поколения» («Война», «После войны»).

Внутренний монолог в прозе Т.Вулфа.

Образ повествователя в рассказах и повестях Т.Вулфа.

Женские образы в романе С.Фицджеральда «Ночь нежна».

Великая крестьянская война как тема драматургии ХХ века («Флориан Гайер» Г.Гауптмана, «Бедный Конрад» Ф.Вольфа.).

Образ заглавного героя в драме Д.Осборна «Лютер».

Тема бунта и смирения в драме Сартра «Дьявол и господь Бог».

Образы нацистов в драме ФЫ.Вольфа «Профессор Мамлок».

Образ Германии в драме Б.Брехта «Страх и отчаяние Третьего рейха».

«Пляска смерти» Б.Келлермана как антифашистский роман.

Тема искусства в романе Л.Франка «Слева, где сердце».

Экзистенциальная проблематика в драме А.Миллера «Это случилось в Виши».

Образ заглавной героини в романе Л.Франка «Матильда».

Проблема нравственного выбора в драме А.Миллера «Вид с моста».

Проблема отчуждения людей в драматургии Э.Олби.

Поэтика экспрессионизма в драме В.Борхерта «Там, за дверью».

Конфликт личности и системы в драме Д.Ардена «Последнее прости Армстронга».

Уроки гуманизма в драме Ю.О’Нила «Луна для пасынков судьбы».

Байроновские аллюзии в драме О’Нила «Душа поэта».

Эсхиловские аллюзии в трилогии Ю.О’Нила «Траур – участь Электры».

Распад семейных отношений как проблема западной драмы («Играем Стриндберга» Ф.Дюрренматта и «Не боимся Вирджинии Вулф» Э.Олби).

«Имя розы» У.Эко как исторический роман.

«Имя розы» У.Эко как детектив

Поэтика и проблематика рассказов И.Б.Зингера

Аргентинская проблематика в рассказах Л.Х.Борхеса.

Тема Востока в рассказах Л.Х.Борхеса.

Тема всемирной культуры в рассказах Л.Х.Борхеса.

Образ повествователя в романе Г.Миллера «Тропик рака»

Поэтика абсурда в пьесе С.Беккета «В ожидании Годо».

 
стр. 15
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Проблема выбора в романе А.Мердок «Алое и зеленое».

Конфликт нового и старого в романе Д.Апдайка «Ферма».

Гуманистический пафос повести Д.Олдриджа «Удивительный монгол».

«Шпиль» У.Голдинга как повесть-притча.

Образы неандертальских людей в повести У.Голдинга «Наследник».

Тема безумия в романе А.Силлитоу «Дерево в огне».

Образ Гарри Халлера в романе Г.Гессе «Степной волк.

Образ пустыни в произведениях Экзюпери.

Образы писателей в фантастических рассказах Р.Бредбери.

Образы марсиан в «Марсианских хрониках» Р.Бредбери.

Тема исключительной памяти в рассказах С.Цвейга («Мендель-букинист», «Шахматная новелла»).

Образы детей в новеллах С.Цвейга («Жгучая тайна», «Гувернантка»).

Герои «одной страсти» в новеллах С.Цвейга.

Тема преступной совести в новеллах С.Цвейга («Улица в лунном свете», «Амок»).

Поэтика барокко в романе Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества».

Образ карнавала в повести Ж.Амаду «Исчезновение святой».

Тема безумия в повести М.Фриша «Человек появляется в эпоху голоцена».

Образ Перегрина в драме М.Фриша «Санта-Крус».

Образ Огюста Конта в романе Р.Мерля «Мальвиль».

Образ «Земли» в романе Р.Мерля «Мадрапур» и в произведениях Экзюпери

«Любовь под вязами» Ю.О’Нила как вариант «американской трагедии».

Традиции Ю.О’Нила («Косматая обезьяна») в пьесе Э.Олби «Это случилось в зоопарке».

Своеобразие конфликта в пьесе Ю.О’Нила «Все дети божьи имеют крылья».

Проблемы эстетики в книге Э.Хемингуэя «Зеленые холмы Африки».

Модернизм как художественное направление в литературе ХХ века.

Литература «потока сознания». Джеймс Джойс.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Толмачева, В.М.
Зарубежная литература XX века в 2 т. Т. 2. Вторая половина XX века - начало XXI века : учебник для  бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Бакалавр.). — ISBN 978-5-534-08191-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433096
Москва: Юрайт, 2019
 
Л1.2
Толмачева, В.М.
Зарубежная литература XX века в 2 т. Т. 1. Первая половина XX века : учебник для бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 430 с. — (Бакалавр.). — ISBN 978-5-534-08391-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://urait.ru/bcode/450052 
Москва: Юрайт, 2019
 
Л1.3
И.М. Тронский
История античной литературы : учебник для вузов / И. М. Тронский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 564 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-11268-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445282
М.: Юрайт, 2019
 
Л1.4
Апенко Е.М.
История зарубежной литературы XIX века : учебник для академического бакалавриата / Е. М. Апенко [и др.] ; под редакцией Е. М. Апенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 418 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03182-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —

URL: http://biblio-online.ru/bcode/450603  

Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 16
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.5
Ганин В.Н. 
История зарубежной литературы XVII-XVIII веков : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Ганин, В. А. Луков, Е. Н. Чернозёмова ; под редакцией В. Н. Ганина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 415 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5617-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452970 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лосев А.Ф.
Античная литература : учебник для высшей школы / А.Ф. Лосев .— 7-е изд., стер .— М. : ЧеРо, 2005 .— 543с. : ил + .— ISBN 5-98119-389-1.
М.: ЧеРо, 2005
 
Л2.2
Андреев Л.Г.
Зарубежная литература XX века: учеб. для вузов/ Л.Г. Андреев 
М.: Высшая школа, 2000
 
Л2.3
Б.А. Гиленсон
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения в 2 ч. Часть 1. Средние века : учебник и практикум  / М. П. Алексеев [и др.] ; под редакцией Л. Н. Полубояриновой, О. А. Светлаковой, А. А. Чамеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 214 с. . — ISBN 978-5-9916-1270-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433198
М.: Юрайт, 2019
 
Л2.4
Рабинович В.С. 
История зарубежной литературы XIX века. Романтизм [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рабинович В.С.— Электрон. текстовые данные.— Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68334.html.— ЭБС «IPRbooks»
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, , 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Михальская Н.П., Дудова Л.В.
Зарубежная литература XX века: Практикум/ Н.П.Михальская , Л.В.Дудова 
М.: Флинта, 1999
 
Л3.2
Ахатова, З.Ф. 
Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «История зарубежной литературы» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 62 с - URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/История зарубежной литературы_Ахатова ЗФ.pdf 
НГПУ, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Античная литература. - Режим доступа: http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/253724-1-veraksich-antichnaya-literatura-kurs-lekciy-oglavlenie-predislovie-tema-osobennosti-razvitiya-antichnogo-obschestva-ant.php
 
Э2
Зарубежная литература ХХ века. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785000192436-SCN0000/000.html
 
Э3
Лекции по зарубежной литературе 19 века. - Режим доступа: https://students-library.com/library/categories/1545-lekcii-po-zarubeznoj-literature-xix-veka
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
стр. 17
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть 

 
стр. 18
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

 
стр. 19
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.